СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по ИЗО в 6 классе по теме "Портрет в скульптуре"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект личностно-ориентированного урока по ИЗО в 6 классе по программе Б.М, Неменского с использованием проблемного метода обучения, дифференцированной, индивидуальной работы, ИКТ.  Итогом урока является создание портрета человека в скульптуре (барельеф).

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ИЗО в 6 классе по теме "Портрет в скульптуре"»



ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ



Тема: «Портрет в скульптуре»

Анализ урока

Тип урока: комбинированный.

Цель урока:

формировать понимание выразительных возможностей объемного изображения, понимания связи с окружающим пространством; учить видеть конструктивную форму предмета, овладевать навыками объемного изображения предмета, активно воспринимать различные виды изобразительного искусства, использовать соответствующие художественные материалы, познакомить учащихся с различными видами объемных изображений, с художественными материалами, применяемыми в скульптуре и их свойствами.

Цель: Познакомить учащихся с разновидностями портрета в скульптуре и создать в объёме художественный образ: портрет литературного героя или своего современника.

(Цель урока напрямую связана с основной целью системы уроков по теме «Создание художественного образа в скульптуре».)

Задачи:

Образовательная - Учить создавать портрет человека из пластилина, соблюдая пропорции и добиваясь сходства.

Развивающая - развивать пространственное мышление, зрительную память, глазомер, творческую и познавательную активность.

Воспитательная - формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека.



Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

изучение выразительных возможностей объемного изображения; классифицирование по заданным основаниям (виды скульптуры); использование художественных материалов и инструментов; научить создавать объемные изображения из пластилина; организация рабочего места.

Метапредметные:

    • регулятивные УУД – определять цель, проблему в учебной деятельности, осознавать недостаточность своих знаний; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

    • познавательные УУД – преобразование объекта из чувственной формы в модель с выделением сущностных характеристик (изображение в скульптуре головы с ярко выраженным обликом и характером), умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, выбор эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условия действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, извлечение необходимой информации, умение структурировать знания; развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, установление причинно-следственных связей; формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера;

  • коммуникативные УУД – социальная компетентность, учет позиции товарищей и учителя, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Личностные:

выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, желания больше узнать; оценивание собственной учебной деятельности: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач, развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и практическую художественно - творческую деятельность;

Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, исследовательский, наглядный.

Формы обучения: фронтальная и индивидуальная.

Оборудование:

Для учащихсяклеенка, пластилин, стеки, заготовка для каркаса головы.

Для учителято же, мультимедийная презентация, репродукции работ художников и скульптурные работы, выполненные учащимися в предыдущие годы; пластилин, стеки.

Основные термины и понятия: Скульптура. Виды скульптуры. Виды рельефа. Выразительные возможности скульптуры. Выразительные возможности объемного изображения. Монументальная и камерная скульптуры.

Прогнозируемые результаты:

используя пластилин, дети научатся создавать объемное изображение – портрет человека; интерес к скульптурному искусству.

Образовательные технологии:

информационно-коммуникационная, здоровьесберегающая.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

  1. Организационный этап – 1 мин.

  2. Мотивация учебной деятельности – 2 мин.

  3. Представление новых знаний – 10 мин.

  4. Закрепление полученных знаний. Творческая практическая деятельность – 30 мин.

  5. Рефлексия учебной деятельности – 2 мин.


ХОД УРОКА


1. Организационный этап

Приветствие, проверка готовности класса к уроку.

2. Мотивация учебной деятельности.

- Назовите тему 3 четверти. (Слайд 1)

- О чём говорят данные изображения? (Слайд 1) /Ребята должны вспомнить все творческие работы, выполненные на прошлых уроках/.

- Какого изображения не хватает на ваш взгляд? (Портрет в объёме)

- А теперь прослушаем стихотворение Евгения Баратынского (Слайд 3)

Глубокий взор вперив на камень,
Художник Нимфу в нем прозрел
И пробежал по жилам пламень,
И к ней он сердцем полетел.

Но бесконечно вожделенной,
Уже он властвует собой:
Неторопливый, постепенный
Резец, с богини сокровенной 

Кору снимает за корой…


- О ком идет речь в стихотворении?

- Как вы думаете, почему я прочитала вам именно это стихотворение?

