Конспект урока по литературе на тему: «Анализ 3 главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Татьяна, русская душою…».
Цели урока:
обучающая: продолжить изучение романа; углубить работу над образом Татьяны; раскрыть глубину, цельность, поэтическую одухотворенность натуры главной героини; совершенствовать навыки анализа художественного текста; навыки выразительного чтения; развивать устную монологическую речь учащихся;
развивающая: развивать умение работать с лиро-эпическим жанром;
воспитывающая: углубить понятия об истинной ценности дружбы и красоте, величии любви; воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.
Ход урока
1.Оргмомент
2.Проверка домашнего задания.
Перечитать 3 главу
Составить план сравнительной характеристики Онегина и Ленского, дополнив шаблон цитатами и подпунктами (Приложение №1)
Выполнить задания теста (Приложение №2)
3.Целевая установка
«Евгений Онегин» - роман, основу которого составляют взаимоотношения двух основных героев – Онегина и Татьяны. Татьяна – сердце романа, Онегин – разум. Человек чувствует прежде всего сердцем. А только потом осмысливаем поступки, события, анализируем их. Поэтому Татьяна (чувствует) делает всё ранее других. А разум отстаёт от действительности. Поэтому Онегин всегда опаздывает: и к началу спектакля, и к дуэли, и на именины Татьяны, и любовь его опоздавшая.
Итак, сегодня мы проследим историю любви героев, причины их трагедии.
4. Анализ 3 главы «Татьяна, русскою душою…»
-У кого проводит Ленский все вечера? (Мы узнаём, что Ленский все вечера проводит у Лариных).
-Что говорит об этом Онегин? (I) (Он не понимает, что интересного нашёл друг в обществе простой семьи, где только и разговоров, что «про дождь, про лён, про скотный двор»).
- Что на это отвечает Ленский? (II) («Я модный свет ваш ненавижу, милее мне домашний круг»).
-Как знакомится Онегин с Татьяной? (Поэт Ленский, влюблённый в Ольгу, приглашает Евгения к Лариным, чтобы познакомить с избранницей своего сердца).
- Как происходит знакомство Онегина с семьёй Лариных? (III) (Когда приехал Онегин к Лариным, те стали готовить угощенья).
-Прав ли Онегин, сказав Ленскому после встречи: « Я выбрал бы другую, когда б я был, как ты, поэт? (Прав. Татьяна поразила его глубиной душевного мира, поэтичность, робостью, замкнутостью. Онегин увидел своё сходство с ней.)
- Что говорит Онегин об Ольге? (V) («В чертах у Ольги жизни нет, кругла, красна лицом она, как эта глупая луна»).
- Какое впечатление произвело на Лариных появление Онегина? (VI) (Было решено, что у Татьяны появился жених, поговаривали даже, что дело уже слажено и вот-вот назначат свадьбу).
- О чём думает Татьяна? Найдите строчки, подтверждающие влюблённость Татьяны в Онегина. (VII и IX) (Пришла пора, она влюбилась. Теперь с каким она вниманьем читает сладостный роман..).
-Почему любовь Татьяны к Онегину вспыхивает мгновенно? (Она вообразила его героем своего романа, Онегин был не похож на тех людей, которые окружали Татьяну в деревне).
-Как автор относится к этому чувству? (Он жалеет Татьяну: «Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слёзы лью; ты в руки модного тирана уж отдала судьбу свою. Погибнешь милая..»).
- Какие чувства испытывает Татьяна в этот момент? (XVI) (Чувства тоски и грусти).
-С кем делится Татьяна своей тайной? Почему? (XVII-XVIII) (Но няня не понимает Татьяну, так как вышла замуж не по любви, чувства её давно угасли).
- Няня замечает, что Татьяна не слушает её. Что на это отвечает Татьяна? (XIX, XX) («Я не больна: Я… знаешь, няня… влюблена»).
- Что дальше делает Татьяна? (XXI) (Она просит няню оставить её одну и дать ей перо и бумагу. Татьяна пишет письмо Онегину).
-Почему Татьяна решилась написать Онегину? (Нужно было очень сильно полюбить, чтобы решиться написать Онегину первой. Её поступок достаточно смелый. Татьяна жила в 19 веке).
