СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе на тему: "Образ праведницы Матрёны (по рассказу А.И. Солженицына «Матрёнин двор»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературе по рассказу А.И. Солженицына "Матрёнин двор" для 9-10 классов. Направлен на понимание и раскрытие глубинного смысла произведения. Разработан на основе метода проблемного обучения. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему: "Образ праведницы Матрёны (по рассказу А.И. Солженицына «Матрёнин двор»)»

Урок литературы в 9м классе на тему: «Есть такие прирожденные ангелы…»

Образ праведницы Матрены (по рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор»)

Цели урока:

  1. познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.И. Солженицына;

  2. познакомить учащихся с историей создания рассказа «Матренин двор»;

  3. подвести учащихся к осмыслению образа Матрены как праведницы земли русской;

  4. помочь учащимся задуматься над такими нравственными понятиями как доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть.

Ход урока.

I. Oргмомент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством знаменитого русского писателя Александра Солженицына, лауреата нобелевской премии.

II. Доклад о биографии писателя (индивидуальное сообщение)

III. Доклад о истории создания рассказа «Матренин двор» (индивидуальное сообщение)

IV. Создание проблемной ситуации.

Учитель:

  1. Объясните, как вы понимаете сочетание «прирожденные ангелы»

  2. Попробуйте обозначить проблему сегодняшнего урока. Над чем нам следует поразмыслить? (почему Солженицын назвал Матрену праведником?)

V. Этап планирования.

Учитель:

1. Чтобы ответить на этот вопрос нам необходимо выяснить, что означает слово «праведник» (на доске записаны слова «праведник», «праведный», «притча». Работа с толковым словарем). Найдите в словаре толкование этих слов.

2. Найдите в тексте доказательство праведности героини, приведите в доказательство поступки и высказывания Матрены.





VI. Этап открытия новых знаний. Анализ рассказа, раскрытие образа Матрены.

Учитель:

Почему рассказ носит притчевый характер? В чем это выражается?

Обратимся к тексту:

  1. Какие поступки Матрены сильно отличали ее от односельчан?

  2. Почему она была равнодушна к красивой одежде и богатой обстановке?

  3. Выпишите наиболее характерные высказывания Матрены.

  4. В чем трагизм судьбы героини?

  5. Каково авторское отношение к Матрене?

  6. Как вы понимаете заключительную фразу рассказа, что «есть она, тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село, ни город, ни вся земля наша»?

  7. В чем заключается притчевый характер рассказа? Давайте вспомним особенности жанра притчи. Какие еще произведения жанра притчи вы знаете?

VII. Рефлексия.

Учитель:

Напишите небольшое сочинение, за что бы вы сказали «спасибо» после прочтения рассказа его автору и героине. Кому бы вы сказали третье «спасибо» и за что?

VIII. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение на тему: «Есть ли место праведнику в наше время?»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!