СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Оплодотворение и опыление у покрытосеменных растений. Образование плодов и семян» 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока «Оплодотворение и опыление у покрытосеменных растений. Образование плодов и семян»  6 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Оплодотворение и опыление у покрытосеменных растений. Образование плодов и семян» 6 класс»

Урок биологии по теме:

«Оплодотворение и опыление у покрытосеменных растений. Образование плодов и семян»


Цели урока: сформировать у обучающихся представление об опылении и его видах, а также сформировать знания о процессе оплодотворения и его особенностях у растений.


Задачи:

образовательные:

• познакомить обучающихся с различными способами опыления у цветковых растений; с процессом оплодотворения;

• обобщить знания о цветке, как органе семенного.

развивающие:

• учить анализировать, делать выводы, работать с учебником;

• Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи.

воспитательные:

• воспитывать положительную мотивацию к учёбе;

• осуществлять на уроке экологическое воспитание школьников.


Оборудование: Учебник биологии для 6 класса по программе В.В. Пасечника, компьютер, мультимедийный процессор, презентация по теме.


Ход урока

  1. Организационный момент.

У: Здравствуйте ребята! Меня зовут Наталья Владимировна. И сегодняшний урок мы проведем с вами вместе.

  1. Актуализация знаний.

У: Нет на Земле ничего прекраснее и нежнее цветов - этого хрупкого и драгоценного дара природы. Цветы - сама жизнь. Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен говорил: “Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок”. Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, дне рождения и праздниках. Даже самая скромная комната будет выглядеть нарядной и уютной, если на столе стоит букет цветов. Цветы добрые посредники между людьми. Они помогают делать наши отношения более сердечными, доверительными.

Цветы, как люди, на любовь щедры,

И щедро нежность, людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие теплые костры.

Цветы – эти прекрасные хрупкие творения природы, всегда были рядом с человеком.

У: Как вы думаете, для кого или для чего красота цветов?

Ответ детей

Давайте же выясним, правы вы или нет.

У: Для начала вспомним, какое строение имеет цветок?

(Последовательно снизу вверх на макете: цветоножка, цветоложе, чашечка, чашелистики, венчик, лепестки; тычинка: тычиночная нить, пыльник, пестик: рыльце, столбик, завязь, семязачатки).

Каковы главные части цветка? (пестик, тычинки).

У: Молодцы! Сегодня на уроке мы поговорим о двух очень важных для цветковых растений процессах, которые тесно взаимосвязаны между собой и без которых было бы невозможно продолжение рода у растений – о оплодотворении и опылении.

У: Открываем тетради, записываем число и тему: «Оплодотворение и опыление у покрытосеменных растений. Образование плодов и семян» (слайд 1)

У: Целью нашего сегодняшнего урока будет изучить опыление и его виды, а так же познакомиться с процессом оплодотворения и его особенностями у растений.


  1. Изучение нового материала.

У: Итак, для того чтобы произошло оплодотворение и образовался плод, необходимо, чтобы пыльца попала на рыльце пестика. Этот процесс называется - опыление.

(слайд 2)

Опыление – перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика.(запись в тетрадь)

У: Существует перекрестное опыление и самоопыление. Что это за виды? Ответить на эти вопросы нам поможет учебник (Одна группа учащихся ищет в тексте понятие “ самоопыление”, другая “перекрестное опыление”, затем определения записываются в тетрадь.) (слайд 3 )

Перекрестное опыление происходит при переносе пыльцы с тычинок одного цветка на рыльце пестика другого цветка того же или другого растения. 

Самоопыление - пыльца попадает с тычинки на пестик того же самого цветка.

У: Верно. У самоопыляющихся  растений пестики и тычинки созревают одновременно, тычинки обычно длиннее пестиков, что облегчает попадание пыльцы на рыльце. Пшеница, рис, горох, овес, картофель. (слайд 4)

У: Каким образом происходит перекрестное опыление?

“Было время, когда в Австралии не произрастал клевер. Привезли семена, посеяли. Клевер рос и рос хорошо, но плодов и семян не давал. Стали искать причину, почему клевер не давал плодов и семян, хотя обильно цветёт. Оказалось, что клевер не плодоносит потому, что не опыляется, а опыления нет потому, что нет в Австралии шмелей, которые опыляют цветки клевера. Привезли в Австралию шмелей, шмели посещая клевер, опыляли его. Клевер стал плодоносить”.

Проблемный вопрос: Почему шмели и вообще насекомые прилетают на цветки?

Посмотрите на эти цветки, какие они? (слайд 5) (Яркие, большие, ароматные, богатые нектаром, привлекательные). Полетят на эти цветы насекомые? (да, полетят). Такие растения называются насекомоопыляемые.

