СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по информатики и ИКТ в 8 классе по теме: «Программный принцип работы компьютера программное обеспечение, его структура» учителя математики и информатики МБОУ лицей № 4 г. Славянск-на-Кубани Лоскутовой Лианы Петровны.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по информатике и ИКТ "Программный принцип работы компьютера программное обеспечение, его структура." 8 класс.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по информатики и ИКТ в 8 классе по теме: «Программный принцип работы компьютера программное обеспечение, его структура» учителя математики и информатики МБОУ лицей № 4 г. Славянск-на-Кубани Лоскутовой Лианы Петровны.»


Конспект урока по информатики и ИКТ в 8 классе

по теме: «Программный принцип работы компьютера программное обеспечение, его структура»

учителя математики и информатики МБОУ лицей № 4 г. Славянск-на-Кубани муниципального образования Славянский район

Лоскутовой Лианы Петровны.

16.11.2015.

с использованием педагогических технологий: информационно-коммуникационной, здоровье сберегающей, проблемной.

Цель:

обучающая: сформировать у учащихся понятие «программное обеспечение», для чего оно нужно, дать классификацию ПО, что такое системное ПО;

развивающая: развитие памяти, логического мышления, интереса к предмету;

воспитательная: воспитание самостоятельности, аккуратности.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: словестный, наглядный, практический, контроля, индивидуальный подход, проблемное обучение, здоровье сберегающие технологии.

Формы обучения: урок, коллективная работа

Оборудование урока: Персональные компьютеры, тест на компьютерах по теме «Устройства ПК», мультимедийная доска, презентация, карточки, ответы-ключи, сигнальные карточки для рефлексии (разноцветные треугольники) .

Продолжительность урока: 40 мин

План урока

1. Организационный момент. 2 мин

2. Проверка домашнего задания по предыдущей теме 10 мин

3. Постановка темы урока и актуализация базовых знаний 2 мин

4. Объяснение нового материала 10 мин

5. Физкультминутка 3 мин

6. Закрепление 10 мин

7. Подведение итогов 2 мин

8. Рефлексия 1 мин

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Визуальный ряд

Деятельность учащихся

1

Организационный момент. Мотивационный момент

Приветствие и проверка общей готовности обучающихся к уроку.

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Цитата урока: Хорошо информированный человек стоит двух.

Французская пословица

Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку (на партах - тетради, учебники, ручки, дневники, сигнальные карточки)

2

Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания состоит из двух этапов:

2.1 Задачи по карточкам (сильные ученики решают задачи, оценка работы по ответам-ключам)

1. Сколько Кбайт информации содержит сообщение объемом 218 бит?

2. Сколько мегабайт информации содержит сообщение объемом 226 бит?

3. Информационный объем одного сообщения составляет 0,25 Кбайт, а другого – 250 байт. На сколько бит информационный объем первого сообщения больше объема второго?

4. Найдите х из следующего соотношения: 8х бит = 16 Мбайт.

Тест на компьютерах по теме «Устройства ПК»

Вопрос №1: В каком устройстве компьютера производится обработка информации?

1. внешняя память 2. дисплей

3. устройство ввода 4. процессор

Вопрос №2: Оперативная память предназначена для

1. длительного хранения информации

2. хранения неизменяемой информации

3. кратковременного хранения информации в текущий момент времени 4. для обработки информации

Вопрос №3: Modem – это устройство:

1. для хранения информации 2. для обработки информации

3. для передачи информации по телефонным каналам связи

4. для вывода информации на печать

Вопрос №4: Какое устройство компьютера предназначено для ввода информации?

1. принтер 2. Дисплей 3. Процессор 4. клавиатура

Вопрос №5: Какое устройство компьютера предназначено для вывода информации?

1. оперативная память 2. дисплей

3. мышь 4. клавиатура

Вопрос №6: Плоттер – это устройство:

1. для считывания графической информации

2. для ввода 3. для вывода 4. для сканирования информации

Вопрос №7: Что относится к внешней памяти?

