Урок 35
Тема. Антарктида: образ материка.
Практическая работа №10. Определение географических координат крайних точек материка. Нанесение на контурную карту природных географических объектов Антарктиды.»
Цель: определить географическое положение Антарктиды; выявить особенности строения земной коры и рельефа материка; сформировать знания об особенностях климата Антарктиды; выявить связь растительного и животного мира Антарктиды с климатом; сформировать представление о русских мореплавателях Ф. Ф. Беллинсгаузене и М. П. Лазареве — первооткрывателях Антарктиды. Воспитывать бережное отношение к природе Земли.
Основное содержание: географическое положение Антарктиды, крайняя точка материка, строение земной коры, рельеф, мощный ледовый покров, климат, растительный и животный мир.
Деятельность обучающихся: определять географическое положение, крайнюю точку Антарктиды и её координату; анализировать профиль подлёдного рельефа Антарктиды; объяснять особенности климата материка; характеризовать растительный и животный мир Антарктиды; находить на физической карте моря, омывающие Антарктиду, научные станции и страны, которым они принадлежат; подготавливать и обсуждать презентацию об исследовании Антарктиды.
Ценностный компонент урока: Антарктида — самый холодный материк; охрана природы Антарктиды.
Оборудование: физическая карта Антарктиды, физическая карта мира, видеофрагменты, слайды и фотографии по теме урока.
Опорные и базовые понятия: материк, океан, море, географическое положение, координаты, айсберг, ледниковый покров, Южный океан.
Географическая номенклатура: Антарктика, Антарктида, Южный океан, моря Ведделла, Росса
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II . Актуализация опорных знаний и умений
Выполнить задания:
1. По физической карте Австралии определите географические координаты городов Перт и Сидней. Вычислите расстояние между ними (используйте масштаб карты). Сравните климатические диаграммы этих городов (см. рис. 102 и 104 на с. 131). Объясните их сходство и различия.
2. На контурной карте подпишите: Большой Водораздельный хребет, Большой Артезианский бассейн, Большой Барьерный риф, остров Тасмания, Большую пустыню Виктория, реки Муррей и Дарлинг, города Перт, Мельбурн, Сидней, Канберру и Брисбен. Внемасштабными значками обозначьте районы добычи руд и алмазов; выращивания пшеницы и винограда; овцеводства.
3. Рассмотрите фото в параграфе. Какие другие фотографии Австралии вы бы хотели добавить? Почему? Найдите в Интернете (используя поисковые системы) и выберите несколько понравившихся вам фото Австралии и Океании. Сравните эти фото с теми, которые выбрали ваши товарищи.
III . Мотивация учебной и познавательной деятельности
Урок состоит из двух частей. Первая половина урока посвящена изучению особенностей географического положения, рельефа, климата, растительного и животного мира Антарктиды. Учитель называет отличительную особенность Антарктиды — мощный ледовый покров, занимающий почти весь материк.
Учитель. Африка - самый жаркий материк Земли, Австралия - самый сухой, Антарктида - самый холодный. И значительное отличие Антарктиды от других материков планеты не исчерпывается только этим. Она расположена на крайнем юге Земли, очень удаленная от других материков. Именно благодаря этому и суровым природным условиям Антарктиду был открыт совсем недавно - в XIX в. И те, кто изучал материк почти двести лет назад, и те, кто делает это сейчас, подают яркие примеры мужества и даже героизма. Антарктида очень неохотно открывает свои тайны, но именно с ними мы познакомимся на сегодняшнем уроке.
IV . Изучение нового материала
С открытием и освоением Антарктиды обучающиеся знакомятся с помощью презентаций. Учитель заранее даёт нескольким ученикам задание подготовить презентации на темы «Русские у берегов Антарктиды. Экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева», «Как открывали Антарктиду» и «Современные научные исследования в Антарктиде».
Вторая часть урока посвящена проектировочной ролевой игре «Будущее ледяного континента».
При подготовке к игре обучающиеся проводят социологический опрос, используя метод незаконченных предложений, например: «Антарктида — это...», «Будущее материка зависит от...» В качестве опрашиваемых выступают родители, друзья, одноклассники. Материалы опроса поступают в группу социологов, которые обрабатывают полученные результаты и доводят их до сведения всех обучающихся. Например, опрос показал, что Антарктида в основном ассоциируется с самым холодным местом на Земле, её называют самым холодным, ледяным материком, будущее которого неопределённо. Однако сегодня существуют две точки зрения, связанные с будущим Антарктиды: 1) скорейшее хозяйственное освоение континента; 2) сохранение материка в первозданном виде. Обучающиеся определяются с выбором позиции, которую будут поддерживать, высказывая собственные ценностные суждения.
