Тема: «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев
Цели: повторить сведения из начальной школы об особенностях сказки, учить вести беседу по сказке, ввести понятия «мораль» и «образ», учить анализировать и делать выводы, развивать умение пересказа.
Формируемые УУД:
Личностные: умение формули ровать мораль сказки, находить отраженные в ней народные идеалы, развивать воображе ние, мотивировать ответ.
Метапредметные: умение работать с текстовым материалом, овладение умением выразительного чтения
Предметные: знание жанровых особенностей сказки; умение охарактеризовать героев сказки,
знать схему построения волшеб ной сказки; умение отличать виды сказок.
Средства обучения: учебник, иллюстрации, демонстрационный материал.
Ход урока
І. Начало урока.
ІІ. Артикуляционная разминка.
Детям на уроке предстоит чтение вслух, поэтому работу начнем с разминки — с произнесения скороговорки.
Шел Прокоп, кипел укроп.
Как при Прокопе кипел укроп,
Так и без Прокопа кипел укроп.
Соблюдается методика работы над скороговоркой.
Проверка домашнего задания
ІІІ. Постановка цели и задач.
- Сегодня на уроке мы продолжим работу над сказкой. Нам предстоит определить мораль в характере героев, поговорить об одной из особенностей сказки – ритмичности, рассмотреть образ невесты-волшебницы.
ІV. Проверка домашнего задания (беседа).
Ученик 5 класса, наспех выполняя домашнее задание, перепутал план русской народі сказки «Царевна-лягушка». В тетради пятиклассника было написано следующее:
План русской народной сказки «Царевна-лягушка»
1. Встреча Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем, щукой.
2. Иван-царевич и «старый старичок».
3. Иван-царевич и Баба Яга.
4. Сватовство царевичей.
5. Приказы царя (испечь каравай хлеба, выткать ковёр за одну ночь, приехать на пи
6. Спасение Василисы Премудрой.
Помоги ученику исправить ошибки.
Демонстрация рисунков.
Беседа
— Кто главные герои сказки?
- Почему сказка называется «Царевна-лягушка», хотя не одна она героиня этой сказки? (2-й вопрос учебника,с. 26.)
(Сказка называется «Царевна-лягушка», потому что первое и главное чудо, волшебство этой сказки — встреча Ивана-царевича с заколдованной собственным отцом Василисой Прекрасной. Разгневанный Кощей Бессмертный превратил свою дочь в лягушку, а она подобрала стрелу младшего царевича).
— Как царь предложил своим детям искать себе невест?
После ответа учеников на вопрос предлагается прочитать выразительно, а затем пересказать отрывок о том, как братья пускали стрелы, со слов: «Вышли братья на широкий отцовский двор...».
Важно при чтении почувствовать ритмичность отрывка и сохранить эту ритмичность при пересказе. Продолжим беседу.
V. Основная часть урока. Раскрытие темы урока.
1. Народная мораль в характере и поступках героев.
— Почему, по-вашему, царь сказал Ивану-царевичу, чтобы тот брал лягушку в жены?
— Рассмотрите иллюстрацию И. Билибина к сказке (с. 15).
---Чем нравится вам эта иллюстрация? Какие чувства царевича удалось передать художнику?
— Вот и стала лягушка женой Ивана-царевича.
---Какие задания давал царь своим невесткам?
— Как утешала Ивана-царевича лягушка?
— Как выполняют задания царя Василиса Премудрая и жены старших царевичей?
- Итак, ответьте на вопрос, какова народная мораль в характере и поступках героев? Чтение словарной статьи и разъяснение понятия.
Мораль – система нравственных норм, регулирующая поведение человека. Человек, нарушивший нормы морали, осуждается обществом. Мораль – предмет изучения науки этики.
Мораль в литературоведении – нравоучение или нравственное наставление художественного произведения.
2. Образ невесты-волшебницы.
Поработаем над образом главной героини.
Образ - воссоздание, изображение в художественном произведении любых предметов, объектов: людей, других живых существ, явлений предметного мира.
Остановимся с учениками на описании того, как Василиса Премудрая печет хлеб: «Взяла она частые решета...» Прочитаем этот абзац выразительно и спросим:
— Что особенного в этом описании?
Дети услышат в нем ритмичность. В учебнике (с. 27) есть ритмическая запись этого отрывка.
— Сравните описания того, как ткали ковры жены старших царевичей, и описание работы Василисы Премудрой.
Ученики отметят, что женам старших царевичей кинулись помогать мамушки и нянюшки, а Василиса работала сама. Учителю не стоит акцентировать эту тему, потому что в других вариантах сказок работу за Василису выполняют ее помощники.
— Сделайте ритмическую запись или произнесите ритмически описание того, как Василиса ткала ковер.
Где кольнет иглой раз — цветок зацветет, где кольнет другой раз — хитрые узоры идут, где кольнет третий — птицы летят. |
— Как царь оценивает работу своих невесток? Что он одобряет, что порицает?
Предложим ученикам прочитать выразительно описание пира от слов: «На другой день, как пришло время ехать на пир...» — до слов: «Сказала, обернулась белой лебедью и улетела в окно» (с. 18—20 учебника).
3. Литература и изобразительное искусство
— Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Пир» (с. 19 учебника).
Если есть возможность, интересно было бы сравнить эту картину с иллюстрацией, сделанной к этому эпизоду сказки И. Билибиным.
Иллюстрации Билибина в обрамлении растительного орнамента очень точно отражают содержание сказки. Мы можем разглядеть детали костюмов героев, выражение лиц удивленных бояр и даже узор на кокошниках невесток. Васнецов в своей картине не задерживается на деталях, но прекрасно передает движение Василисы, увлеченность музыкантов, которые словно бы притопывают ногами в такт плясовой песне. Мы можем догадаться, что музыка, под которую танцует Василиса, веселая, озорная. При взгляде на эту картину чувствуешь характер сказки.
— Почему народ называет Василису Премудрой? Какие качества прославляет народ в образе Василисы?
Итог урока.
- Итак, наш урок заканчивается. Скажите, пожалуйста, что вы узнали для себя нового из этого урока?
Викторина
Вспомни русскую народную сказку «Царевна-лягушка» и ответь на приведённые ниже вопросы.
1. Сколько сыновей было у царя?
2. Куда упала стрела Ивана-царевича?
3. Через сколько дней нашёл свою стрелу Иван-царевич?
4. Почему Иван-царевич сначала не захотел брать лягушку?
5. Какие задания царь давал жёнам своих сыновей?
6. Что всегда говорила лягушка своему мужу Ивану-царевичу, когда тот возвращало домой после встречи с отцом?
7. Какой каравай испекла Василиса Премудрая?
8. Какой ковёр выткала Василиса Премудрая?
9. Во что превратились остатки вина, которые Василиса Премудрая не допила и вылш за левый рукав, и косточки от жареного лебедя, которые она бросила за правый рукав
10. Где надо было искать Василису Премудрую после царского пира?
11. Когда, по словам Василисы Премудрой, Иван-царевич разыщет её?
12. Где находилась смерть Кощея Бессмертного?
Домашнее задание.
Подготовить ответы на 5—6-й вопросы учебника (с. 26).