СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока ОПКа 9 класс Святые Русской Православной Церкви второй половины XVIII века

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи: продолжить работу над термином «святость», расширив его включением понятия «старчество»; показать, что, несмотря на официальную политику, Церковь оставалась «живой», т. е. в ней появлялись новые светильники святости; пробудить интерес к изучению истории Отечества и жизни его святых подвижников; развивать исследовательские навыки: сопоставлять факты и делать самостоятельные выводы.

Оборудование: историческая карта Российской империи XVIII века, плакат с географической картой России «Святыни России» для обозначения монастырей и мест служения святых подвижников; репродукции икон свт. Иоасафа Белгородского, Тихона Задонского, преподобного Паисия Величковского, блаженной Ксении Петербургской; репродукции картин с этими святыми, значки-символы для обозначения святых.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ОПКа 9 класс Святые Русской Православной Церкви второй половины XVIII века»

УРОК 5


Святые Русской Православной Церкви

второй половины XVIII века


Задачи: продолжить работу над термином «святость», расширив его включением понятия «старчество»; показать, что, несмотря на официальную политику, Церковь оставалась «живой», т. е. в ней появлялись новые светильники святости; пробудить интерес к изучению истории Отечества и жизни его святых подвижников; развивать исследовательские навыки: сопоставлять факты и делать самостоятельные выводы.

Оборудование: историческая карта Российской империи XVIII века, плакат с географической картой России «Святыни России» для обозначения монастырей и мест служения святых подвижников; репродукции икон свт. Иоасафа Белгородского, Тихона Задонского, преподобного Паисия Величковского, блаженной Ксении Петербургской; репродукции картин с этими святыми, значки-символы для обозначения святых.


Х о д у р о к а


I. Проверка домашнего задания и повторение материала, изученного на прошлом уроке.

- Как святость проявляется в людях и в обществе? (Высшей ценностью общества и человека становятся законы вечной жизни, духовные, а не материальные ценности.)

- Откуда мы узнаем о жизни святых? Что такое агиография?

- Чем прославились святые? (Праведной жизнью, добрыми делами, строительством храмов и монастырей, духовными трудами, посмертными чудотворениями).

- Как относились к святым и святости Петр I? (Старался святость подчинить государству, а святых «заставить» работать на государственную идею.) Екатерина II? (Внешне почитала русских святых, на самом деле была поклонницей деизма и никогда не стала по-настоящему православной)

Проверка домашнего задания № 8 в Рабочей тетради.

- Какую политику по отношению к монастырям проводила Екатерина II?

- Что такое секуляризация?

- Как вы думаете, могла бы в этих крайне неблагоприятных условиях выстоять Русская Церковь? Если да, то почему?

Учащиеся вспоминают пророчество Иисуса Христа о Церкви.

II. Объяснение нового материала.

Учитель. Действительно, несмотря на все трудности, гонения на православную веру и священнослужителей, православная жизнь и мысль со второй половины XVIII века начинает постепенно возвращать свое законное место в душах и сердцах русских людей. В 1762 г. произошла соборная канонизация святых Киево-Печерской лавры.

- Вспомните, какое значение Киево-Печерская лавра имела для развития русского православия.

- При каком русском императоре произошло это соборное прославление?

- Что означает «соборное прославление»? (Прославляется не один святой, а несколько, «собором», т.е. сообща)

Не случайно во второй половине XVIII века являются миру великие русские подвижники православия. О наиболее почитаемых из них мы и поговорим на сегодняшнем уроке. Что это за подвижники, вы можете прочитать в задании № 1 к уроку в Рабочей тетради (работа с заданием).

Учитель. Узнавать на уроке о святых подвигах подвижников второй половины XVIII века мы будем различными способами: об одних вы получите сведения, проанализировав письменные источники, о других – расскажут ваши одноклассники, заранее подготовив свои исследовательские проекты, о третьих – расскажу я сама. При всех видах работы вам нужно будет продолжить заполнение таблицы «Святые Русской Православной Церкви» (учитель найдет форму таблицы в уроке № 3 данной методички).

1. Святитель Иоасаф Белгородский.

Работа с текстами, заполнение таблицы, рассматривание репродукции иконы святителя, фотографий, чтение стихотворения Игоря Северянина о святителе.

Мощи святителя почивают в кафедральном храме г. Белгорода.

2. Святая Ксения Петербургская.

Учитель. Для того чтобы понять духовный подвиг святой Ксении, необходимо вспомнить, что такое «юродство», кто такие «юродивые».

Ответы учащихся проверяются по тексту задания № 7 к уроку в Рабочей тетради.

Защита проектной работы о жизни и духовном подвиге матушки Ксении. Чтение стихотворения Д. Кучинскайте «Матушка Ксения», ответы на вопросы к нему (задание № 8 к уроку в Рабочей тетради). Репродукция иконы св. Ксении Петербургской – с.42 учебника. В процессе всех этих действий учащиеся работают над заполнением таблицы.

Мощи св. Ксении Петербургской почивают в часовне на Смоленском кладбище Петербурга.

