Работа над сказкой. 1. Работа с текстом до чтения. Чтение заголовка, рассматривание иллюстрации. (Слайд 7) – Что такое калач? (Пшеничный хлеб, по форме напоминающий замок с дужкой.) (Слайд 8) – А что такое баранка? (Пшеничный твёрдый хлебец в виде кольца, значительно меньше калача.) (Слайд 9) – Рассмотрите иллюстрацию. Что у кого в руках? 2. Работа с текстом во время чтения. 1) Чтение сказки про себя. – Что вас рассмешило? 2) Чтение вслух. Вопросы после чтения: (Слайд 10) – Правда ли, что мужика насытила бы одна баранка? – Почему же мужик огорчился, что сразу не сообразил и не съел одну баранку? (Он был глупый и не понял, что уже сыт после съеденных калачей.) 3. Работа с текстом после чтения. – Прочитайте сказку выразительно так, чтобы всем было смешно. 4. Сопоставление сказок разных народов. 1) Работа с текстом во время чтения. – Послушайте ещё одну русскую сказку о глупости и жадности. Называется она «Сказка про мужика-бедняка». Чтение в режиме диалога с автором: Однажды мужик пошёл в лес дрова рубить, подошёл к озеру, сел на берег и нечаянно уронил топор в воду. (Догадались, что случится дальше? Ответы-предположения детей.) Сидит он и плачет. Вдруг из воды выходит чёрт и спрашивает: – Что, мужик, случилось? – Топор, батюшко, уронил. Ушёл чёрт в воду и через недолгое время приносит мужику серебряный топор и спрашивает: «Твой топор?» – «Нет, – отвечает мужик, – не мой». Чёрт снова ушёл в воду и снова принёс ему топор – теперь золотой. И спрашивает: «Твой топор?» – «Нет, – отвечает мужик, – не мой». В третий раз чёрт вынес мужику его собственный топор. И спрашивает: «Твой топор?» – «Мой, мой!» Тогда чёрт подарил мужику все три топора, и пошёл мужик домой с радостью. Пришёл он домой и рассказал всё мужикам. Тогда одному богатому мужику тоже захотелось (Чего ему, по-вашему, захотелось? Ответы-предположения детей.) получить золотой и серебряный топоры. (П) Пришёл он к озеру, бросил свой топор в воду, сидит и горюет. Выходит из воды чёрт, спрашивает: «Что ты горюешь?» – «Да топор потопил». Ушёл чёрт, потом приносит ему серебряный топор и спрашивает: «Твой топор?» – «Мой, мой, чур мой!» – закричал мужик. (Предположите, что будет дальше.) А чёрт ушёл с топором и больше не вышел из воды. (П) Так богатый мужик и остался без топора. 2) Работа с текстом после чтения. (Слайд 11) Беседа: – Какую сказку вы вспомнили? Что общего у русской и корейской сказок? – А чем они отличаются? Кроме деталей необходимо отметить два основных отличия. Во-первых, русская сказка – бытовая, поэтому и появляется в ней чёрт, который запросто может жить в воде, а не старичок. Во-вторых, история о богатом мужике делает сказку сатирической. – Что высмеивает сказка? (В первую очередь – жадность и зависть.) – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? |