СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по Культуре добрососедства на тему: Уголок природы в классе и дома.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспет урока по внеурочной деятельности "Культура добрососедства" для 2 класса на тему: Уголок природы в классе и дома. Роль комнатных растений в оздоровлении микроклимата помещений. Озеленение класса, уход за комнатными растениями.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по Культуре добрососедства на тему: Уголок природы в классе и дома.»

КД (2 кл.) 12.01.

Учитель: Хамраева Г. И.

Урок 17. Тема: Уголок природы в классе и дома. Роль комнатных растений в оздоровлении микроклимата помещений. Озеленение класса, уход за комнатными растениями.

Цель: наблюдение за животными и растениями в уголке природы.

Задачи:

  1. познакомить с особенностями ухода за животными в уголке природы;

  2. углубить знания детей о комнатных растениях, их разновидностях, ухода и размножения;

  3. развивать речь, мышление, умение фантазировать и сочинять;

  4. воспитывать в детях любовь и бережное отношение к растениям и животному миру.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Солнышко проснулось, протянуло лучики и нежно погладило вас по щечкам. Вам стало тепло и приятно. У вас появилось хорошее и бодрое настроение и это вам поможет в проведении этого урока.

II. Актуализация знаний.

- Сегодня на урок к нам пришли гости, но мы не знаем, кто они. Они сейчас расскажут про себя, а вы отгадаете, кто они.

А) медведь
Б) заяц
В) белка
Г) рыба

- Как их можно назвать одним словом? (животные)

- А кого, вы бы назвали лишним? (рыбка) Почему? (Медведь, заяц, белка - звери, млекопитающие.)

- А где они живут? (в лесу, рыбка - в озере, в реке, море)

- Скажитеа где еще могут жить рыбки? (в аквариуме)

- А, где можно увидеть аквариум? (дома, в детском саду, в классе)

III. Постановка цели и задач урока.

– Сегодня мы будем говорить о животных и растениях, которые живут рядом с нами. Тема занятия «Наш уголок природы»

- Что такое уголок природы?

- Для чего создают уголок природы?

(Если у человека плохое настроение, достаточно в течение 10мин. понаблюдать за рыбками в аквариуме – настроение улучшиться. А по утрам очень хорошо просыпаться не под звон будильника, а под пение канареек или щебет попугайчиков)

IV. Первичное усвоение новых знаний.

Животные уголка природы.

– Как вы думаете, с какой целью человек разводит домашних животных, кормит их, строит им жилища? (Домашние животные приносят пользу человеку.)

– Из перечисленных названий животных выберите только домашних животных:

лиса, лошадь, волк, медведь, утка, корова, коза.

– Почему человек разводит дома таких животных, как канарейка и черепаха? (Они радуют глаз, создают хорошее настроение человеку, украшают жильё и т. д.)

– Очень приятно просыпаться не под звон будильника, а под пение канарейки. Когда на душе «кошки скребут», то есть у человека плохое настроение, достаточно в течение 10–15 минут понаблюдать за рыбками в аквариуме – и настроение улучшится. А ещё, чтобы дети росли добрыми, заботливыми, внимательными, родители часто заводят в семьях морских свинок, черепах, хомячков, кошек и собак.

- Сегодня мы поговорим об этих животных. Расскажите, у кого какие животные живут дома? (Рассказы детей.)

– Конечно же, не у всех есть животные. Кому-то не позволяют их иметь жилищные условия или ещё какие-нибудь причины, поэтому иногда в школах создаются так называемые «живые уголки», где поддерживаются условия для содержания животных. Дети могут прийти туда, чтобы посмотреть, пообщаться с животными.

- Чтобы завести дома какое-нибудь животное, надо как можно больше о нём узнать. Отгадайте загадку:

Посмотрите, дом стоит, С четырёх сторон прозрачный.

До краёв водой налит, В этом домике жильцы –

Без окошек, но не мрачный, Все умелые пловцы. (Аквариум.)

– Аквариум («аква» по-гречески означает «вода») – искусственный водоём, предназначенный для содержания рыб и других водных животных и растений.

- Расскажите, как создать аквариум. (Предположения детей.)

– Прежде чем заполнить водой новый аквариум и выпустить туда рыбок, его нужно хорошенько промыть водой комнатной температуры, затем наполнить и дать постоять 3–5 дней. После этого можно слить воду, ещё раз ополоснуть и только тогда приступать к насыпанию грунта и посадке растений. В качестве грунта можно использовать крупный речной песок, мелкий гравий, морскую гальку, которые заранее нужно промыть и прокипятить. Грунт укладывают по дну неравномерно – он должен быть выше у задней и боковой стенок и постепенно понижаться к передней стенке. Перед передней стенкой делают углубление, где будут скапливаться продукты жизнедеятельности рыб и улиток.

