Урок окружающего мира по теме
«КАКИЕ БЫВАЮТ ЖИВОТНЫЕ?» , 2 класс
Цели: обобщить и расширить знания о животных, научить классифицировать животных по группам (звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Задачи: 1. Рассмотреть зависимость строения животных от их образа жизни;
2. Познакомить с интересными фактами из жизни животных.
Здоровьесберегающие:
- Проведение физминуток. Создание благоприятных условий, эмоционального и психического климата в классе для восприятия ученого материала.
Планируемые результаты: учащиеся осознают необходимость бережного отношения к животным; научатся приводить примеры животных разных групп; выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни; находить в рассказах новую информацию, систематизировать её.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале, оценивать правильность выполнения действий; адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников с отзывами о выполненной работе; уметь оценивать результат своей работы на уроке.
Коммуникативные: уметь донести свою позицию до других, уметь рассуждать и анализировать; работать в группе и оценивать своего товарища.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, использовать знаково-символические средства (схемы), уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Личностные: проявлять познавательный интерес, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, совместно договариваться о правилах общения в группе.
Оборудование: презентация «Какие бывают животные», компьютер, учебник для 2 класса «Окружающий мир» А.А. Плешакова, карточки для индивидуальной работы, тест, наклейки с изображением животных.
Методы: поисково-исследовательский, игровой.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нём.
- О чём эта загадка? (лес) (2слайд)
- Из каких трёх ярусов состоит лес? (деревья, кустарники, травы)
- Приведите примеры деревьев, кустарников, трав? (6-8 ответов)
-Почему лес называют "лёгкими" планеты? (лес - фабрика по выделению кислорода, он нужен для жизни всего живого)
- Как нужно охранять лес? (не жечь костры, сажать новые деревья, не вырубать).
- Я приготовила вам загадки. Отгадайте их и скажите, к какому ярусу относится каждое растение: к деревьям, кустарникам, травам? (3 слайд).
1. В лесу на поляне
Стоит кудрявый Ваня
В зелёном кафтане.
Богач невелик,
А орешками наделит. (орешник)
- К какому ярусу относится орешник?
2. Только тронь -
Отдёрнешь ладонь:
Обжигает трава,
Как огонь. (крапива)
- Крапива, к какому ярусу относится?
3. Стоят в поле сестрички:
Жёлтый глазок,
Белые реснички. (ромашки)
- К какому ярусу относится ромашка?
4. Летом рад я свежей
Ягоде медвежьей
А сушеная в запас
От простуды лечит нас. (малина) (слайд)
- К какому ярусу относится малина?
5. Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок
Ничего, что плод мой мелок. (дуб) (слайд)
- К какому ярусу относится дуб?
6. Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (берёза) (слайд)
- Ребята, что вы можете рассказать интересного об этих растениях?
Ответы детей.
Крапива - полезное растение. Из неё можно приготовить великолепные щи и много других блюд. Витаминов в молодой крапиве больше, чем в ягодах чёрной смородины.
Берёза - это дерево высотой до 30 метров, с белой гладкой корой. Продолжительность жизни до 120 лет. Из бересты плели красивые короба, сумки. В древности на бересте писали.
Дуб - лиственное дерево, высотой до 50 метров, с мощным ветвистым корнем, достигающее возраста в 1000 лет, а иногда и более. Дуб боится морозов. Молодые листья и стебли погибают при заморозках весной. Чтоб уберечься от этой беды, дуб начинает зеленеть поздно.
Орешник по-другому называют лещиной. Форма листьев дала основание русского названия - как туловище у рыбы леща. Этот кустарник живёт до 90 лет.
В Древнем Риме и Греции лещину считали священной и верили, что ветка кустарника может указать, где зарыты сокровища, потушить огонь, прекратить наводнение. Орех считался символом жизни и бессмертия.
3. Сообщение темы урока.
- Мы продолжим изучать окружающий нас мир.
- Тема сегодняшнего урока: "Какие бывают животные?" (3слайд)
4.Знакомство с новым материалом.
- В лесу мы можем увидеть не только растения, а ещё и животных.
Каких животных вы знаете?
- Посмотрите на слайд. (4 слайд) Назовите животных, которых вы видите?
- Давайте объединим этих животных в группы.
Медведь, олень, лиса, заяц. К какой группе относятся? (звери)
- Ч то отличает зверей от всех остальных животных? (4 ноги, шерсть)
(5слайд)- В сказках нам часто встречается лисичка и везде она хитрая и сообразительная. Так ли это?
- Мы знакомимся с лисой ещё в детстве по сказкам, басням, пословицам. И везде лисица изображается необыкновенно умной и хитрой, умеющей всех, особенно волка, провести и выйти благополучно из любой опасности. Но по мере того как люди изучали жизнь и нравы лисы, оказывалось, что настоящая лисица очень мало похожа на героиню сказок. В природе у лисы есть только один серьёзный враг - волк, с которым она не может бороться. Она далеко не так осторожна, как, например, волк, легче идёт в расставленные человеком ловушки и берёт отравленную приманку, так что поймать её не очень сложно.
