СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе на тему: " С.Есенин "Песнь о собаке"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: С. Есенин «Песнь о собаке»

Задачи:

  • Познакомить учащихся с биографией поэта; познакомить обучающихся со стихотворениями C.A. Есенина, в которых ярко прослеживается идея гуманизма.
  • Совершенствовать навык выразительного чтения наизусть, развивать творческие и интеллектуальные возможности учащихся;
  • Продолжить работу над анализом художественных образов, закрепить изученные тропы на примере новых поэтических произведений.
  • Привитие чувства любви к природе родного края, к Родине, к животным;воспитание эстетического вкуса у учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему: " С.Есенин "Песнь о собаке"»

Конспект по литературе

Тема: С. Есенин «Песнь о собаке»

Задачи:

  • Познакомить учащихся с биографией поэта; познакомить обучающихся со стихотворениями C.A. Есенина, в которых ярко прослеживается идея гуманизма.

  • Совершенствовать навык выразительного чтения наизусть, развивать творческие и интеллектуальные возможности учащихся;

  • Продолжить работу над анализом художественных образов, закрепить изученные тропы на примере новых поэтических произведений.

  • Привитие чувства любви к природе родного края, к Родине, к животным;воспитание эстетического вкуса у учащихся.


Ход урока

  1. Оргмомент

  2. Биография С.Есенина

Сергей Есенин вышел из среды потомственных рязанских хлеборобов. Родился он 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской области. Это было тихое, чистое, утопающее в зелени село, расположенное на высоком холмистом берегу Оки. «Вокруг такая ширь, такой простор, что не окинешь взором». Отец Александр Николаевич жил в Москве, работал приказчиком в мясной лавке, а мать вынуждена была работать в прислугах в Рязани. Поэтому маленький Сережа с 2-х до 9-ти лет воспитывался в семье деда Титовых – родителей матери. Таким образом, детство будущего поэта прошло среди полей и степей Рязанщины, и на всю жизнь глубоко запечатлелись живописнейшие картины природы.

«…Я рос, - рассказывал Есенин - в атмосфере народной поэзии. Бабка была очень набожна, собирала нищих и калек, которые распевали духовные стихи. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, а я их переделывал на свой лад. Ещё большее значение имел дед, который сам знал множество духовных стихов наизусть и хорошо разбирался в них. Вообще крепкий человек был мой дед». В этом доме прошла лучшая пора детства.

Сергей был озорным, здоровым мальчиком, с деревенскими мальчишками любил ходить на ночное, пасти лошадей, купаться, ходить в лес, любовался родной природой. Глаза и уши подростка жадно впитывали в себя многоцветный, многозвучный мир: весенние зори, песни тальянки, крики горластых гусей, запах смолистой сосны и многое другое.В пять лет Сергей научился читать. Он прочитал все книги, которые были в доме деда. С девяти лет поступил в Константиновскую четырехгодичную школу, которую окончил с Похвальным листом за хорошие успехи и отличное поведение.

В эти годы он очень много читал, знал наизусть «Слово о полку Игореве», стихи Пушкина, Некрасова, Кольцова. Первые стихи начал писать с 8-9 лет.

В 1909 году он поступил в Спас-Клепиковскую церковно-учительскую школу. Здесь он учился очень старательно и в свободное время продолжал сочинять стихи. Признаки поэтического дарования заметил учитель литературы Евгений Михайлович Хитров. После окончания школы он посоветовал ему всерьез заняться литературой, сблизиться с поэтами и переехать в Москву.

В 1912 году Сергей переезжает в Москву, работает в типографии, учится на историко-философском отделении университета. Принимает активное участие в работе литературного кружка.

В 1915 году он приезжает в Петроград, знакомится с А. Блоком и Сергеем Городецким, которые высоко оценили стихи талантливого молодого поэта.

В 1916 году выходит первый сборник его стихов «Радуница». Простота языка, близость к фольклору, задушевность, любовь к родному краю - все это было отмечено известными поэтами и высоко оценено М. Горьким. О Есенине заговорили как о самобытном поэте, творце «дивных красок», художнике слова с большим будущим.

Есенин часто из столицы приезжает в свою родную деревню. Сестра Сергея Есенина Александра вспоминала: «Сергей был общительным и ласковым. Приезжая в деревню, он собирал соседей, подолгу беседовал с ними, шутил. Он говорил, что эти встречи дают ему очень многое. В беседах он черпает новые слова, новые образы, познает подлинную народную речь».

В деревне им были написаны стихотворения «Возвращение на Родину», «Сыпь, тальянка, звонко сыпь…», «Низкий дом с голубыми ставнями» и многое другое.

Я снова здесь, в семье родной,

Мой край, задумчивый и нежный!

Кудрявый сумрак за горой

Рукою машет белоснежной.

Сергей с любовью и нежностью относился к своим младшим сестренкам Шуре и Кате. Им он посвятил немало прекрасных стихотворений. Но особенно ценил и почитал свою мать - Татьяну Федоровну. Хотя она была и неграмотной, но многие стихи сына знала наизусть. Она никогда не читала их вслух, а только пела, причем каждое стихотворение на свой лад. С поразительно тонкой музыкальной чуткостью подбирала она мотивы напевов к стихам сына.

Сила поэзии Есенина в том, что он простым неброским языком смог раскрыть свой внутренний мир и безраздельно покорить сердце читателя. В своем стихотворении «Письмо матери» он, полный сознания вины перед матерью и надежды на щедрость материнского сердца, ласково и умиротворенно пишет:

… Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет».

Имя Сергея Есенина почитаемо и любимо. Его творчество отразило красоту родной земли. Стихи его зовут к добру, к свету, воспитывают чувство красоты, любви к Родине.

Сегодня мы с вами прочитаем одно из его стихотворений.

  1. Чтение стихотворения учителем

  2. Словарная работа

–какие слова вам показались трудными, непонятными?

  1. Анализ стихотворения

-в первом четверостишии поэт возвеличивает собаку до человека

-употребляются уменьшительно-ласкательные слова

-стихотворение наполнено эпитетами

-грубые слова ассоциируются с грубым хозяином

-«плелась»-ранит наше сердце

-автор наделяет животных человеческими чувствами(любовь, сострадание)

-почему называется песнь?(торжественное произведение, воспевающее человеческие чувства)

-так мог написать только человек, который действительно любит собак всей душой.

-запишите вывод, какая мысль в этом произведении?

6. Домашнее задание

-учить стихотворение с.107-108, с.108-110 читать.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!