СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по истории на тему "Зарождение революционного народничества" (8 класс)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по истории на тему "Зарождение революционного народничества" (8 класс)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории на тему "Зарождение революционного народничества" (8 класс)»

Тема урока: «Зарождение революционного народничества»



  1. Причины роста революционного движения.

На прошлом уроке мы рассматривали либералов и консерваторов, отметили, что они выступали за преобразования в России мирным путем, т.е. через реформы. Однако, существовал и другой лагерь, который выступал за радикальные изменения.

Вопрос: каковы были причины роста революционного движения?

Ответ:

  1. недовольство радикально настроенной интеллигенции умеренным характером реформ (сохранение помещичьего землевладения, условия выкупа земельного надела, временнообязанное состояние крестьян).

  2. медлительность правительства и непоследовательные шаги Александра II.

  3. выступления крестьян (Пензенская губерния, с. Бездна Казанской губернии)


  1. Поиски ориентиров.

Давайте разберемся, кто же стоял у истоков революционного движения. Это был всеми вам известный человек – А. И. Герцен. Его идеи развивал Н. Г. Чернышевский, редактор журнала « Современник». Он был очень образованным и начитанным человеком, закончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Он развивал идеи А. И. Герцена об «общинном социализме»:

  1. главная сила – крестьяне;

  2. он хотел поднять крестьян на революцию;

  3. создать революционную организацию;

Однако, Чернышевский был арестован. Ему приписали написание прокламации: «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». Чернышевского поместили в Петропавловскую крепость. Во время заточения он пишет роман « Что делать?» Роман практически становится библией для молодых революционеров, в котором описывался новый общественный строй, революция.

Идеи А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского не пропали без следа. На основе их идей создается тайная революционная организация «Земля и воля».

1861-1864 гг. – деятельность тайной революционной организации «Земля и воля».

Программа «Земли и воли»:

А) созыв парламента и установление демократической республики;

Б) введение широкого местного самоуправления;

В) равноправие женщин;

Г) наделение крестьян землей и объединение городского и сельского населения;

Практическая деятельность организации сводилась к распространению революционной литературы, помощь ссыльным революционерам, содействовали побегу их из тюрьмы. Революционная организация состояла из разночинцев. Разночинцы – это межсословная категория населения, выходцы из разных сословий, юридически не оформленная категория населения, в основном занимавшаяся умственным трудом.

Революционеры надеялись поднять крестьян на революцию, ждали восстания крестьян. В 1863 г. истекал срок подписания уставных грамот, революционеры думали, что крестьяне поднимутся на восстание. Но этого они не дождались и в 1864 г. «Земля и воля» самораспустилась

3. Теория революционного народничества. (комментированное чтение)

На этом деятельность революционеров не закончилась. Идеи А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского подхватила радикально настроенная интеллигенция – народники. Народничество – это разновидность утопического социализма, основанная на особом пути развития России, минуя капитализм. Теоретической основой послужили идеи А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского об «общинном социализме». Народники считали, что основной силой является крестьянство, и нужно их поднять на революцию, которая дала бы России миновать стадию капитализма и построить новый общественный строй – социализм, где все средства производства общие, нет эксплуатации человека человеком, равноправие всех членов общества. В народничестве существовало три течения. Все они различались вопросами тактики. Наиболее крупными теоретиками народничества были М. А. Бакунин, П. Л. Лавров и П. Н. Ткачев.

  1. Бунтарское (анархистское). Идеолог – М. А. Бакунин. Призыв к немедленному бунту. Бакунин уповал на стихийный народный бунт против самодержавия. Бакунин также был творцом теории анархизма, отрицающего государство. Анархизм – это общественно-политическое течение, основными принципами являются отрицание государства, всякой политической власти вообще, рассматриваемой как насилие. Он предлагал взамен государства свободную организацию, свободное общество, в котором бы осуществился принцип самоуправления народа. Начинать создание такого общества следует сразу же на следующий день после революции, инициативу возьмут на себя революционеры, объединенные в небольшие группы.

  2. Пропагандистское. Идеолог – П. Л. Лавров. Народ надо готовить к социализму посредством долгой пропаганды. Однако осуществить подготовку к революции могло только незначительное меньшинство лучших людей общества. Они должны запастись терпением, идти в народ и при помощи пропаганды помочь ему уяснить его потребности и силу.

  3. Заговорщическое. Идеолог – П. Н. Ткачев. Хорошо организованная революционная партия должна осуществить государственный переворот, захватить власть и, опираясь на нее, внедрить социализм в русскую жизнь. В отличие от других народников, Ткачев полагал, что крестьянство не способно самостоятельно осуществить революцию. Революция должна принять форму переворота, который совершит строго законспирированная организация революционеров. Сторонники данного направления прибегали к использованию террора.

Итог: Идеи Герцена и Чернышевского, развитые Бакуниным, Лавровым и Ткачевым, стали основой для деятельности революционных народнических организаций. В зависимости от обстановки среди народников усиливалось влияние взглядов либо Бакунина, либо Лаврова, либо Ткачева.

Д/з: §25, вопросы на стр.180, анализ документа «Из работы М. А. Бакунина «Государственность и анархия», ответить на вопросы к документу на стр. 181, выучить основные термины.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!