Урок биологии по теме:
«Оплодотворение и опыление у покрытосеменных растений. Образование плодов и семян»
Цели урока: сформировать у обучающихся представление об опылении и его видах, а также сформировать знания о процессе оплодотворения и его особенностях у растений.
Задачи:
образовательные:
• познакомить обучающихся с различными способами опыления у цветковых растений; с процессом оплодотворения;
• обобщить знания о цветке, как органе семенного.
развивающие:
• учить анализировать, делать выводы, работать с учебником;
• Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи.
воспитательные:
• воспитывать положительную мотивацию к учёбе;
• осуществлять на уроке экологическое воспитание школьников.
Оборудование: Учебник биологии для 6 класса по программе В.В. Пасечника, компьютер, мультимедийный процессор, презентация по теме.
Ход урока
Организационный момент.
У: Здравствуйте ребята! Меня зовут Наталья Владимировна. И сегодняшний урок мы проведем с вами вместе.
Актуализация знаний.
У: Нет на Земле ничего прекраснее и нежнее цветов - этого хрупкого и драгоценного дара природы. Цветы - сама жизнь. Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен говорил: “Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок”. Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, дне рождения и праздниках. Даже самая скромная комната будет выглядеть нарядной и уютной, если на столе стоит букет цветов. Цветы добрые посредники между людьми. Они помогают делать наши отношения более сердечными, доверительными.
Цветы, как люди, на любовь щедры,
И щедро нежность, людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.
Цветы – эти прекрасные хрупкие творения природы, всегда были рядом с человеком.
У: Как вы думаете, для кого или для чего красота цветов?
Ответ детей
Давайте же выясним, правы вы или нет.
У: Для начала вспомним, какое строение имеет цветок?
(Последовательно снизу вверх на макете: цветоножка, цветоложе, чашечка, чашелистики, венчик, лепестки; тычинка: тычиночная нить, пыльник, пестик: рыльце, столбик, завязь, семязачатки).
Каковы главные части цветка? (пестик, тычинки).
У: Молодцы! Сегодня на уроке мы поговорим о двух очень важных для цветковых растений процессах, которые тесно взаимосвязаны между собой и без которых было бы невозможно продолжение рода у растений – о оплодотворении и опылении.
У: Открываем тетради, записываем число и тему: «Оплодотворение и опыление у покрытосеменных растений. Образование плодов и семян» (слайд 1)
У: Целью нашего сегодняшнего урока будет изучить опыление и его виды, а так же познакомиться с процессом оплодотворения и его особенностями у растений.
Изучение нового материала.
У: Итак, для того чтобы произошло оплодотворение и образовался плод, необходимо, чтобы пыльца попала на рыльце пестика. Этот процесс называется - опыление.
(слайд 2)
Опыление – перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика.(запись в тетрадь)
У: Существует перекрестное опыление и самоопыление. Что это за виды? Ответить на эти вопросы нам поможет учебник (Одна группа учащихся ищет в тексте понятие “ самоопыление”, другая “перекрестное опыление”, затем определения записываются в тетрадь.) (слайд 3 )
Перекрестное опыление происходит при переносе пыльцы с тычинок одного цветка на рыльце пестика другого цветка того же или другого растения.
Самоопыление - пыльца попадает с тычинки на пестик того же самого цветка.
У: Верно. У самоопыляющихся растений пестики и тычинки созревают одновременно, тычинки обычно длиннее пестиков, что облегчает попадание пыльцы на рыльце. Пшеница, рис, горох, овес, картофель. (слайд 4)
У: Каким образом происходит перекрестное опыление?
“Было время, когда в Австралии не произрастал клевер. Привезли семена, посеяли. Клевер рос и рос хорошо, но плодов и семян не давал. Стали искать причину, почему клевер не давал плодов и семян, хотя обильно цветёт. Оказалось, что клевер не плодоносит потому, что не опыляется, а опыления нет потому, что нет в Австралии шмелей, которые опыляют цветки клевера. Привезли в Австралию шмелей, шмели посещая клевер, опыляли его. Клевер стал плодоносить”.
Проблемный вопрос: Почему шмели и вообще насекомые прилетают на цветки?
Посмотрите на эти цветки, какие они? (слайд 5) (Яркие, большие, ароматные, богатые нектаром, привлекательные). Полетят на эти цветы насекомые? (да, полетят). Такие растения называются насекомоопыляемые.
