СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению 4 класс по теме "Славянские мифы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению 4 класс по теме "Славянские мифы". Программа "Планета знаний"

Просмотр содержимого документа
«конспект по лит.чтению Мифы»

Конспект учебного занятия по литературному чтению


Тема: Славянские мифы

Цель: познакомить учащихся с жанром устного творчества – славянскими мифами.

Задачи:

Предметные УУД:

  • закрепить знания о мифах;

  • дать понятие «славянские боги» (берегиня, Дрёма, Баба Яга, Змей Горыныч, Лада, Перун, Кощей, Остров Буян, Ярило)

Личностные УУД:

  • знакомить учащихся с культурой славянских народов на материале мифов.

Регулятивные УУД:

  • развивать навыки самооценки.

Коммуникативные УУД:

  • воспитывать уважение к докладчику;

  • развивать навыки работы в группе.

Тип урока: комбинированный

Методы: словесный, наглядный.

Оборудование: учебник «Литературное чтение 4 класс»: Э.Э. Кац (часть 1), компьютер, проектор, интерактивная доска.


Ход учебного занятия


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

Цель: мотивация учащихся

Приветствие учителя.

- Здравствуйте, я очень рада вас снова видеть. Улыбнитесь соседу справа и соседу слева. И пожелайте друг другу хорошего дня.



Дети приветствуют друг друга

II. Актуализация знаний



1. Самостоятельная работа





























2. Фиксация затруднений. Сообщение новой темы.

- На прошлых уроках вы изучали мифы, а сегодня, мы проверим ваши знания по пройденному материалу.

-Подпишите листочки и выполните тест

1. Что такое миф:

а) произведения народной фантазии, объясняющие устройство мира, явления природы, смысл и причины происходящих событий;

б) вымышленная история с приключениями, тайнами и где добро всегда побеждает зло;

в) небольшое прозаическое произведение повествовательного характера.

2. К какому мифу относится царь Мадас?

а) шумерским

б) славянским

в) древнегреческим

3. Герой Нарцисс к какому мифу относится?

а) шумерским

б) славянским

в) древнегреческим

4. Бог Нинурта, герой какого мифа?

а) славянским

б) древнегреческим

в) шумерским


-А теперь проверьте себя по эталону.

Меняет слайд № .

  • если нет ошибок –5

  • одна ошибка - 4

  • две ошибки -3

-оцените свою работу и поставьте себе отметку.


- Какое новое слово вы встретили в тесте?


-Верно. Сегодня, мы познакомимся с мифами славянских народов.





Выбирают правильный ответ и на листочек записывают.

















Проверяют себя




Отвечают на вопрос






III. Работа над новым материалом























Физкультминутка

- Кто из вас знает, какие народы входят в группу славянских?






- Молодцы!


-Давайте о них прочитаем, может мы узнаем еще, что-то новое.


Проводит опрос по прочитанному.

-Где жили племена славян?

-В скольких мирах по представлениям славян обитали боги и духи? Назовите их.

-Почему цифра «три»?

-Кто были древними богами?

-Где обитали берегини?

-Как вы думаете, почему ее назвали Дрёма?

-Дрёма – это берегиня, оберегающая здоровье и сон младенцев. А когда приходила к малышу пела колыбельную песенку. Прочитайте ее.


На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде «раз»,

А над ними весело шелестит листва.

Опускаем руки мы по команде «два».

Пошагать придётся нам – выше голова!

Мы шагаем весело в ногу «раз» и «два».

Наблюдай за птичками, головой верти.

Вот зарядка кончилась.

Сядь и отдохни.


- Кто поднял вас на зарядку?

- Полистайте учебник со стр.12 по 15. И приготовьтесь ответить на вопрос.

- Как в славянской мифологии называют бога Солнца?


Вызывает к доске докладчика.


- Солнышко нас греет и кормит. Но бывает так, что Солнце сердится на человека, и тогда сохнут ручьи, реки, горят травы и посевы. А вот если черные тучи закрыли Солнце и гремит гром, а землю поливает дождем. Как вы думаете, какой бог так страшен в гневе? (Перун)

Вызывает следующего докладчика.


- Древнее славяне верили не только в грозных и свирепых, несущих наказание богов, также они верили в любовь, красоту и юность. И богиню любви они называли Лада. Это нежное, певучее с русой косой девушка. Она была особенно любимым божеством, которая поддерживала огонь в очаге, утешит страдающих, мужа и жену примерит, принесет тепло и сердечность в молодую семью. Лада приносила лад. Благополучие и семейное счастье людям.

С наступлением весны приходили праздники Лады. Молодежь играла в горелки. Гореть – значило любить.


- А теперь мы прочитаем о других божествах, некоторых вы, наверняка, знаете.


- Назовите, сказки в которых встречаются: Баба Яга, Змей Горыныч, Кощей.

- Хорошо, сказки вы знаете.


Отвечают на вопрос. (русские, украинцы, белорусы, чехи, сербы, поляки, словаки, болгары, черногорцы, хорваты, словенцы, боснийцы-мусульмане, македонцы, лужичане)


Читают текст на стр.12 по цепочке.


Отвечают на вопросы учителя.









Читают.



Поднимают руки

Качают руками

Опускают

Шагают.


Вертят головой в разные стороны.

Садятся.


Отвечают на вопрос.


Отвечают на вопрос (Ярило)


Выступает с докладом.






Отвечают на вопрос


Выступает с докладом.
















Читают по цепочке.

IV. Закрепление нового материала

-А теперь проверим как вы усвоили урок.

