СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающего мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала с элементами проблемного обучения и исследовательской деятельности учащихся. К уроку приготовлена презентация.  Конспект составлен по программе "Школа России", но может быть использован  и по другим программам.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира»

Панкова Надежда Юрьевна



Конспект урока окружающего мира в 3 классе

по программе УМК «Школа России»



Тема: Что такое почва.


Цели:

Обучающие:

  • дать учащимся представление о почве как верхнем плодородном слое земли, познакомить их со строением почвы;

  • выявить основные свойства почвы, в процессе опытов установить состав почвы;

  • рассмотреть процессы образования и разрушения почвы, узнать о преобладающих почвах родного края;

  • продолжить работу по формированию целостной картины мира у младших школьников;


развивающие:

  • развивать умения работы с научным текстом и схемами, выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой, делать выводы на основе проведенных опытов, развивать познавательный интерес

  • развивать речь учащихся, мышление, наблюдательность, умения доказывать выдвигаемые предположения,

  • первоначальные умения практического исследования природных объектов.

воспитывающие:

  • воспитывать бережное отношение к национальному достоянию – почве,

  • воспитывать коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность,

  • воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе,

  • любовь к природе, родному краю.


Тип урока: урок изучения нового материала.


Тип обучения: с элементами проблемного обучения, исследовательской деятельности


Оборудование:

  • учебник А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова «Мир вокруг нас» 3 класс в 2-х частях, рабочая тетрадь;

  • компьютер, проектор, интерактивная доска;

  • материал для практической работы (кусочки сухой почвы, стаканы с чистой водой, химический стаканы, стеклянные трубочки, стеклянные воронки, фильтры, спиртовки, спички, предметные стекла, пипетки, держатели, лупы); “Виды почв (таблица); презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент, сообщение темы и цели урока.

— Тему сегодняшнего урока вы узнаете, отгадав загадку:

Меня бьют, колотят, ворочают, режут,

Я все терплю и всем добром плачу.

– Да. Это земля. Слово “земля” имеет много значений:

  • это и название нашей планеты, на которой мы живем;

  • это и суша как противоположность водному и воздушному пространству;

  • это и земля в понимании страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория.

—Мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле – матушке нашей кормилице. Земля – какое это ёмкое слово! Земля-кормилица, Земля-поилица, родная мать-земля. Так исстари уважительно и ласково зовём мы нашу родную землю.

—О какой земле идёт речь? Каково её научное название?

– Почва.

– Да, это почва. Лишь на первый взгляд почва кажется однообразным и малоинтересным объектом. В действительности же её мир не менее разнообразен и удивителен, чем мир растений и животных. Почва представляет собой особое природное образование, обладающая только ей присущими строением, составом и свойствами.

Тема урока: Что такое почва?

II. —Задайте как можно больше вопросов для этого слова. Мозговой штурм

Проблемные вопросы по теме “Почва”

  1. Что такое почва?

  2. Как образуется почва?

  3. Кто участвует в образовании почвы?

  4. Какое основное свойство почвы?

  5. Где образуется почва?

  6. Где на Земле нет почвы?

  7. Что входит в состав почвы?

  8. Почему почву называют кормилицей?

  9. Что растения получают из почвы?

  10. Что произойдет, если исчезнет почва?

  11. Почему почвы разрушаются?

  12. Чего боится почва?

  13. Почва – это живое?

  14. Везде ли почвы одинаковые?

  15. Зачем человеку нужны знания о почве?

– Сегодня на уроке мы будем учёными-исследователями.
– Что значит исследовать? (Изучать, смотреть из чего состоит, выявлять свойства)
– Что же мы будем исследовать?
– Задача сегодняшнего урока: “Исследование почвы”

III, Практическая работа.

– Представьте, что вы работаете в учебной лаборатории.
– Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны. (Инструктаж по Т.Б.) Результаты исследования будем фиксировать в рабочей тетради на стр.27 в задании № 1

Правила групповой работы ( Слайд № 2)

1.Внимательно слушать инструкции.

2.Чётко выполнять указания.

3.Быть наблюдательными.

4.Аккуратно работать с веществами и оборудованием.

5.По наблюдениям сделать выводы.

Любое исследование предполагает различные методы изучения. Это, прежде всего метод наблюдения. Вооружившись лупой, рассмотрите верхний слой.

—Какого он цвета? Сделайте вывод.

—Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой. (Слайд № 3)

– Что вы в ней видите? (Остатки сухих листьев, палочки, траву)
– Как вы думаете, из какого слоя взяли образец почвы?


Опыт 1.

– Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. (1 ложку)
– Что вы видите? (из почвы идут пузырьки).
– Какой вывод можно сделать? (В почве есть воздух)– Помешайте воду в стакане палочкой и пока оставьте его.

Опыт 2.

– Возьмем бумажную салфетку, положим в нее немного почвы (1 ложку) и сильно сожмем. (на столе)
– Что осталось на салфетке? (Влажное пятно)
– Положите на лоток почву. Откуда взялась вода? (Была в почве)
– Сделайте вывод. (В почве есть вода)

Опыт 3.

– А сейчас давайте посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы.
– Какая стала вода? (Мутная).
– Это о чем говорит? (Некоторые вещества растворились, а некоторые нет. На поверхности воды видим мусор, остатки листьев, насекомых)
– Что вы видите на дне стакана? (На самом дне видны песчинки, глина)
– Какой вывод можно сделать? (В состав почвы входит песок и глина)

Опыт 4.

– Следующий опыт вам продемонстрирую я.
– Нагреем немного почвы над огнем.
– Что вы видите и чувствуете? (Над почвой дым и чувствуется неприятный запах).
– Это сгорает перегной – органическая масса, получаемая из остатков растений и животных. Его еще называют гумус. Именно он придает почве темный цвет и от его количества зависит плодородие почвы.
– Чем больше перегноя, тем плодородней почва.
– Что доказал этот опыт?
– Итак, что еще содержится в почве? (Перегной).
Вывод: в почве содержится перегной.

Опыт 5.

– Возьмем воду из стакана, в котором находилась почва и профильтруем её.
– Поместим несколько капель воды на стекло.
– Подержим над огнем стекло. Вода исчезла.
– Как называется этот процесс? (испарение)
– Что останется на стекле после испарения воды? (Белый налет)
– Подумайте, что растворилось в воде и осталось на стекле после ее выпаривания?
– Правильно, это соли – питательные вещества, необходимые растениям.
– Минеральные соли часто видны в цветочных горшках.
Вывод: соли – это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием, микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде.

IV.Рассказ ученика: Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их останки попадают в почву и под действием микробов, то есть очень маленьких живых существ, разрушаются и превращаются в перегной.  Учёные установили, что на одном квадратном метре почвы находится 50 кг микробов. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые  растения. Но поглотить соли растения могут только с водой. Какое свойство воды здесь мы вспомним? (Вода – растворитель).  А растениями питаются новые животные. Вот так вещества «путешествуют» как бы по кругу. Из почвы – в растения, из растений – в тела животных, и с останками растений и животных – снова в почву. Учёные говорят: происходит круговорот веществ в природе.

– Какой вывод сделаем?
– Что входит в состав почвы? (В состав почвы входят микробы).
Но всякую ли землю можно назвать почвой?

Нет почвенного слоя в Арктике и Антарктиде, на вершинах высоких гор, на голых каменистых склонах.

—Как образуется почва?

V. Рассказ учителя: Образование почвы начинается только с появлением на Земле живых существ. Твердые породы в природе разрушаются, получается рыхлый слой из камушков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Но все же самые неприхотливые лишайники селятся на таких почвах, под действием бактерий образуется перегной Теперь в почве могут поселиться растения. Они дадут еще больше перегноя. Так медленно камни, песок, глина под действием живых существ превращаются в почву. В почве селятся различные животные: насекомые, кроты и другие, так повышается плодородие почвы.

Работа с учебником стр.65. Прочитайте и ответьте на вопросы:

—Какое значение имеет почва для растений и животных?

—Какие животные живут в почве?

—Почву часто называют домом для животных. Здесь можно увидеть насекомых, червей, многоножек, грызунов, зверей. Одни в почве живут постоянно, другие прячутся от врагов и холода, третьи откладывают яйца для размножения. Учёные установили, что дождевые черви — одни из главных почвообразователей.

—Итак, кто участвует в образовании почвы?

Вывод: в состав почвы входят глина, песок, воздух, вода, остатки растений, перегной, соли, живые организмы (микробы). (Слайд № 4)

— Что из этого необходимо растениям?

— Вы видели, что у многих растений корни уходят глубоко в землю. Корни дышат воздухом, который находится в почве. Из почвы растения берут воду. Вместе с водой растение получает минеральные соли. Это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Солей в почве мало. Но их запас постепенно пополняется благодаря перегною. (Слайд № 5 )

- С тех пор, как появились живые существа, идёт непрерывный процесс образования почвы. За 100 лет её слой увеличивается в среднем на 1 см.