Растения лучше размещать кучками вдоль задней и боковых стенок. Воду в аквариум нужно наливать очень осторожно, стараясь не размыть грунт. Заселять аквариум рыбками лучше не сразу, а через 3–5 дней, чтобы растения успели укорениться.

Вот мы с вами и подготовили аквариум, там есть всё, что нужно для жизни рыб. Займёмся его обитателями.

– Каких аквариумных рыбок вы знаете?

Учащиеся рассказывают и показывают изображения рыбок.

Лабиоза – самая крупная представительница аквариумных рыбок. Родина лабиозы – Индия. В природных условиях они достигают 10 см, а в аквариумах – 7–8 см. Основной цвет – голубой. На теле выделяются 8–10 вертикальных красно-коричневых полос. Содержать рыбку несложно. Лабиозы очень пугливы, поэтому не надо к ним подсаживать агрессивных и подвижных рыб. Самка вымётывает до 1500 очень мелких икринок, которые самец собирает в гнездо.

Гуппи – один из наиболее распространённых и любимых видов аквариумных рыбок. С помощью человека гуппи распространились по всему земному шару. Длина тела самцов до 3 см, самок – 5 см. Окраска тела и плавников каждого самца индивидуальна и состоит из узора чёрных  и  цветных  пятен.  Есть  несколько  видов  гуппи.  Самки  имеют округлое брюшко и окрашены однотонно в серые и коричневые тона. Плавники прозрачны. Содержать гуппи может каждый, они очень неприхотливы.

Родина бойцовой рыбки (петушка) – Юго-Восточная Азия. Размер 6 см. Окраска однотонная красная, синяя, лиловая, зелёная, жёлтая, белая, чёрная или комбинация этих цветов. Самец крупнее и очень яркий, самка мельче, бледнее самца. Самка может откладывать до 600 икринок. В неволе рыбки живут до двух с половиной лет.

Тетра-фон-рио – рыба, которая прочно заняла своё место в аквариумах любителей. Рыбка привлекательна своей яркой окраской. Самцы гораздо ярче самок. Длина тела самок 4,5 см, самцов – 3,5 см. Рыбки очень миролюбивы. Самки откладывают до 600 икринок.

Лялиус. Самец лялиуса окрашен удивительно красиво. Бока покрыты косыми красными и зелёно-голубыми полосами. Такими же полосами покрыты плавники с красными точками, да ещё имеют красную кайму. Брюшные плавники похожи на усы. Самка выглядит скромнее. Эти рыбки обладают очень мирным характером, но крайне пугливы, и при малейшей опасности прячутся в зарослях. Любят, когда на аквариум падают солнечные лучи.

Неоновая рыбка относится к самым популярным обитателям аквариума. Эти амазонские красавцы привлекают прежде всего своей великолепной окраской. Спинка тёмно-зелёная, брюшко – желтовато-белое. Через всё тело идёт полоса, светящаяся зелёным «неоновым» светом. Самка откладывает до 400 икринок.

Золотая рыбка выведена китайскими селекционерами из разновидности обыкновенного серебряного карася. Ещё в середине Х века один из богатых любителей природы при содержании в своём пруду серебряных карасей обратил внимание на появившихся рыб с необыкновенной золотистой окраской. Впоследствии китайские рыбоводы путём длительного искусственного отбора вывели из них рыбок, названных золотыми. В Китае золотых рыбок любят до сих пор. Их содержат в вазах, наполненных водой, изображают на вышивках и инкрустациях. В городских парках рыбок можно видеть в огромных деревянных чанах, установленных вдоль аллей, или в белоснежных мраморных бассейнах. В настоящее время насчитывается более 20 разновидностей золотой рыбки – это вуалехвосты, телескопы, кометы. Некоторые формы были выведены в России. Например, бархатный телескоп – рыбка чёрного цвета с рубиново-красными глазами.

– Как  вы  думаете,  а  чем  питаются  рыбки,  чем  их  можно  кормить? (Ответы детей.)

– Обычно свой первый аквариум ребята устраивают так: поймают в пруду карасиков, возьмут стеклянную банку, положат туда песок, посадят растения, пустят улиток – аквариум готов. Но вот беда: оставят такой аквариум на солнце, вода нагреется – и погибнут карасики. Или положат карасикам так много хлебных крошек, что вода помутнеет и испортится. Поэтому, когда будете заводить рыбок, всегда помните, что аквариум – их дом. Рыбам в нём должно быть так же хорошо, как и в пруду, в речке, в озере. Надо точно знать, каких рыб чем кормить, каких улиток нельзя пускать в аквариум.

– Кроме аквариумных рыбок, дома можно содержать и других животных. Отгадайте загадки:

Птичка жёлтая поёт, В клетке целый день сидит Он кричит: «Филипп, Филипп!»

