СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающего мира по ФГОС по системе развивающего обучения Л.В.Занкова по теме " Одомашнивание диких животных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок позволяет понять, как были одомашнены дикие животные. Интересные игры, умение воплотиться в роль древних людей и животных, рассказы о своих питомцах, отрывки из мультфилма - всё это делает  урок разнообразным и интересным.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира по ФГОС по системе развивающего обучения Л.В.Занкова по теме " Одомашнивание диких животных"»

Конспект урока окружающего мира по ФГОС

по системе развивающего обучения Л.В.Занкова.



Тема урока: Одомашнивание диких животных.

Цель урока:

Ознакомить с одомашниванием диких животных как новой ступенью развития человеческого общества.

Задачи:

Личностные

воспитывать ценностное отношение к культурно – историческому наследию своего народа; стимулировать детское творчество, учить любить домашних питомцев и ухаживать за ними; воспитывать чувство сотрудничества, взаимопомощи и поддержки по отношению друг к другу

Предметные:

развивать историческое мышление; систематизировать знания детей о первом человеке; обеспечить условия для формирования понятия одомашнивание животных, каким образом оно происходило; активизировать познавательную деятельность, расширять кругозор,

Метапредметные;

овладевать умением поиска средств выполнения учебной деятельности; умением осознанно строить речевое высказывание в виде текста в устной форме; умения работать с информацией, представленной в разной форме; овладевать логическими действиями сравнения, анализа, установления причинно – следственных связей, построения умозаключений.

Оборудование: предметные картинки, мультфильм по сказке Р.Киплинга «Кот, который гулял сам по себе», продукты питания и изделия, полученные от домашних животных, костюмы героев, учебник «Окружающий мир» Дмитриева, Казаков 1кл., 2ч., м/м проектор.
























1. Организационный момент.

2. Актуализация пройденных знаний.

Игра « Поле чудес»

Перед вами зашифрованные слова, которые нам помогут узнать, о чём мы будем говорить на уроке. Вам нужно выбрать букву и вставить её на место.


1


2

3

4

5

6

7

8

9

*3буква. Первый человек жил

А) В холодном поясе

Б) В умеренном поясе

Е) В жарком поясе

*6 буква. Первый человек питался

В) Плодами и семенами

З) Конфетами

Г) Мясом

*9 буква. Первый человек жил

Е) Стадом

Д) Семьёй

Ж) Племенем

*1 буква. Почему человек стал охотником

И) Хотел узнать повадки животных

О) Есть хотел

К) Хотел стать сильнее животных

*4буква. Что потребовалось человеку в умеренном поясе

Л) Умение охотиться

М) Умение быстро бегать

Н) Он и так всё умел

*7 буква. Для охоты человеку необходимо

Ф) Орудия труда

Я) Крепкие сапоги

Е) Оружие

*5 буква. Из чего делал человек оружие и орудия труда

Т) Из металла

У) Из дерева

О) Из палок, костей и камня

*8 буква. Что помогало человеку охотиться

Р) Охота по одному

К) Охота сообща

М) Страх зверей перед людьми

*2 буква. Человек был кочевником, потому что

Ч) Шёл за животными

Ц) Любил природу

Х) Искал новое место жительства

Прочитайте, что у нас получилось.

О человеке.

Верно. Мы сегодня продолжаем разговор о древнем человеке. Прежде всего, отрывок мультфильма поможет вам представить этого древнего человека.

3. Показ начала мультфильма по сказке Р.Киплинга «Кот, который гулял сам по себе» (1,5мин)


4. Групповая работа.

На столах у каждой группы лежат части разрезанной картинки, которые нужно соединить.

Дети составляют из частей изображение животных.

Какие изображения у вас получились?

Корова, овца, курица, свинья

( На доске вывешиваются полученные цельные картинки)

Как можно назвать этих животных?

Это домашние животные.

Каких животных вы бы ещё добавили в эту группу?

Дети перечисляют домашних животных. Учитель добавляет изображения собаки, кошки, лошади, козы, утки, гуся на доску.

