СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающего мира по теме:"Куликовская битва" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме: "Куликовская битва"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира по теме:"Куликовская битва" 4 класс»

Окружающий мир (4класс)

Тема: Куликовская битва

Цели: знать ход и значение Куликовской битвы; качества великого князя Дмитрия Донского;

уметь анализировать, делать выводы, обобщать, давать оценку событиям, которые изучают;

развивать нравственные чувства сопереживания и ответственности за других людей; развивать эмоции и чувства (негодования, удивления, гордости);

воспитывать гордость за свою страну, патриотизм.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование урока: Презентация, карточки.


Ход урока

I.Организационный момент. Здравствуйте ,ребята! Я рада вас видеть . Зовут меня Лариса Анатольевна, сегодня на уроке мы с вами продолжим путешествие по страницам родной истории.

Эмоциональный настрой урока.

(Слайд 1.)

Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины.. В истории нашего Отечества было всё: и взлёты, и падения, и триумф, и поражения. И только история может дать нам ответ на вопрос: “Что составляет славу и гордость народа, а что – бесчестие и позор?”

А сейчас обратимся к прошлому и вспомним, главные события нашей истории , с которыми вы уже познакомились. В этом поможет нам «хронолёт», к кому на парту он сядет, тот и попадает в прошлое. Оказавшись там вам нужно будет рассказать, что вы там видели.


II. Актуализация знаний, умений, навыков.

-

  1. Работа в группах. Что вы увидели, оказавшись на Руси в: 1232, 1237, 1242 годах?


1223г. Нашествие монголо-татар на Русь

1237г. Битва на реке Калке

15 июля 1240г. Ледовое побоище

5 апреля 1242г. Невская битва

У меня остался последний «хронолёт» на нём дата 1380 год.

Вот туда мы и отправимся сегодня все вместе на нашем уроке.

Может быть кто-то знает , что произошло в тот год?

III .Постановка проблемы урока.

- В этот год произошло очень важное для России событие .

Это Куликовская битва.

Целеполагание.


- Сегодня на уроке мы узнаем ответы на многие вопросы:

С кем была эта битва?

Почему она произошла?

Где она была?

Как происходил ход битвы?

Кто победил в этой битве?


IV. Подготовительный этап. Вводное слово учителя (мотивация).


(Слайд 2 ) В 1380 году в Москве княжил внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович Донской. Московскому князю , несмотря на молодость мало кто решался встать поперёк дороги. В большинстве земель признавали его главным.

( слайд 3) Князь Дмитрий одел Москву в белый камень. Многочисленные мастера начали возводить вокруг города невиданную крепость с толстыми высокими стенами, башнями и железными воротами. Длиною в 2 километра встал новый Кремль и надёжно оградил город от неприятеля . С тех пор Москву стали называть белокаменной.

- Как вы думаете ,ребята, почему он это сделал?

Он хорошо знал, что пропитанные нефтью ордынские стрелы, способны поджечь дубовые брёвна . А вот каменная кладка прочна и огню не поддаётся.

Со времён похода хана Батыя зависимость Руси от Золотой Орды ослабла.

Если в первые десятилетия после похода хана Батыя на Русь…


…русские уже сами собирали дань со своих земель.

А при Иване Калите…

…стали собирать дани меньше и задерживать её отправку в Золотую Орду.

То .во время княжения внука Калиты Дмитрия Ивановича…

…дань собирали монгольские баскаки.





-







Князья к хану ездили редко, дань выплачивали нерегулярно.

Дмитрий Иванович, московский князь, не обращал внимания на требования хана, не хотел ему платить той дани, которую платили прежде московские князья.

Представьте, ребята, что вы живете в то время в Московском княжестве... На протяжении 100 лет ваши предки регулярно платили дань Золотой Орде. А ваш князь стал неуважительно относится к завоевателям .

_ Какое чувство у вас возникает по отношению к такому человеку?

а) боязнь, страх, испуг, ужас;

б) гордость, радость.


-Предположите, как отреагировали татары на эту дерзость московского князя? (Мнения детей)

(Слайд 4 )

- Мамай пришёл в ярость. И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле. Он понял, что иначе владычеству татар придёт конец.

(Слайд 5 ) Стал собирать Мамай огромное войско из ордынцев. Нанял военные отряды из Западной Европы. Он хотел повторить времена Батыя, разгромить Русь.


V. Изучение новой темы.

- Московский князь Дмитрий Иванович хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо–татарами все русские княжества должны объединить свои силы. Князь Дмитрий разослал по всей Русской земле гонцов со своими грамотами. Звонили колокола по всей земле Русской…

( запись колокольного звона)



За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей, а также ополчения разных городов.

(Слайд 6 ) -Патриотическое настроение народа поддержал настоятель Троицкого монастыря старец Сергий Радонежский.

(изображение Сергия Радонежского на интерактивной доске)

-Что вам известно о нём?

- Незадолго до выступления войска Дмитрий Иванович отправился за советом к Сергию Радонежскому.

(Слайд 7) Сергий радушно встретил князя Дмитрия и долго с ним бе­седовал. На прощание, в присутствии всех, перекрестил его и сказал: «Иди на поганых, и Бог будет тебе помощником!» Затем наклонился к князю и тихо добавил: «Ты победишь».

Он дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов – Пересвета и Ослябю.

  1. Сражение на Куликовом поле.

