Тема урока:
Физический смысл производной в решении задач
Цель урока:
Повторить основные формулы и правила дифференцирования.
Рассмотреть на примерах решения практических задач, как применяется производная в химии, физике, биологии, экономике.
«Нет ни одной области математики, как бы абстрактна она ни была, которая когда-нибудь не окажется применимой к явлениям действительного мира».
Н.И. Лобачевский
Прежде чем вспомнит какую тему этого урока мы определили на предыдущем занятии, я предлагаю вам выполнить тестовое задание. Вам необходимо в течении 3-х минут определить ключевое слово сегодняшнего урока. Выполнив задание. запишите получившееся слово в таблицу. Желаю вам успеха. (ученики работают над расшифровкой слова)
Тест
Найдите производную функции: | Ответы: |
-
-
-
-
у = х - 4 у = х - у = х5 + 3х4 -2х – 5 | И 1 + Р 3x 3 2x2 Ф 12x2 Ю С 1 - Я 5х4 +12х3 – 2 К - Н Л x3 М 4x3 |
(Тест. Проверка)
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Ответ (буква) | Ф | Л | Ю | К | С | И | Я |
-Какое слово у вас получилось? (флюксия) В течении урока вы работаете с листом самооценивания, не забывая оценивать себя после каждого этапа урока.
- Что это означает?
Историческая справка
Исаак Ньютон (1642-1727) один из создателей дифференциального исчисления.
Главный его труд- «Математические начала натуральной философии».-оказал колоссальное влияние на развитие естествознания, стал поворотным пунктом в истории естествознания.
Ньютон ввёл понятие производной, изучая законы механики, тем самым раскрыл её физический и механический смысл.
Интересно: Исаак Ньютон называл производную флюксией, а саму функцию - флюентой.
Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о производной, и не только.
Предлагаю вам решить задачу:
Мама с своей дочкой гуляла в парке. Девочка захотела покататься на каруселях, а мама решила сфотографировать дочку. Вращение карусели совершается по закону φ(t)=1/9t³-2/5t². Фотография может быть хорошего качества только при ускорении равном 3 м/с². В какой момент времени необходимо сделать снимок?
Проанализируем условие задачи и вопрос .(известен закон движения карусели и задано ускорение)
Какие величины характеризуют условие задачи? (физические величины: скорость, время, ускорение)
Какое свойство производной функции может нам помочь выявить закономерности между этими величинами и поможет решить задачу? (Физический смысл производной).
Запишем тему урока в тетради " Физический смысл производной в решении задач".
Вспомним физический смысл производной.
Если известен закон движения
материальной точки (тела)
x(t), s(t) или φ(t), то мгновенная
скорость в момент времени t
вычисляется по формуле
v(t) = x׳(t) = s׳(t) = φ׳(t),
а ускорение a(t) = v׳(t)= x׳׳(t).
Прежде чем мы продолжим решение предложенной вам задачи, обратимся к таблице №1 в которой представлены задачи из открытого банка ЕГЭ, в решении которых используется физический смысл производной. Вспомним этапы решения этих задач проговаривая и фиксируя в правом столбце таблицы пошаговый алгоритм решения каждой задачи.
Попробуем составить таблицу-алгоритм решения вместе (проговариваем вместе, решение задачи на доске сравниваем с эталоном на экране, исправляем неточности и ошибки).
№1. При движении тела по прямой расстояние S(км) от начальной точки меняется по закону S(t) = 8t +t³ . Найдите формулу для вычисления скорости в любой момент времени и вычислите её при t= 2 с.
алгоритм | решение |
Определим, по какому закону изменяется скорость тела, применяя физический смысл производной | v(t) = S ׳(t) v(t) = 8+3t² |
По условию задачи, время равно 2 секунды, Вычисляя значение полученного выражения при t= 2 с. отвечаем на поставленный вопрос. | v(2) = 8+3·2² = 20 |
№2. Материальная точка движется прямолинейно по закону x(t) = 1/6t² + 5t + 28 (где x — расстояние от точки отсчета в метрах, t — время в секундах, измеренное с начала движения).
В какой момент времени её скорость будет равна 6 м/с?