1. Прием «Географическая лаборатория»
Задачи. За помощью карт атласа определите особенности географического положения Антарктиды. Назовите моря и океаны, омывающие Антарктиду, и ближайшие к ней материки.
Учитель. Вы увидели, что географическое положение Антарктиды, мягко говоря, необычное: материк почти целиком лежит за Южным полярным кругом, в центре находится Южный полюс, поэтому все берега Антарктиды обращены на север. Но необычность материка заключается еще и в том, что он единственный имеет свою собственную область. Вы слышали слово «Антарктика» - именно так называется южная приполярная область, в которую входят южные части Атлантического, Тихого и Индийского океанов (Южный океан) с островами и материком Антарктида. Слово «Антарктика» греческого происхождения и состоит из двух корней: «анти» - против и «арктикос» - северный. То есть эта приполярная область расположена напротив северной области - Арктики.
2. Прием «Удивлю всех»
Учитель. Границу Антарктики условный и проходит примерно между 53-60 градусов ю. ш. В центре Антарктики и лежит материк Антарктида.
Площадь материка составляет 14 млн км2. Береговая линия- 30 тыс. км.(4 место). Антарктида имеет так называемую материковую отмелину, которая простирается от берега в среднем на 180 км. Воды океана у берегов Антарктиды холодные, приливы невысокие - до 1 м высотой.
Как был открыт этот суровый материк? История его открытие и исследование уходит в далекую древность. Фантастические очертания таинственной Южной земли издавна отмечали на географических картах. Древние греки предполагали шарообразность Земли и наличие в ее Южном полушарии большого участка суши, что противостоит Арктике (отсюда название). Но за отсутствия средств сообщения доказать или опровергнуть эти гипотезы было невозможно.
В времена средневековья необоснованная мысль о южные земли была забыта, но в конце эпохи с развитием мореходства на картах вновь появился мнимый материк. Путешественники-мореплаватели открыли много новых земель (от островов к материков), но Южной земли не добрались. В 1503-1510 гг. француз Гонневиль искал ее, но не смог даже приблизительно определить ее положение. К тому же на обратном пути к Франции экспедиция Гонневіля подверглась нападению пиратов, которые уничтожили судебные журналы.
Позже на поиски «Южной земли» было снаряжено экспедицию под командованием Жана Батиста Буве де Лозьє, что открыла новую землю (1739). Густой туман не позволил путешественникам разглядеть, что эта земля, названная именем Буве, была островом, но не материком.
Первым научным обоснованием существования южного материка стали теоретические разработки выдающегося русского естествоиспытателя Михаила Васильевича Ломоносова. В 1761 г. Ученый предполагал, что айсберги опускаются с какой-то земле, что, як найвирогиднише, лежит в районе Южного полюса и покрыта льдом, из которого и образуются «падуни».
И в 1773 г. экспедиция под руководством англичанина Джеймса Кука стала первой в истории человечества, которая пересекла Южный полярный круг. Через год поиски возобновились и экспедиция достигла рекордной на тот момент южной широты - 71 10, но не материка. Поэтому после плавания Кука на картах Южного полушария перестали изображать землю, заменив ее океаном.
Только в январе 1820 г. успехом увенчалось плавание русской экспедиции под руководством Таддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. Материк Антарктида был наконец открыт, а его береговая линия исследована экспедицией, обогнула его несколько раз. Два года спустя другой выдающийся русский мореплаватель - Иван Крузенштерн - предлагал продолжить исследования Антарктиды, но план новой экспедиции не получил поддержки тогдашнего правительства.
Шли годы, Антарктида все больше манила к себе, ведь еще никто не побывал на Южном полюсе. И в 1910 г. английский капитан Роберт Скотт отправился на его покорение из Новой Зеландии. Плавание до Антарктиды и странствование материком были трагическими, но Скотт достиг своей цели 17 января 1912 г. Представьте себе, что Скотт почувствовал, узнав, что его опередили. 14-16 декабря 1911 г. Южный полюс был открыт норвежцем Руалем Амундсеном. Передбачливішій норвежец передвигался Антарктидой с помощью нескольких собачьих упряжек. В отличие от него Скотт взял с собой только одну собачью упряжку, рассчитывая еще на лошадей и моторные сани, которые не помогли ему и его спутникам - они шли к полюсу пешком. Сам Скотт и четыре его спутники погибли на обратном пути от голода и холода, не дойдя до одной из своих баз лишь 19 км.
