Конспект урока «Окружающий социальный мир»
учителя - олигофренопедагога Султанаевой Людмилы Геннадьевны
в 8/9 б классе ОГКОУШ № 39, город Ульяновск.
Тема урока: Мебель. Виды мебели.
Цель урока:
Учить понимать обращенную речь, смысл картинок, пользоваться средствами альтернативной коммуникации: словами, жестами, взглядом, соблюдая правила альтернативной коммуникации.
2. Формировать у детей понятие о видах мебели; расширять их кругозор, закреплять и активировать словарь, используя в речи слова, обозначающие предметы мебели.
3.Развивать умение произносить согласные звуки в словах, зрительное восприятие, наблюдательность, мелкую моторику, пространственную ориентировку.
4. Воспитывать прилежание.
Оборудование: карточки загадки о мебели, презентация «Мебель. Виды мебели», карточки со словами и картинки с изображением комнат дома: кухня, спальня, кабинет, предметные картинки с изображением мебели со словарными словами, стихотворение «Наша квартира», рассказ «Где мои вещи?», цветные карандаши, раздаточные карточки с рисунками мебели, рисунок с недорисованным стулом, столом. Музыка «Реклама мебельного салона Диванов».
Ход урока.
1 этап. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Готовы к занятию?
- Улыбнулись, подтянулись
Друг на друга посмотрели
И на стулья тихо сели.
АН – АН – АН - в комнате диван
АНЕ – АНЕ – АНЕ – мы сидели на диване
АН – АН - АН- кожаный диван
УЛ – УЛ – УЛ - папа чинит стул
ЛА – ЛА – ЛА - нет у нас стола
АФ – АФ – АФ - вот высокий шкаф
ОДЕ – ОДЕ – ОДЕ - ваза на комоде
Работа с картинкой «Дом» и загадкой о мебели. Слайд №1.
- Что вы видите на картинке? (ответы детей)
Эти вещи - очень нужные дома предметы,
И дети, и взрослые им благодарны за это.
Слушай - загадку, дружок, загадаю:
Как, словом одним их называют? (Мебель)
2 этап. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы будем говорить о мебели.
1. Беседа о предметах мебели.
- Какую мебель вы знаете?
- Где в доме стоит мебель? (Комнаты)
- Назовите комнаты в квартире. (Гостиная (зал), кухня, спальня, детская.)
2. - Для чего людям нужна мебель? Я начну предложение, а вы его продолжите. Речевое упражнение «Подскажи нужное словечко»
- Стул нужен для того, чтобы.
- Кровать нужна для того, чтобы.
- Шкаф нужен для того, чтобы.
- Кресло нужно для того, чтобы.
Где можно приобрести мебель для квартиры? (Музыка «Мебель поменять решили») (В магазине)
- Как будет называться магазин, в котором можно купить и стулья, и столы, и кровати?
Игра «Поездка в магазин «Мебель». Работа с доской и картинками комнат (спальная комната, кухня, гостиной) и предметными картинками.
В нашем магазине много мебели. Нам нужно выбрать ее для разных комнат. Какие комнаты вы видите?
- Посмотрите, где картинка, на которой нарисована кухня?
- Скажите, какая мебель стоит на кухне? (В кухне стоят стулья, стол, посудный шкаф, шкафчики навесные)
- А где картинка спальной комнаты?
- Скажите, какая мебель в спальне? (В спальне кровать, шкаф, тумбочка, трюмо.)
- Какая мебель в гостиной? (В гостиной мягкая мебель: диван, кресло, а также книжный шкаф, шкаф для посуды, тумбочка).
4. Игра «Расставим мебель в комнате». Давайте вспомним, какую мебель нужно поставить на кухню, в спальню, а какая мебель предназначена для кабинета, для гостиной. Работа с карточками. Учащиеся находят картинки с мебелью и выкладывают их под иллюстрацией помещения с рассказом.
- Сейчас вы будете брать картинку, на которой нарисована мебель, и искать ту комнату, где она стоит.
