СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока ОПКа 9 класс Православие в русской жизни XVIII века

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи: раскрыть смысл и причины основного противоречия в духовной жизни России XVIII века; показать мировоззренческое основание лучших представителей науки, культуры, военного искусства Отечества этого периода; воспитывать уважительное отношение к традиции, развивать навыки аналитического мышления.

Оборудование: историческая карта Российской империи XVIII века, портреты исторических и культурных деятелей, репродукция иконы св. прав. Феодора Ушакова, репродукции картин.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ОПКа 9 класс Православие в русской жизни XVIII века»

УРОК 6


Православие в русской жизни XVIII века


Задачи: раскрыть смысл и причины основного противоречия в духовной жизни России XVIII века; показать мировоззренческое основание лучших представителей науки, культуры, военного искусства Отечества этого периода; воспитывать уважительное отношение к традиции, развивать навыки аналитического мышления.

Оборудование: историческая карта Российской империи XVIII века, портреты исторических и культурных деятелей, репродукция иконы св. прав. Феодора Ушакова, репродукции картин.



Х о д у р о к а


  1. Проверка домашнего задания и повторение материала, изученного на прошлом уроке.

- Какая религиозная политика проводилась в России во второй половине XVIII века?

- Как эта политика отразилась на внутренней жизни Церкви?

- Влияет ли, и если да, то как влияет религиозная государственная политика на духовную жизнь общества? (Конечно влияет. Но «духовная жизнь общества» понятие более широкое, чем «государственная религиозная политика». На нее влияют и другие факторы, например, традиционный уклад народной жизни, а также жизнь Церкви как мистического организма.)

- Какое значение для духовной жизни России имела деятельность великих подвижников Церкви XVIII века?

- Что общего было в жизни и духовном подвиге этих подвижников? (Работа с таблицей.)

Проверка домашнего задания по Рабочей тетради.

- Чем прославился митрополит Платон (Левшин)? (Просветительской деятельностью, заботой о развитии духовного образования)

- Что такое «духовное образование»? Чем оно отличается от светского образования? (Это система образовательных учреждений для подготовки священнослужителей и богословов. От светских школ отличается целями, задачами, перечнем изучаемых предметов, составом учащихся, формой организации образовательных учреждений.)


II. Объяснение нового материала.

1. Развитие духовного образования.

Учитель. Потребность в образованном священстве ощущалась давно, еще в средневековой Руси. К началу нового времени эта проблема приобрела особую остроту в связи с возросшими государственными задачами. Еще при отце Петра I в 1687 г. в Москве была открыта Славяно-греко-латинская академия - первая высшая школа в России. При Петре I при архиерейских домах стали учреждаться славяно-латинские школы. Их открытие было вменено в обязанность епископам. «Духовный регламент» юридически обосновал развитие духовного образования на протяжении всего XVIII века.

- Подумайте, какие религиозные принципы лежали в основе духовного образования этого периода. Для правильного ответа проанализируйте название новых школ (славяно-латинские), вспомните религиозные предпочтения автора «Духовного регламента» Феофана Прокоповича.

Учитель. Само учреждение школ было бесспорно положительным приобретением этого периода. Однако перенесение латинской школы на русскую почву означало разрыв в церковном сознании. Как пишет Г.Флоровский, «это чувствовалось тем очевиднее, что в храмах молились по-славянски, а богословствовали уже по-латыни. Одно и то же Писание в классе звучало на латыни, а в храме на родном языке».1 Строится западная культура и западное богословие. Это богословие находилось в разрыве с русскими православным корнями, что позволило прот. Г.Флоровскому метко его назвать «богословием на сваях»2, т.е. надстроенным над пустым местом, по западному образцу. Вместо корней – сваи.

И все же если говорить о чисто внешнем устройстве духовного образования XVIII века, это была довольно густая сеть церковных учебных заведений. Система духовного образования была трехступенчатой: внизу – духовные училища (начальное образование), затем - семинарии (среднее образование), затем – духовные академии (высшее образование). И несмотря на то, что в этот период начала активно развиваться светская, или нецерковная, школа, основы для регулярного трехступенчатого светского образования будут заложены только при Екатерине II, в конце века. Однако по качеству и объему знаний гражданская школа догонит церковную только к 20-30-м гг. следующего столетия. «В XVIII и начале XIX века духовные школы были лучшими учебными заведениями России. Подавляющее большинство ведущих общественных, научных и государственных деятелей были воспитанниками духовной школы – от Ломоносова до председателя комиссии 1782 г. по созданию регулярной сети гражданских государственных школ графа П.В. Завадовского, от елизаветинского канцлера Безбородко до александровского канцлера Сперанского.»3

2. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви.