На слайдах картинки с изображением богов и берегинь.

-Молодцы!

Говорят, кто изображен на картинке.

V. Рефлексия

- Подведем итог. Какие новые слова вы узнали сегодня на уроке?

- От какого слова оно образовалось?

- Почему их так назвали?

- А как называются вещи, которые мы всегда носим с собой?

Отвечают на вопросы.

VI. Домашнее задание

- на «3» - выразительное чтение

- на «4» - прочитать и ответить на вопрос №3

- на «5» - прочитать одно из заданий №4 или №5

Записывают в дневники домашнее задание.


Просмотр содержимого презентации
«славянские мифы»

Берегиня - в славянской мифологии великая богиня, вместе с Родом породившая всё сущее.  Её сопровождают повсюду светозарные всадники, олицетворяющие Солнце.  Культ Берегини был представлен берёзой — воплощением небесного сияния, света.  Со временем берёза стала особо почитаться на «русалиях» — празднествах в честь берегинь (русалок).

Берегиня - в славянской мифологии великая богиня, вместе с Родом породившая всё сущее. Её сопровождают повсюду светозарные всадники, олицетворяющие Солнце. Культ Берегини был представлен берёзой — воплощением небесного сияния, света. Со временем берёза стала особо почитаться на «русалиях» — празднествах в честь берегинь (русалок).

Обаятельное славянское божество. Весёлый, разгульный бог страсти, удали представлялся народному воображению молодцем красоты неописанной; в белых одеждах сидит он на своём белом коне, на русых кудрях венок цветочный, ноги босые. Он - представитель силы могучей, удали богатырской, веселья молодецкого.

Обаятельное славянское божество. Весёлый, разгульный бог страсти, удали представлялся народному воображению молодцем красоты неописанной; в белых одеждах сидит он на своём белом коне, на русых кудрях венок цветочный, ноги босые. Он - представитель силы могучей, удали богатырской, веселья молодецкого.

Грозное славянское божество, сын пра-бога Неба –Сварога. Молнии были его оружие – меч и стрелы; радуга – его лук; тучи – одежда или борода и кудри; гром – далеко звучащее слово; ветры и бури – дыхание. Как творец небесного пламени, Перун признаётся и богом земного огня, принесённого им с небес в дар смертным. Он также является богом ветров. Перун разъезжает в колеснице на крылатом коне. На зиму он умирает, а весной возрождается вновь.

Грозное славянское божество, сын пра-бога Неба –Сварога. Молнии были его оружие – меч и стрелы; радуга – его лук; тучи – одежда или борода и кудри; гром – далеко звучащее слово; ветры и бури – дыхание. Как творец небесного пламени, Перун признаётся и богом земного огня, принесённого им с небес в дар смертным. Он также является богом ветров. Перун разъезжает в колеснице на крылатом коне. На зиму он умирает, а весной возрождается вновь.

Перун — самый знаменитый из братьев Сварожичей. Он бог грозовых туч, грома и молнии. Очень выразительный портрет Громовержца дал Константин Бальмонт:   У Перуна мысли быстры,  Что захочет — так сейчас.  Сыплет искры, мечет искры  Из зрачков сверкнувших глаз.   Может, именно за буйный нрав князья и воины выбрали Перуна своим небесным предводителем.

Перун — самый знаменитый из братьев Сварожичей. Он бог грозовых туч, грома и молнии. Очень выразительный портрет Громовержца дал Константин Бальмонт:

У Перуна мысли быстры, Что захочет — так сейчас. Сыплет искры, мечет искры Из зрачков сверкнувших глаз. Может, именно за буйный нрав князья и воины выбрали Перуна своим небесным предводителем.

Лада - славянская богиня любви и красоты.  Именем Лада древние славяне называли не только изначальную богиню любви, но и весь строй жизни — лад, где все должно было ладно, то есть хорошо. Все люди должна уметь ладить друг с другом.

Лада - славянская богиня любви и красоты. Именем Лада древние славяне называли не только изначальную богиню любви, но и весь строй жизни — лад, где все должно было ладно, то есть хорошо. Все люди должна уметь ладить друг с другом.

Древний персонаж славянской мифологии. Чаще всего обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мёртвых и живых. Её избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, во многих сказках Баба-Яга питается человечиной. Принадлежит сразу двум мирам: миру мёртвых и миру живых. Отсюда её почти безграничные возможности.

Древний персонаж славянской мифологии. Чаще всего обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мёртвых и живых. Её избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, во многих сказках Баба-Яга питается человечиной. Принадлежит сразу двум мирам: миру мёртвых и миру живых. Отсюда её почти безграничные возможности.

В старославянских памятниках слово «кощь» попадается исключительно в значении: сухой, тощий, худой телом – и, очевидно, состоит в родстве со словом «кость». Возможно, название «Кощей» воспринималось сначала как эпитет, а затем как собственное имя демона – иссушителя дождевой влаги, представителя тёмных туч, окованных стужею. До сих пор именем Кощей называют старых скряг, иссохших от скупости и дрожащих над затаёнными сокровищами.

В старославянских памятниках слово «кощь» попадается исключительно в значении: сухой, тощий, худой телом – и, очевидно, состоит в родстве со словом «кость». Возможно, название «Кощей» воспринималось сначала как эпитет, а затем как собственное имя демона – иссушителя дождевой влаги, представителя тёмных туч, окованных стужею. До сих пор именем Кощей называют старых скряг, иссохших от скупости и дрожащих над затаёнными сокровищами.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!