Уроки 126–127. Ш. Перро «Кот в сапогах» (с. 182–193)
Цели деятельности учителя: создать условия для ознакомления со сказкой Ш. Перро «Кот в сапогах»; способствовать развитию навыков чтения, умения переводить зрительную информацию в словесную, находить отрывки по вопросам.
Тип урока: решение частных задач.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: научатся: читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя; воспринимать на слух художественное произведение; получат возможность научиться: определять героев произведения, характеризовать их поступки, используя слова-антонимы; сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок; придумывать окончание сказок; сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран; пересказывать сказку; инсценировать сказки зарубежных писателей.
Метапредметные: познавательные: пользуются справочными источниками для нахождения необходимой, дополнительной информации; регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определяют наиболее эффективный способ достижения результата; коммуникативные: аргументированно высказывают свою позицию; осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в том числе творческого характера.
Личностные: владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками.
методы и формы обучения: формы: фронтальная, индивидуальная, парная; методы: словесный, наглядный, практический.
Образовательные ресурсы: http://festival.1september.ru/articles/511543/
Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, проектор; портрет и книги Ш. Перро; мультфильм «Кот в сапогах», аудиозапись музыки «По дорогам сказок»; «Когда мои друзья со мной»; сундучок со сказками автора; костюм сказочника.
организационная структура (сценарий) уроков
I. Постановка темы, цели урока.
Умён, изворотлив усатый дружок –
Хозяина сделал богатым.
Но жить он не может без красных сапог.
Кто он, угадали, ребята?
II. Работа по теме урока.
1. Вводная беседа.
– Ребята, сегодня у нас необычный урок-путешествие в волшебный мир сказок Ш. Перро.
Звучит музыка «По дорогам сказок».
– Вы читали сказку дома? Она вам понравилась?
– Кому-нибудь из вас раньше читали эту сказку родители?
– А вы знаете, какие ещё сказки принадлежат волшебному перу французского сказочника Ш. Перро?
2. Выставка книг автора.
– Ребята, вы что-нибудь знаете о великом сказочнике Шарле Перро?
3. Краткая справка об авторе.
Рассказывает заранее подготовленный ученик.
Этот сказочник родился во Франции в 1628 г. в семье королевского чиновника и поэта. Он был пятым ребёнком в семье. С детства любил литературу и в ранние годы стал писать стихи. Учился в колледже, занимался самообразованием. Его перу принадлежат три сборника сказок.
Ш. Перро, конечно, не все свои сказки выдумал, одни он помнил с детства, другие узнал в течение жизни, ведь когда он стал сочинять, ему было уже 65 лет. Но он не просто записал их, а сам оказался отличным рассказчиком. В одной из его сказок сестры, собираясь на бал, одеваются по самой последней моде. А их младшая сестра даже теряет на балу туфельку.
В другой сказке дворец, в котором заснула одна из красавиц, по описанию точь-в-точь Версаль!
Все люди в сказках говорят так, как говорили бы и в жизни: дровосек и его жена, родители самого маленького мальчика на свете, говорят, как простые люди, а принцессы, как и подобает принцессам. Так, одна из глубоко спящих красавиц восклицает, увидев разбудившего ее принца: «Ах, это вы, принц? Вы заставили себя ждать!»
В сказках Ш. Перро есть и животные, которые действуют как вполне живые люди. Например, в одной из сказок есть кот. Он, как настоящий ловкий парень из народа, благодаря собственной хитрости и находчивости не только устраивает судьбу своего хозяина, но и сам становится «важной особой». «Он больше не ловит мышей, разве только иногда, для развлечения».
Наш сказочник рассказывает увлекательно – от любой его сказки невозможно оторваться, пока не дочитаешь или не дослушаешь до самого конца. Все время хочется узнать – что же будет дальше? И так каждая сказка, ни одна из них не оставляет читателя равнодушным. В этом, наверно, и заключается секрет его удивительных сказок. И сейчас нет в нашей стране человека, который не слышал бы его сказок. Потому что ее персонажи стали друзьями всех детей, – любимые герои замечательных сказок.