Беседа:

- Чем прославились святители Филофей Сибирский и Тобольский, Иннокентий Иркутский? (Миссионерской деятельностью)

- Что такое «миссионерство»?

- Как вы думаете, почему это направление церковной деятельности активно развивалось в XVIII веке? Почему ее поддерживали российские императоры?

Исключение из числа императоров, поддерживающих миссионерство, составила Екатерина II. Причина этого – ее мировоззрение.

3. Православие и русская литература, наука, военное искусство.

Учитель. Но, несмотря на все препятствия и открытые запреты, православная вера по-прежнему питала и вдохновляла деятелей науки, искусства, военного дела. Как конкретно и в каких исторических личностях этого времени проявилась творческая сила православия, вы ответите мне сами, проведя определенную исследовательскую работу.

Далее класс делится на четыре исследовательские группы: литературную, естественнонаучную, две группы военных историков. Первая получает задание: на основании текста параграфа учебника, задания № 10 в Рабочей тетради, своих знаний по другим предметам подготовить пятиминутное сообщение о влиянии православия на личность и творчество Г.Р. Державина. Вторая: на основании текста параграфа учебника, заданий № 7, 8, 9 в Рабочей тетради, своих знаний по другим предметам подготовить пятиминутное сообщение о влиянии православия на личность и творчество М.В.Ломоносова. Третья исследовательская группа должна на основании текста параграфа учебника, заданий № 3, 4, 5 в Рабочей тетради, своих знаний по другим предметам подготовить пятиминутное сообщение о влиянии православия на личность и деятельность А.В.Суворова. Четвё ртая группа: на основании текста параграфа учебника, заданий № 1, 2 в Рабочей тетради, своих знаний по другим предметам подготовить пятиминутное сообщение о влиянии православия на личность и деятельность Ф.Ф. Ушакова. Затем все группы делегируют одного-двух учащихся, которые рассказывают о жизненном пути и мировоззрении этих исторических личностей. Портреты этих исторических персонажей учащиеся рассматривают на страницах учебника.


III. Закрепление изученного материала.

- Что объединяло этих исторических героев российской истории?

- Что их отличало?

- Почему псалмы стали источниками вдохновения для многих поэтов XVIII в.? Что такое «псалом»?

Среди общих черт рассматриваемых исторических персонажей учащиеся называют их православное мировоззрение.

Учитель. Однако не все представители государственной и культурной жизни тогдашней России были такими патриотами Отечества и отеческой веры. Мы с вами говорили о распространении в XVIII веке масонства и оккультизма. Вспомните, что это такое? Связаны ли эти понятия с атеизмом? (Нет, представители масонства, занимающиеся оккультными практиками, были носителями религиозного сознания, но не традиционного, а суррогатного, неистинного, темного.)

Эти суррогатные, ложные религиозные идеи, как правило, развивались в среде дворянства, оторванного от русских корней, пропитанного западным учением, пренебрежительно относящегося ко всему «русскому». В отличие от них народ в своей основе оставался верен заветам предков. Образовался духовный разрыв, непонимание между верхами и низами российского общества. В дальнейшем, к сожалению, «края» этого разрыва будут все больше и больше расходиться, что повлечет за собой величайшие потрясения в жизни России.


IV. Домашнее задание: & 6 учебника, ответить на вопрос к параграфу; задание № 6 к уроку в Рабочей тетради. Вспомните, кто царствовал в России на протяжении первой половины XIX века, и основные характеристики этих правителей.


В помощь учителю


ИЗ ЗАПИСОК А.В. СУВОРОВА

«Ваша кисть изобразит черты лица моего – они видны; но внутренне человечество мое сокрыто. Итак, скажу вам, что я проливал кровь ручьями. Содрогаюсь. Но люблю моего ближнего; но всю жизнь мою никого не сделал несчастным, ни одного приговора на смертную казнь не подписывал, ни одно насекомое не погибло от руки моей. Был мал, был велик; при приливе и отливе счастья уповал на Бога и был непоколебим...»

«Доброе имя должно быть у каждого честного человека; лично я видел это доброе имя в славе своего Отечества; мои успехи имели исключительной целью его благоденствие»

«Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, справедливу, благочестиву!»

"Войско без веры учить, что перегретое железо точить!"



1 Флоровский Георгий, прот. Пути русского богословия. – С. 101.

2 Там же, с.114.

3 Поспеловский Д. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. – С.161.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!