Выразительное чтение письма Татьяны (XXXI).
- Письмо Татьяны – это перевод с французского языка. Писать по-французски, думать на чужом языке – это показатель высокой образованности.
- Что происходит после того, как Татьяна написала письмо? (Запечатав письмо, Татьяна просит верную няню послать своего внука с письмом к Онегину. Прошёл день, другой, а ответа всё не было).
- Что чувствует Татьяна в этот момент? (XXXVIII) (Татьяна мечется, ждёт скорее не ответа, а его самого. В её порыве всё: и жажда встречи, и любовь, и испуг, и стыд, и радость, и трепет сердца. «Душа в ней ныла, и слёз был полон томный взор»).
- Вдруг она слышит конский топот…Она бежит в сад и видит Евгения.
III. Подведение итогов.
- Сегодня мы с вами проанализировали характеры Татьяны и Ольги, определили, чем они различны. Давайте вернёмся к значениям имён Ольги и Татьяны и ответим на вопрос, сходи ли характеры героинь со значением их имён.
IV. Домашнее задание.
1.Прочитать IV главу.
2.Подготовить выразительное чтение письма Татьяны.
3.Выполнить тестовые задания по содержанию 3 главы (Приложение №3)
Приложение №1
Два типа героя в романе Пушкина «Евгений Онегин»
Черты сходства и отличия героев:
А) Портрет
Б) Воспитание, образование
В) Отношение к дружбе
Г) Отношение к любви
Д) Отношение к ним поместных дворян
«Сосед наш неуч, сумасбродит, он пьёт одно стаканом красное вино»
Ленский воспринимается как жених
3. Причины их дружбы
А) …
Б) …
В) «от делать нечего друзья»
4. Отношение автора к героям.
Приложение №2
Тест по 2 главе
1.О ком это: «Ярем он барщины старинной Оброком лёгким заменил…»? | |
2.С чего начинается 2 глава? | |
3. Чья это характеристика: «Лет сорок с ключницей бранился, в окно смотрел и мух давил»)? | |
4. Чья это характеристика: «И в голос все решили так, что он опаснейший чудак»? | |
5. О чём ведут разговоры Онегин и Ленский? | |
6. Чья это характеристика: «Всегда скромна, всегда послушна, всегда, как утро весела…»? | |
7. Чья это характеристика: «Красавец, в полном цвете лет, поклонник Канта и поэт»? | |
8.О ком говорится в следующих строках: «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень …»? | |
9.Кто казался чужим (ой) в своей семье? | |
10.Кто любил Ричардсона? | |
11. Чья это характеристика: «Он пел разлуки и печаль, и нечто, и туману даль»? | |
12. Чья это характеристика: «Дика, печальна, молчалива, как лань лесная, боязлива»? | |
13. Чья это характеристика: «Богат, хорош собою, везде был принят как жених»? | |
14. О ком это: «Ей рано нравились романы; они ей заменили всё»? | |
15. О ком это: «Они хранили в жизни мирной привычки милой старины …»? | |
Приложение №3
Тест по 3 главе романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
Правда или неправда, что...
1. Владимир Ленский проводил вечера у Лариных.
2.Онегину принадлежат слова: «Я модный свет ваш ненавижу; милее мне домашний круг».
3.Евгений Онегин просит Ленского познакомить его с семьёй Лариных.
4.Татьяна грустна и молчалива, как Светлана. В Татьяну.
5.Владимир Ленский влюблён в Татьяну.
6.О свадьбе Ленского и Ольги давно уж было решено.
7. Онегин говорит об Ольге: «В чертах у Ольги жизни нет, кругла, красна лицом она, как эта глупая луна».
8.Татьяна влюбилась в Ленского.
9.Татьяна вообразила Онегина героем своего романа.
10.Татьяна рассказывает о своих чувствах сестре Ольге.
11.Няня думает, что Татьяна больна.
12.Татьяна пишет Евгению письмо.
13.Письмо передаёт Онегину сын няни.
14. Прошёл день, другой, а ответа всё не было.
15.Встреча Татьяны с Онегиным произошла в доме Лариных.