Дома в клетке живёт. (Канарейка.) И под нос себе твердит, Кеше пить быстрее дай,

                 Но, услышав двери скрип, Кто же это? ... (Попугай).

Канарейка – одна из немногих полностью одомашненных птиц. Дикие её предки не отличались разнообразием форм, окраски и пения. Теперь любители вывели множество оригинальных разновидностей. Для содержания этих птичек необходима клетка. Канарейка радует человека своим пением.

Звучит запись «Голоса птиц. Канарейка».

Попугаи – очень красивые птицы. Существует множество видов этих птиц. Они легко переносят неволю и живут в клетке по нескольку десятков лет. Попугаи общаются друг с другом и резкими, громкими криками, и нежным щебетанием. Некоторые виды могут научиться подражать человеческой речи, повторяя отдельные слова и даже целые фразы.

– Отгадайте загадки:

В добротной избушке

Старушка живёт.

Порой на прогулку

Тихонько идёт.

То в зарослях бродит,

То выйдет к воде,

Хотя не выходит

Из дома нигде. (Черепаха.)

И в море не купаются,

И нет у них щетинки,

Но все же называются

Они – морские … (свинки).

Я устраиваюсь ловко:

У меня с собой кладовка.

Где кладовка? За щекой!

Вот я хитренький какой! (Хомяк.)

– Можно дома держать и черепаху, но она лучше всего чувствуют себя при температуре +18–20 °С. При более низкой температуре черепаха малоподвижна. Кормить её можно червями, сырым мясом, рыбой, живыми головастиками.

Морские свинки – это маленькие, очень симпатичные грызуны, завезённые к нам из Америки. Они неприхотливы в еде, быстро размножаются, но очень плохо переносят сырость, сквозняк, легко простужаются. Содержать их надо в светлом сухом помещении, в специальной клетке, которую необходимо убирать каждый день. Кормят их морковью, свёклой, сеном, овсом, отрубями. В пищу обязательно добавляют соль. Каждый день в клетку нужно ставить чистую воду.

Сирийские хомячки – толстенькие весёлые зверьки величиной с крупную мышь, с чёрными глазками и яркой пушистой шубкой. Резвятся они совершенно как кошки и собаки, но в отличие от последних они не кусаются, не грызут мебель, им можно позволять свободно бегать по комнате. Дом для них можно устроить в старом аквариуме или в большой стеклянной банке. Ухаживать за ними очень легко.

Физкультминутка

V. Первичная проверка понимания.

Комнатные растения уголка природы.

- Расскажите о садовых растениях нашего края.

- Как люди ухаживают за растениями сада в разные времена года?

- А в каком саду цветы цветут даже снежной холодной зимой?

- Ребята, скажите, а в нашем классе есть уголок природы?

- Для чего в классе и дома разводят комнатные растения?

- Как, вы думаете, почему, несмотря на изменения, которые происходят в неживой природе с наступлением холодов комнатные растения по-прежнему остались зелеными?

Родина большинства этих растений – жаркие страны, где круглый год лето, поэтому человек создает для них примерно такие же условия, как и летом. В отличие от растений нашей местности комнатные растения зимой живут так же, как и летом, примерно в одинаковых условиях.

VI. Первичное закрепление.

Практическая работа.

  1. Разглядывание растений.

  2. Названия. (Фикус, герань, папоротник, традисканция, хлорофитум).

  1. Опиши растение.

- Какие листья, какие цветки?

- Как можно вырастить растение? (черенком, листом, корешком, луковицей)

Выполнение опыта.

1. Посадить растение из черенка (показывает учитель, дети комментируют)

Что необходимо для посадки растения? (камушки, песок, земля, горшок, лопатка, лейка)

2. Покажи, как нужно ухаживать за растениями. (показывает ученик и рассказывает)

  • полить

  • побрызгать

  • порыхлить землю

  • отстричь сухой лист

VII. Итог урока. Рефлексия.

- О чем мы сегодня говорили на уроке? (О живом уголке природы.)

- Какие животные живут в школьном уголке природы? Как правильно за ними ухаживать?

- Для чего же нам нужны комнатные растения? (Забота о комнатных растениях делает человека добрее.)

- Ребята, скажите, а если ухаживать, любить и бережно относится и к животным и растениям из маленького уголка природы, можно ли сказать, что тем самым мы любим и охраняем природу, живые существа в окружающем нас большом мире?

– Сочините рассказ о каком-нибудь животном из школьного уголка природы.






лабиоза


гуппи

бойцовая рыбка (петушок)

тетра – фон – рио


лялиус


неоновые рыбки

золотая рыбка


вуалехвост

телескоп

комета





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!