Амундсен отправился в свое путешествие в том же году, что и Скотт, остановился в феврале 1911 г. на 79 ю. ш. на зимовку, а в октябре отправился к полюсу, взяв с собой 70 собак и четырехмесячный запас еды. Он с четырьмя спутниками ежедневно преодолевал 30 км расстояния. Путь к полюсу они выбирали в зависимости от равенства льда, что позволило поднять над целью своего путешествия норвежский флаг.
Интерес к загадочному материку не ослабевал и в дальнейшем, но систематическое его изучение началось после Второй мировой войны.
В 1957 году в связи с подготовкой и проведением 3-го Международного геофизического года была создана единая международная программа исследований.
В настоящее время Антарктида - «научный» материк. На его территории работают более 40 научных станций, принадлежащих 17 государствам. Среди них и первая украинская станция «Академик Вернадский». Ученые изучают ледниковый панцирь, геологическое строение, климат, органический мир Антарктиды.
3. Прием «Дерево решений»
Работая в парах, дети заполняют «дерево» этапов исследования Антарктики.
4. Прием «Географическая лаборатория» Особенности водных масс Южного океана.
Известно, что Антарктиду омывают воды трех океанов — Тихого, Индийского и Атлантического.
Однако, по мнению некоторых ученых-океанографов, свойства антарктических вод существенным образом отличаются от водных масс названных океанов, что дает им основания выделять пятый — Южный океан. Еще в 1845 г. Королевское географическое общество в Лондоне подтвердило существование Южного океана. Однако это вызвало множество споров среди географов. Сторонники пятого океана обосновывают его существование наличием собственной системы атмосферной и водной циркуляции, более низкими температурами водных масс, своеобразием органического мира. Над всем Южным океаном преобладают западные ветры, заметно влияющих на природу Антарктиды. Характерная особенность атмосферной циркуляции над океаном — активная циклоническая деятельность. Частые циклоны обычно обусловливают полярную погоду на протяжении всего года. Основная особенность Южного океана — Течение Западных ветров. Оно опоясывает весь океан, никогда не оставляя его воды спокойными. Еще одна отличительная особенность природных условий океана — значительное распространение айсбергов — больших глыб материкового льда, плавающих в океане. По имеющимся данным, в среднем за год в антарктических водах появляется более 200 тыс. айсбергов. Скорость дрейфа айсбергов — от 5 до 30 км в сутки. Южный океан — основная среда обитания крупных морских животных: китообразных (жителей открытых вод) и ластоногих (жителей побережий). Королем воздушного пространства является большой альбатрос.
Противники «самостоятельности» Южного океана строят свои доводы на отсутствии каких-либо четких границ с южными частями Тихого, Индийского и Атлантического океанов, целостности подводного рельефа этих океанов.
2. Учитель. Современные исследования доказали, что Антарктида - материк, потому что земная кора здесь в несколько раз толще, чем под океаном. В его основе лежит Антарктическая платформа. Большие участки Антарктиды оказались ниже уровня моря вследствие прогибов под тяжестью льда. Считают, что при условии таяния льда земная кора материка поднялась бы и прогибы исчезли бы. Ученые доказали, что в центре Антарктиды под льдом расположены горы длиной 1000 км и высотой 3000 м над уровнем моря. Много горных хребтов обнаружено в западной части Антарктиды.
Если сравнить высоту рельефа Антарктиды с высотой других материков, то окажется, что Антарктида вместе с ледниками выше. Средние высоты Евразии, Африки, Америки составляют около 600 м над уровнем моря, тогда как Антарктиды - более 2000 м, (410 м), а Южный полюс лежит на высоте 2765 м над уровнем Океана. В Антарктиде продолжается горообразования, о чем свидетельствует наличие действующего вулкана Эребус.
В основе материка лежит единая Антарктическая литосферная плита
Задачи. Нанесите на контурную карту области Антарктиды, отметьте границу между ними.
Объем льда в Антарктиде составляет 20-30 млн км3. Таяние такого количества льда повысило бы уровень Мирового Океана на 50-75 м и привело бы к затоплению больших территорий суши.
За современными гипотезами, возраст оледенения Антарктиды составляет около 1- 20 млн лет, то есть ледниковый покров образовался в четвертичном периоде. Некоторые ученые считают, что площадь ледникового покрова возрастает, другие доказывают, что площадь уменьшается.
