СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по изобразительному искусству на тему: "Азбука киноязыка.Фильм – «рассказ в картинках»."

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ  «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 3»

Разработала: Эмиросманова Зарема Кемаловна – учитель изобразительного искусства

Класс: 9 (А,Б)

Дата урока: 28.02.2017

Урок № 12

Тема раздела: ФИЛЬМ – ТВОРЕЦ И ЗРИТЕЛЬ. ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ ИСКУССТВЕ КИНО? (6 ч.)

Тема урока: АЗБУКА КИНОЯЗЫКА. ФИЛЬМ – «РАССКАЗ В КАРТИНКАХ»

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Методы и формы обучения: обьяснительно-иллюстративный; беседа.

Триединая цель урока:

– образовательная – исследование процесса создание фильма – сложного производственно–технологического процесса. Создание комикса и его последовательность картинок-кадров, с сопровождающимися комментариями.

– воспитательная – воспитывать эстетический вкус, интерес к искусству кино.

– развивающая - развивать умения анализа содержания сценария в кино, исходя из принципов художественности, наблюдательность, терпение, внимание, полученные навыки и знания при создании раскадровки комикса

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по изобразительному искусству на тему: "Азбука киноязыка.Фильм – «рассказ в картинках»."»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 3»

Разработала: Эмиросманова Зарема Кемаловна – учитель изобразительного искусства

Поурочное планирование по изобразительному искусству

Класс: 9 (А,Б)

Дата урока: 28.02.2017

Урок № 12

Тема раздела: ФИЛЬМ – ТВОРЕЦ И ЗРИТЕЛЬ. ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ ИСКУССТВЕ КИНО? (6 ч.)

Тема урока: АЗБУКА КИНОЯЗЫКА. ФИЛЬМ – «РАССКАЗ В КАРТИНКАХ»

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Методы и формы обучения: обьяснительно-иллюстративный; беседа.

Триединая цель урока:

– образовательная – исследование процесса создание фильма – сложного производственно–технологического процесса. Создание комикса и его последовательность картинок-кадров, с сопровождающимися комментариями.

– воспитательная – воспитывать эстетический вкус, интерес к искусству кино.

– развивающая - развивать умения анализа содержания сценария в кино, исходя из принципов художественности, наблюдательность, терпение, внимание, полученные навыки и знания при создании раскадровки комикса

Характеристика деятельности учащихся:

  • проявлять интерес к поставленной задаче,

  • стремиться к приобретению новых знаний,

  • мотивировать процесс становления творческих навыков,

  • принимать и сохранять учебную задачу,

  • оценивать свои достижения на уроке,

  • уметь моделировать среду для составления комиксов,

  • проявлять активность для решения задач,

  • обмениваться мнениями.

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент – 2 мин.

  2. Сообщение темы и задачи урока – 2 мин.

  3. Представление новых знаний – 13 мин.

  4. Закрепление полученных знаний – 25 мин.

  5. Анализ выполненных работ – 2 мин.

  6. Домашнее задание – 1 мин

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности класса к уроку.

2. Сообщение темы и задачи урока

Действие на экране развивается во времени

и движется в пространстве. Умение соединить в единый образ

изображение, речь, музыку и составляет искусство кинокомпозиции.

И большой сложный игровой фильм, и скромное домашнее видео строятся по одним законам, если они стремятся быть искусством. Только фильм можно сравнить с большим полотном или романом, а ваше видео подобно маленькой зарисовке или небольшому рассказу. И как любой рассказ состоит из слов, фраз, отдельных фрагментов, гак и фильм говорит на языке кинослов и кинофраз.

Тема нашего урока: «Азбука киноязыка. Фильм – «рассказ в картинках». И сегодня мы попытаемся создать «рассказ в картинках», а именно – комиксы.

3. Представление новых знаний

Последовательное (и, конечно же, осмысленное) соединение кинослов в кинофразу, как вы уже знаете, называется монтаж. Монтаж — не просто технологический способ соединения кадров. Это творческий процесс, в котором путём отбора и сочетания снятого материала выявляется авторский замысел и рождается неповторимый экранный образ. Монтаж — язык киноискусства.

Термины кадр и план сложились в эпоху, когда кадр (или кадрик) понимался как единичная картинка на киноплёнке, а план характеризовал крупность изображения объекта на экране (общий, средний, крупный). Сегодня же они имеют один монтажный смысл, как наименьшие элементы кинотекста. План (наряду с кадром) обозначает длину киноплёнки между двумя монтажными склейками или непрерывное действие, запёчатлённое между пуском и остановкой кинокамеры.

фильм начинается не во время съёмки. Пришёл, снимаю — и готово! Самая простая и короткая видеозарисовка начинается с замысла. Он выражается прежде всего словами в текстовой записи. По мере расширения замысла, его разработки эти записи приобретают форму сценария. Поэтому можно сказать, что фильм начинается со сценария.