Чем отличаются домашние животные от диких?

Человек за ними ухаживает, кормит, строит жилище, защищает.

На ваших столах находятся коробки с предметами, выберите из них те, которые относятся к вашим картинкам.

В коробках находятся: яйцо, шерстяной носок, варежка, сало, сыр, сметана, овечья шерсть, куриная голень, куриное перо.

Учащиеся выбирают из коробки нужные предметы. Поднятыми соединёнными руками показывают готовность группы.

Почему вы выбрали именно эти предметы?

Отчёт группы о проделанной работе. Учитель под рисунками животных прикрепляет изображения выбранных детьми предметов.

А какую пользу приносят человеку добавленные вами животные?

Ответы детей.

5. Выступление учащихся о своих домашних питомцах.

А какие животные живут у вас дома или в деревне у бабушки?

Ответы детей.

Сегодня ребята приготовили для вас сюрпризы и рассказы о своих питомцах. А чтоб услышать рассказ, вы должны догадаться: о ком идёт речь.

Игра «Заморочки»

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

О ком говорится в загадке? Это собака.

Почему ты так считаешь? А я думаю, это может быть тигр.

В загадке можно понять, что живой замок охраняет дом, а тигр дом не охраняет.

У Ани есть дома собака, с которой многие из вас знакомы. Сегодня она вам хочет рассказать о своём друге.



Выступление Ани про собаку. (Представлены фотографии Тесси и Василия)

Моя собака.

У меня живёт собака Тесси. Ей уже год. Её порода цверкшнауцер, что в переводе означает «маленький бородач». Это самая маленькая сторожевая собака.

Ростом Тесси с крупную кошку. Её окрас – перец с солью. Дома она отличный сторож и мой ласковый друг. Собака любит играть в мяч. Когда ей говоришь: «Тесси, где мячик? Ищи!» Она его находит и приносит в зубах.

Недавно в доме появился котенок. Его зовут Василий. Собака и котёнок подружились. Они вместе играют. Котенок чувствует себя тигром, бросается на спину собаки. Тесси сбрасывает его с себя, хватает за уши и тащит за собой. Уставшие, они укладываются рядышком спать.

Мне со своими животными очень интересно. Я за ними наблюдаю и замечаю, что собака может дружить с кошкой.


Многие заводят у себя в доме зверьков, чтобы иметь рядом пушистого и смышленого друга, с которым интересно повозиться, понаблюдать за его повадками, приручить и дрессировать. В последние годы этот зверёк стал популярным в домашних живых уголках. Расшифруйте анаграмму, и вы догадаетесь, о ком идёт речь.

Это хомяк.

Молодец Альмир. Расскажи нам, Женя, о своих питомцах.


Выступление Жени.

(В банке у девочки находятся хомячки.)

Моих питомцев зовут Том и Тома. Они живут в клетке. Хомячки очень чистоплотные животные. Они любят чистую посуду и постель, которую делают из древесных опилок или стружек. Зверькам нравится разнообразная пища. Они любят семечки, овощи и фрукты, которые заменяют им воду. Мне нравится ухаживать за хомячками: чистить клетку, менять воду и корм. Но больше всего я люблю наблюдать, как они кушают. Сначала они набивают свои мешочки, которые находятся за щёками. Часто я кормлю их из рук. Зверьки встают на задние лапы, нежно берут семечку и очищают её от кожуры. Хомячки с удовольствием играют небольшими палочками. Днём или в пасмурные дни они спят в гнёздышке, зарывшись в древесные опилки. В ночное время мои питомцы занимаются своими интересными делами: начинают играть, перемещаться по клетке, делать разные трюки.

Я очень люблю своих хомячков.

Следующего питомца вы сможете отгадать, если дружно закончите загадку. Будьте внимательны.


То не радуга, не пламя!

Что за птица? Угадай!

Целый день болтает с нами

Разноцветный … (попугай).


Выступление Маши.