3. Прием «Картографическая лаборатория»
Задачи. Найдите на карте полуостров Росса и вулкан Эребус, подпишите их на контурной карте.
Рельеф Антарктиды
Подледный | Ледниковый покров (96 %) |
Западная (Малая) Антарктида | Восточная (великая) Антарктида | Форма поверхности ледникового покрова Антарктиды - с пологими склонами в сторону моря - почти не меняется. Мощность- 2000- 4500 м. Образуется шельфовый ледник и айсберги |
Низменный участок (79% ниже 0) Массив Винсон, 5140м Вул. Эребус- 3794м | Более поднятый участок суши. Плоскогорья и плиты- 600-800 м. | |
Трансатлантические горы- протяженностью 5000 км и высотой 4000м | |
4. Прием «Удивляю всех»
Учитель. Недра материка содержат много полезных ископаемых: уголь, медь, хром, никель, графит, золото - всего около 150 видов ископаемых. Из них не мало каменного угля, руд черных и цветных металов
Американские геологи обнаружили окаменелые останки различных позвоночных, которые жили здесь, по мнению ученых, около 200 млн лет назад. Эти находки свидетельствуют, что некогда в Антарктиде было тепло. Многочисленные остатки земноводных, пресмыкающихся и рыб, которые встречаются на других материках, дают возможность предположить, что в прошлом Антарктида была соединена с другими материками в составе единого материка Гондваны.
Вообще геологическое строение материка изучена слабо.
5. Климат Рассмотрим климатические особенности и условия Антарктиды. Главными особенностями климата материка являются холод и сухость. На большей части Антарктиды температура января ниже -48 градусов С, здесь зафиксирована самая низкая температура в мире: -89,2 градусов С. На большей части материка температура самого теплого месяца не поднимается выше -32 С, тогда как на всех других материках этот показатель превышает 0 градусов С. Самый теплый месяц в Антарктиде - январь, самая высокая температура зафиксирована на Антарктическом полуострове: +1 градусов С. Какие причины обусловили своеобразие антарктического климата? Главная из них - вечный холод: малое количество солнечного тепла, что обусловлено географической широтой, большая (в среднем толщиной 2000 г) толща льда, стоковые холодные ветры.
Лето- ясная и солнечная погода с ср январской температурой - -20 С. Зима-холодная и ветреная- -70 С.
Стоковые ветра- постоянные ветра, которые дуют с центральных районов к побережью. Скорость- 30 50 м/с, редко до 90. Продолжительностью до 340 дней.
Осадки- ср 100 мм\год, в центральных районах- 50, а у побережья- 600
Антарктида - это ледяная пустыня, протянулась на тысячи километров. С. Вода в жидком состоянии - основа жизни - отсутствует. Живые существа - от микроорганизмов к животным - на материке представлены незначительно, но на его окрестностях есть так называемые оазисы - участки, площадь которых иногда достигает нескольких сот квадратных километров. Здесь температура воздуха может составлять +10 - +15 С, растут мхи, лишайники. В озерах, что здесь есть, при желании можно купаться. По сравнению с ледниковым покровом это совсем другой мир, хотя они существуют рядом на одном материке.
Причинами таких климатических особенностей является географическое положение материка в высоких широтах, полярная ночь, ледниковый покров (отражает 90 % солнечного тепла), отсутствие облачности в области постоянного высокого давления, наибольшая высота над уровнем моря среди материков мира., в пределах Арктического климатического пояса.
6. Прием «Блиц-Опрос»
• Почему Антарктида является областью вечного холода на Земле?
• Почему, даже при условии получения большей количества солнечной радиации, чем Африка, ледниковый покров Антарктиды не тает?
• Какие причины особенностей климата Антарктиды?
7. Прием «Конкурс знаний»
Рассказы учащихся
• Органический мир Антарктиды. Распространен в прибрежных зонах - водах и землях. Наземная растительность на свободных ото льда участках представлена различными видами растений, преимущественно мхами и лишайниками, но зеленых растений нет. Растительность внутренних вод представлена прежде всего несколькими видами водорослей. Животный мир Антарктиды представлен пингвинами, буревестниками, юго-полярными поморниками и др. В антарктических водах обитает самое большое животное планеты - синий кит (длина достигает 33 м, вес - 150 т). Также есть морской лев (хищник), котик, морской слон. Случается в антарктических водах и кит, горбач (длиной 12-14 м), которого едва не истребили за вкусное мясо и пригодное для хозяйственного использования жир (до 8 т у каждого животного). Сейчас охота на горбачей запрещено несколькими международными соглашениями.
