- формировать умения распознавать, в какой ситуации применяется та или иная формула;
-создать условия для овладения навыками решения рациональных уравнений.
- Выражать своё мнение, аргументируя его, подтверждать фактами.
-оценивают результаты своей деятельности на уроке.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
I. Организационный этап Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. (Слайд № 1) | Учащиеся готовы к началу работы. |
II Вводная беседа. Актуализация знаний. 1. Каждый год в октябре в научном мире проходит очень знаменательное событие: вручение Нобелевской премии (Слайд № 2, 3). Это очень престижная награда, сравнимая с вручением «Оскара» за лучшие достижения в киноисскустве. За всю историю вручения Нобелевской премии 20 граждан России и СССР получили эту премию, и 11 из них – физики. О чём это говорит? В России традиционно сильной считалась физико – математическая школа. «...Мы проиграли русским за школьной партой» (Дж. Кеннеди). (Слайд № 4). Традиции этой школы были заложены ещё в 18 веке. В 1703 году Леонтий Магницкий, первый учитель математики в России, написал свою знаменитую «Арифметику», в которой рассматривались жизненные задачи (слайд № 5,6, 7) 2.Мотивация. Как решить эту задачу? (Слайд № 8 «Посредством уравнений, теорем я уйму всяких разрешил проблем» Чосер, английский поэт, живший в средние века). | Учащиеся отвечают на вопросы: - Задачу можно решить с помощью уравнения |
Как вы могли бы сформулировать тему урока? цели урока? Это и будут наши цели на урок. (Слайд № 9) | Пытаются сформулировать тему урока, дополняют и уточняют друг друга - Решение уравнений - Научиться решать уравнения - Решать задачи с помощью уравнений |
ΙΙΙ. Изучение нового материала 1.Итак, мы будем изучать уравнения (Слайд № 10) Какие уравнения мы умеем решать? Почему они так называются? Найдите квадратное уравнение (на доске написаны уравнения) Какие ещё уравнения мы умеем решать? Найдите линейное уравнение Какие ещё уравнения мы умеем решать? Почему они так называются? Посмотрите, все ли уравнения, записанные на доске, вам знакомы? Чем это уравнение отличается от других? Но оно напоминает вам какое – нибудь уравнение? Это уравнение называется биквадратным, т.е. дважды квадратным. Приставка би переводится как «два», «дважды». Какие вы знаете термины в математике и не только в математике с такой приставкой? (биполярный (мир), бином Ньютона, группа Би -2, бинокль) Как же решить биквадратное уравнение? 3. Посмотрим, как решаются биквадратные уравнения. Дать определение биквадратного уравнения Откройте учебники на стр. 76, найдите определение биквадратного уравнения Стр 77, № 278 (Составить план решения этого уравнения. Проговорить план решения совместно). Прочитайте план решения. (Коллективная корректировка этого плана.) | - Квадратные - Потому что х в квадрате - Линейные -Дробные -Нет, не все. Нам не знакомо уравнение под № 6 - В этом уравнении неизвестное в четвёртой степени - Биссектриса. -Надо свести его к квадратному уравнению. - a + b + c = 0 |
ΙV. Первичное осмысление и закрепление знаний. Решаются уравнения № 278, проводится актуализация знаний Сколько корней может иметь биквадратное уравнение? | Проверяется решение в тетрадях, задаются вопросы по решению. Выясняют, сколько корней может иметь биквадратное уравнение. |
V. Пауза Ну, а теперь давайте вспомним задачу Магницкого, с которой мы начали урок (слайд № 11). Это сейчас для нас эта задача простая, а в то время таких знаний у учеников не было. «Арифметика» Леонтия Магницкого, по которой два столетия учились российские отроки, создавалась как учебник для будущих офицеров армии и флота, обучавшихся в Школе навигацких и математических наук. В книге, содержащей более 600 страниц, Магницкий подробно разобрал арифметические действия с целыми и дробными числами, дал сведения о денежном счете, мерах и весах, привел много практических задач, применительно к реалиям российской жизни. Затем изложил алгебру, геометрию и тригонометрию. В последнем разделе, названном «Обще о земном размерении и яже к мореплаванию надлежит», рассмотрел прикладное применение математики в морском деле. Магницкий в своем учебнике не только стремился доходчиво разъяснить математические правила, но и побудить у учеников интерес к учебе. Он постоянно на конкретных примерах из обыденной жизни, военной и морской практики подчеркивал важность знания математики. Даже задачи старался формулировать так, чтобы они вызывали интерес, зачастую они напоминали анекдоты с замысловатым математическим сюжетом. Учебник оказался столь удачным, что в течение нескольких лет распространился по всей России. | Решается задача Магницкого |
VΙ.Закрепление изученного на 1этапе урока, решение задач Продолжим решать уравнения № 278 | Учащиеся в тетрадях решают уравнения |
VII. Подведение итогов урока, оценивание знаний Учитель: Наш урок подходит к концу. Что нового узнали на уроке? Чему научились? (Слайд № 12) Учитель выставляет оценки за работу на уроке самым активным учащимся, комментирует отметки. | Участвуют в диалоге с учителем. Анализируют и осмысливают, проговаривают ( фиксируют) свои достижения и трудности. Я не знал… Я узнал… Я не умел… Я научился |
VΙΙΙ. Домашнее задание Учебник, стр. 77, № 279, по желанию № 280 | Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня усвоения темы урока |
Вспомним тему нашего урока. А у меня была ещё одна цель. Я хотела показать вам, что математика наука не только сложная, скучная, ненужная вам, как вам кажется, но и полезная, логически строго построенная, находчивая и весёлая. И закончу наш урок словами гениального физика Альберта Эйнштейна: «Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако, уравнения, по – моему, гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно» (Слайд № 13) | |