Сценарий за век существования кинематографа из чисто технической функции — покадровой записи снимаемого материала — превратился в самостоятельный вид искусство – кинодраматургию. Велика заслуга в этом отечественного кино. Имена виднейших советских сценаристов Ржешевского, Каплера, Габриловича, Григорьева. Арабова составляют золотой фонд нашего кино, часто сами режиссёры писали сценарии своих фильмов и были высокими мастерами кинодраматургии — это Довженко и Тарковский. Пудовкин и Иоселиани, Ромм и Козинцев.

Сценарий, кроме сюжета будущего фильма, диалогов героев, содержит в себе «зерно» идеи, образа и стиля фильма. Сценарий может быть эмоциональным возбудителем фантазии режиссёра, канвой его творчества, а может быть твёрдым каркасом фильма. Недаром знаменитый французский режиссёр Р. Клер говорил: «Сценарий написан — фильм готов». На практике же режиссёры часто далеко уходят от литературного сценария и даже опровергают его.

В большом кино написание литературного сценария – дело сценариста. В авторском домашнем видео, где сценарист, режиссёр и оператор – одно лицо, используется простейшая сценарная форма – покадровая запись фильма, называемая сценарным планом или кадропланом, которая даёт представление о содержании каждого кадра снимаемого фильма. Зачем нужен кадроплан? Он выстраивает киномысль и превращает случайную сьёмку случайных объектов в сознательное достижение поставленной цели – в творчество.

На примере небольшой видеозарисовки «В жаркий день» смоделируем её разработку, подобно тому, как это было бы в кинематографе. Сперва – сценарная запись видеозарисовки:

«Июль. Жарко. Девочки сидят во дворе. Ах, вам жарко? «Не хотите ли охладиться, девчонки?» – и струя из шланга брызжет в лицо. Попробуй защитись от неё! «Промокли?» Ну и что? Зато весело! Все смеются».

На основе сценарной записи строится кадроплан (а затем будет создана раскадровка, см. с. 123).

Пример кадроплана:

— Двор. Общ. план. Девочки балуются с поливным шлангом.

— Средн. пл. Брызжет струя. Девочки загораживаются от брызг руками.

— От средн. до крупн. Девочка со шлангом.

— Крупн. план. Лицо смеющейся девочки.

Фильм питается не только изобразительными истоками, но и литературными. Он в равной мере выткан из изобразительной и повествовательной ткани. Любой фильм, даже самый маленький, представляет собой рассказ, повествование.

4. Закрепление полученных знаний

Первое знакомство с «рассказом в картинках» обычно происходит ещё в детстве, когда вы смотрите комикс. Комикс с его последовательностью картинок-кадров, сопровождающихся комментариями, – предтеча кинораскадровки.

Сюжет повествования определяет и монтажно-изобразительное построение фильма, состоящего из кинослов и кинофраз. По аналогии с речью кинослово можно уподобить подлежащему. Это – изображение объекта (практически на одном плане и без монтажных соединений).

Продолжая сравнение с речью, кинофраза предстаёт как соединение киноподлежащего с киноглаголом, т. е. объект плюс действие. В практике кинофраза – монтажное соединение небольшого количества планов, придающее изобразительно-смысловое содержание отснятому материалу.

Кинотекст можно прочитать не только в сценарии. Любую сюжетную картину (например, «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова, «Сватовство майора» П. А. Федотова или «Письмо с фронта» А. И. Лактионова и др.) можно представить как фильм, кадры которого сведены воедино. Если фильм – изображения, предстающие и развивающиеся во времени, то картина показывает их одномоментно. Попробуйте записать какую-либо из предложенных картин в виде кадроплана. Это очень помогает освоению киноязыка.

Работа с учебником (с. 118-121). Создание видеоряда в следующих упражнениях:

Проектно-съёмочный практикум «От большого кино к твоему видео»

  • Выбор объекта для съёмки кинослова и создание сценарной записи или кадро-плана для съёмки видеофразы.

  • Сценарная покадровая запись (кадроплан) сюжетного содержания жанровой картины (с продолжением на следующем занятии).

  • Начало съёмок кинослова.

  • Освоение грамоты монтажа на примере создания видеофразы (эффект Кулешова) или раскадровки комикса.

5. Подведение итогов урока.

Ответы на вопросы:

  • Чем отличается композиция в живописи от композиции в кино?

  • Что обозначают термины «кадр» и «план»?

  • Что такое сценарий и какие его виды вы знаете? Какова роль сценария в создании фильма?

  • В чём смысл и различие понятий «кинослово» и «кинофраза»?

6. Домашнее задание:

Подготовить доклады на данную тему, а также доделать, начатый на уроке, комикс.


Скачать

© 2017 11114 463

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!