Тема.Население России.
Обобщающий урок.
Цели: Обобщить и закрепить знания по теме «Население России», проверить уровень усвоения знаний; сформированность умений по теме.
Оборудование: Политико-административная карта России, карта «Народы России, плотность населения».Карточки - вопросы, карточки на группу (маршрутки).
Ход урока
1.Урок-зачет «Бег по кругу»
1.Распределение класса на группы (Бригады по 5-6 человек).Выбор капитана.
2.Определение консультантов, проверка знаний консультантов (проводится заранее).На каждую станцию по консультанту.
3.Получение маршруток. На каждую группу выдается маршрутка №1.
4.Постановка цели зачета, представление помощников учителя по приему зачета.
5.Организиционный момент: столы расставлены по кругу так, чтобы группы могли проходить от одного стола (станции) до другого. На столах на табличках указаны номер и название станции.
Группа №1 начинает работу со станции №1 ,далее станция №2,№3.№4,№5.
Группа №2 начинает работу со станции №2, далее станция №3,№4,№5,№1.
Группа №3 начинает работу со станции №3,далее станция №4,№5,№1,№2.
Группа №4 начинает работу со станции №4,далее станция №5,№1,№2,№3.
Группа №5 начинает работу со станции №5,далее станция №1,№2,№3,№4.
Пример маршрутки для группы №1.
Фамилия, имя учащегося. | Станция №1 «Термины» | Станция №2 «Карта» | Станция №3 «Статисты» | Станция №4 «Народы» | Станция №5 «Объясни» | Итог |
Ференц Евгения | | | | | | |
… | | | | | | |
… | | | | | | |
На станциях сидят помощники учителя, они имеют вопросы и задания на листочках и ответы на 4 вопроса. Ученики подходят, берут листок, читают задание и отвечают. Работа группы на одной станции-5-7 минут.
Станция №1.«Термины»
Объясните понятия:
1-я группа: 1. Урбанизация 2. Миграция
2-я группа: 1. Смертность 2. Естественный прирост
3-я группа: 1. Агломирация 2. Эмиграция
4-я группа: 1. Мегалополис 2. Депопуляция
5-я группа: 1. Трудовые ресурсы 2. Экономически активное население
После того как экзаменатор поставит оценку за работу на станции в маршрутный лист, учащиеся переходят на другую станцию все вместе по сигналу учителя.
Станция №2.«Карта»
Покажите на политико-административной карте России 5 республик, назвав предварительно, без помощи карты столиц этих республик.
1-я группа:
1.Карелия-…
2.Коми-…
3.Чувашия-…
4.Дагестан-…
5.Алтай-…
2-я группа:
1.Саха-…
2.Удмуртия-…
3.Адыгея-…
4.Хакасия-…
5.Марий Эл-…
3-я группа:
1.Северная Осетия-…
2.Татарстан-…
3.Мордовия-…
4.Тыва-…
5.Бурятия-…
2-я группа: Каковы причины миграции?(Экономические - трудовая миграция, политические - беженцы, вынужденные межнациональные конфликты, переселенцы, насильственные миграции.)
3-я группа: В чем экономическое значение миграции? (Экономическое значение миграции состоит в том,что она перераспределяет работников по территории страны,способствует освоению новых территорий.)
4-я группа:Почему районы с высоким естественным приростом населения имеют и высокий уровень безработицы?(В районах с высоким естественным приростом большая доля молодежи,которая входит в трудоспособный возраст.А экономика таких районов имеет ниже уровень развития.В этих районах преобладает сельское хозяйство.Рабочих мест не хватает ,т.к. скорость создания новых рабочих мест низкая.)
5-я группа:
Почему села не должны быть очень крупными?(Основное занятие жителей села- сельское хозяйство.Объектом труда является земля (пашни,пастбища). Расстояние до обрабатываемых зесель не должно быть большим.Чем крупнее населенные пункты,тем дальше приходится ездить на поля,а значит и дольше добираться с места работы до дома.)
Пройдя все 5 станций,капитаны сдают учителю маршрутные листы с оценками за работу на станциях.Учитель ставит итоговую оценку.Учитель может задать вопрос любому ученику и проверить объективность оценки.Если учащийся не согласен с оценкой,выставленной ему на одной из станций,он может сдать зачет учителю после уроков.
4-группа:
1. Кабардино-Балкария –
2. Калмыкия –
3.Чечня –
4.Башкортостан –
5.Коми –
5-группа:
1.Карачево – Черкесия –
2.Ингушетия –
3.Ичкерия –
4.Якутия –
5.Алания –
Станция №3 «Статисты»
На этой станции учащиеся работают с цифровой информацией.
группа: Проанализируйте половозрастную пирамиду России ( рис. 17, с. 64, уч. А.; рис. 11, с. 33, уч. Д.). Определите изменения смертности, рождаемости, половой состав населения.
Группа: Определите естественный прирос по данным таблицы ( табл. 4, с. 57, уч. А.)
Рождаемость, смертность и естественный прирост в ряде регионов России (на 1000 жителей) на 1999г.