1. оперативная и постоянная память

2. накопители на магнитных дисках и CD-ROM

3. устройства ввода 4. монитор

Вопрос №8: Манипулятор «Мышь» - это устройство:

1. ввода 2. вывода

3. считывания информации 4. сканирования информации

Вопрос №9: Укажите минимальный набор устройств, предназначенных для работы компьютера:

1. принтер, системный блок, клавиатура

2. процессор, ОЗУ, монитор, клавиатура

3. процессор, стример, винчестер

4. монитор, винчестер, клавиатура, процессор.


Сильные ученики решают задачи по карточкам, оценка работы по ответам-ключам в конце выполнения задания. Остальные делают тест по теме «Устройства ПК» на компьютерах

Ответы-ключи для проверки

1-32

2-8

3-48

4-9

3

Постановка темы урока и актуализация базовых знаний

Учитель использует технологию проблемного обучения, поэтому не объявляет тему урока, а подводит учащихся к тому, что они должны назвать ее сами, перед учащимися ставится ряд вопросов, а ученики должны обобщить и сделать вывод.

Учитель задает вопросы:

1. Какие вы знаете информационные процессы?

2. Какое устройство служит для хранения информации?

3. Какое устройство компьютера обрабатывает информацию?

4. Какие устройства ввода информации вы знаете? (по материалам предыдущих уроков)

5. Достаточно ли наличие всех этих устройств, чтобы решить конкретную задачу. Например, нарисовать картинку, создать текстовый документ, если «нет», то что для этого нужно?

6. С какими программами вы знакомы?

Вы, ответив на вопросы, можете прийти к выводу: сегодня на уроке мы познакомимся….

Учитель сообщает цель урока.




Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Ответы на вопросы:

  1. Передача, хранение и обработка

  2. Память

  3. Процессор

  4. Клавиатура, сканер

  5. Нет, необходимы соответствующие программы.










Вывод: программами, используемыми на компьютере.

4.

Новая тема

Компьютер – это устройство, не способное мыслить самостоятельно, как человек. Для того, чтобы компьютер мог работать с информацией надо иметь соответствующее программное обеспечение. Компьютер без программ – это бесполезный хлам, груда железа и только программы делают его нашим помощником.

И все таки непонятно, как может компьютер всему научиться. Для этого нужны различные программы. Их можно пополнять, удалять, изменять.

Все ПО делится на три класса: Системное, Прикладное, Системы программирования.

А теперь рассмотрим для чего предназначены все эти ПО в отдельности.

Первый класс.

В ПО компьютера есть необходимая часть, без которой на нем просто ничего не сделать. Оно называется системное ПО.

Сюда относятся операционные системы, программы, которые загружаются при включение компьютера (WINDOWS, MS-DOS, LINUX ), программы обслуживающего, сервисного характера (архиваторы, антивирусные программы). Именно системное ПО руководит сложенной работой всех элементов компьютера как на аппаратном, так и на программном уровне. Ни с одной из других видов ПО вы не сможете работать, если отсутствует системно ПО.

Второй класс.

Прикладное ПО - это программы, с помощью которых пользователь непосредственно решает свои информационные задачи, не прибегая к программированию

К их числу относят:

1. Офисные программы:

• Текстовые процессоры – программы для создания, редактирования и оформления текстовых документов (Word)

• Табличные процессоры – позволяют организовать очень распространенные на практике табличные расчеты (Excel)

• Программы для создания презентаций (PowerPoint)

• Программы для управления несложными базами данных

2. Мультимедийные программы. Программы предназначенные для работы с изображением и звуком. К ним относятся графические редакторы, программы-проигрыватели звука и изображения.

3. Обучающие программы – помогают процессу обучения (электронные учебники, учебные тренажеры)

4. Развлекательные программы – программы для организации досуга и обучения

5. Профессиональные программы. Инструменты профессиональной деятельности.

Третий класс.

Системы программирования - это средства предназначенные для создания ПО. К системам программирования относятся разнообразные языки и среды программирования, такие как Бейсик, Паскаль, С, С++, Delphi и другие.








Ученики слушают объяснение учителя

5

Физкультминутка

Ну, что устали? Давайте оживим наш урок. Я буду высказывать некие утверждения по предыдущим темам, а выбудете с ними либо соглашаться, либо нет. Встали.