А эти цветы? (слайд 6) (мелкие, невзрачные, пыльца сухая мелкая, легкая). На эти цветы насекомые полетят? (нет). Эти растения ветроопыляемые. Береза, орешник, дуб, ольха, осина, рожь, кукуруза, пырей.

У: Как вы думаете, при каком опылении потомство будет очень похоже на родительское растение, а при каком не совсем? Почему?

(при самоопылении потомство будет очень похоже на родительское растение, т.к. опыление происходит при участии одного цветка, а при перекрестном опылении будет несколько отличаться от родительского растения).

У: Помимо естественного опыления, происходящего в природе возможно и искусственное опыление. Искусственное опыление - опыление, которое осуществляет человек с целью выведения новых сортов и повышения урожайности растений.

У: А что же происходит дальше, после того, как пыльца попала на рыльце пестика? (слайд 7)

Пыльцевое зерно состоит из двух клеток. Одна клетка прорастая, образует пыльцевую трубку, которая растет и продвигается к завязи. В завязи находится семязачаток, внутри которого расположен зародышевый мешок с центральной клеткой и яйцеклеткой.

Из другой клетки в пыльцевой трубке образуется два спермия.

У вас на столе лежат шарики из пластилина. Синего цвета –2 спермия, желтого цвета – это будет яйцеклетка. А красного цвета - центральная клетка.

Первый спермий сливается с яйцеклеткой, как это происходит и что при этом образуется? Возьмите слепленные из пластилина спермий и яйцеклетку и соедините их. Что получилось? Образовалась новая клетка.

Она называется зигота, из нее потом будет развиваться зародыш растения.

А теперь возьмите второй спермий и центральную клетку, соедините их. В этом случае образовавшаяся клетка называется эндосперм, в нем будут накапливаться питательные вещества.

У: Таким образом, у цветковых растений в оплодотворении участвуют два спермия, поэтому оплодотворение у них называют двойным. Этот процесс был открыт великим русским ботаником, академиком Сергеем Гавриловичем Навашиным в 1898 году.

Так что же такое оплодотворение? (запись в тетрадь)

Оплодотворением называют процесс слияния двух половых клеток - гамет. (слайд 8 )

У: После оплодотворения из семязачатка развивается семя, состоящее из кожуры, зародыша и запаса питательных веществ. После оплодотворения к завязи притекают питательные вещества, и она превращается в спелый плод. Околоплодник, защищающий семена от неблагоприятных воздействий развивается из стенок завязи. (слайд 9 )

Физкультминутка (слайд 10)

Наши алые цветки

Распускают лепестки. (плавно поднимаем руки вверх)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет. (качание руками влево-вправо)

Наши алые цветки

Закрывают лепестки, (присели, спрятались)

Головой качают, (движения головой влево-вправо)

Тихо засыпают.

  1. Закрепление изученного материала.

У: Вернемся к вопросу, который был задан в начале урока - «Для кого или для чего красота цветов?»

А теперь ребята, давайте вместе с вами выполним тест, и проверим, как вы усвоили материал.

Контрольный тест по теме. (слайд 11)



На рисунке отметьте точками, правильные ответы, соедините точки.

1. Опыление – это

А. Перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика.. 
Б. Слияния спермия с центральной клеткой
В. Прорастание пыльцевых зерен
Г. Слияние половых клеток

2. Искусственное опыление – это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика с помощью:

А. Ветра
Б. Человека 
В. Воды
Г. Животных

3. Яркая окраска характерна для цветков, опыляемых:

А. Ветром
Б. Насекомыми
В. Путем самоопыления
Г. Искусственно

4. Самоопыление происходит у:

А. Березы, орешника
Б. Картофеля, гороха

В. Вишни клевера
Г. Ржи, кукурузы.

5. Оплодотворение у цветковых растений называют двойным, так как в нем участвуют:

А. 2 яйцеклетки

Б. 2 спермия

В. Центральная клетка зародышевого мешка

Г. 2 центральные клетки зародышевого мешка

6. Семена развиваются из семязачатков, которые находятся

А. В тычинке

Б. В завязи пестика

В. В пыльнике

Г. На рыльце пестика

7. Биолог, который открыл процесс двойного оплодотворения:

А. Навашин

Б. Менделеев

В. Докучаев

Г. Вернадский


Если на лице появилась улыбка, значит, вы успешно справились с тестом, если улыбка немного исказилась, то у вас есть ошибки, над которыми нужно еще поработать.


  1. Инструктаж домашнего здания.

(слайд 12)

Параграф 44





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!