4. Просмотр мультфильма «Кот в сапогах» (режиссеры: Зинаида Брумберг, Валентина Брумберг, 1968 г.).
5. Исследовательская работа.
Дети читают сказку про себя.
– Поскольку мы с вами не только читаем, но и занимаемся исследованием, постараемся ответить на вопросы:
– Если её написал автор, то какая это сказка?
– Без чего не может существовать волшебная сказка?
– Давайте проследим, какие волшебные предметы есть в сказке «Кот в сапогах».
– Сколько раз Людоед превращался в животных и каких?
– Назовите героев этой сказки: злых и добрых.
– Можно ли назвать Кота в сапогах волшебным помощником героя?
– Достоин ли герой иметь такого помощника?
– За что же сын мельника получает всё, как говорится, на блюдечке с голубой каемочкой?
– Что во французской авторской сказке напоминает русские народные сказки?
– В каких русских народных сказках действие развивается по тем же законам?
Физкультминутка
(муз. В. Шаинского, сл. М. Танича)
Если с другом вышел в путь,
Если с другом вышел в путь,
Веселей дорога.
Без друзей меня чуть-чуть.
Без друзей меня чуть-чуть,
А с друзьями много.
Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной.
– Вооружитесь знаниями, полученными во время путешествия по стране «Литературия». Что является главным в произведении? (Сюжет.)
– Назовите трёх «сестёр» сюжета. (Завязка. Кульминация. Развязка.)
6. Работа в парах.
– Прочитайте предложения, соответствующие завязке, кульминации, развязке.
Составление диафильма к сказке.
– Представьте себя режиссерами-мультипликаторами. Посмотрите на страницы учебника и проверьте диафильм по этой сказке: всё ли верно?
В своих тетрадях нарисуйте правильные кадры.
III. Закрепление изученного материала.
– Интересно узнать, как вы запомнили сказку. Я предлагаю вам решить кроссворд.
Вопросы:
1. Животное, в которое Людоед превратился в первый раз. (Лев.)
2. Часть наследства, которая досталась старшему брату. (Мельница.)
3. Часть наследства, которая досталась среднему брату. (Осёл.)
4. Животное, в которое Людоед превратился во второй раз. (Мышь.)
5. Какое имя придумал своему хозяину Кот в сапогах? (Маркиз.)
6. Кто первым попался в мешок Коту? (Кролик.)
7. Кто сказал королю, что поля принадлежат маркизу Карабасу? (Жнецы.)
8. Каких птиц преподнёс в дар королю кот? (Куропаток.)
– Прочитайте слово, записанное по вертикали. (Вельможа.)
– Объявляется поиск: найти это слово в толковом словаре.
Вельможа – знатный и богатый человек, занимающий высокое положение в обществе.
Входит сказочница с волшебным сундучком книг Шарля Перро.
Сказочница. Ребята, вы узнали меня?
Я волшебница, и хотя не была у вас на уроке, но я всё видела в своё «волшебное зеркальце». Мне очень понравилось, что вы так любите сказки и знаете их. Я хочу подарить вам «волшебный сундучок». Что там находится внутри – вы сейчас узнаете, а меня ждут герои в моём волшебном мире.
– Вам интересно узнать, что там внутри? Давайте позволим открыть сундучок самому активному ученику.
– А для чего волшебница нам их принесла? С какой целью?
IV. Итоги урока. Рефлексия.
– Какой вывод мы можем сделать, прочитав эту сказку?
– Какие сказки о дружбе вы ещё знаете?
– А теперь потрите ладошки так, чтобы стало жарко. Быстро передавайте тепло другу, соединив свою ладонь с его ладошкой.
Пусть тепло души ваших друзей согревает вас!
Как хорошо, что дружба есть на свете!
Она как воздух нам с тобой нужна.
Так пусть шагает дружба по планете,
Пускай, как солнце, светит нам она.
Н. Добронравов
Домашнее задание по выбору:
прочитать любую сказку Ш. Перро;
нарисовать кадры к диафильму;
сочинить свою волшебную сказку о дружбе.