Конспект по литературе
Тема: С. Есенин «Песнь о собаке»
Задачи:
Познакомить учащихся с биографией поэта; познакомить обучающихся со стихотворениями C.A. Есенина, в которых ярко прослеживается идея гуманизма.
Совершенствовать навык выразительного чтения наизусть, развивать творческие и интеллектуальные возможности учащихся;
Продолжить работу над анализом художественных образов, закрепить изученные тропы на примере новых поэтических произведений.
Привитие чувства любви к природе родного края, к Родине, к животным;воспитание эстетического вкуса у учащихся.
Ход урока
Оргмомент
Биография С.Есенина
Сергей Есенин вышел из среды потомственных рязанских хлеборобов. Родился он 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской области. Это было тихое, чистое, утопающее в зелени село, расположенное на высоком холмистом берегу Оки. «Вокруг такая ширь, такой простор, что не окинешь взором». Отец Александр Николаевич жил в Москве, работал приказчиком в мясной лавке, а мать вынуждена была работать в прислугах в Рязани. Поэтому маленький Сережа с 2-х до 9-ти лет воспитывался в семье деда Титовых – родителей матери. Таким образом, детство будущего поэта прошло среди полей и степей Рязанщины, и на всю жизнь глубоко запечатлелись живописнейшие картины природы.
«…Я рос, - рассказывал Есенин - в атмосфере народной поэзии. Бабка была очень набожна, собирала нищих и калек, которые распевали духовные стихи. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, а я их переделывал на свой лад. Ещё большее значение имел дед, который сам знал множество духовных стихов наизусть и хорошо разбирался в них. Вообще крепкий человек был мой дед». В этом доме прошла лучшая пора детства.
Сергей был озорным, здоровым мальчиком, с деревенскими мальчишками любил ходить на ночное, пасти лошадей, купаться, ходить в лес, любовался родной природой. Глаза и уши подростка жадно впитывали в себя многоцветный, многозвучный мир: весенние зори, песни тальянки, крики горластых гусей, запах смолистой сосны и многое другое.В пять лет Сергей научился читать. Он прочитал все книги, которые были в доме деда. С девяти лет поступил в Константиновскую четырехгодичную школу, которую окончил с Похвальным листом за хорошие успехи и отличное поведение.
В эти годы он очень много читал, знал наизусть «Слово о полку Игореве», стихи Пушкина, Некрасова, Кольцова. Первые стихи начал писать с 8-9 лет.
В 1909 году он поступил в Спас-Клепиковскую церковно-учительскую школу. Здесь он учился очень старательно и в свободное время продолжал сочинять стихи. Признаки поэтического дарования заметил учитель литературы Евгений Михайлович Хитров. После окончания школы он посоветовал ему всерьез заняться литературой, сблизиться с поэтами и переехать в Москву.
В 1912 году Сергей переезжает в Москву, работает в типографии, учится на историко-философском отделении университета. Принимает активное участие в работе литературного кружка.
В 1915 году он приезжает в Петроград, знакомится с А. Блоком и Сергеем Городецким, которые высоко оценили стихи талантливого молодого поэта.
В 1916 году выходит первый сборник его стихов «Радуница». Простота языка, близость к фольклору, задушевность, любовь к родному краю - все это было отмечено известными поэтами и высоко оценено М. Горьким. О Есенине заговорили как о самобытном поэте, творце «дивных красок», художнике слова с большим будущим.
Есенин часто из столицы приезжает в свою родную деревню. Сестра Сергея Есенина Александра вспоминала: «Сергей был общительным и ласковым. Приезжая в деревню, он собирал соседей, подолгу беседовал с ними, шутил. Он говорил, что эти встречи дают ему очень многое. В беседах он черпает новые слова, новые образы, познает подлинную народную речь».
В деревне им были написаны стихотворения «Возвращение на Родину», «Сыпь, тальянка, звонко сыпь…», «Низкий дом с голубыми ставнями» и многое другое.
Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
Сергей с любовью и нежностью относился к своим младшим сестренкам Шуре и Кате. Им он посвятил немало прекрасных стихотворений. Но особенно ценил и почитал свою мать - Татьяну Федоровну. Хотя она была и неграмотной, но многие стихи сына знала наизусть. Она никогда не читала их вслух, а только пела, причем каждое стихотворение на свой лад. С поразительно тонкой музыкальной чуткостью подбирала она мотивы напевов к стихам сына.
Сила поэзии Есенина в том, что он простым неброским языком смог раскрыть свой внутренний мир и безраздельно покорить сердце читателя. В своем стихотворении «Письмо матери» он, полный сознания вины перед матерью и надежды на щедрость материнского сердца, ласково и умиротворенно пишет:
… Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет».
Имя Сергея Есенина почитаемо и любимо. Его творчество отразило красоту родной земли. Стихи его зовут к добру, к свету, воспитывают чувство красоты, любви к Родине.
Сегодня мы с вами прочитаем одно из его стихотворений.
Чтение стихотворения учителем
Словарная работа
–какие слова вам показались трудными, непонятными?
Анализ стихотворения
-в первом четверостишии поэт возвеличивает собаку до человека
-употребляются уменьшительно-ласкательные слова
-стихотворение наполнено эпитетами
-грубые слова ассоциируются с грубым хозяином
-«плелась»-ранит наше сердце
-автор наделяет животных человеческими чувствами(любовь, сострадание)
-почему называется песнь?(торжественное произведение, воспевающее человеческие чувства)
-так мог написать только человек, который действительно любит собак всей душой.
-запишите вывод, какая мысль в этом произведении?
6. Домашнее задание
-учить стихотворение с.107-108, с.108-110 читать.