МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 3»
Разработала: Эмиросманова Зарема Кемаловна – учитель изобразительного искусства
Поурочное планирование по изобразительному искусству
Класс: 9 (А,Б)
Дата урока: 28.02.2017
Урок № 12
Тема раздела: ФИЛЬМ – ТВОРЕЦ И ЗРИТЕЛЬ. ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ ИСКУССТВЕ КИНО? (6 ч.)
Тема урока: АЗБУКА КИНОЯЗЫКА. ФИЛЬМ – «РАССКАЗ В КАРТИНКАХ»
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Методы и формы обучения: обьяснительно-иллюстративный; беседа.
Триединая цель урока:
– образовательная – исследование процесса создание фильма – сложного производственно–технологического процесса. Создание комикса и его последовательность картинок-кадров, с сопровождающимися комментариями.
– воспитательная – воспитывать эстетический вкус, интерес к искусству кино.
– развивающая - развивать умения анализа содержания сценария в кино, исходя из принципов художественности, наблюдательность, терпение, внимание, полученные навыки и знания при создании раскадровки комикса
Характеристика деятельности учащихся:
проявлять интерес к поставленной задаче,
стремиться к приобретению новых знаний,
мотивировать процесс становления творческих навыков,
принимать и сохранять учебную задачу,
оценивать свои достижения на уроке,
уметь моделировать среду для составления комиксов,
проявлять активность для решения задач,
обмениваться мнениями.
ПЛАН УРОКА
Организационный момент – 2 мин.
Сообщение темы и задачи урока – 2 мин.
Представление новых знаний – 13 мин.
Закрепление полученных знаний – 25 мин.
Анализ выполненных работ – 2 мин.
Домашнее задание – 1 мин
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
2. Сообщение темы и задачи урока
Действие на экране развивается во времени
и движется в пространстве. Умение соединить в единый образ
изображение, речь, музыку и составляет искусство кинокомпозиции.
И большой сложный игровой фильм, и скромное домашнее видео строятся по одним законам, если они стремятся быть искусством. Только фильм можно сравнить с большим полотном или романом, а ваше видео подобно маленькой зарисовке или небольшому рассказу. И как любой рассказ состоит из слов, фраз, отдельных фрагментов, гак и фильм говорит на языке кинослов и кинофраз.
Тема нашего урока: «Азбука киноязыка. Фильм – «рассказ в картинках». И сегодня мы попытаемся создать «рассказ в картинках», а именно – комиксы.
3. Представление новых знаний
Последовательное (и, конечно же, осмысленное) соединение кинослов в кинофразу, как вы уже знаете, называется монтаж. Монтаж — не просто технологический способ соединения кадров. Это творческий процесс, в котором путём отбора и сочетания снятого материала выявляется авторский замысел и рождается неповторимый экранный образ. Монтаж — язык киноискусства.
Термины кадр и план сложились в эпоху, когда кадр (или кадрик) понимался как единичная картинка на киноплёнке, а план характеризовал крупность изображения объекта на экране (общий, средний, крупный). Сегодня же они имеют один монтажный смысл, как наименьшие элементы кинотекста. План (наряду с кадром) обозначает длину киноплёнки между двумя монтажными склейками или непрерывное действие, запёчатлённое между пуском и остановкой кинокамеры.
фильм начинается не во время съёмки. Пришёл, снимаю — и готово! Самая простая и короткая видеозарисовка начинается с замысла. Он выражается прежде всего словами в текстовой записи. По мере расширения замысла, его разработки эти записи приобретают форму сценария. Поэтому можно сказать, что фильм начинается со сценария.
Сценарий за век существования кинематографа из чисто технической функции — покадровой записи снимаемого материала — превратился в самостоятельный вид искусство – кинодраматургию. Велика заслуга в этом отечественного кино. Имена виднейших советских сценаристов Ржешевского, Каплера, Габриловича, Григорьева. Арабова составляют золотой фонд нашего кино, часто сами режиссёры писали сценарии своих фильмов и были высокими мастерами кинодраматургии — это Довженко и Тарковский. Пудовкин и Иоселиани, Ромм и Козинцев.
