СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающий мир. Тема: "Наши подземные богатства" 4 класс + Задания, листы самооценки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по окружающему миру.

Тема: «Наши подземные богатства»

Учебно-методический комплект: «Школа России», 4 класс.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающий мир. Тема: "Наши подземные богатства" 4 класс + Задания, листы самооценки»

МБОУ Желудёвская СОШ







Открытый урок по окружающему миру.

Тема: «Наши подземные богатства»

Учебно-методический комплект: «Школа России», 4 класс.







Выполнила: учитель начальных классов Мощенко М.А.















2016г.





План-конспект урока по окружающему миру. 4 класс.

Тема: «Наши подземные богатства»

Цели:

- сформировать представления о подземных богатствах;

- ознакомить с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств.

Задачи:

- формирование понятия «полезные ископаемые»;

- давать характеристику полезным ископаемым;

- учить работать с физической  картой нашего края


Формируемые УУД:

Познавательные – осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой.

Коммуникативные - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные – действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения

Личностные – выражать положительное отношение к процессу познания.

Оборудование: учебник, атлас – определитель, коллекции полезных ископаемых, карта.



















Ход урока:

  • Орг.момент

- Прозвенел звонок – начался урок.

Нам природу надо знать, изучать и охранять.


Закройте глазки и вслушайтесь в слова:

 Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар – это земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно» (откройте глазки) Слайд 1


  • Актуализация знаний

- Сегодня мы продолжим постигать тайны нашего общего дома – дома, в котором мы с вами живём. Прежде, чем перейти к новой проблеме, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке ( о водоёмах)(слайд 2)

- Что мы называем водоёмами? (водоёмы – это хранилища воды, которая нужна всему живому)

- Какие водоемы вы знаете? (океан, море, озеро, река, пруд, ручей, канал, водохранилище)

- На какие 2 группы их можно разделить? (на естественные и искусственные) слайд 3 приведите примеры

-Какое значение имеют водоемы?


  • Самоопределение к деятельности


- На прошлом уроке мы говорили о водных богатствах нашего края.

- А какие природные богатства вы еще знаете? (ответы детей)

- Мы отправимся с вами в увлекательное подземное путешествие. Прочитайте сказку и скажите, какие природные богатства спорили в этой сказке и почему? (на листочках приложение - сказка)


- Вы уже догадались, о чем спорили между собой полезные ископаемые? (ответы детей)

-Чтобы вы им сказали, если бы участвовали в споре? (ответы детей)

- Как вы думаете, почему полезные ископаемые так называются?

- Какова же наша тема сегодняшнего урока? (подземные богатства - полезные ископаемые) Слайд 4

-Какие цели поставим? (познакомимся с полезными ископаемыми и их свойствами)





  • Открытие нового знания

Работа с картой по учебнику

- Откроем физич.карту России на с.58-59 в учебнике.

- Рассмотрите условные обозначения полезных ископаемых.

- Поработайте в парах - прочитайте название (значок) полезного ископаемого и найдите его на карте.

-Назовите полезные ископаемые (на восточно-европейской равнине)



Выполнение заданий в рабочей тетради №1 с.71

(ученики подписывают названия знаков, обводят в кружок обозначения тех полезных ископаемых, которые добывают в родном крае)

Послушайте

- Наша страна богата полезными ископаемыми. Представьте себе, если вы захотите перевезти все полезные ископаемые, которые за один год добываются из недр земли, нам бы понадобился длинный товарный поезд, который 17 раз опоясал бы земной шар.

Человек получил в дар полезные ископаемые, изучил их свойства, чтобы знать как их использовать и добывать. Ежегодно из недр земли извлекают свыше 10 млрд тонн различных минеральных богатств. Если месторождение залегает на глубине 20-30 метров, выгоднее снять верхний слой горной породы, дойти до пласта угля, железной руды и вести добычу открытым способом. С годами  многие поверхностные месторождения иссякли. Люди стали рыть шахты. Закрытый способ добычи обходится очень дорого. (слайд 5)

   Гранит залегает в основном глубоко в земле, но в некоторых местах на поверхность выдаются глыбы, скалы и даже целые горы. Здесь его и добывают. Торф образуется в болотах из отмерших остатков растений. Здесь его и добывают. Во многих местах слой торфа залегает толщиной в несколько метров, а образуется он очень медленно- за год всего 1 мм торфа..

    Огромные запасы  разнообразных полезных ископаемых скрыты в недрах морского дна. Со дна морей добывают нефть и газ. Для добычи нефти и газа бурят скважины, по которым они поступают на поверхность, а затем по трубопроводам перекачиваются к местам переработки и потребления.

