СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока ОПКа Коренные изменения государственно-религиозной политики России конца XVIII – первой половины XIX века

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коренные изменения государственно-религиозной политики России конца XVIII – первой половины XIX века

 

Задачи: раскрыть особенности религиозной политики российских императоров конца XVIII – первой половины XIX века, охарактеризовав те факторы, которые влияли на ее проведение; формировать патриотическое самосознание на примере Отечественной войны 1812 г.; развивать умение работать с таблицами, выделяя главное.

Оборудование: историческая карта Российской империи XIX века, портреты исторических и культурных деятелей, репродукции картин, посвященных Отечественной войне 1812 г., фотография храма Христа Спасителя в г. Москве.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ОПКа Коренные изменения государственно-религиозной политики России конца XVIII – первой половины XIX века»

УРОК 7


Коренные изменения государственно-религиозной политики России конца XVIII – первой половины XIX века


Задачи: раскрыть особенности религиозной политики российских императоров конца XVIII – первой половины XIX века, охарактеризовав те факторы, которые влияли на ее проведение; формировать патриотическое самосознание на примере Отечественной войны 1812 г.; развивать умение работать с таблицами, выделяя главное.

Оборудование: историческая карта Российской империи XIX века, портреты исторических и культурных деятелей, репродукции картин, посвященных Отечественной войне 1812 г., фотография храма Христа Спасителя в г. Москве.


Х о д у р о к а


I. Проверка домашнего задания и повторение материала, изученного на прошлом уроке.

- В чем заключалось основное противоречие духовной жизни России в XVIII веке?

- Какие религиозные идеи были распространены в этот период в дворянской среде? Почему?

- Приведите примеры выдающихся российских деятелей культуры, науки и военного искусства, придерживающихся православного мировоззрения. Как это мировоззрение помогало в их деятельности?

Проверка задания № 6 в Рабочей тетради: в чем проявлялась вера фельдмаршала М.И.Кутузова.


II. Объяснение нового материала.

Учитель. Сегодня мы будем говорить о религиозной политике последнего императора России XVIII века и о том, как относились к православию и Церкви его наследники первой половины следующего XIX века. Назовите мне имена этих российских императоров. (Павел I, Александр I, Николай I) Какие исторические события связаны с этими императорами?

По ходу рассказа учителя учащиеся под его руководством заполняют таблицу «Религиозная политика российских императоров».

Имя императора

Павел I


Александр I

Благословенный

Николай I

Годы правления

1796-1801

1801-1825

1825-1855

1801-1812

1812-1825

Личное отношение к православию

Глубоко верующий человек

Либеральное отношение к вере, поклонник вольнодумства

Рост религиозности (через мистицизм к православию)

Религиозный человек, понимающий роль православия в судьбе России

Мероприятия религиозной политики

1) Способствовал возвышению авторитета Церкви в обществе.

2) Утвердил православие в качестве официальной идеологии.

3) Даровал монастырям и приходам свободу.

4) Оказывал им материальную помощь.

5) Священство и архиереев награждал высшими государственными наградами.

6)Выплачивал деньги бедным сельским приходам.

7) Священству предоставил права личной свободы.

8) По его указам были открыты новые семинарии и духовные академии.

1) Развитие масонства, атеистических взглядов.

2) Учреждение Библейского общества

1) Учреждение Министерства духовных дел и народного просвещения

(окончательная бюрократизация управления Церковью ).

2) Способствовал восстановлению монастырей, улучшению их материального положения за счет покупки незаселенных земель.

3) Духовное сословие законодательно освобождено от телесных наказаний.

4) Совершенствовал духовное образование.

5) Запретил масонство.


1) Сформировал государственную политику по отношению к Церкви, согласно которой Церковь становилась духовной основой жизни государства.

2) Материально помогал церковным приходам, духовным школам, монастырям.

3) Уделял внимание строительству храмов; возрождению монастырей (Нилово-Сорская пустынь, Почаевская лавра).

4) Создан устав епархиальных управлений.

5) Из казенных земель дважды монастырям бесплатно отводились угодья.

6) Материально помогал духовному образованию.

7) Запретил Библейское общество.

8) Поддерживал православных мыслителей.

9) Поставил Православную Церковь под жесткий государственный контроль.


Рассказывая о религиозной политике Александра I, учитель говорит о двух периодах его государственной деятельности: до 1812 г. – либеральная политика, после 1812 г. – начинаются проявляться элементы консерватизма, выражающегося в защите русских традиций. Эта своеобразная двойственность в политике являлась основой для противоречивых высказываний современников и историков о личности царя (см. приложение к уроку).

- Почему 1812 год стал своеобразным Рубиконом в политике этого императора? Что за события произошли в этом году?