У меня живёт попугай Кеша. Он из породы неразлучников. Оперение его зелёного цвета, грудка – красная, а хвост – красно – синий местами чёрный. Кеше два года. Он очень потешный, любит, когда на него обращают внимание, хвалят. Когда сердится – кусается. Я убираю клетку, кормлю, играю с ним и очень его люблю. Но в последнее время с Кешей произошло чудо. Мы обнаружили в его клетке яйцо, затем второе. Кеша оказался самочкой. Возникла проблема: как его переименовать. Мы долго думали с мамой и назвали её Стешей.


6. Новая тема

На экране воспроизводится 2ряда изображений:

а) диких зверей: слон, горный баран, газель

б) домашних животных: слон, баран, коза

Кого вы видите на экране?

Что вы можете сказать об этих животных?

Сравните ряды и скажите: в чём их сходство и различие.

Они одинаковые.

Я не согласен: в первом ряду животные дикие, а во втором ряду домашние.

Почему ты так решил?

А слоном во 2ряду управляет человек, а ведь дикий слон к себе никого не подпустит.

Я тоже согласен с Сашей: барану корм даёт хозяин, а на вверху он настороженно ест и как будто ждёт, что на него кто-нибудь нападёт.

Да, бабушка доит козу, а козочку на верхнем ряду она не догонит.

А как вы думаете, ребята, всегда ли животные были домашними?

Нет.

Как получилось, что некоторые дикие животные стали вдруг домашними или эти животные всегда были домашними?

Нет. Их сделал домашними человек.


С какой целью древние люди приручали диких животных?

Ведь легче, когда животных не нужно догонять.

Возможно, люди хотели, чтобы они приносили пользу человеку.

Можете ли вы предположить, как происходило одомашнивание – приручение диких животных? Гипотезы детей.

Как вы думаете, какое животное было приручено первым и почему?

Я думаю, что это была собака. Я не знаю почему, но она среди всех животных человеку самая преданная.

А я могу предположить, что среди диких собак, наверно, были незлые. Ведь и сейчас есть такие собаки, которые живут без хозяина, но не все подходят к людям и взгляд у них злой. Даже страшно стаёт. А другие хвостиком помахивают и близко подходят.

Учёные действительно спорят, в каком порядке были одомашнены животные, но одно известно точно, что первой была собака. Первыми были волки, ставшие известными как собака. Они находились рядом с человеком, и некоторые волки стали меньше бояться людей. Это позволило таким волкам начать следовать за людьми, чтобы подбирать остатки пищи. По-видимому, некоторые волки были менее агрессивны и именно с ними наладились отношения с людьми. Волки извлекали выгоду из отходов пищи людей, а люди, возможно, нашли, что волки могут предупредить их о приближающихся врагах, помочь в охоте. Поскольку эти отношения развивались, люди, в итоге, начали воспитывать волков и разводить породы собак, которые мы имеем сегодня. Поначалу она служила помощником при охоте, позже исполняла и сторожевые функции. Вот какую историю поведал нам Редьярд Киплинг о приручении собаки.


7. Инсценирование эпизода приручения дикой собаки по сказке Р.Киплинга «Кот, который гулял сам по себе»


Автор:

Случилось это в далёкую пору, когда ручные животные были ещё дикими. Собрались дикий конь, корова, собака и кот возле пещеры мужчины и женщины.

Дикий конь:

О, друзья мои! О, мои недруги! Чует сердце моё, не к добру засветили мужчина и женщина этот большой огонь в пещере. Вот увидите, будет беда.

Дикая собака:

Пойду, погляжу, а потом расскажу. Мне кажется, там хорошо. Кот, пойдём со мной.

Дикий кот:

Ну, нет. Я кот, хожу, где вздумается, и гуляю сам по себе.

Дикая собака:

Ну, тогда я тебе не товарищ.

(Дикая собака подходит к пещере и заходит туда, а дикий кот наблюдает за ним.)

Женщина:

Ты из дикого леса, дикая тварь? Чего тебе надобно?

