Закрепление материала по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии»
Цели: повторить и закрепить изученный материал об арифметической и геометрической прогрессии; подготовить учащихся к контрольной работе.
Ход урока
I. Повторение изученного материала.
1. Сообщить учащимся результаты самостоятельной работы. Устранить ошибки, сделанные в ходе работы.
2. Собрать листочки с домашней контрольной работой. Решить на доске задания, вызвавшие затруднения у учащихся.
3. Записать на доске формулы n-го члена арифметической и геометрической прогрессии; формулы суммы членов конечной арифметической и геометрической прогрессии.
II. Подготовка к контрольной работе.
1. Найдите девятый член арифметической прогрессии 8,4; 8; 7,6… Вычислите сумму первых девяти ее членов.
2. Найдите седьмой член геометрической прогрессии 2; …
3. Найдите девятый член геометрической прогрессии …
4. Сумма второго и пятого членов арифметической прогрессии равна 11. Третий ее член на 6 больше первого. Найдите второй и четвертый члены этой прогрессии.
a2 = a1 + d = –2 + 3 = 1; a4 = a1 + 3d = –2 + 9 = 7.
О т в е т: а2 = 1; а4 = 7.
5. Сумма третьего и шестого членов арифметической прогрессии равна 2. Четвертый ее член на 6 меньше первого. Найдите первый и пятый члены этой прогрессии.
a1 = 8; a5 = a1 + 4d = 8 + 4 (–2) = 8 – 8 = 0.
О т в е т: а1 = 8; а5 = 0.
6. Найдите все значения х, при которых значения выражений являются тремя последовательными членами геометрической прогрессии.
Р е ш е н и е
По характеристическому свойству геометрической прогрессии имеем:
36 – 12х + х2 = 3х2 + 7х – 10;
2х2 + 19х – 46 = 0;
D = 361 + 368 = 729 = 272
Если х = –11,5, то не существует.
Если х = 2, то
Числа 4; 2; 1 – члены убывающей геометрической прогрессии.
О т в е т: х = 2.
7. Найдите сумму всех двузначных чисел, дающих при делении на 4 в остатке 3.
Р е ш е н и е
Числа имеют вид 4 у + 3, тогда двузначные числа 11; 15; 19; 23; …; 99.
d = a2 – a1 = 15 – 11 = 4; d = 4. Найдем количество двузначных чисел n, если аn = 99:
аn = a1 + d(n – 1); 99 = 11 + 4(n – 1); 88 = 4n – 4; 4n = 92; n = 23.
Найдем сумму:
О т в е т: 1265.
8. Решить № 17.56.
Р е ш е н и е
Имеем а1; а2; а7 и а1 + а2 + а7 = 31.
Первое условие перепишем в виде (a1 + d)2 = a1(a1 + 6d).
Второе условие можно переписать в виде a1 + (a1 + d) + (a1 + 6d) = 31;
3a1 + 7d = 31.
Получим систему уравнений:
3d2 – 124d + 28d2 = 0; 31d2 – 124d = 0; d(31d – 124) = 0;
d = 0 или 31d – 124 = 0; d = 4.
Если d = 0, то
Если d = 4, то а1 = 1; а2 = 5; а3 = 25.
О т в е т: или 1; 5; 25.
III. Итог урока.
Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе, повторив материал § 16 и § 17; решить № 16.23 (б; в); № 16.34 (а; б); № 16.45; № 17.18 (а; в); № 17.26 (б).