Тема урока: Звуки [м], [м], буквы М, м.
Цель урока: Знакомство с согласными звуками [м] [м’] и буквой М, м.
Задачи урока: обеспечить условия для знакомства с новой согласной буквой М (м); должны знать, что звук м — согласный, звонкий, может быть твёрдым или мягким; учить выполнять звукобуквенный анализ слов, плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами; развивать фонематический слух; способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим, создать условия для развития эмоционально-чувственной сферы и навыков взаимодействия.
Ход урока
I.Организационный момент. Мотивирование.
Мы сюда пришли учиться
Не лениться, а трудиться
На уроках я сижу
Не шумлю, и не кричу
Руку тихо поднимаю
Если спросят – отвечаю.
II.Создание проблемной ситуации.
(На доске слова из карточек с буквами, первые буквы отсутствуют: …уха, …олоко, …ак,…ыл)
- Я приготовила для вас слова, но потеряла первые буквы. Какая же из этих букв подойдет, чтобы получились слова?
-Какой буквы не хватает? (м)
III.Сообщение темы урока.
- Вы уже догадались, какую букву будем изучать? (м, М)
- Проверим, так ли это. Откройте "Азбуку" на той странице, где мы читали вчера и посмотрите на следующую страницу. Познакомьтесь, это буква «м».
- Назовите тему урока.
- Какие цели поставите?
- Что будете делать сначала, а что потом? (познакомимся с буквой, выясним, из каких элементов она состоит, исследуем, какую работу выполняет, почитаем модели и слоги, поиграем)
- Герои учебника Миша и Маша хотят вместе с вами изучить новый звук, букву и научиться читать слоги и слова с буквой «м».
- Поиграем в игру "Доскажи словечко"
- Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось ...
- Каждый тут в лесу талант- и певец, и ...
- Погляди на молодцов:
Веселы и бойки
Волокут со всех концов
Материал для стройки
Вот один споткнулся вдруг
Под тяжёлой ношей -
И спешит на помощь друг
Тут народ хороший
Без работы, хоть убей,
Жить не может...
- В подполье, в каморке
Живёт она в норке,
Серая малышка. Кто же это? ...
IV.Конструирование большой и малой букв М, м.
- На что похожа буква «м»?
- Из каких элементов-шаблонов состоят печатные буквы «М», «м»? Сконструируйте из элементов-шаблонов буквы «М», «м».
- Покажите соседу букву, проверьте правильность, помогите друг другу.
- Из каких элементов состоит буква?
- Есть ли у буквы М соседи в алфавите? Какие из них вам уже знакомы?
V.Знакомство с новыми звуками.
-Как вы думаете, какую работу выполняет буква М?
- Давайте проверим, исследуем модели в "Азбуке"
а) Работа по учебнику (с.24, Проговаривание: МЫЛ; МИЛ)
МЫЛ
- Какой первый звук?
- Посмотрите друг на друга в паре, произнесите первый звук, обратите внимание на расположение губ, зубов, языка.
Аналогично проводится работа со словом МИЛ.
- Давайте дадим характеристику звукам в данных словах и сравним их. (В слове «мал» - звук [м] звонкий твёрдый; а в слове «мяч» - звук [м’] звонкий мягкий).
Физминутка
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше!
б) Распознавание новых звуков.
- В каких словах есть звуки [м], [м,]? (Дети используют личный опыт, иллюстрацию на доске, картинки в "Азбуке").
- Поиграем в «Твёрдый - мягкий»? Если вы услышите твёрдый звук - топаете, мягкий - хлопаете.
(маяк, мил, мужчина, макароны, мельник, медведь, муравей, медаль, молоко, месяц)
в) Чтение звуковых моделей и слов
- Молодцы!
стр.24 "Азбука" – МАША; МИША
-Чем отличаются модели?
-Почитаем в группах на стр.25
VI.Первичное закрепление.
- Посмотрите на доску. Что там написано? (Маша, Миша, Муму)
- Теперь мы сможем определить, какой звук обозначает буква М?
- В парах выясните, какой звук обозначает первая буква? Почему она заглавная?
- Разделите слово на слоги, поставьте ударение, составьте звуковую модель.
(у каждой пары карточку с именем; самостоятельная деятельность в парах, само- и взаимоконтроль, коррекция, самооценка; 3 ученика выходят к доске; проверка.)
Физминутка
Две сестрицы, две руки
Рубят, строят, роют
Рвут на грядке сорняки и друг дружку моют!
VII.Задания на развитие внимания.
1.Найдите четыре слова, начинающиеся на «М».
(лимон, мешок, маяк, банан, месяц, велосипед, лук, майка).
2.Игра «Кто больше запомнит слов из текста со звуком [м], [м,].
«Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на полянке и ели малину. Мыша и говорит:
- Давай стихи придумывать. Вот слушай, какое я сочинил:
Каждый день и каждый час
Мы твердим упрямо
Нет на свете никого
Лучшей нашей…
- Малины! - заорал Миша.
- Да причем здесь «малина»! Я хотел сказать: «Лучше нашей мамы».
- Это тоже здорово! А теперь я сочиню… А про что?
- Ну, хотя бы про этот мухомор.
Не ешьте белые макароны,
А ешьте красные мухоморы.
- Что ты, что ты! - испугался мышонок. - Мухоморы нельзя есть, в больницу попадешь. Вот, слушай стих про доктора:
В лесу нет доктора важней,
чем бойкий рыжий…
- Айболит! - заорал медвежонок.
- Да не Айболит, а муравей. Айболит лечит зверей, а муравей – лес.
- Откуда ты так много знаешь?
- Кто много читает, тот много знает! - ответил мышонок Мыша.»
Беседа.
- Какие имена вы встретила в этой сказке?
- Кто такие поэты?
- Хороший ли поэт Миша?
- Кто лучше всех на свете?
- Какие грибы нельзя есть?
- Кого мышонок назвал доктором леса?
VIII. Рефлексия.
- Добились ли вы своих целей?
- Что поняли? Что узнали?
- Чем довольны? Что не получилось?
- Какие зауки обозначает буква «м»?