Учащиеся по очереди берут карточку, отвечая:
- Что нарисовано на картинках, которые лежат на столе?
- Для чего нужна данная мебель?
- Куда мы поставим мебель?
4. Физминутка под музыкальное сопровождение «Песня про мебель».
5. Отгадай загадку. Мы расставили всю мебель по местам, а теперь давайте отгадаем загадки про нее. Слайд № 2.
1. Я удобный, очень мягкий,
Вам не трудно угадать-
Любят бабушки и внуки
Посидеть и полежать (диван)
По ночам во мне ребятки
До того задремлют сладко,
Что не хочется вставать,
Что за штука я …(кровать)
Он стоит в углу у стенки
Ох, огромный он на вид,
Но он вовсе не наказан,
Мама вещи в нем хранит. (шкаф)
4. Под крышей – четыре ножки
А на крыше – суп да ложки (стол)
Чтение стихотворения «Наша квартира». Работа со слайдами 4 – 6.
В нашей комнате – столовой,
Есть отличный стол дубовый,
Стулья – спинки все резные,
Ножки гнутые, витые.
И ореховый буфет
Для варенья и конфет.
В комнате для взрослых – спальне,
Есть для платьев шкаф зеркальный,
Две широкие кровати
С одеялами на вате
И березовый комод,
Мама там белье берет.
А в гостиной кресла есть,
Телевизор смотрят здесь.
Есть диван и стол журнальный,
В стенке – центр музыкальный.
Физминутка «Мебель»
Раз, два, три,
раз, два, три, (дети шагают)
Шкаф высокий – посмотри! (руки высоко поднять вверх)
Раз, два, три, четыре,
Раз, два, три, четыре, (дети шагают)
Стульчики у нас в квартире. (приседания – пружинки)
Есть столики, кроватки – (руки вытянуты перед собой ладонями вниз, наклон вперед с разведением рук)
Мебель вся у нас в порядке! (руками сделать большой круг перед собой).
Упражнение «Будь внимательным».
Учитель перечисляет названия мебели, а учащиеся хлопают в ладоши, как только сделана ошибка, называется не мебель, а другой предмет, дети должны будут присесть:
- стол, стул, юла, кровать, лопата, диван, кресло, грузовик, мяч, табурет.
Игра «Что лишнее?» Слайд № 7 – 11.
- Стол, чашка, стул, шкаф.
- Стол, шкаф, детская кроватка, баночка меда.
- Диван, кровать, чайник, стул.
- Кресло, стул, мишка, диван.
- Стул, стол, кресло, табурет.
7. Чтение рассказа «Где мои вещи?»
Витя проснулся и поглядел на часы: пора в школу! Хочет Витя одеться. Не может он найти ни носков, ни ботинок, ни рубашки. Рассердился Витя.
Где моя рубашка?
Я под стулом. Ты вчера меня туда сунул, — отвечает рубашка.
А где мои носки?
Мы здесь! На книжной полке. Ты нас сюда вчера бросил! — закричали носки.
А где мои ботинки?
Я здесь. Под шкафом, — сказал правый ботинок. А левый ботинок молчал: он был за дверью.
Наконец Витя оделся. Посмотрел на часы и видит: он давно опоздал в школу.
Беседа по вопросам:
-Почему Витя опоздал в школу? Где нашлись его вещи?
Карандашом обводят мебель на карточке.
Что художник не дорисовал? Дополнительное задание.
Чтение стихотворения:
Под столом уселись кошки, А над ними стол без …(ножки).
А на этой вот картинке нарисован стул без … (спинки)
Работа с раздаточным материалом. Дорисуй и раскрась на карточке стол и стул. Учащиеся дорисовывают ножку стола и спинку стула.
3 этап. Коррекционная работа.
4 этап Итог урока. Учитель предлагает детям отметить, понравился ли урок, что нового узнали, как называются все предметы 1 словом, что понравилось интересного и оценить работу друг друга.