СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по географии на тему :"Население России. Обобщающий урок."

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока.

Тема.Население России.

Обобщающий урок.

Цели: Обобщить и закрепить знания по теме «Население России», проверить уровень усвоения знаний;  сформированность умений по теме.

Оборудование: Политико-административная карта России, карта «Народы России, плотность населения».Карточки - вопросы, карточки на группу (маршрутки).

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по географии на тему :"Население России. Обобщающий урок."»

Тема.Население России.

Обобщающий урок.

Цели: Обобщить и закрепить знания по теме «Население России», проверить уровень усвоения знаний; сформированность умений по теме.

Оборудование: Политико-административная карта России, карта «Народы России, плотность населения».Карточки - вопросы, карточки на группу (маршрутки).

Ход урока

1.Урок-зачет «Бег по кругу»

1.Распределение класса на группы (Бригады по 5-6 человек).Выбор капитана.

2.Определение консультантов, проверка знаний консультантов (проводится заранее).На каждую станцию по консультанту.

3.Получение маршруток. На каждую группу выдается маршрутка №1.

4.Постановка цели зачета, представление помощников учителя по приему зачета.

5.Организиционный момент: столы расставлены по кругу так, чтобы группы могли проходить от одного стола (станции) до другого. На столах на табличках указаны номер и название станции.

Группа №1 начинает работу со станции №1 ,далее станция №2,№3.№4,№5.

Группа №2 начинает работу со станции №2, далее станция №3,№4,№5,№1.

Группа №3 начинает работу со станции №3,далее станция №4,№5,№1,№2.

Группа №4 начинает работу со станции №4,далее станция №5,№1,№2,№3.

Группа №5 начинает работу со станции №5,далее станция №1,№2,№3,№4.

Пример маршрутки для группы №1.

Фамилия,

имя

учащегося.

Станция

1

«Термины»

Станция

2

«Карта»

Станция

3

«Статисты»

Станция

4

«Народы»

Станция

5

«Объясни»


Итог

Ференц

Евгения





















На станциях сидят помощники учителя, они имеют вопросы и задания на листочках и ответы на 4 вопроса. Ученики подходят, берут листок, читают задание и отвечают. Работа группы на одной станции-5-7 минут.

Станция №1.«Термины»

Объясните понятия:

1-я группа: 1. Урбанизация 2. Миграция

2-я группа: 1. Смертность 2. Естественный прирост

3-я группа: 1. Агломирация 2. Эмиграция

4-я группа: 1. Мегалополис 2. Депопуляция

5-я группа: 1. Трудовые ресурсы 2. Экономически активное население

После того как экзаменатор поставит оценку за работу на станции в маршрутный лист, учащиеся переходят на другую станцию все вместе по сигналу учителя.

Станция №2.«Карта»

Покажите на политико-административной карте России 5 республик, назвав предварительно, без помощи карты столиц этих республик.

1-я группа:

1.Карелия-…

2.Коми-…

3.Чувашия-…

4.Дагестан-…

5.Алтай-…

2-я группа:

1.Саха-…

2.Удмуртия-…

3.Адыгея-…

4.Хакасия-…

5.Марий Эл-…

3-я группа:

1.Северная Осетия-…

2.Татарстан-…

3.Мордовия-…

4.Тыва-…

5.Бурятия-…

2-я группа: Каковы причины миграции?(Экономические - трудовая миграция, политические - беженцы, вынужденные межнациональные конфликты, переселенцы, насильственные миграции.)

3-я группа: В чем экономическое значение миграции? (Экономическое значение миграции состоит в том,что она перераспределяет работников по территории страны,способствует освоению новых территорий.)

4-я группа:Почему районы с высоким естественным приростом населения имеют и высокий уровень безработицы?(В районах с высоким естественным приростом большая доля молодежи,которая входит в трудоспособный возраст.А экономика таких районов имеет ниже уровень развития.В этих районах преобладает сельское хозяйство.Рабочих мест не хватает ,т.к. скорость создания новых рабочих мест низкая.)

5-я группа:

Почему села не должны быть очень крупными?(Основное занятие жителей села- сельское хозяйство.Объектом труда является земля (пашни,пастбища). Расстояние до обрабатываемых зесель не должно быть большим.Чем крупнее населенные пункты,тем дальше приходится ездить на поля,а значит и дольше добираться с места работы до дома.)

Пройдя все 5 станций,капитаны сдают учителю маршрутные листы с оценками за работу на станциях.Учитель ставит итоговую оценку.Учитель может задать вопрос любому ученику и проверить объективность оценки.Если учащийся не согласен с оценкой,выставленной ему на одной из станций,он может сдать зачет учителю после уроков.

4-группа:

1. Кабардино-Балкария –

2. Калмыкия –

3.Чечня –

4.Башкортостан –

5.Коми –



5-группа:

1.Карачево – Черкесия –

2.Ингушетия –

3.Ичкерия –

4.Якутия –

5.Алания –



Станция №3 «Статисты»

На этой станции учащиеся работают с цифровой информацией.