Но и в сообразительности ей отказать нельзя.
Продолжительность жизни лисиц в неволе 20-25 лет, в природе меньше. Истребляя в огромном количестве мышей, полёвок и хомяков, лисица избавляет наши поля от опаснейших вредителей.
- В следующую группу выделим (6слайд).
Леща, щуку, рыбу-клоуна и рыбу-попугая.
- К какой группе они относятся? (рыбы)
- А где они живут? (река, озеро, море и т д)
- Как вы думаете, где живёт лещ? Щука? Рыба-клоун? Рыба-попугай?
- Каких рыб вы ещё знаете?
- Чем рыбы отличаются от других животных? (чешуя, плавники, нет ног).
- Каких только рыб нет! Тонкие и длинные, как хлыст, круглые, как мячи, крохотные с муравья, и огромные - больше слона.
Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт - колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт- и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и сколько лет.
- Посмотрите, к какой группе относятся эти животные? (7 слайд) (птицы)
- Назовите этих птиц.
- Каких ещё птиц вы знаете?
- Чем они отличаются от других животных? (перья, 2 крыла, 2 ноги)
- Птицы - дети воздуха, они бывают перелётные и зимующие, покорители воздушного пространства. Они могут подняться выше гор, перелететь через пустыню и море.
Перья есть только у птиц. Не будь у них перьев, они не могли бы летать.
И вообще птиц без перьев не обойтись, перья спасают птицу от ушибов и царапин, от холода и жары.
Отгадайте загадку:
Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
- Кто это? (дятел)
- Я хочу рассказать о дятле.
У него очень длинный язык, сантиметров 10, а то и 15. Кроме того, язык липкий, с твёрдыми зазубринками. Им дятел и достаёт насекомых, они все приклеиваются к его языку или накалываются на зазубринки. Может он засунуть язык даже в ходы, которые насекомые проложили в дереве. Поэтому и называют его лесным доктором в шапочке.
- В следующую группу входят: (8 слайд) божья коровка, бабочка, жук, кузнечик.
- Как называется эта группа животных? (насекомые)
- Назовите ещё насекомых.
- Чем насекомые отличаются от других животных? (6 ног)
- Летом на поле или луге мы любим наблюдать за насекомыми. Смотреть, как летают бабочки, слушать стрекотание кузнечика. Как вы думаете, есть ли у кузнечика орган слуха?
Рядом с нами живёт мир существ, так мало похожий на нас своим строением и образом жизни, что их можно легко принять за жителей другой планеты. Эти удивительные существа - насекомые.
У нас 4 конечности - у них 6. У нас 2 глаза, а у многих из них, кроме 2 больших глаз, бывает ещё по 3 маленьких на лбу. У нас орган слуха - уши на голове, а у насекомых он может быть в любом месте: у кузнечиков, например, в ноге.
- Какую пользу приносят божьи коровки, бабочки?
- Ребята, а можно ли ловить насекомых?
- Почему? (Нарушается цепь питания, без опыления погибнут растения и т. д.)
5. Физ. минутка
6. Работа по теме урока.
- С какими группами животных мы уже познакомились?
- К особой группе животных относят (10 слайд) тритонов, жаб, лягушек?
- Где они обитают? (на суше и в воде)
- Поэтому они составляют группу земноводные.
Наблюдение
Рассмотрим лягушку поближе.
Сколько у неё ножек?
Есть ли покровы в виде чешуек, перьев, шерсти? (нет, есть только тонкая кожа)
Рассказ подготовленного ученика.
Земноводные - это удивительные существа!
Они могут жить и в воде, и на суше, могут спать полгода и при этом ничего не есть и не пить. Произошли земноводные от рыб. Когда-то очень давно их предки выползли на берег. Из плавников у них развились ноги, а из воздушного пузыря — лёгкие. Но совсем воду они не покинули. В раннем возрасте большинство земноводных живут в воде и дышат жабрами, как рыбы. Вырастая, они теряют жабры и начинают дышать лёгкими, как все наземные животные. Земноводные ловко плавают, ныряют, мечут икру в воде. Но так же уверенно они прыгают, ползают по земле, охотясь за червяками, мухами и личинками.
Уникальна у земноводных кожа. Она у них тонкая и влажная. Для этой цели земноводные выделяют специальную жидкость, которая распространяется по поверхности кожи, тем самым удерживая на ней влажность. С помощью кожи земноводные могут дышать и даже пить.
Вот почему земноводным так важно находиться рядом с водоемом. К примеру, если лягушку забрать подальше от воды – она начнет худеть, станет вялой и вскоре погибнет. Или наоборот, если измученную лягушку (которая давно не была в воде) посадить на мокрую тряпку, то она начнет прижиматься тельцем к влажной ткани и быстро поправится.
Что ещё вы знаете о лягушке?
Лягушки встречаются по берегам водоёмов, где охотится на различных насекомых – комаров, мух, пауков и т.д. При приближении своей добычи она мгновенно выбрасывает свой липкий язык, к которому прилипает жертва. При опасности она сразу же ныряет в воду и только через некоторое время всплывает, выставляя над поверхностью воды выступающие на голове глаза и ноздри.
