СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе (Школа 2100) на тему: Сказки о глупости. Русская сатирическая сказка «Три калача и одна баранка».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по литературному чтению во 2 классе на тему: Сказки о глупости. Русская сатирическая сказка «Три калача и одна баранка», проведённого в рамках семинара «ФГОС в действии»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению во 2 классе (Школа 2100) на тему: Сказки о глупости. Русская сатирическая сказка «Три калача и одна баранка».»

Министерство образования республики Башкортостан МОБУ СОШ д. Улукулево муниципального района

Кармаскалинский район











Разработка урока по литературному чтению во 2 классе на тему: Сказки о глупости. Русская сатирическая сказка «Три калача и одна баранка», проведённого в рамках семинара «ФГОС в действии»





Разработала и провела

учитель начальных классов

МОБУ СОШ д. Улукулево

Паниченко А.А..







Улукулево

Тема: Сказки о глупости. Русская сатирическая сказка «Три калача и одна баранка». (С презентацией)

Цели:

– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;

– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, карточки для работы в парах.


Этапы урока

Ход урока


Ι. Актуализация знаний.





1. Проверка домашнего задания.

1. Оформление и обсуждение выставки рисунков.

2. «Озвучивание» рисунков. (Чтение соответствующих фрагментов сказки.)

2. Работа в парах (с карточками)


Соедините правильно стрелкой сказки с их названиями. Подчеркните лишнюю.

Богатырская сказка

Сказка о животных

Бытовая сказка

Сатирическая сказка



Волшебная сказка

«Мудрый старик»

«Сказка про Илью Муромца»

«Лиса и заяц»

«Золушка»

Проверка. (Слайд 1)

- Какая сказка осталась без пары?

- Попытайтесь определить тему урока.

- Сатирическая сказка.

3. Беседа.

– Как называется раздел, который мы сейчас изучаем?

- Бывают ли сказки о глупости? (Слайд 2)

– К каким последствиям может привести глупый поступок?

– Почему в раздел «Сказка мудростью богата» включены сказки о глупости и других человеческих недостатках? Как называются такие сказки?

– Послушайте сказку «Мужик и заяц» и скажите, какая она. (Слайд 3)


Бедный мужик шёл по чистому полю, увидел под кустом зайца, обрадовался и говорит:

– Вот когда заживу домком-то! Возьму этого зайца и продам за четыре алтына, на те деньги куплю свинушку, она принесёт мне двенадцать поросёнков; поросятки подрастут, принесут ещё по двенадцать; я всех приколю, амбар мяса накоплю; мясо продам, а на денежки дом заведу да сам женюсь; жена родит мне двух сыновей, Ваську да Ваньку. Детки станут пашню пахать, а я буду под окном сидеть, да порядки давать: «Эй, вы, ребятки, – крикну, – Васька да Ванька! Шибко людей на работу не гоняйте; видно, сами бедно не живали!»

Да так-то громко крикнул мужик, что заяц испугался и убежал, а дом со всем богатством, женой и детьми пропал.


– Какая это сказка? (Слайд 4)

– Почему мы смеёмся, читая сатирические сказки?

– Имеет ли содержание этих сказок какое-то отношение ко всем нам? Какое?

Беседа о сатирических фольклорных жанрах. (Слайд 5)

– Какие ещё фольклорные жанры высмеивают человеческие слабости, недостатки? (Это частушки, анекдоты, побасёнки. Все они – близкие родственники бытовой сатирической сказки, в которых, как правило, говорится о проделках поповского работника, ловкого солдата, бедного мужика.)

– Сегодня мы будем читать такую сказку, придуманную русским народом. Какого чтения вы ждёте? (Слайд 6)


II. Развитие умений.





























Работа над сказкой.

1. Работа с текстом до чтения.

Чтение заголовка, рассматривание иллюстрации. (Слайд 7)

– Что такое калач? (Пшеничный хлеб, по форме напоминающий замок с дужкой.) (Слайд 8)

– А что такое баранка? (Пшеничный твёрдый хлебец в виде кольца, значительно меньше калача.) (Слайд 9)

– Рассмотрите иллюстрацию. Что у кого в руках?

2. Работа с текстом во время чтения.

1) Чтение сказки про себя.

– Что вас рассмешило?

2) Чтение вслух. Вопросы после чтения: (Слайд 10)

– Правда ли, что мужика насытила бы одна баранка?

– Почему же мужик огорчился, что сразу не сообразил и не съел одну баранку? (Он был глупый и не понял, что уже сыт после съеденных калачей.)

3. Работа с текстом после чтения.

– Прочитайте сказку выразительно так, чтобы всем было смешно.

4. Сопоставление сказок разных народов.

1) Работа с текстом во время чтения.

– Послушайте ещё одну русскую сказку о глупости и жадности. Называется она «Сказка про мужика-бедняка».

Чтение в режиме диалога с автором:

Однажды мужик пошёл в лес дрова рубить, подошёл к озеру, сел на берег и нечаянно уронил топор в воду. (Догадались, что случится дальше? Ответы-предположения детей.) Сидит он и плачет. Вдруг из воды выходит чёрт и спрашивает:

– Что, мужик, случилось?

– Топор, батюшко, уронил.

Ушёл чёрт в воду и через недолгое время приносит мужику серебряный топор и спрашивает: «Твой топор?» – «Нет, – отвечает мужик, – не мой».

Чёрт снова ушёл в воду и снова принёс ему топор – теперь золотой. И спрашивает: «Твой топор?» – «Нет, – отвечает мужик, – не мой».

В третий раз чёрт вынес мужику его собственный топор. И спрашивает: «Твой топор?» – «Мой, мой!»

Тогда чёрт подарил мужику все три топора, и пошёл мужик домой с радостью.

Пришёл он домой и рассказал всё мужикам.

Тогда одному богатому мужику тоже захотелось (Чего ему, по-вашему, захотелось? Ответы-предположения детей.) получить золотой и серебряный топоры. (П)

Пришёл он к озеру, бросил свой топор в воду, сидит и горюет.

Выходит из воды чёрт, спрашивает: «Что ты горюешь?» – «Да топор потопил».

Ушёл чёрт, потом приносит ему серебряный топор и спрашивает: «Твой топор?» – «Мой, мой, чур мой!» – закричал мужик. (Предположите, что будет дальше.)

А чёрт ушёл с топором и больше не вышел из воды. (П)

Так богатый мужик и остался без топора.


2) Работа с текстом после чтения. (Слайд 11)

Беседа:

– Какую сказку вы вспомнили? Что общего у русской и корейской сказок?

– А чем они отличаются? Кроме деталей необходимо отметить два основных отличия. Во-первых, русская сказка – бытовая, поэтому и появляется в ней чёрт, который запросто может жить в воде, а не старичок. Во-вторых, история о богатом мужике делает сказку сатирической.

– Что высмеивает сказка? (В первую очередь – жадность и зависть.)

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?


ΙΙΙ. Рефлексия деятельности. Итог урока.

– Почему у разных народов существуют сказки с похожими сюжетами? (Слайд 12)

– Почему же сатирические сказки дошли до нашего времени? О чём они нас предупреждают?

– С каким настроением уходите с урока? (Слайд 13)

– Как бы вы сами оценили свою работу?

ΙV. Домашнее задание.

– Пересказать сказку «Три калача и одна баранка» или придумать своё продолжение сказки «Честный мальчик». (Слайд 14)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!