3. Святитель Тихон Задонский.

Защита проектной работы о жизни и духовном подвиге святителя.

Учитель. Более полно представить личность святителя Тихона нам поможет текст задания № 10 в Рабочей тетради. Как называется этот текст? Кто его автор? Что вы знаете об авторе? (Учитель приводит краткие сведения о Е.Поселянине.)

Чтение отрывка из произведения святителя (задание № 11 к уроку в Рабочей тетради) и пересказ главной мысли. Рассматривание репродукции иконы святителя (учебник, с.44), фотографий Задонского монастыря. Заполнение таблицы.

Мощи свт. Тихона Задонского почивают во Владимирском храме Задонского мужского монастыря (г. Задонск липецкой обл.).

4. Деятельность Паисия Величковского.

Рассказ учителя, словарная работа над словом и понятием «старчество». Связь Паисия Величковского (через учеников) с Оптиной пустынью. Главный труд – перевод на русский язык Добротолюбия. Заполнение таблицы.

Мощи преподобного старца Паисия находятся в Ново-Нямецком монастыре на территории Молдавии.

5. Духовно-просветительская деятельность митрополита Платона (Левшина).

Рассказ учителя с опорой на учебник.

III. Закрепление изученного материала.

- Перечислите имена наиболее известных подвижников Русской Православной Церкви второй половины XVIII века.

- С какими географическими местами России связано их служение? (Учащиеся называют наиболее значимые места служения святых, а затем на большой исторической карте отмечают эти места специальными значками.)

- Как вы считаете, можно ли к их числу отнести митрополита Платона (Левшина)? (Он не канонизирован в чине святого, но много сделал для развития Церкви и монастырей)

- Сравните икону прп. Паисия Величковского (учебник, с.47) и портрет митрополита Платона (учебник, с.48). В чем отличия? Почему преподобный изображен с четками? (Символ монашеской жизни, «умного делания», т.е. Иисусовой молитвы)

- Какой вывод можно сделать из содержания сегодняшнего урока? Найдите данный вывод в учебнике (с.49). Совпадает ли он с нашим выводом?

Учитель. Скульптурные изображения свт. Тихона Задонского и митрополита Платона можно увидеть в группе просветителей на горельефе памятника тысячелетию Российского государства.


IV. Домашнее задание: & 5 учебника; задания № 5, 6 и 9 к уроку в Рабочей тетради. Кто не успел на уроке, дома оканчивает записи в таблице о святых подвижниках.


В помощь учителю:


СЛОВАРНАЯ РАБОТА


Ста́рчество (от старец) — это один из видов подвижничества в Православии. Этот вид иноческой деятельности связан с духовным руководством. Духовное наставничество осуществляет специальный человек — старец. Понятие «старец» в этом значении не связано с возрастом: бывает, что молодой по возрасту, но сильный в духовном отношении человек становится духовным руководителем многих монахов и мирян разного пола и возраста. Ф.М. Достоевский определяет старчество как огромную силу, которую получает человек, отдавая полностью свою волю другому, отказываясь от своей воли и жизни ( см. Ф. М. Достоевский. Братья Карамазовы. Роман в 4 х частях с эпилогом. Ч. I. Кн. 1. V. «Старцы»).



БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Евгений Поселянин – псевдоним Евгения Николаевича Погожева (21 апреля 1870, Москва – 13 февраля 1931). Русский публицист и духовный писатель, автор книг, статей и очерков православного характера. В юности, побывав в Оптиной пустыне, он стал духовным сыном старца Амвросия, благословившим его «писать в защиту Веры, Церкви и Народности». Большую часть своих трудов Евгений Поселянин посвятил жизнеописаниям святых угодников и подвижников благочестия. Он умел показать своим современникам нетленную красоту подвига святых. В 1931 году за свои взгляды был репрессирован и 13 февраля — расстрелян. Его книги, широко известные и популярные в дореволюционной России, при Советской власти не издавались; в последние годы они вновь стали вызывать к себе интерес, прежде всего — в православном сообществе.


А.С.Пушкин

«Есть люди, не имеющие никакого понятия о житии того св. угодника, чье имя носят от купели до могилы и чью память празднуют ежегодно. Не дозволяя себе никакой укоризны, не можем, по крайней мере, не дивиться крайнему их нелюбопытству.» (Из рецензии на книгу «Словарь о святых, прославленных в российской церкви, и о некоторых сподвижниках благочестия местно-чтимых. СПб, 1836 г.»).


И. Полубояринова

СВЯТАЯ БЛАЖЕННАЯ МАТИ

КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ

Как тонким лезвием рассечена душа:

«В едину плоть» - так умер кто же?

Венчались – и душой едины. Боже!

Так кто же умер: муж или жена?


И Ксеньюшка мундир надела мужний,

И за двоих молясь усердно Богу,

Избрала просветлённую дорогу

Блаженной, прозревать людские нужды.


И в дождь и вьюгу в рубище, босая

Молилась в храме, на погосте, в поле.

