Конспект урока по литературе на тему: «Анализ 8 главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Объяснение Онегина и Татьяны».
Цели урока:
обучающая: продолжить изучение романа; углубить работу над образами главных героев; проанализировать VIII главу романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»; совершенствовать навыки анализа художественного текста; навыки выразительного чтения; развивать устную монологическую речь учащихся;
развивающая: развить умения логически мыслить и самостоятельно делать выводы;
воспитывающая: воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.
Ход урока
1.Оргмомент
Приветствие.
-Какой сейчас урок? -Сейчас урок литературы.
-Какое произведение мы изучаем? -Мы изучаем «Евгения Онегина»
--Кто автор « Евгения Онегина»? -Автор « Евгения Онегина»
Александр Сергеевич Пушкин
-Определите жанр « Евгения Онегина» -Это роман в стихах
-Назовите главных героев романа -Онегин, Ленский, Татьяна,Ольга
2.Проверка домашнего задания.
3.Целевая установка, определение темы урока
-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (Я думаю, что мы будем говорить о …).
4. Анализ 8 главы «Объяснение Онегина и Татьяны».
VIII глава является сюжетным завершением романа, занимает особое место в композиции романа потому, что в ней зеркально отразился сюжет первых семи глав. (История Онегина и Татьяны повторяется с точностью да наоборот: любовь Татьяны к Онегину сменяется страстной влюбленностью Онегина в Татьяну, письмо Татьяны сменяется письмом Онегина, "проповедь" Онегина - "уроком", который даёт герою Татьяна. Герои словно меняются местами. Онегин взволнован, Татьяна холодна и неприступна. Он влюблен, не находит себе места, а она его не понимает. Теперь он пишет ей письмо, как Татьяна когда-то, нетерпеливо ждет ответа, но "ответа нет").
Беседа по тексту.
-Перечитайте строфы 7-13. От лица кого ведётся повествование?
-Скажите, что было с Онегиным после дуэли с Ленским? (Отправляется в путешествие)
- Каким находит петербургский «свет» Онегина, почему? (Странным, он не похож на себя прежнего, не похож на них.)
-Какие эпитеты ему даёт петербургский «свет»?
-Почему он чужой здесь и вызывает насмешки? 12 строфа
-Почему «им овладело беспокойство»? 13 строфа
-Какой мы видим Татьяну в последней главе? (Татьяна выходит замуж, превращается из простой деревенской девушки в блистательную светскую даму).
-Какое влияние оказал на Татьяну свет: изменилась ли она или осталась внутренне «той бедной Таней»? 14 строфа
- Какой находит Онегин Татьяну? (Не находит и следа от прежней смиренной девочки. Она неприступна, холодна: «Богиня царственной Невы!») Он: «Богиня царственной Невы!» Она: «… его не замечает»).
-Докажите, что Онегин влюблен в Татьяну. 21-22 строфа (Пушкин перечисляет признаки страстной, искренней влюбленности Онегина в Татьяну: "он хранит письмо, где сердце говорит, где все наруже, все на воле"; «Онегин вновь часы считает, вновь не дождётся дню конца»; «он с трепетом к княгине входит»; «угрюмый, неловкий, он едва-едва ей отвечает»).
-Перечитайте 24-26 строфы. Как Пушкин описывает «цвет столицы»? Какими эпитетами, сравнениями, говорящими фамилиями наделяет?
-Проследите, как изменился Онегин под воздействием любви. Понаблюдайте над строфами 21-23, 27, 30-32, 35-38. Заполните таблицу:
Этапы любви Онегина | Поведение (эпитеты, сравнения) |
1. «Ужель та самая Татьяна?» Удивление | |
2. «Онегин вновь часы считает» Пробуждаются чувства | |
3. «За ней он гонится, как тень» Ухаживанье | |
4. «От света вновь отрёкся он» Утратил надежду. Наступает прозрение | |
Письмо Онегина к Татьяне (выразительное чтение)
-В чём себя винит Онегин?
-Как он объясняется в любви к Татьяне?
-Как Татьяна реагирует на письма Онегина? 32-33 строфа
-Почему Онегин уезжает? Чем он занимается в уединении?
Сцена «Последнее свидание» строфа 43-47
- Чем отличается это свидание от первого, в саду, в деревне? (Онегин стал самим собой, любит, страдает, но не находит прежней Тани).
- В чём она его обвиняет?
