СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии в 7 классе: Природное сообщество. Экосистема.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по биологии в 7 классе: Природное сообщество. Экосистема.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии в 7 классе: Природное сообщество. Экосистема.»

Конспект урока по биологии 7 класс
Учитель – Майко Е.А.

Дата: 08.09.2016г.
Тема:
Природное сообщество. Экосистема.
Цель урока: Сформировать понятие о природном сообществе, экосистеме. Выяснить причины, позволяющие живым организмам жить вместе в природном сообществе

Задачи:

а) Образовательные: сформировать понятие о природном сообществе, рассмотреть видовую и пространственную структуру сообщества, об экосистеме, ее структуре; 
б) Воспитательные: обратить внимание на отношения хищник-жертва, паразит-хозяин; 
в) Развивающие: выяснить причины позволяющие живым организмам жить вместе в природном сообществе, научиться составлять цепи питания.
Оборудование: ИКТ.
Понятия: природное сообщество, взаимоотношения, доминант, резерв сообщества, ярусность, экосистема, круговорот веществ, производители, потребители, разрушители,
Структура урока:
1. Организация
2. Целевая установка
3. Актуализация опорных знаний
4. Изучение новой темы
5. Итоговое закрепление
6. Домашнее задание
7. Комментирование оценок

Ход урока:


Живые организмы разных видов существуют на одной территории, образуя разнообразные сообщества – естественные или искусственные (созданные человеком).

Природное сообщество – совместно обитающие на одном участке суши или водоема популяции разных видов растений, животных, грибов и бактерий.

Между ними существуют сложные взаимоотношения: хищник-жертва (волк - заяц), паразит-хозяин (повилика - петуния) – поддерживают равновесие в сообществе.

Конкурентные отношения определяют видовой состав сообщества – вид, более сильный в конкуренции будет занимать самые лучшие места.

Виды, входящие в состав сообщества неодинаковы по численности. Одни из них достигают высокой численности, другие – малочисленны, третьи – редкие.

Наибольшую роль играют виды, численность которых преобладает. Их называют доминирующими. Доминантные виды составляют основу сообществ.

По господствующим видам растений называют природные сообщества – ельник-зеленомошник, сосняк-черничник, дубрава осоковая, березняк.

В сосновых лесах распределение света и осадков, разнообразие содействующих видов определяются сосной.

При исчезновении доминирующих видов на смену одному сообществу приходит другое. На месте исчезнувшего хвойного леса (вырубка, пожар) возникает осиновый или березовый лес.

Природное сообщество включает также множество малочисленных видов – они составляют резерв сообщества.

Для сообщества характерно распределение видов в пространстве. Растения в сообществе создают ярусность – создается возможность более эффективно использовать свет, влагу, минеральные вещества.





























Животные также распределяются по ярусам (этажам), хотя некоторые, например белки, могут осваивать несколько ярусов.

В природном сообществе живые организмы связаны не только друг с другом, но и с неживой природой.

Тесная взаимосвязь между живыми и неживыми компонентами природы образует экосистему.

Экосистема – взаимосвязь природного сообщества и компонентов неживой природы.

Растения создают органические вещества в процессе фотосинтеза (из воды, минеральных веществ, света и углекислого газа).

Животные используют в процессе питания готовые органические вещества.

Грибы и бактерии постепенно разрушают органические вещества до минеральных.

Так возникает биологический круговорот веществ.

Круговорот веществ может происходить тогда, когда есть три группы организмов, образующих природное сообщество - производители, потребители, разрушители органического вещества.



На Земле нет ни одного вида, который не служил бы пищей другим или сам не питался бы организмами других видов.

Цепь питания – ряд живых организмов в экосистеме, по которому происходит передача энергии, заключенная в органических веществах.

Схема получения энергии в процессе питания:

Растительноядные животные используют больше всего энергии, т.к. питаются растениями – производителями органического вещества

Хищники

Грибы и бактерии



Почти все организмы разных видов питаются разными объектами. В результате образуется сложная пищевая сеть.

Экосистемы могут быть естественными (лес, луг, озеро) – существуют сами по себе, без участия человека; и искусственными (парк, поле, сад).

Выделяют наземные экосистемы (луг, степь, лес) и водные (пруды, реки, моря).

Экосистемы могут быть очень крупными (тундра, тайга), средних размеров (водоем, березовая роща), совсем маленькими (ручей, болотная кочка).



Домашнее задание:

П. 3, 4 – учить, пересказывать.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!