- И вот великий князь Дмитрий двинул свою рать против непобедимого до того врага.

- Давайте обратимся к карте и посмотрим путь Дмитрия с войском к месту сражения. ( Работа с картой)


- Он сам выбрал место для решающей битвы, переправив войско через Дон.

-После переправы Дмитрий Ива­нович приказал сжечь мосты. Как вы считаете, с какой це­лью это было сделано?




  • - Закройте глаза представьте себе ночь накануне сражения.( Музыка)


“Тогда всю ночь волки выли страшно. Вороны день и ночь каркали . От такого страха богатырские сердца людей смелых стали укрепляться и воодушевляться. И страшно им было думать о возможной смерти на утро. И вечная жажда свободы одолевала страх, внушала бесстрашие”

VI.Физкультминутка.


(Слайд 8)) - Открываем глаза. Настало утро 8 сентября 1380 год. Рассеивается утренний туман.

Русичи увидели перед собой несметные ордынские полчища.

Дмитрий Иванович решил принят участие в сражении, и переодевшись в одежду простого воина встал во главе войска. Предположите, что нужно было сделать, чтобы этого не произошло? (Мнения детей)

(Слайд 9) Поединок

Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов – богатырей.

Этот вызов принял богатырь Пересвет. С копьём наперевес мчались всадники друг на друга и сшиблись на всём скаку. Кони их едва устояли, а оба воина насмерть поразили друг друга.

И тут же русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке. Стрелы падали дождём, копья ломались, как солома. Ордынцы всей своей силой стали наступать на передовой полк. Все меньше и меньше оставалось воинов в этом полку. Им на помощь двинулся большой полк. Теснят ордынцы русских, того и гляди, окружат. Но устоял большой полк. Тогда Мамай нанёс удар на левый фланг. Страшен был набег татарской конницы, и полк левой руки стал отступать. Но тут вышли из засады дружины Дмитри Боброка и Владимира Серпуховского. Это произошло так внезапно, что ордынцы растерялись , русские стали теснить их , обратили в бегство . Среди врага царила такая паника, что отступавшая конница растоптала собственную пехоту.

Войско Мамая было разбито. Победа русских была полной.


(Слайд 10) Анимированная карта “Куликовская битва”.



— Одним из первых пал на поле брани любимый друг Дмит­рия, принявший обличие князя.

( слайд 11)— А что же великий князь?

— По-разному рассказывают о судьбе великого князя во вре­мя сражения. Выберите версию, которой вы поверили:

1. Согласно одним авторам, его тяжело ранили, сбили с коня и он вынужден был укрыться в чаще до конца сражения.

2. По другой же версии, Дмитрий до самого конца участвовал в битве и «стал на костях татарских», то есть сам провозгласил победу.

3. А по третьей версии, его нашли без сознания среди груды трупов и без единой царапины.

(слайд 12) По преданию против татар сражались и русские женщины, одетые в мужские доспехи всадницы Дарья и Феодора. Судьба Дарьи неизвестна , а раненую Феодору после битвы доставили в родное село.

Итоги Куликовской битвы.

(Слайд 13 ) - Дорогой ценой досталась победа в Куликовской битве. К чувству торжества и ликования примешались горечь и скорбь по убитым. Многие славные сыны Родины полегли на поле Куликовом.

Русские воины заплатили большую цену за эту победу С 9 по 16 сентября русские хоронили убитых. Историки считают , что на Куликовом поле бились не менее 300 тыс воинов . Известно, что погибло 12 князей(из 23) и 483 боярина, и около 100 000 русских воинов.

Это был полный разгром монголов. Битва вошла в историю как Мамаево побоище. Доблестного князя за славную победу на берегах Дона прозвали Донским.

( Слайд 1 ) Вернёмся к вопросу : «Почему Куликовскую битву называют Великой битвой?

-Каковы же итоги этой битвы для Руси?

С победой у русского народа появилась крепкая надежда освободиться от власти Орды.


Но лишь 100 лет спустя после Мамаева побоища обрели русские земли полную независимость от Орды. Несмотря на поражение на Куликовом поле, враг был ещё силён и многочислен. Набеги ордынцев на Русь продолжались. Благодаря Куликовской битве был уменьшен размер дани Золотой Орде. Но враги уже избегали меряться силой с Русью в больших сражениях.

VIII. Подведение итогов урока

2. Фронтальная беседа по вопросам.

- Что послужило причиной похода Мамая на Русь? (Почему Мамай выступил против Руси?)

- Кто из русских князей бросил вызов Золотой Орде?

- Кто благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагом?

- Где произошла битва?

- Какое значение имела Куликовская битва?

Итог: Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они — честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ

- Наш урок подходит к концу, и я хочу закончить его словами поэта и военного летчика Алексея Чумакова.


Вовеки славься, Русь, Россия!

И будь всегда сама собой.

Твои народы вместе – сила!

Никто не справится с тобой!



IX. Этап информации о домашнем задании. Учебник с.135-136

Подготовить мини сообщение о Дмитрии Донском

X. Рефлексия.

- Возьмите рефлексивные карты и прочитайте и продолжите высказывание :

Врезультате уро «Куликовская битва мне открылись : ТРИ САМЫХ ВАЖНЫХ ИМЕНИ

ТРИ САМЫХ ВАЖНЫХ СОБЫТИЯ

Выставление отметок за урок.

На этом наш урок окончен. Всем спасибо за хорошую работу на уроке.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!