А эти цветы? (слайд 6) (мелкие, невзрачные, пыльца сухая мелкая, легкая). На эти цветы насекомые полетят? (нет). Эти растения ветроопыляемые. Береза, орешник, дуб, ольха, осина, рожь, кукуруза, пырей.
У: Как вы думаете, при каком опылении потомство будет очень похоже на родительское растение, а при каком не совсем? Почему?
(при самоопылении потомство будет очень похоже на родительское растение, т.к. опыление происходит при участии одного цветка, а при перекрестном опылении будет несколько отличаться от родительского растения).
У: Помимо естественного опыления, происходящего в природе возможно и искусственное опыление. Искусственное опыление - опыление, которое осуществляет человек с целью выведения новых сортов и повышения урожайности растений.
У: А что же происходит дальше, после того, как пыльца попала на рыльце пестика? (слайд 7)
Пыльцевое зерно состоит из двух клеток. Одна клетка прорастая, образует пыльцевую трубку, которая растет и продвигается к завязи. В завязи находится семязачаток, внутри которого расположен зародышевый мешок с центральной клеткой и яйцеклеткой.
Из другой клетки в пыльцевой трубке образуется два спермия.
У вас на столе лежат шарики из пластилина. Синего цвета –2 спермия, желтого цвета – это будет яйцеклетка. А красного цвета - центральная клетка.
Первый спермий сливается с яйцеклеткой, как это происходит и что при этом образуется? Возьмите слепленные из пластилина спермий и яйцеклетку и соедините их. Что получилось? Образовалась новая клетка.
Она называется зигота, из нее потом будет развиваться зародыш растения.
А теперь возьмите второй спермий и центральную клетку, соедините их. В этом случае образовавшаяся клетка называется эндосперм, в нем будут накапливаться питательные вещества.
У: Таким образом, у цветковых растений в оплодотворении участвуют два спермия, поэтому оплодотворение у них называют двойным. Этот процесс был открыт великим русским ботаником, академиком Сергеем Гавриловичем Навашиным в 1898 году.
Так что же такое оплодотворение? (запись в тетрадь)
Оплодотворением называют процесс слияния двух половых клеток - гамет. (слайд 8 )
У: После оплодотворения из семязачатка развивается семя, состоящее из кожуры, зародыша и запаса питательных веществ. После оплодотворения к завязи притекают питательные вещества, и она превращается в спелый плод. Околоплодник, защищающий семена от неблагоприятных воздействий развивается из стенок завязи. (слайд 9 )
Физкультминутка (слайд 10)
Наши алые цветки
Распускают лепестки. (плавно поднимаем руки вверх)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. (качание руками влево-вправо)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки, (присели, спрятались)
Головой качают, (движения головой влево-вправо)
Тихо засыпают.
Закрепление изученного материала.
У: Вернемся к вопросу, который был задан в начале урока - «Для кого или для чего красота цветов?»
А теперь ребята, давайте вместе с вами выполним тест, и проверим, как вы усвоили материал.
Контрольный тест по теме. (слайд 11)
На рисунке отметьте точками, правильные ответы, соедините точки.
1. Опыление – это
А. Перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика..
Б. Слияния спермия с центральной клеткой
В. Прорастание пыльцевых зерен
Г. Слияние половых клеток
2. Искусственное опыление – это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика с помощью:
А. Ветра
Б. Человека
В. Воды
Г. Животных
3. Яркая окраска характерна для цветков, опыляемых:
А. Ветром
Б. Насекомыми
В. Путем самоопыления
Г. Искусственно
4. Самоопыление происходит у:
А. Березы, орешника
Б. Картофеля, гороха
В. Вишни клевера
Г. Ржи, кукурузы.
5. Оплодотворение у цветковых растений называют двойным, так как в нем участвуют:
А. 2 яйцеклетки
Б. 2 спермия
В. Центральная клетка зародышевого мешка
Г. 2 центральные клетки зародышевого мешка
6. Семена развиваются из семязачатков, которые находятся
А. В тычинке
Б. В завязи пестика
В. В пыльнике
Г. На рыльце пестика
7. Биолог, который открыл процесс двойного оплодотворения:
А. Навашин
Б. Менделеев
В. Докучаев
Г. Вернадский
Если на лице появилась улыбка, значит, вы успешно справились с тестом, если улыбка немного исказилась, то у вас есть ошибки, над которыми нужно еще поработать.
Инструктаж домашнего здания.
(слайд 12)
Параграф 44