СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по алгебре 10 класс " Физический смысл производной в решении задач"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:  

Физический смысл производной  в решении задач

Цель урока:

 Повторить основные формулы и правила дифференцирования.

 Рассмотреть на примерах решения практических задач, как применяется производная в химии, физике, биологии, экономике.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по алгебре 10 класс " Физический смысл производной в решении задач"»

Тема урока:
Физический смысл производной в решении задач

Цель урока:

  • Повторить основные формулы и правила дифференцирования.

  • Рассмотреть на примерах решения практических задач, как применяется производная в химии, физике, биологии, экономике.

«Нет ни одной области математики, как бы абстрактна она ни была, которая когда-нибудь не окажется применимой к явлениям действительного мира».

Н.И. Лобачевский



Прежде чем вспомнит какую тему этого урока мы определили на предыдущем занятии, я предлагаю вам выполнить тестовое задание. Вам необходимо в течении 3-х минут определить ключевое слово сегодняшнего урока. Выполнив задание. запишите получившееся слово в таблицу. Желаю вам успеха. (ученики работают над расшифровкой слова)

Тест



Найдите производную функции:

Ответы:



  1. у = х - 4

  2. у = х -

  3. у = х5 + 3х4 -2х – 5


И 1 +

Р 3x

3 2x2

Ф 12x2

Ю

С 1 -

Я 4 +12х3 – 2

К -

Н

Л x3

М 4x3





(Тест. Проверка)

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

Ответ (буква)

Ф

Л

Ю

К

С

И

Я



-Какое слово у вас получилось? (флюксия) В течении урока вы работаете с листом самооценивания, не забывая оценивать себя после каждого этапа урока.

- Что это означает?

Историческая справка

Исаак Ньютон (1642-1727) один из создателей дифференциального исчисления.

Главный его труд- «Математические начала натуральной философии».-оказал колоссальное влияние на развитие естествознания, стал поворотным пунктом в истории естествознания.

Ньютон ввёл понятие производной, изучая законы механики, тем самым раскрыл её физический и механический смысл.

Интересно: Исаак Ньютон называл производную флюксией, а саму функцию - флюентой.

Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о производной, и не только.

Предлагаю вам решить задачу:

Мама с своей дочкой гуляла в парке. Девочка захотела покататься на каруселях, а мама решила сфотографировать дочку. Вращение карусели совершается по закону φ(t)=1/9t³-2/5t². Фотография может быть хорошего качества только при ускорении равном 3 м/с². В какой момент времени необходимо сделать снимок?


Проанализируем условие задачи и вопрос .(известен закон движения карусели и задано ускорение)

Какие величины характеризуют условие задачи? (физические величины: скорость, время, ускорение)

Какое свойство производной функции может нам помочь выявить закономерности между этими величинами и поможет решить задачу? (Физический смысл производной).

Запишем тему урока в тетради " Физический смысл производной в решении задач".

Вспомним физический смысл производной.



Если известен закон движения

материальной точки (тела)

x(t), s(t) или φ(t), то мгновенная

скорость в момент времени t

вычисляется по формуле

v(t) = x׳(t) = s׳(t) = φ׳(t),

а ускорение a(t) = v׳(t)= x׳׳(t).

Прежде чем мы продолжим решение предложенной вам задачи, обратимся к таблице №1 в которой представлены задачи из открытого банка ЕГЭ, в решении которых используется физический смысл производной. Вспомним этапы решения этих задач проговаривая и фиксируя в правом столбце таблицы пошаговый алгоритм решения каждой задачи.

Попробуем составить таблицу-алгоритм решения вместе (проговариваем вместе, решение задачи на доске сравниваем с эталоном на экране, исправляем неточности и ошибки).

1. При движении тела по прямой расстояние S(км) от начальной точки меняется по закону  S(t) = 8t +t³ . Найдите формулу для вычисления скорости в любой момент времени и вычислите её при t= 2 с.


алгоритм

решение

Определим, по какому закону изменяется скорость тела, применяя физический смысл производной

v(t) = S ׳(t)

v(t) = 8+3t²


По условию задачи, время равно 2 секунды, Вычисляя значение полученного выражения при t= 2 с. отвечаем на поставленный вопрос.

v(2) = 8+3·2² = 20


2. Материальная точка движется прямолинейно по закону  x(t) = 1/6t² + 5t + 28 (где x — расстояние от точки отсчета в метрах, t — время в секундах, измеренное с начала движения).

