СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «М. Пришвин «Моя Родина»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению проведенный в 3 классе по теме: «М. Пришвин «Моя Родина»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «М. Пришвин «Моя Родина»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №75













Конспект урока по литературному чтению

проведенный в 3В классе по теме: «М. Пришвин «Моя Родина»



























Учитель: Дядянина Наталья Сергеевна

Предмет: Литературное чтение

Тип урока: изучение нового материала.

Тема: М. Пришвин «Моя Родина».
Цели урока: 
1) Образовательные:
Ознакомить детей с творчеством М. М. Пришвина, прививать любовь к природе, к животным;
Формирование представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих понятиях;
2) Воспитательные:
Показать Землю как общий дом всех людей и всех животных существ, живущих рядом с человеком; вызывать у детей стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей; способствовать осмыслению своего места в системе земных обитателей, ответственности за сохранение нашего общего дома;
3) Развивающие:
Создать условия для развития познавательного интереса к окружающему миру путём привлечения занимательного материала;
Развивать умение оценки и самооценки;
Создать условия для развития творческих способностей обучающихся;
Создать условия для развития логического мышления, воображения, восприятия, речи. 
Развивать внимание, память, мышление, выразительность речи. 
Учебные материалы: 
• Учебник чтения 3 кл. Л. Ф, Климанова, В. Г. Горецкий, цветные карандаши, фломастеры, листы, жетоны.
Ход урока:
I. Организационный момент. 
II. Проверка домашнего задания. 
Сегодня урок чтения мы начнем с проверки домашнего задания, но не совсем обычным образом. 
Ответив на вопросы по пройденному материалу, в центре вы увидите фамилию писателя, с творчеством которого мы познакомимся сегодня на уроке. Итак, приступим.
1) Как звали воробья из рассказа К. Паустовского «Растрепанный воробей»? (ПАШКА) 
2) Из какого стихотворения эти строки С. А. Есенина: 
«С весною расцвела
И ветки золотистые
Что кудри завила » (ЧЕРЕМУХА) 
3) На что были похожи глазки воробья из стихотворения С. Черного «Воробей»? (БИСЕР) 
4) Как звали девочку, которая принесла растрепанного воробья домой из рассказа