Лягушки – холоднокровные животные, не поддерживающие постоянной температуры тела, и бывают активны лишь в тёплое время года, с наступлением холодов они спускаются на дно и впадают в оцепенение. Другие земноводные, такие как тритоны и жабы – зимуют в наземных укрытиях – древесной трухе, под пнями, норах грызунов, в углублениях почвы.
Лягушка не единственный представитель семейства земноводных. В его состав входит около 3000 видов.
Все земноводные - хищники. Они ловят насекомых, поедают червей и моллюсков. А головастик питается подводными растениями.
А вот увидеть, как пьёт лягушка, вам никогда не удастся. Оказывается, "пьёт" она кожей своего тела. Забравшись в воду, лягушка впитывает ее сквозь кожу, и ей не приходиться раскрывать рта для питья.
- К 6 группе мы отнесём (11слайд) крокодилов, змей, черепах, ящериц.
Кто знает, как называется эта группа? (Пресмыкающиеся)
Почему они так называются?
- Что можно сказать о количестве ног и покрове? (4 ноги, роговые чешуйки)
-Какой общий отличительный признак этой группы животных?
Рассказ учителя.
Пресмыкающиеся – это такой вид животных, тело которых покрыто щитками, роговыми чешуйками или пластинами. По-другому пресмыкающихся называют рептилиями.
У большинства рептилий тело продолговатое и опирается на четыре короткие ноги.
Внешне кажется, что эти животные ползут по земле – пресмыкаются.
Кожа рептилий всегда сухая. Это необходимо для того, чтобы удерживать влагу внутри организма и не давать ей испаряться. Для животных, которые обитают в жарких районах это особенно важно.
В теплое время года рептилии становятся активными, а в холодное время – как бы замирают.
Еще одна интересная особенность пресмыкающихся – это медленное дыхание. Благодаря этому они могут долгое время обходиться без свежего воздуха.
Растут и развиваются пресмыкающиеся медленно, поэтому и продолжительность их жизни очень большая.
Пресмыкающиеся могут жить на земле, под землей или в воде. Рептилии несут яйца, как птицы, но не высиживают их и не выкармливают детёнышей.
- Пресмыкающиеся обитают преимущественно на суше. Существуют, однако, такие животные этой группы, которые часть времени живут в воде. Кто может их назвать? (болотные черепахи, морские и лесные змеи, крокодилы)
Что ещё вы знаете о пресмыкающихся?
Змеи любят тепло и нередко заползают в дома, чтобы погреться. Не все змеи ядовиты. Свою добычу змеи проглатывают целиком, предварительно впрыснув в жертву яд.
Яд— видоизменённая слюна, которая скапливается у змеи в особых железах на голове. С помощью раздвоенного языка змеи и ящерицы ощупывают предметы и чуют добычу.
Змеи никогда не закрывают глаза. Их глаза всегда закрыты прозрачными веками сквозь которые животное видит. Старую кожу змеи снимают.
Самой удивительной ящерицей является хамелеон.
Глаза хамелеона могут поворачиваться в разные стороны: один будет смотреть вперед, а другой — назад или вниз. У хамелеонов длинный и гибкий хвост, на котором он» могут висеть вниз головой, уцепившись за ветку. Добычу хамелеон ловит, «выстреливая» своим длинным языком, который выбрасывает вперёд. Хамелеоны могут менять свой цвет для того, чтобы спрятаться от врага или стать невидимым для своей жертвы.
Крокодилы похожи на больших ящериц. Самый большой
крокодил достигает в длину 10 метров. Крокодилы едят мясо и рыбу. Во время охоты они прячутся в засаду. Звери приходят на водопой, крокодилы набрасываются на них из воды и топят.
7. Закрепление пройденного.Работа в группах.
-Отгадайте загадки, назовите, к каким группам относятся животные.
1.Шелестя, шурша травой, проползает шнур живой,
Вот он встал и зашипел: подходи, кто очень смел. (Змея)
2.Пушистой, маленькой хозяйке
Морозы не страшны:
Приберегла она на ветках
Сушёные грибы . (Белка)
3. Окраской - сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Зовут её … . (ворона)
4. Я- пятнистая букашка,
По оранжевой спине
У меня одни кругляшки нарисованы везде.
Если в руки попаду -
Извините, обману:
Сразу, вроде без сознанья,
Я на спинку упаду. (Божья коровка)
5.Быстро плавает акула
Океаны бороздя.
Чует кровь, и запах чует
И, добычу карауля,
Не отпустит от себя.
6.Скачет зверушка
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка)
8.Рефлексия
А теперь подумайте и скажите, какая группа животных самая нужная и важная?
Все, все, все на свете, нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудовищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете, нужны все подряд,
Кто делает мед, и кто делает яд.
Да, если мы с кем-то не очень дружны-
Мы все-таки очень друг другу нужны!
А если нам кто-то лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.
9. Итог урока.
- С какими группами животных мы познакомились на уроке?
- Что интересного узнали сегодня на уроке?
- Мы с вами увидели, насколько богат и разнообразен окружающий нас мир!
- Урок окончен!