1. Если вы согласны повернуться направо, если НЕТ налево «Компьютер – это универсальное техническое устройство для работы с информацией»

2. Если вы согласны повернуться налево, если НЕТ направо «Мышь – устройство ввода информации»

3. Если вы согласны повернуть голову вверх вниз, если НЕТ вправо влево «Принтер – устройство вывода информации на бумагу»

4. Если вы согласны повернуть голову вверх вниз, если НЕТ вправо влево «Мышь, монитор, принтер – устройства вывода информации»

5. Если вы согласны повернуть голову вверх вниз, если НЕТ вправо влево «Внутренняя память бывает: оперативной и накопители на гибких магнитных дисков»

6. Если вы согласны повернуть голову вверх вниз, если НЕТ вправо влево «Данные и программы в памяти компьютера имеют вид двоичного кода»

7. Если вы согласны руки вверх, если НЕТ в стороны :1 Кб=1000байт

8. Если вы согласны руки вверх, если НЕТ в стороны «8 бит = 1 байт»


Учащиеся выполняют физкультминутку. Учитель задает вопросы ученикам, а они сначала обдумывают свои действия, а затем в зависимости от задания выполняют его команды.

  1. Да

  2. Да

  3. Да

  4. Нет

  5. Нет

  6. Да

  7. Нет

  8. Да


6

Закрепление

Учащимся раздаются фишки с номерами, на экране предлагаются вопросы и варианты ответов каждому варианту ответа предлагается определенный номер, необходимо выбрать правильный вариант ответа и показать фишку с правильным вариантом.

Задание №1 Вставь пропущенные слова в предложения

Компьютер без … - это бесполезный хлам, груда железа. И только …делают его нашим помощником и другом.

1. Программы 2. Данные

Задание №2

1. Все ПО делится на:

1. Системное и прикладное 2. Документальное и фактографическое

3. Системное, прикладное и системы программирования

2. Необходимая часть ПО, без которой не может работать компьютер это?

1. Системное ПО 2. Прикладное ПО

3. Системы программирования

3. ПО предназначенное для решения конкретных задач пользователя:

1. Системное 2. Прикладное

3. Системы программирования

Задание №3 Найди лишнее

1. Операционная система 2. Архиваторы

3. Табличные процессоры 4. Антивирусная программа

Найди лишнее

1. Текстовый процессор 2. Paint

3. Язык программирования 4. Клавиатурный тренажер

Задание №4 Соединить стрелками на экране, какое ПО необходимо людям в следующих ситуациях:

Учитель пишет тест

Программист разрабатывает компьютерную программу

Ландшафтный дизайнер создает проект нового городского ландшафта

Создатели нового мобильного телефона пробуют различные варианты дизайна

(Системное, программное, системы программирования)


У учащихся на столе фишки с номерами, на экране предлагаются вопросы и варианты ответов, каждому варианту ответа предлагается определенный номер, необходимо выбрать правильный вариант ответа и показать фишку с правильным вариантом.

Ответы:

  1. Программы, программы

  2. 3

  3. 1

  4. 2

  5. 3

  6. 3






















Выходит к мультимедийной доске ученик и соединяет на экране ПО и деятельность людей.

  1. 1-2, 2-3, 3-2, 4-2


7

Подведение итогов урока

Учитель объявляет оценки за урок и комментирует домашнее задание:

П. 9-10. Вопросы и задания к параграфам ответить устно.



8

Рефлексия

Учитель предлагает ребятам:

1. Продолжить предложения устно: «Я знаю…», «Я могу…».

2. Ответить на вопросы понравился или нет урок учащимся,

Зеленый треугольник - урок понравился

Желтый треугольник — затрудняюсь ответить

Красный треугольник - урок не понравился



Ребята отвечают устно на вопросы учителя «Я знаю…», «Я могу…».

На столе у учеников треугольники, ребята отвечают понравился или нет урок если подняли зеленый треугольник - урок понравился, если желтый треугольник — затрудняюсь ответить, если красный треугольник - урок не понравился




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!