Предмет | химия | Класс | 8 |
Тема урока | «Ковалентная неполярная связь» |
Тип урока | изучение и первичное закрепление нового материала. |
Цель | |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
уметь объяснять понятие и механизм образования ковалентной неполярной химической связи, устанавливать различия между понятиями «ковалентная неполярная связь» и «ионная связь», устанавливать причинно- следственные связи; состав вещества – тип химической связи; анализировать, делать выводы, обобщать полученные знания; самостоятельно использовать материалы учебника и справочные таблицы, применять ранее полученные знания | -регулятивные: уметь составлять схемы образования молекул соединений с ковалентной неполярной связью; проводить рефлексию своих действий по выполнению заданий самостоятельно и при помощи одноклассников, вносить необходимые изменения в свои действия на основе принятых правил; уметь определять степень успешности выполнения своей работы, исходя из имеющихся критериев; навыки самооценки и самоанализа -познавательные: уметь воспроизводить информацию по памяти; работать с различными источниками информации; сравнивать и анализировать информацию, делать выводы; давать определения понятиям; свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной формах. -коммуникативные: уметь слушать собеседника, понимать и /или принимать его точку зрения; оценивать высказывания и действия партнера, сравнивать их со своими высказываниями; формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче; проявлять инициативу в ситуации общения; | проявлять интерес к предлагаемой деятельности и с учетом собственных интересов; оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям ее успешность или неуспешность и способы ее корректировки, бережно и уважительно относиться к людям и результатам их деятельности; руководствоваться этическими нормами (сотрудничество, взаимопомощь, ответственность) при выполнении групповой работы |
Организационная структура урока |
№ этапа | Этап урока | УУД | Деятельность | ЭОР | Время |
учителя | учащихся |
1 | Оргмомент | Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Здравствуйте, ребята! Я предлагаю Вам посмотреть на слайд. На нем представлено текстовое поле. Психологи утверждают, что первые три слова, которые попадутся Вам на глаза будут, так или иначе, сопровождать вас весь день. Я надеюсь, что всем попались добрые и позитивные слова! | Приветствуют учителя, организуют рабочее место. | Слайд 1 | 1 |
2 | Актуализация знаний | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования | Сегодня мы продолжаем знакомиться с типами химической связи. Но сначала, для того, чтобы вспомнить основные понятия прошлых уроков, я предлагаю Вам разгадать интерактивный кроссворд. Разгадав все слова по горизонтали, по вертикали мы с вами получим слово, обозначающее тот тип химической связи, который нам предстоит изучить. Итак, ребята мы с вами определили слово по вертикали «КОВАЛЕНТНАЯ» | Отвечают на вопросы кроссворда | Кроссворд, созданный в программе HotPotatoes (приложение 1) | 8 |
3 | Самоопределение к деятельности | Познавательная - анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, прогнозирование. Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Ребята, вам уже известно, как возникает химическая связь между атомами металлов и неметаллов: посредством обмена электронами. Что при этом происходит? А как же образуется химическая связь между одинаковыми атомами неметаллов, как в двухатомных молекулах известных вам простых веществ: кислорода, водорода, галогенов? Как двум атомам водорода достичь завершенного энергетического уровня, если у каждого атома имеется по одному электрону? Поразмыслите над этим, оставьте свои идеи при себе, позже мы к этому вернемся Молодцы! Итак, тема сегодняшнего урока «Ковалентная неполярная связь». Скажите, что бы вы хотели узнать о ковалентной неполярной связи? Какие задачи нам необходимо решить сегодня на уроке? | При этом их атомы превращаются в противоположно заряженные ионы, которые притягиваются друг к другу и образуют ионные соединения. Выдвигают предположения Формулируют цель и задачи урока | Слайд 2 Слайд 3 | 3 |