Большая часть Антарктиды представляет собой пустыню, лишенную как растительного покрова, так и животного мира. Растительность в Антарктиде встречается только по окраинам материка и на субарктических островах. Это мхи, лишайники, низшие водоросли. Наиболее широко представлены лишайники, которых насчитывается около 300 видов. Их можно встретить на всех свободных ото льда участках. Антарктида бедна наземными животными. Встречаются черви, низшие ракообразные, бескрылые насекомые. Однако Антарктида богата морскими и полусухопутными животными. Особенно многочисленны ракообразные, служащие пищей для птиц и рыб. Интересны огромные медузы (до 150 кг). Млекопитающие представлены различными видами тюленей. Они живут в полосе неподвижных льдов. Распространен тюлень Уэдделла, достигающий в длину 3 м. В антарктических водах водятся самые крупные из существующих в настоящее время млекопитающих - китообразные. Самый крупный представитель китообразных - синий кит. Длина достигает 33 метров, средняя длина - 26 м. Кит достигает массы 160 т, из которых20 т-чистый жир. Встречаются кашалоты, бутылконосы, косатки. Исключительно своеобразны птицы. Все они живут у воды и питаются рыбой или мелкими морскими животными. Из них самые замечательные-пингвины. Это птицы с короткими крыльями, похожими на ласты, которые дают им возможность плавать, но не летать. Они питаются рыбой, моллюсками и рачками. В Антарктиде живут 17 видов пингвинов. Самый распространенный вид - небольшой пингвин Адели. Самый крупный - императорский пингвин, масса его до 50 кг. В летнее время в Антарктиду прилетают буревестники, чайки, бакланы. Самые крупные из птиц-альбатросы, размах их крыльев достигает 3,5 м.
Антарктида богата природными ресурсами: минеральными, водными, биологическими. Найдены богатые запасы железной руды, хрома, меди, никеля. На континенте сосредоточено 80% пресной воды Земли.
Исследования Антарктиды продолжаются. Все работы проводятся в мирных целях.
• Экологические проблемы Антарктики. Суровые условия материка обусловили выживания очень небольшого количества организмов, но им грозит более страшный враг - человек. Охрана природных богатств Антарктики не является новой проблемой: остров Маккуори был объявлен заповедником еще в 1933 г. Глобальнее вопрос об охране Антарктики встал на 3-м заседании Научного комитета по изучению Антарктики (март 1959 г., Канберра, Австралия). Это вопрос обсуждался также на Антарктическом симпозиуме в Буэнос-Айресе (Аргентина), где была принята резолюция - призыв к странам совместно принять меры по охране животного и растительного мира. В последующие годы проблема сохранения живой природы Антарктики неоднократно обсуждался мировым обществом, которое заключало соответствующие соглашения. Биологические ресурсы Антарктики большие, но человек легко может их уничтожить. Поэтому их изучение, разработка и внедрение рациональных способов природопользования - насущная потребность всего человечества планеты.
V. Закрепление изученного материала
1. Прием «Блиц-Опрос»
• Какие причины вечного холода в Антарктиде?
• Охарактеризуйте рельеф материка.
• Какова средняя высота Антарктиды по сравнению с другими материками?
• Какие доказательства свидетельствуют, что в Антарктиде продолжается горообразования?
• Назовите полезные ископаемые материка.
• Какой процент площади Антарктиды покрытый ледниками?
• Почему ледниковый покров Антарктиды имеет куполообразную форму?
• Возраст антарктического оледенения?
• Что случится, если льды Антарктиды растают? Возможно ли это? Почему?
• Что такое «антарктические оазисы»? Которые растения в Антарктиде?
• Какие животные обитают в Антарктике?
• Что вызывает волнение за судьбу живого природы Антарктики?
Прием «Экспресс-тест»
1. Единственная крайняя точка, которую имеет Антарктида благодаря своему географическому положению: а) северная; б) южная; в) восточная; г) западная.
2. Океаны, которыми омывается Антарктида:
а) Индийский и Тихий; б) Тихий и Атлантический; в) Северный Ледовитый и Атлантический;
г) Тихий, Индийский и Атлантический.
3. Окраинные части материка пересекаются:
а) экватором; б) северным полярным кругом; в) южным полярным кругом; г) нулевым меридианом.
