СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе А. П. ПЛАТОНОВ «В прекрасном и яростном мире».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературе А. П. ПЛАТОНОВ «В прекрасном и яростном мире» 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе А. П. ПЛАТОНОВ «В прекрасном и яростном мире».»

Тема урока: А.П.Платонов. «В прекрасном и яростном мире».

Цель: познакомить учащихся с фактами биографии А.П.Платонова и произведением, связанным с его биографией; анализируя рассказ, помочь учащимся понять нравственную красоту человеческой жизни, наполненной трудом; вызвать уважение к человеку-труженику; воспитывать ответственность, милосердие; работая над текстом произведения, совершенствовать навыки характеристики литературного героя, выразительного чтения, воссоздающего и творческого пересказа.

Оборудование: портрет А.П.Платонова, выставка книг писателя.

Эпиграф: «Надо относиться к людям по-отцовски».

( А.Платонов).

Ход урока.

  1. Оргмомент

  2. Проверка домашнего задания

- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

- Какие философские и нравственные проблемы подняты в рассказе «Юшка»?

- Прочитайте, какие записи вы сделали в тетради?

- Какие размышления вызвал у вас рассказ «Юшка»?

  1. Объявление темы и определение целей урока.

Прочитайте тему урока, скажите, какие цели преследует наш урок? Рассказ «В прекрасном и яростном мире» имеет автобиографические элементы.

- Что вы знаете об Андрее Платонове?

Учитель пополняет знания учащихся сведениями из биографии писателя:

Исследователь творчества А.Платонова В.Шемталинский писал: «Есть писатели, соответствующие своему времени, совпадающие по уровню с современниками… и есть – опережающие время, до которых надо еще дотянуться…» К таким писателям относится Андрей Платонович Платонов.

Всю свою жизнь А.Платонов размышлял о судьбе человека, ему очень хотелось помочь человеку в таком неустроенном, тревожном мире, полном жестоких опасностей и поворотов истории.

Милосердие, любовь ко всему живому, тревога за будущий мир, единение людей – вот заповеди писателя, которыми он щедро наделял своих героев.

А.Платонов обладал талантом слышать чужое горе, ощущать эту великую неустроенность мира. Может быть, поэтому однажды он признался: «Жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности».

Просмотрите, пожалуйста, на портрет писателя.

Перед нами человек с приятным лицом. Большой лоб, плотно сжатые губы, выразительные глаза. Он, кажется, много видел. Лицо мужественное. Прекрасный русский писатель. Наш земляк. Он родился в Воронеже. Здесь прошло его детство и юность. Многое из того, что написано им, связано с Воронежем.

Да, у него выразительные глаза, но взгляд грустный, даже тоскливый. На нас смотрит человек, раньше многих, убедившись в том, что чужого страдания и горя не бывает. Внешне Платонов-человек кажется простоватым, тревожно хрупким. Но душа его была полна любви к человеку. Это делало его прекрасным. (Чтение эпиграфа).

Он родился на рубеже двух веков. Жизнь Платонова была связана с важными историческими событиями: войной, революцией, коллективизацией деревни.

Платонов в детстве познал столько горя, что оно не отпускало писателя до конца дней его. В малолетстве ему пришлось нищенствовать (одно время семья достигала десяти человек, а работал только отец), испытать горечь безвозвратных утрат (голодной смертью умирали маленькие братья и сестры), познать непосильный наемный труд, участвовать в гражданской войне и строительстве новой деревни. Все эти «университеты» сформировали душу и характер Платонова с его болезненным неравнодушием к нужде и человеческому страданию.

Имя отца будущий писатель использует для своего литературного псевдонима. Родовая фамилия его – Климентов.

Семья была бедной, и старшему сыну Андрею пришлось зарабатывать на жизнь с 13-его возраста, чтобы прокормить братьев и сестер.

За свою жизнь Андрей Платонов прошел через много специальностей. Посыльный, подручный слесарь, помощник машиниста, журналист, писатель дворник – это далеко не все профессии, которыми владел Платонов. Он, как его герои, боготворил технику, у него были отличные руки и инженерный ум. Он орошал землю, чистил реки, занимался электрификацией, много сил и времени отдавал журналистике. Рано начинает писать стихи, рассказы, повести. В конце 20-х годов переезжает в Москву уже известным мастером слова. Литература становится главным делом его жизни.

Андрей Платонов был участником Великой Отечественной войны, которая до конца дней осталась сильнейшим потрясением. Летом 1944 года он попал под бомбежку, которая не прошла для него бесследно: оказались поврежденными легкие. 5 января 1951 года писатель скончался. Так война настигла его в мирное время.

Писатель ушел из жизни, но наследие его велико. Он оставил нам свои книги, полные добра и человечности. Чтобы понять и оценить по достоинству значительность созданной им литературы, нам надо пройти школу читательской культуры. Мы сегодня стоим на пороге этой школы.

  1. Беседа по содержанию рассказа.

  • О чем этот рассказ?

(О том, как трудно жить; об опасностях, которые подстерегают человека в жизни; о преодолении трудностей; о высоком мастерстве и профессионализме; о радости делать любую работу; о душевной красоте и щедрости; о чести и совести; ответственности за тех, кто рядом; о важности человеческого участия, - т.е. о множестве житейских и нравственных проблем размышляет писатель в своем произведении).

  • Какое впечатление рассказ произвел на вас?