Регионы | Рождаемость | Смертность | Естественный прирост |
1. Россия в целом. | 8,3 | 14,7 | -6.4 |
2. Псковская область. | 7 | 21 | -14 |
3. Москва. | 8 | 15 | -7 |
4. Республика Дагестан. | 18 | 8 | +10 |
5. Магаданская область. | 8 | 9 | -1 |
3 Группа: Определите динамику рождаемости, смертности и естественного прироста России в процентах.
Годы | 1913 | 1926 | 1940 | 1960 | 1980 | 1990 | 1991 | 1994 | 1999 |
Число родившихся | 47,8 | 44,7 | 33 | 23,2 | 15,9 | 13,4 | 12,1 | 9,6 | 8,4 |
Число умерших | 32,4 | 21,4 | 20,6 | 7,4 | 10,6 | 11,4 | 11,4 | 15,7 | 14,7 |
Естественный прирост | 15,4 | 23,4 | 12,4 | 15,8 | 5,3 | 2,2 | 0,7 | -6,1 | -6,3 |
4 Группа: Проанализируйте данные таблицы, назовите республику с наибольшей площадью, республику с наибольшей численностью населения, республику с наибольшим уровнем урбанизации , республику с наибольшей плотностью населения и республику с наибольшей долей коренного и русского населения. ( табл. 11, с. 37, уч. Д.)
Республика | Площадь, тыс. км | Население в 2000г., тыс. жителей | Доля Городского населения | Плотность Населения, Чел./км | Доля населения в % |
Коренная Националь- ность | Рус-ские |
Дагестан | 50,3 | 2120 | 40,7 | 38 | 80,2 | 9,2 |
Тыва | 170,5 | 311 | 41,5 | 1,8 | 64 | 32 |
Якутия | 3103,2 | 1000 | 64 | 0,3 | 33 | 50,3 |
Башкортостан | 143,6 | 4110 | 65 | 28,2 | 21 | 39 |
Северная Осетия (Алания) | 8,0 | 662,7 | 68 | 87 | 53,0 | 29,9 |
Коми | 415,9 | 1151,4 | 75 | 3 | 23 | 58 |
Карелия | 172,4 | 712 | 74 | 4,6 | 10 | 74 |
Хакассия | 61,9 | 581 | 71 | 9,4 | 11,1 | 79,5 |
5 Группа: Определите динамику роста или снижения доли и численности русского населения в странах СНГ ( табл. 1, уч. Д.)
Страны СНГ | Население в 1995г., млн. чел. | Доля русских в населении, % | Численность русских, тыс. чел | Выбыло в Россию с 1990 по 1995 г., тыс. чел. |
1959 | 1989 | 1995 | 1989 | 1995 | |
Украина | 51,7 | 16,4 | 21,1 | 21,6 | 11340 | 11177 | 205 |
Белоруссия | 10,3 | 8,2 | 13,4 | 12,7 | 1341 | 1309 | 38,5 |
Казахстан | 16,5 | 42,7 | 37,8 | 33 | 6226 | 5456 | 770 |
Киргизия | 4,5 | 30,2 | 21,0 | 16,0 | 917 | 708 | 209 |
Узбекистан | 22,3 | 13,5 | 8,3 | 5,5 | 1652 | 1241 | 411 |
Азербайджан | 7,5 | 13,6 | 5,6 | 3,0 | 392 | 222 | 170 |
Грузия | 5,4 | 10,1 | 6,3 | 3,6 | 339 | 196 | 143,5 |
- В какой республике СНГ была наибольшая доля русских в 1959 г ?
- Как изменилась доля русского населения во всех приведенных в таблице республиках?
- В какой республике численность русского населения на 1995г. Была наибольшей?
- Из какой республики большее число русского населения выбыло?
Станция №4. «Народы»
1 Группа: В какой языковой семье и группе относятся: русские, татары, удмурты. Какие религии исповедуют эти народы? ( русские – индоевропейское семья, славянская группа; татары – алтайская семья, тюркская группа; удмурты - уральская семья, финская группа; русские, удмурты – религия православие ; татары – религия ислам.)
2 Группа: Назовите народы, входящие в одну языковую группу с коми, корейцами, марийцами, но проживающие за пределами России. ( Перечисленные народы относятся в финской группе уральской семьи . В эту же группу входят финны, эстонцы, венгры.)
3 Группа: Какой народ, живущий в европейской части России, исповедуют буддизм? К какой языковой семье и группе он относится? (Калмыки, алтайская семья, монгольская группа.)
4 Группа: Какую религию исповедуют горские народы Северного Кавказа? Назовите исключение . (Горские народы Северного Кавказа исповедуют ислам, исключением являются осетины, исповедующие православие.)
5 группа: Назовите 4 наиболее многочисленные языковые семьи России. К какой семье, группе относится самый многочисленный народ России? ( Индоевропейская , алтайская, уральская, кавказская. Русские относятся к индоевропейской семье славянской группе )
Станция № 5. « Объясни »
1 Группа: Европейская часть имеет большую плотность населения, чем Азиатская. Почему? ( В европейской части России проживают около 70% населения России, т.к. здесь – историческое ядро России, Россия заселялась с запада на восток, а также здесь наиболее благоприятные природные условия.)
Итоги зачета учитель подводит вместе с экзаменаторами,которые могут высказывать свое мнение об ответах учащихся.Если ученик не успел ответить на станции за отведенное время (5-7 мин), то он может ответить на вопрос учителю в конце урока-зачета или после урока.