Работа над заданием № 4 к уроку в Рабочей тетради. Следует обратить внимание учащихся на события празднования 100-летия и 200-летия Отечественной войны 1812 г. После чтения п.1 этого задания, учитель задает вопрос: «При каких условиях, по словам патриарха Кирилла, совершаются чудеса победы в тяжелейших войнах?» (Когда народ объединяет свою физическую, умственную, интеллектуальную силу с силой веры и молитвы.) Приведите примеры таких чудес в другие периоды отечественной истории (Куликовская битва, война с поляками в Смутное время, Великая Отечественная война 1941-1945 гг.)

Учитель. Чтение дальнейших текстов этого задания подтверждают эти слова Святейшего.

Рассказ о личности Николая I и его поездке в Москву во время холерной эпидемии, где его встречал митрополит Филарет Московский. Чтение стихотворения об этой встрече (см. приложение к уроку).


III. Закрепление изученного материала.

Выполнение заданий в Рабочей тетради № 1, 2, 3, 6.

- Какой вывод из содержания сегодняшнего урока вы бы сделали?


IV. Домашнее задание: & 7 учебника; задание № 5 к уроку в Рабочей тетради. Желающие готовят с помощью задания №. 7 сообщение об истории храма Христа Спасителя в г. Москве.


В помощь учителю


БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Архиепископ Иоанн (в миру князь Дмитрий Алексеевич Шаховской). Потомок Рюриковичей — святого князя Владимира, святого благоверного князя Феодора Смоленского и Ярославского — князь Дмитрий Алексеевич Шаховской родился 23 августа 1902 года в Москве. В 1919 году принимал участие в Белом движении, с которым и разделил вскоре боль изгнания и скитаний. Его духовник, Преосвященный Вениамин (Федченков), благословил его принять постриг на Афоне, и 23 августа (по ст. ст.), в день своего 24-летия, он был пострижен с наречением имени Иоанн, в честь апостола Иоанна Богослова. Епископ Православной Церкви в Америке, архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский. Проповедник, писатель, поэт. Автор многочисленных религиозных трудов, часть которых издана в переводах, на английском, немецком, сербском, итальянском и японском языках. Умер 30 мая 1989 г. в Санта-Барбара, Калифорния, США.


АЛЕКСАНДР I1

Сфинкс, неразгаданный до гроба,

О нем и ныне спорят вновь, -

так писал об Александре I в 1868 году П. А. Вяземский. Однако в массовом сознании поколений XX века вместо вопросов и разгадок этого русского императора запечатлелись однозначные ответы и расхожие легенды, превращавшиеся в устойчивые штампы: неудавшийся реформатор, гонитель Пушкина, покровитель Аракчеева и военных поселений, жандарм Европы... Между тем разгадать «северного сфинкса» пытались и пытаются многие историки, писатели и исследователи, рассматривая его жизнь и деятельность с самых разных мировоззренческих позиций (консервативных, либеральных, демократических, классовых и т. д.). Взгляду непредвзятого наблюдателя открывается целый веер противоречивейших оценок масштаба и значения этой личности. С одной стороны, «властитель слабый и лука­вый» (А. С. Пушкин), «коронованный Гамлет, которого всю жизнь преследовала тень убитого отца» (А. И. Герцен), «сущий прельститель» (М. М. Сперанский), «человек средней величины, не ниже и не выше среднего уровня» (В. О. Ключевский). С другой стороны, С. М. Соловьев высоко ставил правление Александра I, называя его «пастырем народов». Еще один историк, А.З. Манфред, полагал, что среди царей династии Романовых (не считая стоявшего особняком Петра I) Александр I «был, по-видимому, самым умным и умелым политиком». К сходному мнению склонялся и Наполеон, который хотя и утверждал, что русскому императору всегда и во всем чего-то не хватает, тем не менее в конечном итоге на острове Св. Елены пришел к определенному выводу: «Это, несомненно, самый способный из царствующих монархов». Тот же Пушкин славил «дней Александровых прекрасное начало», победы царя в Отечественной войне и в антинаполеоновских походах 1813— 1814 гг., его общественно-культурные преобразования. А Л. Н. Толстой отличал рыцарски-благородный и нежный характер «порфироносного ангела».


НИКОЛАЙ I2

Многие современники отмечали рыцарские качества Николая I, который строго придерживался кодекса чести, верности данному слову, с «крайним омерзением» относился к хитроумной фальши, закулисным интригам, подкупам оппонентов и прочим нелегальным уловкам, часто допускаемым так называемыми цивилизованными государствами. Даже явный недоброжелатель А. де Кюстин писал, что ум царя «самый практичный и ясный, какой только бывает на свете. Не думаю, чтобы сыскался сегодня второй государь, который бы так ненавидел ложь и так редко лгал, как этот император». Император признавался этому мемуаристу, что слишком нуждается в прямом и откровенном высказывании своих мыслей и что скорее отступит до Китая, нежели согласится на продажный и мошеннический способ правления, отличавший, по его мнению, конституционные монархии. К рыцарским достоинствам Николая I, отличавшим его как «сильную, благородную и весьма идеальную натуру» (К. Н. Леонтьев), добавлялось и несомненное мужество, среди ярких проявлений которого выделяется поведение царя во время холерной эпидемии. Двигаясь из глубины Азии и усеивая свой путь тысячами трупов, заразная болезнь быстро распространялась вверх по Волге и в сентябре 1830 года достигла Москвы. «С сердечным соболезнованием получил я ваше печальное известие, — писал император московскому генерал-губернатору Д. В. Голицыну. — Уведомляйте меня эстафетами о ходе болезни. От ваших известий будет зависеть мой отъезд. Я приеду делить с вами опасности и труды...».