алгоритм | решение |
Определим, по какому закону изменяется скорость тела, применяя физический смысл производной | v(t)=x´(t) v(t) = 1/3t + 5 |
По условию задачи, скорость равна 6 м/с. Тогда полученное выражение приравниваем к 6, т.е. получаем уравнения, при решении которого отвечаем на поставленный вопрос. | 1/3t + 5= 6 t=3 с. |
№3. Материальная точка движется прямолинейно по закону S(t) = t³ -3/2t² + 2t - 1 (где S — расстояние от точки отсчета в метрах, t — время в секундах, измеряемое с начала движения).
В какой момент времени её ускорение будет равно 9 м/с²?
алгоритм | решение |
Определим, по какому закону изменяется скорость тела, применяя физический смысл производной: | v(t) = S ׳(t)=3t²-3t +2 |
Определим, по какому закону изменяется ускорение данного тела, применяя механический смысл производной: | a(t)=v´(t) = 6t -3 |
По условию задачи, ускорение равно 9 м/с² , тогда полученное выражение приравниваем к 9, т.е. получаем уравнения, при решении которого отвечаем на поставленный вопрос. | 6t -3= 9 t= 2 с. |
Проверим решение задач на слайде.
А теперь вернёмся к предложенной ранее задаче и сравним её условие с условиями уже решённых задач. По какому из алгоритмов можно решить эту задачу?
Решают самостоятельно ( проверяем со слайда)
v(t) = φ ׳(t)=1/3t²-5t
a(t)=v´(t) = 2/3t -5
2/3t -5= 3
Ответ: фотографировать девочку необходимо на 12 секунде.
Итак, мы решили задачу связанную с реальной жизненной ситуацией.
Рассмотрим ещё несколько примеров применения производной в процессах и явлениях реального мира.
ƒ(х) | Перемещение S (t) | Количество электричества q (t) | Объём продукции V(t) | Количество вещества p(t) | Численность популяции Р(t) |
ƒ'(х) | Скорость v (t) | Сила тока I (t) | Производительность П (t) | Скорость химической реакции v (t) | Скорость роста популяции v (t) |
На основании данных этой таблицы вам предлагается самостоятельно решить задачи , представленные в таблице №2 с предложенными указаниями.
Решение различных практических задач физики, химии, биологии, экономики.
Самостоятельная работа. Учащиеся самостоятельно решают задание на карточке.
Таблица 2.
Применение производной в различных задачах |
Задача 1. Объем продукции V цеха в течение дня зависит от времени по закону Вычислите производительность труда П(t) в момент времени t = 2. | Указание: П(t)= V'(t), П(2)-? |
Задача 2. Пусть количество вещества, вступившего в химическую реакцию задается зависимостью: (моль) Найти скорость химической реакции через 3 секунды. | Указание: =? |
Задача 3.Пусть популяция бактерий в момент t (с) насчитывает x(t) особей. Найти скорость роста популяции в произвольный момент t и при t = 1 c. | Указание: v(t)=x´(t) v(1)=? |
Проверим решение этих задач на доске. Оцените выполненную свою работу на уроке в листе самооценки.
Подведение итогов урока.
Сегодня на уроке мы использовали физический материал; применяли математический аппарат для решения прикладных задач; расширили представление о роли математики в изучении окружающегося мира; увидели разницу между физическим явлением и его математической моделью
Выставление оценок: учащиеся самостоятельно подсчитывают средний бал согласно оценочному листу.
Лист самооценки
Класс: -----------------------
Фамилия имя учащегося: ----------------------------- -----------------------
Тест Полностью-2б Частично-1б | Задачи (решение каждой задачи -1 балл) |
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 |
| | | | | | |
Итого:___________Баллов
Критерии оценивания: 8-7 баллов-«5»; 6-5 баллов-«4»; менее 5 баллов-«3»
Домашнее задание.( на карточках)
Подведение итога занятия. Рефлексия.
Продолжите фразу:
1)На уроке я работал активно/пассивно
2) своей работой на уроке я (доволен/ не доволен)
3)материал урока мне был ( понятен/ не понятен, интересен/ скучен)
4) моё настроение (стало лучше/стало хуже)