- Чем объясняет Татьяна внезапную любовь к себе Онегина? Ответьте строками текста романа. («Что я богата и знатна», что в высшем свете, что её позор всеми был бы замечен.)
- Как вы считаете: она права? (Нет! Он любит искренне, раскаивается в прежних ошибках, что тогда «привычке не дал ходу», что «постылую свободу потерять не захотел».)
-Найдите доказательства того, что Татьяна внутренне не изменилась.
-Каково мнение Татьяны о жизни в светском обществе? 46 строфа
- Что понимают они оба? (что любят оба друг друга. Что Таня прежняя, что Онегин другой, но что счастье невозможно.)
- Почему Татьяна просит оставить её? (Вышла замуж, верна долгу, дорожит честью мужа, уважает его, т. к. он благородный, израненный в боях, уважаемый всеми генерал.) Он: «Как я ошибся, как наказан». Она: «Но я другому отдана, я буду век ему верна».
-Как заканчивается встреча героев? («она ушла»- ушла навсегда).
-Была ли возможность у Онегина и Татьяны быть счастливыми? Какие ошибки совершили они оба?
(Татьяна вышла замуж, по просьбе матери: «меня с слезами заклинаний молила мать»; а ей «все были жребии равны»; Онегин не поверил когда-то себе («привычка свыше нам дана»), не смог когда-то стать выше «света».)
Вывод: Их счастье не состоялось по многим причинам (ошибкам, которые оба они допустили): дань моде; незнание законов светской жизни Татьяной, её неосторожность; желание быть свободным от семейных уз Онегиным; дуэль; замужество Татьяны.
В народных представлениях о счастье нашла Татьяна идеал нравственного долга, нерушимость супружеской верности.
Пушкин любит свою героиню за благородство, простоту характера, за ум, нежное чувство, за ее веру в мечту, живую волю. В понимании Пушкина Татьяна - идеал русской женщины.
- Какой же урок жизни, какую науку любви преподал нам Пушкин? (Жизнь сурова; она наполнена человеческими страданиями, разлуками, поздним осознанием своих ошибок и невозможностью их исправить).
- В чём своеобразие композиции романа «Евгений Онегин»?
(Композиция традиционна, проста, так как роман раскрывает типичную судьбу героев в развитии их любовных отношений. Сначала: она любит его, он не замечет её. Она пишет ему письмо, выслушивает его проповедь.
Затем: он любит её, она не замечает его; он пишет ей письмо, выслушивает её проповедь).
Подведение итогов.
- О чем говорили на уроке? (Мы говорили о …).
Мы расстаемся с Пушкиным, нам немножко грустно, но мы можем вновь и вновь перечитывать его гениальные произведения.
5. Домашнее задание.
Приложение №1
Тест по 7 главе романа «Евгений Онегин».
Приложение №2
Тест по 7 главе
1.С чего начинается 7 глава? | |
2. Как сложилась судьба Ольги после дуэли Ленского и Онегина? | |
3.О ком часто вспоминает Татьяна после замужества и отъезда сестры? | |
4. Какой дом посетила Татьяна в начале седьмой главы? | |
5. Чей портрет увидела Татьяна в комнате Онегина? | |
| |
7. Как звали гусара, который сватался к Татьяне? | |
8. Как называет зиму Пушкин в XXIX строфе? | |
9. Какое вкусное лакомство повезли с собой в Москву мать и Татьяна? | |
10. Кто такой «форейтор бородатый»? | |
11. . Как Пушкин в седьмой главе отзывается о качестве российских дорог? | |
Напрасно ждал…………, Последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной С ключами старого Кремля. | |
| |
| |
15. Кто из знатных вельмож обратил внимание на Татьяну на балу? | |
Приложение №2
Тест по 8 главе
Дополните предложения:
Без службы, без жены, без дел, …
… ближе; старушки улыбались ей.
Муж Татьяны был важный …
Онегин после возвращения из путешествия для высшего «света» кажется …
Онегин, дожив без цели, без трудов до … годов.
Он возвратился и попал, как …, с корабля на бал.
Она была …, не …, не …
С ней речь хотел он завести и …
Тут был, однако, …, и знать, и моды образцы.
Евгений в Татьяну как дитя …
Княгиня перед ним, одна, сидит, … , …
А счастье было так возможно, так близко! Но судьба моя …
Меня с слезами заклинаний …
Я вас люблю (к чему лукавить?). Но я другому отдана; я буду …»