В какой момент времени её скорость будет равна 6 м/с?


алгоритм

решение

Определим, по какому закону изменяется скорость тела, применяя физический смысл производной

v(t)=x´(t)

v(t) = 1/3t + 5


По условию задачи, скорость равна 6 м/с. Тогда полученное выражение приравниваем к 6, т.е. получаем уравнения, при решении которого отвечаем на поставленный вопрос.

1/3t + 5= 6

t=3 с.





3. Материальная точка движется прямолинейно по закону  S(t) = t³ -3/2t² + 2t - 1 (где S — расстояние от точки отсчета в метрах, t — время в секундах, измеряемое с начала движения).

В какой момент времени её ускорение будет равно 9 м/с²?



алгоритм

решение

Определим, по какому закону изменяется скорость тела, применяя физический смысл производной:

v(t) = S ׳(t)=3t²-3t +2


Определим, по какому закону изменяется ускорение данного тела, применяя механический смысл производной:

a(t)=v´(t) = 6t -3


По условию задачи, ускорение равно 9 м/с² , тогда полученное выражение приравниваем к 9, т.е. получаем уравнения, при решении которого отвечаем на поставленный вопрос.

6t -3= 9

t= 2 с.


Проверим решение задач на слайде.

А теперь вернёмся к предложенной ранее задаче и сравним её условие с условиями уже решённых задач. По какому из алгоритмов можно решить эту задачу?

Решают самостоятельно ( проверяем со слайда)

v(t) = φ ׳(t)=1/3t²-5t

a(t)=v´(t) = 2/3t -5

2/3t -5= 3

Ответ: фотографировать девочку необходимо на 12 секунде.

Итак, мы решили задачу связанную с реальной жизненной ситуацией.

Рассмотрим ещё несколько примеров применения производной в процессах и явлениях реального мира.

ƒ(х)

Перемещение

S (t)


Количество электричества

q (t)

Объём продукции

V(t)

Количество вещества

p(t)

Численность популяции

Р(t)

ƒ'(х)

Скорость


v (t)

Сила тока


I (t)

Производительность


П (t)

Скорость

химической реакции

v (t)


Скорость роста популяции

v (t)




На основании данных этой таблицы вам предлагается самостоятельно решить задачи , представленные в таблице №2 с предложенными указаниями.

Решение различных практических задач физики, химии, биологии, экономики.

Самостоятельная работа. Учащиеся самостоятельно решают задание на карточке.



Таблица 2.

Применение производной в различных задачах

Задача 1. Объем продукции V цеха в течение дня зависит от времени по закону

Вычислите производительность труда П(t) в момент времени t = 2.

Указание: П(t)= V'(t),

П(2)-?


Задача 2. Пусть количество вещества, вступившего в химическую реакцию задается зависимостью:

(моль)

Найти скорость химической реакции через 3 секунды.

Указание:

=?


Задача 3.Пусть популяция бактерий в момент t (с) насчитывает x(t) особей.

Найти скорость роста популяции в произвольный момент t и при t = 1 c.


Указание: v(t)=x´(t)

v(1)=?

Проверим решение этих задач на доске. Оцените выполненную свою работу на уроке в листе самооценки.

Подведение итогов урока.

Сегодня на уроке мы использовали физический материал; применяли математический аппарат для решения прикладных задач; расширили представление о роли математики в изучении окружающегося мира; увидели разницу между физическим явлением и его математической моделью

Выставление оценок: учащиеся самостоятельно подсчитывают средний бал согласно оценочному листу.

Лист самооценки


Класс: -----------------------

Фамилия имя учащегося: ----------------------------- -----------------------



Тест

Полностью-2б

Частично-1б

Задачи (решение каждой задачи -1 балл)

№1

№2

№3

№4

№5

№6









Итого:___________Баллов

Критерии оценивания: 8-7 баллов-«5»; 6-5 баллов-«4»; менее 5 баллов-«3»

Домашнее задание.( на карточках)



Подведение итога занятия. Рефлексия.

Продолжите фразу:

1)На уроке я работал активно/пассивно

2) своей работой на уроке я (доволен/ не доволен)

3)материал урока мне был ( понятен/ не понятен, интересен/ скучен)

4) моё настроение (стало лучше/стало хуже)








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!