К. Паустовского? (МАША) 
5) О какой птице А. А. Блок написал: «На крыше покатой, 
Так, с зимы и осталась лохматой»? (ВОРОНА) 
6) Кто автор произведения «Слон»? (КУПРИН) 
7) С помощью кого вылечилась маленькая девочка Надя из рассказа А. Куприна? 
III. Сообщение темы, цели урока. 
Назовите фамилию писателя, с творчеством которого мы познакомимся сегодня на уроке. (Пришвин).
Вспомните, какие произведения этого автора мы читали с вами на уроках? («Журка», «Луговка», «Изобретатель», «Ребята и утята», «Филин», «Лимон», «Кот», «Ёж», «Золотой луч», «Разговор деревьев») .
рассказ о писателе М. М. Пришвине (Пришвин М. М. 1873-1954 гг.) . 
(Михаил Михайлович Пришвин родился в Орловской губернии близ города Ельца. О своем детстве он рассказывает в романе Кащеева цепь. Жилось семье трудно, мать осталась вдовой с пятью детьми. Всякое бывало в жизни будущего писателя. Он убегал из первого класса гимназии в золотую страну Азию - его вернули обратно. Но затем из гимназии все-таки исключили. За революционную работу он отсидел год в тюрьме. Потом вынужден был уехать за границу. 
В Лейпциге (Германия) Пришвин окончил Университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, даже писал агрономические книги, но к тридцати годам твердо решил стать писателем. 
Его первая книга вышла в 1905 году и называлась «В краю непуганых птиц». Из названия ясно, что Пришвин решил писать книги о природе. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: чаще всего не за птицей или зверем, а за открытиями. Вот как он вспоминал об этом.
«После чаю я уходил на охоту за перепелками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня не было, да и ружье в моей охоте необязательно. Моя охота была и тогда и теперь – в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и, может быть, никто еще в своей жизни с этим не встречался. Перепелку самку надо было поймать силками такую, чтобы она лучше всех подзывала самца, а самца поймать сетью самого голосистого. Соловья молодого надо было кормить муравьиными яичками, чтобы потом пел лучше всех. А поди-ка найди такой муравейник да ухитрись набить мешок этими яйцами. Хозяйство мое было большое, тропы бесчисленные».
Очень часто в произведениях Пришвина (он называл их очерками) читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. 
Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их нюхательному аппарату:
«Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи! ».
Особенно нравилась Михаилу Михайловичу Пришвину природа средней полосы России. Дом, где жил писатель в последние свои годы, - в деревне Дунино, недалеко от Звенигорода, - стал давно музеем. А книги его с удовольствием читают и сегодня.) .
IV. Знакомство с новым материалом. 
1) Чтение текста М. М. Пришвина «Моя Родина» (из воспоминаний) - читают хорошо читающие ученики. 
2) Работа над текстом
О каких детских воспоминаниях рассказывает Пришвин? (Он вспоминает о том, как мама вставала рано, до восхода солнца. Он однажды тоже встал рано. Мама угостила его чаем с молоком. Молоко это было кипяченое. Кипятили его в глиняном горшочке, и сверху оно всегда покрывалось румяной пенкой. А под пенкой этой оно было очень вкусное, и чай от него был прекрасным.) .
Прочитайте предложения, где автор объясняет, на какую охоту он уходил. (После чаю он уходил на охоту. Моя охота была и тогда и теперь в находках. Нужно было найти в природе такое, что я ещё не видел, и, может быть, и никто ещё в своей жизни с этим не встречался.) .
Какие однокоренные слова можно подобрать к слову Родина? (рождение, родители, родство, род, родимый, родной, родинка, родительский, отроду, безродный).
Почему слова мама, солнце, природа, Родина Пришвин объединил в одном рассказе? (ответы детей) .
Почему писатель назвал свое произведение «Моя Родина»? (ответы детей) .
Родиной мы называем землю отцов, предков. У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где все кажется особенным, прекрасным, родным. А для вас Родиной является ваше село .
Казалось бы, очень красивое село. А почему его надо беречь и от кого его надо охранять? (Загрязнение атмосферного воздуха котельными, печками и автотранспортом, горят лесопосадки, бытовые отходы, формируются стихийные свалки, стройки захламлены, выкидывают мусор).
V. Физкультминутка. 
А сейчас мы с вами ненадолго отвлекёмся и немного отдохнем. Закройте глаза и положите головы на парту. Послушайте звуки природы.
VI. Первичное осмысление и закрепление материала. 
Прочитайте обращение писателя к вам. Как он вас называет? («Мои молодые друзья!» дети читают два последних абзаца). Выразительное чтение «цепочкой».
(Кладовая – помещение для хранения товаров, припасов, материалов, экспонатов. Кладовая лесная – место, где сосредоточены какие – нибудь природные ценности (места произрастания грибов, орехов, ягод). Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова) .
Почему автор призывает нас охранять природу? (ответы детей) .
Какая наука занимается отношениями растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде? (Экология) 
Из каких частей состоит термин «экология» (эйкос-дом, логос–наука). Экология – сумма знаний, относящихся к природе.
Наш общий дом – это планета Земля, которая вращается вокруг Солнца. Есть и другие планеты – Венера, Марс, Юпитер и т. д., но жизни на этих планетах нет, потому что на них нет воздуха и воды. Земля это общий чудесный дом для всех зверей, птиц, рыб, насекомых, растений. 
Почему М. М. Пришвин называет нас с вами хозяевами нашей природы? 
(Только мы, люди, можем сами сохранять и призывать других охранять нашу природу).
Прочитайте последний абзац рассказа. 
(Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину) .

V. Подведение итогов. 
Подводя итог нашего урока, я прошу каждого из вас продолжить фразу:
«Сегодня на уроке я узнал… »
Учащиеся высказывают свое мнение. 
Учитель выдает каждой группе жетоны с надписями (за внимательность, за правильный ответ) .
Большое спасибо за работу! 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!