Очевидцы свидетельствуют об удивлении и радости москвичей, узнавших, что «царь в Москве». Рано утром 29 сентября огромные толпы народа шли к Кремлю, где у входа в Успенский собор митрополит Филарет говорил: «С крестом сретаем тебя, Государь. Да идет с тобою воскресение и жизнь». В гуще народа раздавались голоса: «Ты — наш отец, мы знаем, что ты к нам будешь... Где беда, там и ты, наш родной». Приложившись к иконе Божьей Матери в Иверской часовне, император начал свое десятидневное пребывание в древней столице, наполненное беспрерывной деятельностью. Презирая опасность, он посещал холерные палаты в госпиталях, приказывал устраивать в разных частях города новые больницы и создавать приюты для лишившихся родителей детей, отдавал распоряжения о денежном вспомоществовании и продовольственной помощи беднякам, постоянно появлялся на улицах, дабы поднять упавший дух жителей. Ободренные москвичи стали охотнее соблюдать санитарные меры и соревноваться в пожертвованиях. Между тем женщина, находившаяся в одном дворце с Государем, заразилась и умерла, несмотря на немедленно оказанное ей лечение. Постоянно общавшийся с ним слуга также скоропостижно скончался. По словам А. X. Бенкендорфа, самого царя «тошнило, трясла лихорадка, и открылись все первые симптомы болезни. К счастию, сильная испарина и данные вовремя лекарства скоро ему пособили, и не далее как на другой день все наше беспокойство миновалось». Выполнив свою миссию, император отправился обратно в Санкт-Петербург и выдержал в Твери, как и полагалось по закону, установленный карантинный срок. Его решительное и мужественное поведение вдохновило Пушкина на стихотворение «Герой», где рассказывается о смелости и милосердии Наполеона, будто бы посетившего чумный госпиталь в Яффе, и намекается на приезд царя в Москву. «Каков государь, — писал поэт П. А. Вяземскому, — молодец! того гляди, что наших каторжников простит — дай Бог ему здоровья».

По наблюдениям современников, Николай I, подобно Петру I, но на свой лад, в быту был весьма непритязателен, предпочитал обходиться простыми кушаниями вроде щей и гречневой каши, вел достаточно спартанский образ жизни, старался даже в заграничных путешествиях не изменять своим привычкам и спать по-походному на холщовом мешке с соломой вместо матраса. Один из иностранцев восклицал, что и самый бедный французский землепашец вряд ли бы стал спать на таком жестком ложе. Царь и умер, как писала А. Ф. Тютчева, в маленьком кабинете на первом этаже Зимнего дворца «лежа поперек комнаты на очень простой железной кровати... Голова покоилась на зеленой кожаной подушке, а вместо одеяла на нем лежала солдатская шинель. Казалось, что смерть настигла его среди лишений военного лагеря, а не в роскоши пышного дворца. Все, что окружало его, дышало самой строгой простотой, начиная от обстановки и кончая дырявыми туфлями у подножия кровати».

Характеризуя Николая I, следует также заметить, что любовь ко всему военному, армейской организации и простоте не мешала ему владеть иностранными языками, обладать художественным вкусом, увлекаться театром, сочинять музыку, любить церковное пение и нередко самому в нем участвовать.

Отмеченные черты личности царя во многом способствовали движению страны к тем целям, о которых можно судить по его словам, начертанным в 1850 году на отчете министра иностранных дел К. В. Нессельроде и адресованным сыну: «Дай Бог, чтобы удалось мне сдать тебе Россию такою, какою стремился я ее поставить: сильной, самостоятельной и добро-дающей — нам добро, — никому зло».


И. Козлов

(1779-1840)

ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННОМУ ФИЛАРЕТУ


Когда долг страшный, долг священный

Наш Царь так свято совершал3,

А ты, наш пастырь вдохновенный,

С крестом в руках его встречал, -


Ему небес благоволенье

Изрёк ты именем Творца,

Пред Ним и жизнь и воскресенье

Текут и радуют сердца!


Да вновь дни светлые проглянут,

По вере пламенной даны,

И полумёртвые восстанут,

Любовью царской спасены.




1 В книге: Тарасов Б.Н. Куда движется история? (Метаморфозы идей и людей в свете христианской традиции). – С. 45.

2 В книге: Тарасов Б.Н. Куда движется история? (Метаморфозы идей и людей в свете христианской традиции). – Сc. 82-83.

3 Приезд Николая I в Москву 29 сентября 1830 г. во время холеры.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!