Сценарий, кроме сюжета будущего фильма, диалогов героев, содержит в себе «зерно» идеи, образа и стиля фильма. Сценарий может быть эмоциональным возбудителем фантазии режиссёра, канвой его творчества, а может быть твёрдым каркасом фильма. Недаром знаменитый французский режиссёр Р. Клер говорил: «Сценарий написан — фильм готов». На практике же режиссёры часто далеко уходят от литературного сценария и даже опровергают его.
В большом кино написание литературного сценария – дело сценариста. В авторском домашнем видео, где сценарист, режиссёр и оператор – одно лицо, используется простейшая сценарная форма – покадровая запись фильма, называемая сценарным планом или кадропланом, которая даёт представление о содержании каждого кадра снимаемого фильма. Зачем нужен кадроплан? Он выстраивает киномысль и превращает случайную сьёмку случайных объектов в сознательное достижение поставленной цели – в творчество.
На примере небольшой видеозарисовки «В жаркий день» смоделируем её разработку, подобно тому, как это было бы в кинематографе. Сперва – сценарная запись видеозарисовки:
«Июль. Жарко. Девочки сидят во дворе. Ах, вам жарко? «Не хотите ли охладиться, девчонки?» – и струя из шланга брызжет в лицо. Попробуй защитись от неё! «Промокли?» Ну и что? Зато весело! Все смеются».
На основе сценарной записи строится кадроплан (а затем будет создана раскадровка, см. с. 123).
Пример кадроплана:
— Двор. Общ. план. Девочки балуются с поливным шлангом.
— Средн. пл. Брызжет струя. Девочки загораживаются от брызг руками.
— От средн. до крупн. Девочка со шлангом.
— Крупн. план. Лицо смеющейся девочки.
Фильм питается не только изобразительными истоками, но и литературными. Он в равной мере выткан из изобразительной и повествовательной ткани. Любой фильм, даже самый маленький, представляет собой рассказ, повествование.
4. Закрепление полученных знаний
Первое знакомство с «рассказом в картинках» обычно происходит ещё в детстве, когда вы смотрите комикс. Комикс с его последовательностью картинок-кадров, сопровождающихся комментариями, – предтеча кинораскадровки.
Сюжет повествования определяет и монтажно-изобразительное построение фильма, состоящего из кинослов и кинофраз. По аналогии с речью кинослово можно уподобить подлежащему. Это – изображение объекта (практически на одном плане и без монтажных соединений).
Продолжая сравнение с речью, кинофраза предстаёт как соединение киноподлежащего с киноглаголом, т. е. объект плюс действие. В практике кинофраза – монтажное соединение небольшого количества планов, придающее изобразительно-смысловое содержание отснятому материалу.
Кинотекст можно прочитать не только в сценарии. Любую сюжетную картину (например, «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова, «Сватовство майора» П. А. Федотова или «Письмо с фронта» А. И. Лактионова и др.) можно представить как фильм, кадры которого сведены воедино. Если фильм – изображения, предстающие и развивающиеся во времени, то картина показывает их одномоментно. Попробуйте записать какую-либо из предложенных картин в виде кадроплана. Это очень помогает освоению киноязыка.
Работа с учебником (с. 118-121). Создание видеоряда в следующих упражнениях:
Проектно-съёмочный практикум «От большого кино к твоему видео»
Выбор объекта для съёмки кинослова и создание сценарной записи или кадро-плана для съёмки видеофразы.
Сценарная покадровая запись (кадроплан) сюжетного содержания жанровой картины (с продолжением на следующем занятии).
Начало съёмок кинослова.
Освоение грамоты монтажа на примере создания видеофразы (эффект Кулешова) или раскадровки комикса.
5. Подведение итогов урока.
Ответы на вопросы:
Чем отличается композиция в живописи от композиции в кино?
Что обозначают термины «кадр» и «план»?
Что такое сценарий и какие его виды вы знаете? Какова роль сценария в создании фильма?
В чём смысл и различие понятий «кинослово» и «кинофраза»?
6. Домашнее задание:
Подготовить доклады на данную тему, а также доделать, начатый на уроке, комикс.