4 | Работа по теме урока а)Восприятие и осмысление учащимися нового материала | Познавательные - поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания. коммуникативные- сотрудничество в поиске информации регулятивные – планирование, прогнозирование. | Ребята, давайте возвратимся к примеру с атомами водорода. В данном случае речь не может идти об отдаче и принятии электронов, поскольку атомы совершенно одинаковы, поэтому остается единственный путь – сделать внешние электроны общими для обоих атомов. Такая связь, которая образуется за счет общих электронных пар и называется ковалентной. А вот ковалентной неполярной называется связь, которая образуется между атомами одинаковых неметаллов. Итак, ребята, давайте рассмотрим схему образования молекулы фтора. В данном случае мы видим, что в результате объединения неподеленных электронов двух атомов фтора формируется завершенный внешний восьмиэлектронный уровень для каждого атома фтора. Число непарных электронов можно легко рассчитать по формуле 8 – N, где N – номер группы, в которой расположен элемент. Другими словами, сколько электронов не хватает до завершения внешнего уровня, столько и непарных электронов в атоме. Для удобства записи строения молекулы используются структурные формулы. В них отображаются только общие электронные пары, и отображаются они в виде черточки. Одна черточка – одна общая электронная пара, т.е. одна химическая связь. Теперь рассмотрим строение молекулы азота. Если атомы соединены между собой одной общей электронной парой, то такая связь называется одинарной, если двумя – двойной, если тремя – тройной. Вывод – кратность связи в молекуле определяется числом непарных электронов. Чем больше кратность связи, тем меньше длина связи. | Работа с презентацией (работа в группе) | Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 | 10 |
| Физкультурная минутка | | Теперь я предлагаю Вам немного размяться. Если я называю формулу простого вещества, Вы наклоняете голову вправо, сложного вещества – влево | Выполняют упражнения | Слайд 8 | |
| б) Первичная проверка понимания | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата заданным эталоном, коррекция, коммуникативные –инициативное сотрудничество в поиске информации. познавательные – построение логической цепи рассуждений, доказательств. | На экране указаны формулы веществ. Вам необходимо распределить их на две группы: вещества с ионной связью и вещества с ковалентной неполярной связью. Для одного вещества с ковалентной неполярной связью составить схему образования связи. | Работают в парах по отработке умения составлять схемы образования ковалентной полярной и распознавать вещества с разными типами связи. Проверка выполненной работы. | Работа с интерактивной доской Слайд 9 | 7 |
5 | Первичное закрепление | Регулятивные: волевая саморегуляция Коммуникативные: умение выражать свои мысли познавательные – выбор оснований и критериев для сравнения. | Сейчас я предлагаю вам объединиться в группы по цвету фишек, которые были розданы Вам в начале урока. В составе своих групп на компьютерах вы выполняете интерактивный тест на тему «Ковалентная неполярная связь». Файл с результатами теста прошу отправить мне на электронную почту. Если у вас возникают вопросы, не забывайте обращаться ко мне. Итак, время вышло. Ребята, как вы считаете, вещества с ковалентной неполярной связью используются нами в повседневной жизни? Они распространены на нашей планете? Сейчас вы проверите это самостоятельно. Предлагаю вам сыграть в «Геокешинг». Я подготовила для вас маршрутные листы с координатами «тайников». Как вы уже догадались в «тайниках» будут находится вещества с ковалентной неполярной связью. В маршрутных листах вы найдете задание и небольшие подсказки. Фото тайников направляйте мне на мессенджер «Telegram». | Работа в группах Проверка выполненной работы Выдвигают предположения | Интерактивный тест, созданный в программе EasyQuizzy (приложение 2) Маршрутный лист с координатами «тайников» (приложение 3) | 15 |
6 | Рефлексия | Регулятивные – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. Личностные- самоопределение. | Ребята, как вы считаете все ли задачи, которые мы сформулировали в начале урока, решены? Для того чтобы узнать ваше мнение об уроке, я прошу вас составить web-заметку на ресурсе http://linoit.com. Инструкции по работе с этим ресурсом вы получаете с раздаточным материалом. | Обсуждение | Создание web-заметок http://linoit.com (приложение 4) | 2 |
7 | Подведение итогов урока | Коммуникативные -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные –рефлексия. Личностные – смыслообразование, целеполагание. | | Обоснование отдельных учащихся оценки своей деятельности. Отвечают на вопросы | | 3 |
8. | Домашнее задание | | В качестве домашнего задания вам необходимо составить ментальную карту по теме «Химическая связь» с помощью ресурса Bubbl.us | | Создание ментальной карты https://bubbl.us (приложение 5) Слайд 10 | 1 |
Откроется окно для редактирования документа. Для добавления изображения необходимо выбрать изображение с вашего компьютера, задав параметры размера
1 – вход в среду демонстрации возможностей (пример) через кнопку «Start Brainstorming», 2 – область регистрации (Sign In – вход зарегистрированных ранее польователей, Forgot Password – восстановление пароля, Create Account – создание аккаунта (регистрация). 2. Зарегистрируйтесь, заполнив поля в Create Account. Username – имя пользователя (логин), Password – пароль, Re-type Password – повтор пароля, Your name (Optional) – Ваше имя в системе, Email – адрес электронной почты.