  1. группа: Проанализируйте половозрастную пирамиду России ( рис. 17, с. 64, уч. А.; рис. 11, с. 33, уч. Д.). Определите изменения смертности, рождаемости, половой состав населения.

  2. Группа: Определите естественный прирос по данным таблицы ( табл. 4, с. 57, уч. А.)

Рождаемость, смертность и естественный прирост в ряде регионов России (на 1000 жителей) на 1999г.

Регионы

Рождаемость

Смертность

Естественный

прирост

1. Россия в целом.

8,3

14,7

-6.4

2. Псковская область.

7

21

-14

3. Москва.

8

15

-7

4. Республика Дагестан.

18

8

+10

5. Магаданская область.

8

9

-1

3 Группа: Определите динамику рождаемости, смертности и естественного прироста России в процентах.

Годы

1913

1926

1940

1960

1980

1990

1991

1994

1999

Число родившихся

47,8

44,7

33

23,2

15,9

13,4

12,1

9,6

8,4

Число умерших

32,4

21,4

20,6

7,4

10,6

11,4

11,4

15,7

14,7

Естественный прирост

15,4

23,4

12,4

15,8

5,3

2,2

0,7

-6,1

-6,3





4 Группа: Проанализируйте данные таблицы, назовите республику с наибольшей площадью, республику с наибольшей численностью населения, республику с наибольшим уровнем урбанизации , республику с наибольшей плотностью населения и республику с наибольшей долей коренного и русского населения. ( табл. 11, с. 37, уч. Д.)





Республика

Площадь,

тыс. км

Население в

2000г., тыс.

жителей

Доля

Городского

населения

Плотность

Населения,

Чел./км

Доля населения в %

Коренная

Националь-

ность

Рус-ские

Дагестан

50,3

2120

40,7

38

80,2

9,2

Тыва

170,5

311

41,5

1,8

64

32

Якутия

3103,2

1000

64

0,3

33

50,3

Башкортостан

143,6

4110

65

28,2

21

39



Северная Осетия

(Алания)


8,0


662,7


68


87


53,0


29,9

Коми

415,9

1151,4

75

3

23

58

Карелия

172,4

712

74

4,6

10

74

Хакассия

61,9

581

71

9,4

11,1

79,5



5 Группа: Определите динамику роста или снижения доли и численности русского населения в странах СНГ ( табл. 1, уч. Д.)





Страны СНГ


Население

в 1995г.,

млн. чел.


Доля русских в населении, %

Численность русских, тыс. чел

Выбыло в Россию с 1990 по 1995 г., тыс. чел.


1959


1989


1995


1989


1995


Украина

51,7

16,4

21,1

21,6

11340

11177

205

Белоруссия

10,3

8,2

13,4

12,7

1341

1309

38,5

Казахстан

16,5

42,7

37,8

33

6226

5456

770

Киргизия

4,5

30,2

21,0

16,0

917

708

209

Узбекистан

22,3

13,5

8,3

5,5

1652

1241

411

Азербайджан

7,5

13,6

5,6

3,0

392

222

170

Грузия

5,4

10,1

6,3

3,6

339

196

143,5



- В какой республике СНГ была наибольшая доля русских в 1959 г ?

- Как изменилась доля русского населения во всех приведенных в таблице республиках?

- В какой республике численность русского населения на 1995г. Была наибольшей?

- Из какой республики большее число русского населения выбыло?



Станция №4. «Народы»

1 Группа: В какой языковой семье и группе относятся: русские, татары, удмурты. Какие религии исповедуют эти народы? ( русские – индоевропейское семья, славянская группа; татары – алтайская семья, тюркская группа; удмурты - уральская семья, финская группа; русские, удмурты – религия православие ; татары – религия ислам.)



2 Группа: Назовите народы, входящие в одну языковую группу с коми, корейцами, марийцами, но проживающие за пределами России. ( Перечисленные народы относятся в финской группе уральской семьи . В эту же группу входят финны, эстонцы, венгры.)



3 Группа: Какой народ, живущий в европейской части России, исповедуют буддизм? К какой языковой семье и группе он относится? (Калмыки, алтайская семья, монгольская группа.)



4 Группа: Какую религию исповедуют горские народы Северного Кавказа? Назовите исключение . (Горские народы Северного Кавказа исповедуют ислам, исключением являются осетины, исповедующие православие.)



5 группа: Назовите 4 наиболее многочисленные языковые семьи России. К какой семье, группе относится самый многочисленный народ России? ( Индоевропейская , алтайская, уральская, кавказская. Русские относятся к индоевропейской семье славянской группе )



Станция № 5. « Объясни »



1 Группа: Европейская часть имеет большую плотность населения, чем Азиатская. Почему? ( В европейской части России проживают около 70% населения России, т.к. здесь – историческое ядро России, Россия заселялась с запада на восток, а также здесь наиболее благоприятные природные условия.)



Итоги зачета учитель подводит вместе с экзаменаторами,которые могут высказывать свое мнение об ответах учащихся.Если ученик не успел ответить на станции за отведенное время (5-7 мин), то он может ответить на вопрос учителю в конце урока-зачета или после урока.










Скачать

© 2016, 1362 52

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!