Дикая собака обращается к женщине:

Скажи мне: о, враг мой, жена врага моего, что это пахнет так нежно среди этих диких лесов?

(Женщина бросает кость собаке).

Дикая собака съедает её и обращается к женщине.

О, враг мой, жена врага моего, брось мне другую такую же кость.

Женщина:

Если ты будешь стеречь по ночам нашу пещеру и поможешь моему мужчине ходить за добычей, я дам тебе столько костей, сколько тебе будет нужно.

Дикая собака:

О, мой друг! Жена моего друга! Я готов помогать твоему мужчине охотиться. Я буду стеречь по ночам вашу пещеру.

(Собака лает. Мужчина поднимает голову.)

Мужчина:

А что здесь делает дикий пёс?

Женщина:

Его имя уже не дикий пёс, а первый друг, и он нам будет другом навеки. Когда пойдёшь на охоту, кликни его с собой.

( Пёс ласкается о руку мужчины.)

Автор:

С тех пор собака стала верным другом и помощником человека.


8. Работа по учебнику стр. 21.

А каким образом была одомашнена дикая корова?

-Она тоже, может быть, пришла за пищей к человеку.

-Я думаю, что ты, Данил, не прав. Ведь человек кочевал за животными и охотился, а не наоборот.

-Она, наверно, была поймана человеком, и он смог получить от неё молоко. Потом она была привязана и паслась вблизи человека. Это было удобно.

Что вы видите на картине?

Я вижу коров.

Каким образом оказались дикие коровы в загоне?

Чем заняты люди?

Всегда ли животные могли вырваться на свободу?

Что происходило с оставшимися животными?

-Я понял: древние люди, чтобы легче поймать, загоняли диких животных в загон.

- Некоторых из них они убивали, а некоторых оставляли на следующий раз.

-Правильно, а потом, когда начали получать молоко, специально стали содержать в загоне.

-Удобно: и мясо, и молоко.

Вы правильно, ребята, представили картину. Люди приручили коз, овец, коров, свиней. Важным событием для истории стало одомашнивание лошадей. Сначала они служили источником мяса и молока, позже использовали для перевозки грузов. Но первым животным, использованным для перевозки грузов, был вол. Ослы и лошади присоединились к нему позже. Некоторое время спустя, был приручён и верблюд.

В современное время одомашнивание продолжается. В Татарстане существует зверосовхоз, где одомашнены норки, лисицы. Сейчас в России появились и страусиные фермы, одомашнивается даже рысь.

В каждом тепловом поясе существуют свои домашние животные. Каких домашних животных вы знаете в холодном поясе?

В жарком поясе?

В умеренном поясе?


9. Вывод.

Изменилась ли жизнь древнего человека, когда человек стал иметь домашний скот.

-Да, изменилась. Он перестал кочевать, ведь животные, за которыми он охотился, были рядом с ним.

-Человек стало легче жить: ведь у него была пища, одежда.

Труд у него стал легче, потому что ему помогали животные.


10. Итог урока.

Как вы думаете, ребята, вы узнали что-то новое на уроке?

На доске находится 3 полянки, а на парте у вас фигурка домашнего животного. Подумав, прикрепите свою фигурку таким образом:

1полянка – я много нового узнал на уроке.

2полянка – я узнал что-то новое на уроке.

3полянка – я ничего не узнал нового на уроке.

Дети группами подходят к доске и прикрепляют магнитами животных.

Я рада, что 3полянка осталась пустой, значит, вы с урока взяли что-то новое; на 2 полянке пасётся несколько домашних животных. Эти ребята много знают, но и они пополнили свою копилку знаний.

Что вас сегодня на уроке удивило? Впечатления детей.

Что бы вы могли рассказать своим друзьям по этой теме?


11. Анализ деятельности учащихся и класса в целом.

Дети, подумайте и ответьте на мой вопрос: как ваша группа работала на уроке?

Кто вам в своей или в какой-то другой группе особенно понравился?

А своя работа в твоей группе тебе самому понравилась?







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!