- Как вы можете прокомментировать этот рисунок? (Слайд № 6)

- Как вы думаете, почему так происходит? В тёмной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, значит, почва обладает главным свойством земли, за что мы её и ценим – плодородием. Цветущие растения, богатый урожай – вот результат плодородной почвы.

- А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит?

- Почему в одних местах почва плодородная, а в других нет? Отчего зависит плодородие почвы? Ответ на этот вопрос мы найдём учебнике на с. 67.

— Какие бывают почвы? (Слайды № 7 и 8)

Посмотрите на карту Костромской области. Какие почвы преобладают в нашей местности? (Слайд № 9)

—Итак, назовите факторы, от которых зависит плодородие почвы.


VI. Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся-

(туловище вправо, влево)

больше спать не захотел.

(туловище вперёд, назад)

Шевельнулся, потянулся,

(руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел.

(руки вверх, влево, вправо)

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

(покружиться)

VII. Сообщение о В.В.Докучаеве (Слайд № 10)

– Науку о почвах — почвоведение  создал русский ученый  почвовед Василий Васильевич Докучаев. Более 100 лет назад Докучаев доказал, что каждой природной зоне соответствует свой вид почв. Он составил первые почвенные карты России, создал научную классификацию почв.

– Докучаев говорил, что почва дороже золота.
– Почему? (Без золота люди прожить могли бы, а без почвы – нет)
– Представьте-ка себе, что почвы вдруг не стало. Что произойдёт? (Круговорот веществ прервётся. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить на Земле и люди.)

VIII. Постановка проблемы.

К какой природе мы отнесем почву? Живой или неживой?

— Оказывается, этот вопрос волнует многих людей. Неживая и живая природа в почве как бы соединяются. И мы рассматриваем её как единое целое. (Слайд № 11)

Почва образуется очень медленно. Один см почвы образуется в природе за 250-300 лет. Слой в 20 сантиметров — за 5-6 тысяч лет. Поэтому к почве надо относиться бережно. Но почва разрушается, как любые вещества.

— Неживая и живая природа в почве как бы соединяются. И мы рассматриваем её как единое целое.



— Какие силы природы могут разрушать почву? (Слайды № 12. 13, 14)

— Часто человек наносит вред почве. Во время испытания различных видов оружия на полигонах земля заражается радиоактивными отходами. Уничтожая леса, человек обедняет почву, делает её мертвой. Даже вы, не подозревая об этом, вредите почве, когда разводите костры.

— Как сохранить почву?

Чтение статьи учебника стр. 68

— Чтобы повысить плодородие почвы, человек обрабатывает ее, вносит удобрение, поливает (а где необходимо — осушает). Для того, чтобы почвы не выветривались, вокруг полей высаживают заградительные лесные полосы. Люди борются с образованием оврагов. На полях весной проводят снегозадержание, чтобы земля пропиталась влагой.

IX. Рефлексия.

1. - Давайте подведём итог.

- Что такое почва?

- Какая почва называется плодородной?

- Чем отличается почва от песка и глины? (Только почва обладает плодородием.)


2. Обучающий тест. Вид работы – фронтальная. Взаимопроверка.

(Слайды № 15 и 16)


- Перед вами 6 вопросов.

Вы читаете их и на листочках записываете ответ.

Затем поменяйтесь листочками мы все ваши ответы проверим.

  1. Верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью. (почва)

  2. Выбери и запиши, какие вещества входят в состав почвы:

Песок, глина, вода, воздух, перегной, соли, стекло.

  1. Основное свойство почвы. (плодородие)

  2. Животные или растения стали первыми обитателями суши? (растения)

  3. Самая богатая перегноем почва. (чернозём)

  4. Остатки органических и неорганических веществ, содержащихся в почве. (перегной)

(Слайд № 17)

Вывод: почва возникает и развивается под воздействием живых организмов, в основном растений. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – она переходное звено от неживого к живому.


—Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.


- Наш урок подошёл к концу. Скажите, что нового вы узнали? Что вам понравилось в уроке?

X. Оценки за урок.

XI. Домашнее задание.

Прочитать статью стр.65-70. Выполнить задания в «Рабочей тетради» стр. 28 № 2, 3 , 4


Ресурсы:

  • Дмитриева О.И.Максакова Т.В. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир” М. Вако 2010.

  • Плешаков А.А. Окружающий мир 3 класс Просвещение 2009.

  • Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику для 3 класса. М.Просвещение 2007.

  • http://festival.1september.ru/articles/565751/

  • http://www.openclass.ru/lessons/186953

  • [email protected]

  • http://liceum-hlevnoe.my1.ru/load/3-1-0-3





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!