Тема урока: Путешествие на планету динозавров
Цель:
Формировать представления о далеком прошлом Земли.
Познакомить с удивительными животными прошлого — динозаврами.
Узнать, как ученые изучают этих древних животных.
Выделить отличительные черты в строении динозавров.
Развивать творческое воображение.
I. Организационный момент
- Ребята, у нас сегодня необычный урок окружающего мира. И прежде, чем начать наш урок, я прошу вас обратить внимания на доску. На ней изображены солнышко и тучка. Если у вас хорошее, радостное настроение, как наше солнышко, поднимите правую руку. А если у кого-то грустное, печальное настроение, как наша серая тучка, поднимите левую руку. А чтобы настроение у всех было хорошее, чтобы мы с удовольствием работали повернемся друг к другу и улыбнемся.
II. Постановка учебной проблемы
Как вы знаете, в нашем учебнике живут Миша и Лена. Давайте посмотрим, какие приключения ждут наших друзей в этот раз.
На слайде
Лена:
- Миша, посмотри, что происходит с нашими часами. Наши часы начали свое движение против часовой стрелки? Ребята, может вы знаете, что это может означать.
Предполагаемые ответы детей
Миша:
- Не беспокойтесь мы просто отправляемся в прошлое, чтобы узнать о древних предках наших зверей. А вот о ком, пойдет речь вы должны сами догадаться, посмотрев внимательно на картинки и вспомнить предыдущую тему урока.
Учитель: Как вы думаете ,кто же является предками пресмыкающихся?
О ком же пойдет сегодня речь?
Что нового вы бы хотели узнать на нашем уроке?
Попробуйте сами сформулировать тему урока.
«Путешествие на планету динозавров».
III. Работа над новой темой урока
Сегодня мы постараемся заглянуть в тот период жизни земли, когда еще не было первобытного человека, но на суше, в воздухе и в морях существовали странные животные, которых мы называем динозавры? Как вы думаете, а откуда люди узнают о жизни динозавров? Изучением жизни динозавров занимаются ученые, которых называют палеонтологами. И сейчас мы с вами побудем палеонтологами. Мы будем заниматься исследованием хищных и травоядных динозавров.
Работа в группах
Мы с вами разделены на две группы. На столах у вас картинки с изображением динозавров. Вы должны внимательно рассмотреть картинки, проанализировать и записать в маршрутный лист название динозавра, выделить какие же признаки отличают травоядных от хищников.
ФИЗМИНУТКА
Рассказ учащихся.
- Ваши одноклассники подготовили вам небольшой рассказ о самых ярких представителях своего вида.
Хищники
Тираннозавр или ящер – тиран, был самым страшным хищником, его рост 9 метров, а длина 15 метров. Огромные челюсти вооружены сотнями больших, как ножи, зубов. Одним ударом своих зубов тираннозавр легко бы вспорол брюхо слону, а носорога, унес бы в пасти. Бегал тираннозавр на 2 задних ногах, его лапищи отмеривали шаги в 4 метра длинной. Он быстро настигал добычу на своих сильных ногах. Хвост уравновешивал тяжесть его массивной головы. Появление тираннозавра наводило ужас на всех древних обитателей нашей планеты.
Травоядные
Трицератопс
Бронированный воротник надежно укрывал шею. Латинское название происходит от трех греческих слов – морда с тремя рогами. Длина тела рогатого ящера достигала аж 9 метров. Высота же до 3 м. Весил трицератопс до 6 тонн. Передние ноги менее развиты, чем сильные задние. Однако строение таза и общая конструкция показывает, что вставать на задние конечности трицератопсы не могли.
Просмотр видеофрагмента « Тираннозавр против трицератопса»
Работа с учителем.
Предлагаю вам раскрыть еще один секрет динозавров.
- Прочитайте ещё раз названия динозавров.
- Почему у них такие трудные названия?
- Когда находят останки очередного неизвестного науке динозавра, у этого древнего ящера еще нет имени. Лишь после изучения находки исследователи дают ей название, если только не обнаружится, что науке это ископаемое уже известно.
- Иногда имя, присваиваемое находке, основывается на особенностях внешнего облика или строения древнего ящера, иногда на предполагаемом образе жизни или поведении. Некоторые динозавры получили свое имя по названию места, где были впервые найдены останки этого вида.
Давайте посмотрим, как образовались некоторые из динозавровых названий.
Ученые давали названия динозаврам на латинском языке. Эти названия можно перевести.
овираптор. Ови—яйца, раптор—вор
цератозавр Церато-рог ,завр-ящер
дракорекс драко-дракон,рекс-царь
эокурсор- эо-рассветный,курсор –бегун
IV. Закрепление
А теперь давайте мы поиграем и проверим, как вы внимательно сегодня слушали на уроке. Если услышите правильное утверждение, то хлопайте, если неправильное - то топайте.
Изучением динозавров занимаются ветеринары
Динозавров, которые питались растениями, называли травоядными.
У травоядных динозавров были большие острые зубы.
Травоядные охотились на хищников
Во времена динозавров на Земле были люди.
V. Итог урока
Ребята, пофантазируйте могли бы люди жить на одной планете с динозаврами?
Почему?
-как вы думаете почему вымерли динозавры?
Рефлексия.