4. Руководитель экспедиции в составе которой первый украинец попал в Антарктиду:
а) Г. Амундсен; б) Г. Скотт; в) Г. Пири; г) Т. Беллінсґаузен.
5. Украинская арктическая станция носит имя:
а) К. Циолковского; б) С. Рудницкого; в) В. Вернадского; г) Г. Ломоносова.
6. Материк было открыто экспедицией под руководством:
а) Роберта Скотта; б) Джеймса Кука; в) Т. Т. Беллінсґаузена и Г. П. Лазарева; г) Руаля Амундсена.
7. Исследователь, экспедиция под руководством которого первым достиг Южного полюса Земли:
а) Роберт Скотт; б) Джеймс Кук; в) Роберт Пири; г) Руаль Амундсен.
8. Названия кораблей, на которых российские мореплаватели Т. Т. Беллінсґаузен и Г. П. Лазарев достигли материка, сейчас носят:
а) вулканы в Антарктиде; б) что ее омывают моря; в) научные станции; г) горные системы.
9. Назовите территорию, где расположено большинство антарктических станций:
а) в центре материка; б) на побережьях; в) в западной части материка; г) в пределах Южного полярного круга.
Выполнение заданий.
1. Расскажите о географическом положении Антарктиды. Какие океаны омывают материк? Какие течения проходят вдоль его берегов?
2. Что такое шельфовые ледники? Как образуются айсберги?
3. Что такое стоковые ветры и что служит причиной их образования?
4. Когда в Антарктиде наступает лето? зима?
5. Почему в Антарктиде круглый год отрицательные температуры?
6. Нанесите на контурную карту моря, омывающие Антарктиду; научные станции и подпишите страны, которым они принадлежат.
7. Рассмотрите профиль рельефа Антарктиды (см. рис. 105). Сделайте вывод о строении Ледяной Антарктиды и о рельефе Каменной Антарктиды.
8. Рассмотрите фото на рисунке 107. Как пингвины приспособились к жизни в суровых условиях?
9. Подготовьте сообщение на тему «Как открывали Антарктиду».
VI. Домашнее задание
1) изучить § 33; 2) ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа (кроме задания 9); 3) выполнить задания тренажёра, относящиеся к теме «Антарктида» (по выбору учителя).
Обобщение знаний
Географическая исследовательская практика
Разработка проекта «Как использовать человеку Антарктиду»
Тестирование.
Игра проводится под девизом «Жить в гармонии с природой». Основные ценности, на которые ориентируются обучающиеся во время игры, — природа, жизнь, человек, благо.
Далее в классе формируются группы «специалистов»: географов, экологов, менеджеров по туризму, архитекторов, художников, которые будут заниматься разработкой проектов и осуществлять их презентацию.
Задания для географов
Составьте краткий путеводитель, который познакомит будущих жителей и туристов с тайнами Антарктиды. С этой целью:
а) придумайте название путеводителя;
б) разработайте основные рубрики;
в) укажите опасности, с которыми могут столкнуться люди, впервые оказавшиеся в Антарктиде.
Перечислите экологические запреты, которые вы включили в путеводитель.
Задание для экологов
Человек — центральная фигура, порождающая экологические проблемы. Как жить в гармонии с природой в Антарктиде? Предложите свой проект.
Задания для менеджеров по туризму
Проложите туристический маршрут по Антарктиде.
Маршрут должен учитывать:
а) протяжённость (в километрах) и возможную продолжительность (время в пути);
б) выбор средств передвижения по Антарктиде;
в) осмотр природных достопримечательностей материка.
Разработайте памятку туристу, следующему по вашему маршруту.
Перечислите экологические запреты, которыми вы руководствовались, осуществляя деятельность менеджера по туризму.
Задания для архитекторов
Антарктида — самый холодный континент на Земле. Где, по вашему мнению, целесообразно построить город? Свой выбор обоснуйте.
Разработайте проект города в Антарктиде.
Перечислите природные особенности, которые вы будете учитывать при строительстве города.
О многих современных городах говорят, что они все одинаковы. Появился даже термин «грусть новых городов». Будет ли в вашем городе жителям удобно и комфортно? Перечислите, каким качествам будет отвечать ваш город.
Перечислите, какими экологическими соображениями вы будете руководствоваться при строительстве города.
Задания для хидожников
Разработайте эмблему Антарктиды. Обоснуйте выбор символов для эмблемы.
Нарисуйте плакат, посвящённый охране окружающей среды Антарктиды.