И осиял Господь её в смиренной доле

Нас отмолить, для вечности спасая.


С. Надсон

(1862-1887)

СВЯТИТЕЛЬ

Для тебя не противна, как я погляжу,

С мужиком с неучёным беседа…

Что ж, изволь, я, пожалуй, тебе расскажу,

Что слыхал я когда-то от деда.

Только дряхл я, родимый, забывчив подчас…

Старику не упомнить иного!..

Ну да ты не осудишь простой мой рассказ,

Деревенское, тёмное слово.

Край наш, сам ты видал, и безлюден и глух,

Лес да лес… Ни пути, ни дороги;

Деревеньки – пяток обветшалых лачуг,

Сёла редки, а нивы убоги…

Наши зимы суровы, вьюжливые дни,

Непогодные, тёмные ночи;

Бродят волки кругом, и горят, как огни.

По опушкам их жадные очи.

Словом, - точно мы Богом забыты…Порой

Жутко станет, как вьюга ночная

Запоёт, заметёт, зашатает избой,

Да завоет в трубе, как шальная…

Там, за этим леском, что видать из окна

Есть обитель; давно над рекою

Золотыми крестами сияет она

И белеет зубчатой стеною.

Сотни лет её колокол мерно гудит,

По заре на молитву сзывая,

И далёко удар за ударом летит

Над лесными вершинами края…

Много ходит в народе сказаний о ней,

В старину, - говорят те сказанья, -

Сам Угодник нашёл в ней приют от скорбей

И покой от мирского скитанья;

Сам, своими руками, на церковь принёс

Первый камень блаженный Святитель,

И сподобил его за смиренье Христос

Чудесами прославить обитель.

Если ты обездолен людьми и судьбой,

Если горе к тебе залетело,

Если тяжкий недуг, присосавшись змеёй,

Как огнём иссушил твоё тело,

Если нет от тоски тебе сна по ночам,

Если труд твой в руках не спорится, -

Приходи в монастырь приложиться к мощам,

Приходи в монастырь помолиться.

Любит Божий угодник рабочий народ,

И видна наша немочь святому:

Как рукой с тебя снимет он бремя забот,

Как туман с тебя свеет истому.

Словно камень свалил с облегчённой груди,

И следа нет кручины постылой…

И уж где ты, кручина, девалась!..

Приди –

Я с тобою померяюсь силой!..

1882


Игорь Северянин

(1887-1941)

КАНОН СВ. ИОСАФУ


«Цветы любви и веры разбросав,

Молю тебя, святитель Иосаф:

Посей в душе благие семена,

Дай веру мне в златые времена!»


Так пред твоей иконой всеблагой

Молился я и набожной рукой

Не раз творил интуитивный крест.

И слышал я, как вздрагивал окрест.


Всё, всё, о чём тебя я попросил,

Исполнил ты. Я жарко оросил

Свои глаза и, к образу припав,

Пою тебе, святитель Иосаф!

1911


Л. Глухова

ВСЕМ СВЯТЫМ,

В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИМ

Вы, кто в дебри ушли дремучие

Без меча, с одним крестом,

И воздвигли храмы могучие

Только веры своей огнем.

Вы, Святой Руси созидатели

И за правду ее борцы,

Перед Богом в ней предстатели,

Ее Церкви земной отцы.

Вы, горевшие чистым пламенем

В тесноте суровых веков,

Поднимитесь пресветлым знаменем

Над печалью своих лесов!

Потеряв родные обители,

Мы бредем в поту и пыли...

Помолитесь о нас, святители,

Подвижники Русской земли!

Вы, кто в тундры несли бесплодные

Теплый свет Христовой зари

И сердца, и камни холодные

Согревали солнцем любви;

Вы, хранившие искру Божию

Сквозь земную злобу и грусть,

И за кем во глубь бездорожия,

От врагов уходила Русь.

Вы, молитвенники и трудники

Наших северных Фиваид,

Перед миром всегда заступники,

Но не мстители злых обид.

Некрадимых богатств стяжатели,

Несравненных икон творцы,

Молчальники и созерцатели,

Неземных жемчужин купцы.

Ваших ценностей расточители,

Мы наследства не сберегли...

Помолитесь о нас, хранители,

Подвижники Русской земли!

Позабывшие славу ратную

Для бескровных и лучших битв,

Вы творители благодатные

Непрестанных тайных молитв.

Вы, безстрашные обличители

Всей мирской неправды и тли,

Помолитесь о нас, водители,

Подвижники Русской земли!

Всё белеются нивы зрелые,

Скоро ль вышлет Господь жнецов?

Выходите, рыбари смелые,

На великий новый улов.

Вы, вознесшие крест Зиждителя

На просторах родной дали,

Помолитесь о нас, строители,

Подвижники русской земли!

1916



Т.к. в учебнике и Рабочей тетради (задания № 2, 3 и 4) содержится большой и исчерпывающий материал о жизни святителя, эту часть урока можно организовать как самостоятельную работу учащихся с данными текстами, результатом которой должно стать заполнение таблицы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!