- О чём же пойдёт речь сегодня на уроке? (Портрет в скульптуре) (Слайд 4)

- И так, тема урока «Портрет в скульптуре»

3. Представление новых знаний

У каждого искусства – свой язык, с помощью которого художник рассказывает о мире, его окружающем. Язык живописцев – краски, сочетания которых радуют наш глаз, помогают почувствовать красочное богатство мира.

Скульптор лепит свои произведения из глины или высекает их из камня или мрамора. (Слайд 5)

- А что такое скульптура? (Данное определение разбиралось на уроке во 2 четверти «Объёмные изображения в скульптуре»)

  • Скульптура - вид изобразительного искусства, дающий объемно-пространственное изображение предметов.

  • Скульптура – это художественное произведение, созданное путем резьбы, лепки или отливки.

  • Слово «скульптура» произошло от латинского слова «высекать». (Слайд 6)

- Главное средство выражения в скульптуре – объем. Скульптурное изображение всегда объемно, но степень объема может быть разной.

Далее идёт беседа по (Слайд 7)

  • Если произведение можно обойти кругом и рассмотреть со всех сторон, то такая скульптура называется круглой.

  • В том случае, когда предмет изображен с одной стороны и выпуклое изображение выступает над плоскостью, – это рельеф.

  • Рельефное изображение имеет свои разновидности: барельеф и горельеф.

  • Изображение в барельефе выступает над плоскостью не более чем на половину своего объема, в горельефе изображение возвышается над плоскостью более чем на половину, а иногда выступает как полное объемное изображение и лишь прикасается к фону отдельными частями.

- Создайте из пластилина круглый шар и положите его на плоский кусочек пластилина, немного прижав его к поверхности. Шар почти весь возвышается над поверхностью, так выглядит один из видов рельефа – горельеф. А теперь отрежьте от шара половину и поместите оставшуюся половину на плоскую пластилиновую поверхность, перед вами – барельеф.

- Произведения скульптуры создаются из разных материалов. Как вы думаете, каких? (из камня, дерева, металла, стекла, терракоты (обожженная глина), полимерная глина и др. /Данное информация сообщалась на уроке во 2 четверти «Объёмные изображения в скульптуре» /) (Слайд 8)

Скульптуру, выполненную из твердого материала, называют ваянием, из мягкого – лепкой.

Далее идёт беседа по (Слайд 9.)

- Что общего и в чём различие данных работ? Итог беседы (Слайд 10).

Вам более знакома монументальная скульптура, то есть памятники, которые поставлены в честь великих людей. В этих торжественных и величественных, а иногда скорбных произведениях портретный образ выражен всей постановкой фигуры, её силуэтом и жестом, размещением в пространстве и соотношением с окружением. Однако есть другой вид скульптуры, когда скульптурное изображение приближено к нам и мы можем заглянуть в лицо, почувствовать характер и жизненную правдивость образа. Это камерная скульптура.

- Сегодня на уроке будем выполнять камерный портрет в скульптуре.

4. Закрепление полученных знаний. Творческая практическая деятельность.

И так, приступаем к практической работе. (Слайд 11-12)

- Вам необходимо при помощи пластилина вылепить скульптурный портрет человека в виде барельефа.

/Раздаётся дидактический материал: схемы-таблички «Приёмы лепки», «Памятка. Пропорции лица» /

- Для начала, вспомним основные приёмы лепки. (Слайд 13)

- И основные пропорции лица. /На данном этапе ребята должны сами проговорить все пропорции изображения портрета/ (Слайд 14)

/Раздаётся дидактический материал: «Этапы работы» и организуется дальнейший просмотр мультимедийной презентации. /

Затем следует поэтапное объяснение хода работы над портретом. (Слайд 15-25)

Этапы работы.

  1. На картоне или на обычном листе чертим квадрат 10х10 см. и набираем общую массу платформы. Для этого прилепляем небольшие кусочки пластилина на дощечку и с примерно одинаковым усилием придавливаем их.

  2. Залепляем всю поверхность дощечки или участок, который будет занимать платформа.

  3. С помощью линейки или иного длинного и плоского предмета с ровными торцевыми сторонами соскабливаем выпирающие из платформы кочки. Остатки пластилина, остающиеся на линейке, можно использовать для выравнивания ям, которые хорошо видны после соскабливания.

  4. Неровные края платформы можно легко отрезать при помощи стека и линейки, как показано на рисунке.