Воссоздайте образ Антарктиды. Для этого задайтесь вопросом «Как я представляю себе Антарктиду?». Подберите прилагательные, характеризующие материк. Изобразите Антарктиду на рисунке или создайте ментальную карту. Созданные образы обсудите в группе.
После обсуждения созданных участниками игры проектов учитель обращается к ним с вопросами: «Всё ли вы предусмотрели и учли в своих проектах, осваивая территорию Антарктиды? Во имя чего вы создавали свои проекты? Какое предупреждение делает нам поэт А. Т. Твардовский в четверостишии из стихотворения «Разговор с Падуном»?
В природе шагу не ступить,
Чтоб тотчас, так ли, сяк,
Ей чем-нибудь не заплатить За этот самый шаг.
VII. Итог урока
Рефлексия
Настал черед подвести итог урока, в этом вам поможет памятка. (На стадии рефлексии урока для формирования монологических ответов и самооценивания учащихся целесообразно использование памятки):
Я могу себя похвалить за…
Я могу похвалить одноклассников за...
Меня удивило…
Для меня было открытием то, что ...
На мой взгляд, не удалось…, потому что…
На будущее я учту…
Каковы особенности географического положения Антарктиды?
Посмотрите на физическую карту Антарктиды (см. Приложение, с. 247). Прежде всего бросается в глаза, что почти вся она находится за Южным полярным кругом. У этого материка только одна крайняя точка — северная. Это мыс Сифре (63° ю. ш.) на Антарктическом полуострове. Другая особенность — положение
Антарктиды сразу в трёх полуша око- ■ риях — Южном, Восточном и Западном.
Тихий, Индийский и Атлантический океаны, омывающие Антарктиду, на тысячи километров отделяют её от других материков Южного полушария. Ближе всего (1000 км) к ней расположена Южная Америка. Моря, которые образуют океаны у берегов Антарктиды, неглубоко вдаются в материк. Наиболее крупные из них — моря Росса, Уэдделла, Беллинсгаузена, Амундсена, названные именами исследователей Антарктиды.
По площади Антарктида превышает лишь Австралию (см. рис. 62). К Антарктиде относятся архипелаги и отдельные острова (Южные Оркнейские, Южные Шетландские, Баллени и др.), которые расположены вблизи материка или на большом расстоянии от него и друг от друга.
Антарктида не принадлежит ни одному государству. Это единственный материк, не имеющий коренного населения. Его временные жители в основном сотрудники научных станций разных стран. Материк, прилегающие к нему острова и южные части омывающих его океанов образуют южную полярную область Земли — Антарктику (от греческих слов анти — против и арктикос — северный, т. е. лежащая против северной полярной области). По Антарктике существуют международные соглашения, в которых идёт речь о недопустимости военных действий, об охране окружающей среды и т. д.
Вокруг Антарктиды проходит самое мощное в Мировом океане течение — течение Западных Ветров. Это течение холодное.
АНТАРКТИДА - САМЫЙ ЮЖНЫЙ МАТЕРИК, ЛЕЖАЩИЙ ПОЧТИ ЦЕЛИКОМ ЗА ЮЖНЫМ ПОЛЯРНЫМ КРУГОМ.
Каков ледовый покров и рельеф Антарктиды?
Основная особенность Антарктического материка — мощный ледовый покров. Лёд покрывает не только материк, но и прилегающие к нему острова и моря, образуя так называемые шельфовые ледники. Средняя мощность ледяного покрова — около 2 км, а максимальная доспричина того, что по самый высокий матетигает 4,8 км. Наличие столь мощного ледяного покрова средней абсолютной высоте (около 2050 м) Антарктида рик Земли.
Ледники огромными языками сползают в окружающие материк моря, а откалываясь, образуют айсберги, которые ветер и течения выносят в открытый Океан. Антарктида — основной «поставщик» айсбергов.
Строение Антарктиды довольно простое. В основании большей части материка лежит древняя Антарктическая платформа. И только горы, начинающиеся на Антарктическом полуострове, и
Максимальная высота Антарктиды — 5140 м (массив Винсон в горах Элсуэрт в Западной Антарктиде).
продолжающие их Трансантарктические горы вдоль западной окраины материка относятся к альпийской складчатости. Эти горы являются продолжением Анд и частью Тихоокеанского огненного кольца. Здесь есть действующие вулканы.
Ледяной панцирь материка называют Ледяной Антарктидой, а сушу под ним — Каменной Антарктидой. По сравнению с Ледяной рельеф Каменной Антарктиды сложнее. Под толщей льда обнаружены горы и равнины (рис. 105). Исследования показали, что местами под колоссальной тяжестью льда подлёдная поверхность материка прогнулась, опустившись ниже уровня моря на 2,5 км.
ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ АНТАРКТИДЫ - МОЩНЫЙ ЛЕДОВЫЙ ПОКРОВ, ЗАНИМАЮЩИЙ ПОЧТИ ВЕСЬ МАТЕРИК. ПОД НИМ ОБНАРУЖЕНЫ —О ГОРЫ И РАВНИНЫ КАМЕННОЙ АНТАРКТИДЫ.
Каковы особенности климата Антарктиды?
Антарктида почти полностью лежит в антарктическом климатическом поясе. На формирование климата не только Антарктиды, но и окружающих её водных пространств большое влияние оказывает материковое оледенение — величайший в мире источник холода. И хотя длинным полярным днём материк получает много солнечной радиации, 90% её отражается обратно в атмосферу. Зимой в течение нескольких месяцев здесь царит полярная ночь.
Нигде на планете нет такого постоянства низких температур в течение всего года, как в Антарктиде. Средние июльские (зимние) температуры колеблются от -60 °С во внутренних частях до -32 °С вблизи побережья. На станции Восток была зарегистрирована самая низкая температура на Земле: -89 °С. Январские (летние) температуры значительно выше, но и они отрицательные (от -32 °С до -20...-16 °С). Таким образом, хотя годовые амплитуды температур и велики, но колебания эти происходят в пределах «от холодно до очень холодно». На побережье материка температура воздуха зимой редко опускается ниже -40 °С, а летом она поднимается до 0 °С.
Над ледяным панцирем Антарктиды из-за постоянного и сильного охлаждения воздуха формируется область высокого атмосферного давления. Массы холодного воздуха, стекая с высоких центральных частей, образуют сильнейшие стоковые ветры. Их скорость достигает 30—50 м/с и более. Ветры обладают такой силой, что срывают с места и отбрасывают на большие расстояния тяжёлые грузы, препятствуют передвижению. Сухой снег, который они несут, «перепиливает» толстые канаты.
При крайне низких температурах количество осадков в центральных частях Антарктиды невелико — от 50 до 100 мм, что объясняется высоким атмосферным давлением. Значительно больше осадков выпадает на антарктических островах, лежащих в субантарктическом поясе. Климатические условия здесь менее суровы: зимние температуры опускаются немногим ниже 0 °С, а летние редко превышают +10 °С. Но и здесь дуют ураганные (до 75 м/с) ветры, вызывающие сильнейшие штормы.
АНТАРКТИДА - МАТЕРИК, СУРОВЫЕ КЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОТОРО ГО ЯВЛЯЮТСЯ СЛЕДСТВИЕМ ЕГО ПОЛОЖЕНИЯ В ПРЕДЕЛАХ ЮЖНОГО ПО ЛЯРНОГО КРУГА.
Что собой представляет растительный и животный мир Антарктиды?
Почти вся Антарктида представляет собой холодную антарктическую пустыню (рис. 106). Жизнь в Антарктике существует лишь в прибрежных частях материка, на субантарктических островах, в океанских водах. На материке наземные растения — мхи, лишайники — встречаются на свободных ото льда и снега участ ках, называемых антарктическими оазисами. В водоёмах, которые летом образуются по окраинам материка, появляются водоросли. Лишь на севере Антарктического полуострова и на островах встречаются низкорослые высшие растения с мелкими невзрачными цветками.
Антарктика бедна наземными животными. Здесь обитают черви, ракообразные, бескрылые насекомые, некоторые виды птиц. Самые интересные из птиц — пингвины. Они медленно передвигаются по суше, но прекрасно плавают. Всего в Антарктике обитает 17 видов пингвинов. Наиболее распространённый из них — пингвин Адели (рис. 107), а самый крупный — императорский пингвин, масса которого достигает 50 кг, а рост — более 1 м. Птицы Антарктики живут у воды и питаются рыбой или мелкими морскими животными.
Воды же Антарктики богаты разнообразными животными. Здесь водятся самые крупные млекопитающие — китообразные, среди которых синие киты (длиной до 33 м), кашалоты, косатки, а также ластоногие - морские слоны, морские львы.
Рис. 107. Пингвины Адели
ЖИЗНЬ В АНТАРКТИДЕ СУЩЕСТВУЕТ ЛИШЬ НА ПОБЕРЕЖЬЕ, ОСТРОВАХ И В ВОДАХ АНТАРКТИКИ.