  • О чем вы думали, читая произведения?

  • Какие открытия сделали для себя, знакомясь с новым автором?

  • От чьего лица ведется повествование в рассказе?

  • Что узнаете о работе машиниста Мальцева?

(Ребята отмечают присутствующую в сознании героя мысль о власти над миром.)

  • Почему машинисту Мальцеву было грустно со своими помощниками?

(Он не мог передать секреты своего мастерства и страдал от этого: какой-то профессиональный эгоизм «вгонял» его в постоянную грусть и равнодушие к своим помощникам по паровозному делу).

  • Кратко расскажите о последней поездке Мальцева в качестве машиниста курьерского поезда.

  • Как характеризует Мальцева ситуация, в которую он попал?

(Герой как бы бросил дерзкий вызов природе и гордился этим).

  • Какие чувства он вызывает у вас?

  • Опишите его внешность, поведение.

  • Что помогает нам понять характер этого человека?

(Ярко нарисованная картина грозы, которую бесстрашно преодолевал отважный машинист).

  • Почему такое большое впечатление производит на вас описание разбушевавшейся природы?

(Платонов - большой мастер пейзажной живописи. С помощью художественной детали автор рисует зримые образы, мастерство писателя выражается в том, что мы как будто видим, слышим, осязаем грозу).

  • Как переживает свое горе Мальцев? (Мужественно, хотя находится в состоянии тяжелого удручения).

  • Ведется следствие. Мальцева признают виновным и осуждают. Каким образом объясняет он свою способность в ослепленном состоянии вести поезд?

  • Кто не соглашается с решением суда? Что он предпринимает?

  • Итак, происходит возвращение к жизни Александра Васильевича Мальцева, теперь он видит «весь свет», обретая вновь любимое дело.

  • Что же помогает вернуться к полноценной жизни? /Собственная воля, человеческое участие, милосердие, самоотверженность помощника/.

  • Расскажите о помощнике Мальцева, не оставившем его в беде.

  • С каким чувством вы дочитывали последнюю страницу рассказа?

  • Какие эпизоды, картины запомнились вам больше всего?

  • Какие иллюстрации вы нарисовали бы к рассказу, если бы были художниками?

  1. Составление цитатного плана рассказа

Примерный цитатный план рассказа “В прекрасном и яростном мире”:

1.      “Он скучал от своего таланта, как от одиночества”.

2.      “Дальше ты поведешь машину, я ослеп”.

3.      “Мальцева отдали под суд”.

4.      “Что лучше – свободный слепой человек или зрячий, но невинно заключенный?”

5.      “Ты видишь теперь весь свет!”

  1. Итог урока:

  • Почему Платонов назвал рассказ «В прекрасном и яростном мире»?

Человек живет в прекрасном и яростном мире, где его подстерегают всякие неожиданности, опасности. Чтобы в таком мире прожить достойно, нужна огромная любовь к жизни, к миру. Нужно делать этот мир лучше, добрее, необходимо стремиться к духовному единению с людьми.

– А теперь о последней фразе рассказа. Платонов называет наш мир «прекрасным и яростным». Каков смысл этих определений? (Мир прекрасен, потому что несет радость творчества, радость ощущений, красоту природы. Яростен, потому что враждебен человеку, не допускает власти человека над собой, сокрушает «избранных, возвышенных людей». Против Мальцева были и гроза, и его беспомощность слепца, и равнодушие людей. Но «яростный» мир дает возможность человеку проявить себя, утвердить свою силу в борьбе, почувствовать радость преодоления. Только так можно понять и красоту мира.)

Этому нас учит Андрей Платонов, в каждой строчке рассказа которого «присутствует какой-то сильный дух, какая-то большая духовная мощь».

– «Надо относиться к людям по-отцовски». Как вы понимаете эти слова А. П. Платонова? (Сам автор чувствует любовь к людям, ответственность за них, и это «отцовское» чувство выразил в образе Кости.)

  1. Рефлексия.

–Что удалось?

-_Что не удалось?

Составление синквейна

Мир,

Прекрасный, яростный,

Радует, печалит, тревожит.

Нужно помогать друг другу.

Жизнь.

  1. Домашнее задание.

- Выписать из словарей значение непонятных слов. Ответить на вопрос: с какой целью в рассказе употреблено большое количество профессионализмов?

- Прочитать рассказ Ф. Абрамова «О чем плачут лошади»


Историческая справка

Время, показанное в рассказе в «Прекрасном и яростном мире», называют временем первых пятилеток (с 1928 года до начала войны). Главной задачей введенной плановой экономики было наращивание экономической и военной мощи государства максимально быстрыми темпами. Стране предстояло развернуть строительство новых отраслей промышленности. Развитие транспорта – одно из ведущих направлений пятилетнего плана.

Используя средства массовой информации, руководство страны пропагандировало массовую мобилизацию населения для решения этих задач. Миллионы людей, почти вручную строили сотни заводов, прокладывали железные дороги, метро. Типичные плакаты часто изображали мчащиеся поезда – символ времени, движения вперед к поставленным целям быстрыми темпами.

4 октября 1932 года выпущен новый пассажирский паровоз, по решению рабочих завода ему была присвоена серия ИС (Иосиф Сталин).

В 1937 году один из паровозов серии ИС был представлен на Всемирной выставке в Париже, где получил премию Гран-при (обойдя при этом польский, считающийся в то время лучшим). 







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!