  5. Платформа готова!

  6. Наносим на платформу рисунок будущего портрета с соблюдением всех пропорций. Это можно сделать с помощью карандаша или стека, не сильно давя на него.

  7. Всё пространство полученного нами рисунка залепляем пластилином, аналогично, как и платформу, небольшими кусочками. Массу пластилина следует распределять таким образом, чтобы были видны выпирающие части лица (нос, лоб, подбородок) и наоборот несколько притопленные части (глазные впадины, шея, уши)

  8. Убедившись, что форма набрана, скатай два небольших шарика, одинаковых по размеру и немного прижми их в глазных впадинах. Далее приступаем к 4 этапу работы с использованием стека.

  9. С помощью стека формируются и уточняются основные черты будущего портрета

  10. Завершающий этап работы: уточнение мелких деталей портрета, поиск портретного сходства, проработка фактуры (фон, волосы. одежда).

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

  1. контроль        организации рабочего места;

  2. контроль        правильности выполнения приемов работы;

  3. оказание        помощи учащимся, испытывающим затруднения;

  4. контроль        объема и качества выполненной работы.

5. Анализ выполненных работ. Рефлексия.

- Поделитесь опытом, который вы приобрели сегодня, создавая свою скульптуру.

Учащиеся демонстрируют собственный опыт.

- Продолжите предложения. (Слайд 26)

(Рассматривая представленные на выставке работы, соотносят задачу и результат.

Осуществляют анализ и самооценку собственной учебной деятельности и деятельности одноклассников, степень её результативности. Участвуют в рефлексии, отвечают на итоговые вопросы.)

Основная цель системы уроков по теме «Создание художественного образа в скульптуре» – это уметь изображать в материале (объёме), с опорой на эмоционально-образное развитие, различные предметы из окружающей жизни человека: дома, животных, игрушки, фигуру и портрет человека.









































Развитие умственных действий: проводят анализ изображений и формулируют выводы






Развитие умственных действий: слушают и анализируют стихотворение и формулируют тему урока.





Определяют область знания и незнания (повторяют и закрепляют материал, изученный во 2 четверти)




Актуализации опорных знаний: определяют область знания и незнания (повторяют и закрепляют материал, изученный во 2 четверти)




Используется познавательная творческая деятельность.

Актуализации опорных знаний.




Используется метод сравнения, обобщения.

Анализируют и обобщают информацию по видам портретов в скульптуре.

Формулируют выводы.

Осмысление темы урока.

Анализируют информацию по учебной деятельности – художественно-творческая.

Используют приобретённые знания.

Анализируют информацию по способам лепки и пропорциям лица.

Под руководством учителя используют приобретённые знания в практической деятельности, решают творческую задачу.

Используется художественно-творческая деятельность и развиваются умственные действия: интерпретирование.














Используется учебная деятельность-рефлексия.















Литература.


  1. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5 – 8 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / (Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2016.

  2. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 1 – 4 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / (Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2016.

  3. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.С.Кузина. 1 – 4 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Долгоаршинных Н.В., Кармазина М.В., Иванова Н.С., Сокольникова Н.М. – 4-е изд., – М.: Дрофа, 2014.

  4. Программы для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство». 5-9 классы. Авторы: В.С. Кузин, С.П.Ломов, Е.В.Шорохов, С.Е.Игнатьев, П.Ю.Коваленко. М.: Дрофа, 2007г.

  5. Интегрированная программа: «Изобразительное искусство» 1- 4 классы / [Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинская, Е. С.Медкова]. – М.: «Вентана-Граф», 2013.

  6. Интегрированная программа: Изобразительное искусство 5-8 (9) классы / [Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинская, Е. С.Медкова]. – М.: «Вентана-Граф», 2013.

  7. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Л.А.Неменская; под. Ред. Б.М.Неменского. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016.



Интернет источники.

  1. http://рус-конкурс.рф/rus-konkurs.rf-publikacii/article_post/userdnov-ye

  2. http://uchitelya.com/tehnologiya/10579-metodicheskaya-razrabotka-osobennosti-metodiki-prepodavaniya.html

  3. https://www.scienceforum.ru/2013/8/2030

  4. http://www.maam.ru/detskijsad/statja-oznakomlenie-detei-so-skulpturoi-malyh-form-i-razvitie-detskogo-plasticheskogo-tvorchestva.html

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!