СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающего мира 2 класс по теме "Времена года".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока окружающего мира 2 класс УМК "Перспектива"по теме "Времена года".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира 2 класс по теме "Времена года".»

Конспект урока окружающего мира 2 класс УМК «Перспектива»

Тема: Времена года.

Цель:

  • Сформировать представление:

о причине сезонных явлений, о последовательности этих изменений; о связи изменений в при­ роде с движением Земли по орбите вокруг Солнца.

• Научить: распознавать сезонные яв­ления; проверять результат вы­полненного задания; строить монологические высказывания; согласованно работать в паре

Формирование УУД:

Предметные результаты:

объяснять причину смены времен года с помощью схемы;

называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года;

перечислять времена года в правильной последовательности;

называть (опираясь на годовой круг в учебнике) месяцы каждого сезона;

понимать условность начала перечисления времен года при неизменности их следования друг за другом в годовом круге.

Метапредметные результаты:

предлагать для каждого времени года рисунки-символы;

устанавливать по схеме связь сезонных изменений в природе с движением Земли вокруг Солнца и наклоном земной оси;

объяснять причины смены времён года;

моделировать их в виде схемы-аппликации;

придумывать сказочное объяснение смены времён года, иллюстрировать его рисунком;

Личностные результаты:

понимать важность связи изменений в природе с движением Земли по орбите вокруг Солнца.

Оборудование. У учителя — куклы Мальчик и Девочка сезонные детали их одежды; теллурий; волчок, выполненный в форме годового круга на основе зубочистки или спички, вставленной в центр.

У учащихся — цветные карандаши или фломастеры.


Ход урока

  1. Актуализация знаний и умений.

- Отчего происходит смена дня и ночи?

- Что такое год?

- Какие времена года вы знаете?

  1. Целеполагание.

- А теперь давайте проверим вашу наблюдательность.

- Чем отличается годовой круг на с. 28 учебника от круга, изображенного на с. 26?

- Почему годовой круг художник сделал разноцветным?

- Почему он подобрал именно такие, а не иные цвета, которые последовательно и плавно сменяют друг друга?

- Сколько основных цветов мы можем выделить на этой схеме?

(Художник с помощью четырех разных цветов объединил в четыре группы по три месяца все двенадцать месяцев, из которых состоит круглый год. Выбор цвета для каждой группы определяется тем, какой именно цвет в природе больше всего останавливает внимание человека в течение месяцев той или иной группы. Основные цвета на схеме — зеленый, красный, желтый, синий.)

  1. Работа по новой теме.

Беседа.

- Кто знает, как называются четыре группы месяцев, которые художник на схеме выделил разными цветами? (Временами года).

- Какие цвета характерны для каждого времени года?

- Весной после долгой зимы нас больше всего радует появление молодой зелени;

летом цветут красочные цветы, появляются яркие плоды, поэтому лето издавна зовут красным;

осенью природа поражает нас золотым цветом желтых увядающих листьев;

а зимой наше зрение умиротворяет отливающая холодной синевой белизна чистого снега.

- Давайте сравним наши ответы с тем, что изображено на фотографиях учебника (с. 28), и представим, что мы с вами гуляем в тех местах. Опишем с помощью слов наши впечатления от мысленной прогулки. (Учитель выслушивает ответы детей.)

- Посмотрите на фотографию игрушки-крестушки вверху с. 28 учебника

- Что общего у нее с кругом и что она может символизировать.

- Отгадайте загадку:

В саду царском стоит дерево райское:

На одном боку цветы расцветают,

На другом — плоды созревают,

На третьем — листы опадают,

На четвертом — сучья подсыхают.

(Обсуждаются отгадки: год; времена года: весна, лето, осень, зима; «сучья подсыхают» от того, что зимой сильный мороз вымораживает влагу из деревьев).

Работа в рабочей тетради.

- Выполнить задание № 1 на с.20

Работа по учебнику

- Прочитайте текст на с. 28.

Первичное закрепление.

Учитель раскручивает волчок, сделанный в форме годового круга со вставленной в центр спичкой или зубочисткой.

- Перечислите времена года с названия того фрагмента, на который указывает волчок.

Открытие новых знаний.

- Давайте предположим, что у огромного земного шара и сутки огромные. Длиною в год. Тогда на какое время суток была бы похожа весна? (Утро.) Осень? (Вечер.)

- Какие еще времена года и суток мы не назвали?

- Какие две пары мы можем составить из этих отрезков времени? (Лето — полдень; зима — ночь.)

- Как вы думаете, отчего сменяются времена года?

- В старину люди придумывали очень красивые, поэтичные объяснения этому явлению. Вот, например, как сказочно рассказывает о приходе весны загадка: «Прилетела павушка, села на пригорышке;

Распустила перышки для зеленой травушки».

- Вот и вы пофантазируйте — придумайте свое сказочное объяснение смене времен года».

(Учитель выслушивает детей).

Работа по учебнику

- А как ученые объясняют смену времен года?

- Прочитайте текст на с. 29 учебника.

( Учитель подтверждает научное объяснение смены времен года показом модели этого процесса с использованием теллурия)

- Смена времен года связана с движением Земли вокруг Солнца и наклоном земной оси.

Первичное закрепление.

- Рассмотрите схему на с. 29

- Как вы поняли причину существования сезонности в природе?

- Из-за наклона земной оси зимой мы видим, что солнце, поднимаясь невысоко над горизонтом, освещает землю косыми лучами и прогревает ее поверхность плохо. А летом солнце поднимается высоко над горизонтом, на землю падают прямые солнечные лучи и хорошо прогревают ее поверхность. Кроме того, на основе схемы можно обратить внимание детей на то, что в зонах Северного и Южного полюсов в связи с наклоном земной оси лето — это действительно длинный день без ночи, а зима — длинная ночь без дня. Поэтому лето и зиму на полюсах можно так и назвать — Полярный день и Полярная ночь.

Закрепление знаний.

- Выполнить задание № 2 на с. 20 рабочей тетради.

Открытие новых знаний.

- А теперь мы с вами познакомимся с новым понятием — явления природы.

- Что означает слово «явление»? (Когда что-то показывается, появляется, становится видным.)

- Явления природы — это такие события, когда природа предстает перед нами в разных своих видах, в разных образах. Мы не можем наблюдать такие явления природы, как вращение земного шара вокруг своей оси или его движение по орбите вокруг Солнца, но видим другие природные явления как результат этого вращения — смену дня и ночи, смену сезонов. Есть явления природы, которые связаны с разными временами года. Их мы наблюдаем все время в нашей жизни и называем сезонными.


Работа по учебнику.

- Прочить текст на с. 30 учебника.

Первичное закрепление.

- Рассмотрите рисунки и расскажите, какие сезонные явления природы можно наблюдать в разные времена года. Делит класс на подгруппы и каждой дает задание разыграть сценку из жизни, показывая, как разные явления природы определенного сезона влияют на деятельность и поведение людей. Дети играют за кукол-помощников: смотрят сценку за сценкой и угадывают, какое время года изображают другие ученики, надевая на кукол ту или иную сезонную деталь одежды.

IV. Рефлексия.

- Ответьте на вопросы рубрики «Проверим себя» (с. 31 учебника).

Выводы урока

- Закончите предложения:

- Весна, лето, осень, зима -…. (Четыре времени года (четыре сезона))

- Смена времен года происходит из-за … (движения Земли вокруг солнца и наклона земной оси).

- Все изменения происходящие в природе называются …(явления природы)

Домашнее задание: теоретический материал на с. 28—31 учебника, задание № 3 на с. 21 рабочей тетради.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!