С каждым годом народному хозяйству требуется всё больше полезных ископаемых, а запасы полезных ископаемых в недрах земли не безграничны и их нельзя восстановить.

И поэтому человек должен охранять и бережно относится к ископаемым.





Физминутка (СЛАЙД 6)

Под веселые напевы

Повернемся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз! Вверх!

И снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг.

На месте стой!

Топни левою ногой!

Влево шаг!

И снова стой.

Повернись направо к другу.

Правую дай руку другу. 



  • Практическая работа

Маленький гномик, передал нам интересные подарки (слайд 7)

-Рассмотрите образцы полезных ископаемых. Прочитайте, как они называются. Потрогайте их, только очень осторожно.

- А как вы думаете, как добывают полезные ископаемые?

Есть 2 способа добычи полезных ископаемых ( открытый и закрытый)



-Посмотрите на экран (таблица полезных ископаемых) слайд 8

-Как называют людей, изучающих недра земли? (геологи)





  • Работа по новой теме

Работа по учебнику с.150-151

- Внимательно прочитайте текст ( 1 группа – нефть, 2 группа – природный газ)

1 группа –Выполняет задание с полезным ископаемым – нефть

2 группа – выполняет задание с полезным ископаемым – природный газ

(2 карточки)



Отгадайте загадки

Он очень нужен детворе

 Он на дорожке во дворе

 Он и на стройке и на пляже

 Он и в стекле расплавлен даже. (Песок) СЛАЙДЫ 9-17


Не зря она варилась

 В доменной печи

 На славу получились

 Ножницы, ключи. (Руда)


Белый камушек растаял

 На доске он след оставил. (Мел)

Очень прочен и упруг

 Строителям надежный друг.

 Дома, ступени, постаменты

 Красивы станут и заметны. (Гранит)


Без нее не побежит

 Не автобус, не такси,

 Не поднимется ракета.

 Отгадайте, что же это. (Нефть)

Он несет в дома тепло,

От него кругом светло.

 Помогает плавить стали,

 Делать краски и эмали.

 Черный, блестящий –

 Труженик настоящий. (Уголь)


Если встретишь на дороге,

 То увязнут сильно ноги.

 Чтоб сделать миску или вазу,

 Она понадобится сразу. (Глина)


По трубе течет –

 Пироги печет. (Газ)

Росли на болоте растения –

 Стали топливом и удобрением. (Торф)


Задание на листочке (приложение 1)





  • Подведение итогов урока

-Почему использованные месторождения невозможно восстановить?

- Какова была цель урока? Удалось ли нам достигнуть поставленной цели?

- Какие знания мы открыли?



  • Рефлексия

Лист самооценки (приложение 2)

Раскрасьте свое настроение –смайлик(приложение 3) и вырежьте его, показав всему классу

Закончить наш урок, хотелось бы стихотворением

«БОГАТСТВА РОССИИ»


В земле нашей богатства скрыты:
Она и золото хранит,
И рядом с медью — малахиты, 
Железо, мрамор и гранит. 
Найдёшь в ней много по приметам 
Цветных камней, не только руд: 
Рубин сияет красным цветом, 
Зелёным цветом — изумруд.
Темны кристаллики агата, 
Лучисты грани хрусталя. 
И знаменита, и богата 
России матушка - земля.



  • Домашнее задание

С.149-159 прочитать, изготовить карточки с условными обозначениями полезных ископаемых (пользоваться с.58-59 учебника)





Приложение к уроку окр.мира (задания, листы самооценки)



Лист самооценки

Конец урока (отметьте +)

Математика

Знаю всё


Знаний стало больше


Ничего нового не узнал(ла)


Могу поделиться новыми знаниями с другими


Настроение отличное!

Настроение равнодушное..

Настроение плохое..



«Под землей в темноте, где ничего не видно, попробуй, отличи полезное от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным.

-Я - соль Земли,- говорит соль, - без меня каши не сваришь.

- А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда. - Кастрюли- то делают из алюминия. Без кастрюли никак.

- А на чем варить будете? – интересуется уголь. - Без топлива в этом деле не обойтись.

- А, между прочим, обо мне тоже не следует забывать,- говорит железная руда, которая дает железо для лопат. – Прежде чем кашу варить, нужно, вас всех из земли выкопать».









НЕФТЬ

Цвет

Запах

Горит или не горит

Как образовалась?

Что получают из нефти?










ПРИРОДНЫЙ ГАЗ

Цвет

Вес

Горит или не горит

Как образовался?

Где используют природный газ?





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!