Урок обществознания в 8 классе.
Тема урока: Мораль
Цель: сформировать представление учащихся о морали как общепринятой норме поведения¸ не закрепленной в законах, добре и зле как этических категориях морали.
Задачи.
Образовательные:
Развивающие:
развивать умения анализировать различные ситуации с позиций норм морали, проводить анализ сходных явлений;
развивать умение работать с документами, сравнивать различные точки зрения по проблеме.
Воспитательные:
воспитывать толерантность, уважительное отношение к другим людям;
сформировать понимание ценности собственных жизненных целей и задач при уважении целей и задач других людей.
Тип урока:
урок изучения нового учебного материала с использованием компьютерных технологий.
Оборудование: Мультимедийная установка.
Формируемые УУД:
Предметные – знать нормы морали, уметь давать им характеристику, приводить примеры из повседневной жизни.
Регулятивные - определение последовательности промежуточных задач с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
Познавательные – на примерах показать значимость морали и нравственности.
Коммуникативные - умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.
Личностные - умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе, личностный моральный выбор.
Ход урока
План урока.
Мораль, нравственность.
Добро и зло.
Эпиграф урока:
«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло»
В.О.Ключевский.
Я спешу сказать вам – здравствуйте!
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать вам – благости!
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам – Радости!
Удач, успехов и везенья!
Чтоб пожелать всем на уроке
Прекраснейшего настроения.
I. Проверка домашнего задания.
-Какую тему изучали на прошлом уроке? (Сфера духовной жизни)
-Какие еще сферы общественной жизни вы знаете? (Политическая, экономическая, социальная).
-Дома вы должны были совместно с родителями заполнить таблицу о жизненных интересах вашей семьи.
(Проверка заполнения таблицы)
Виды интересов | Примеры |
Духовные | Музыка, чтение книг, посещение театра |
Материальные | Красиво одеться, купить машину |
Сиюминутные | Посмотреть фильм |
Кратковременные | Ремонт квартиры |
Долгосрочные | Дружба, счастье, любовь |
-Какой из этих видов интересов присущ только человеку, отличает человека от других живых существ? (духовные интересы)
-Существуют ли нормы, закрепленные в законах, которые бы регулировали нравственные поступки людей? (Нет)
-Но все же есть правила, нормы, которые не закреплены письменно, но, тем не менее, регулируют жизнедеятельность людей.
Просмотр мультфильма (Смешарики- Мораль)
-Может быть кто-то догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
II.Объявление темы и целей урока.
-Тема нашего сегодняшнего урока: «Мораль»
Слайд 1,2.
-Сегодня на уроке мы познакомимся с таким понятиями как «мораль» и его основными категориями: «добром» и «злом», узнаем, чем отличаются понятия «мораль» и «нравственность», поговорим о том, как понимали добро философы в разные времена.
(В тетради записать дату и тему урока)
III. Знакомство с новым материалом.
Мораль - правила поведения человека в обществе, не закрепленные в законных. (Записать в тетради)
-Обратимся к словарю. Мораль – это….
Слайд 3
-Термин «мораль» впервые встречается во 2 веке в трудах древнеримского юриста, политика и философа Цицерона. Но определенные правила поведения существовали задолго до появления самого термина «мораль».
Еще в VI веке до н.э. Конфуцием было сформулировано «золотое правило», которое гласит:
Не делай другому того, чего себе не желаешь.
Слайд 4.
2.Мораль, нравственность.
-Некоторые ученые считают, что между понятиями «мораль» и «нравственность» можно поставить знак =, а кто-то утверждает, что это - не одно и то же.
-А как считаете вы? Обоснуйте свою позицию.
Слайд 5.
Мораль | Нравственность |
правила поведения (как надо поступать) Что должно быть, к чему человек должен стремиться | практические поступки людей Реально практикуемые нормы, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни |
-У людей есть образец поведения, но все ли следуют нормам морали?
3.Стимулы нравственного поведения.
Слайд 6.
-Что, по вашему мнению, в большей степени стимулирует нравственное поведение людей? Выберите вариант ответа:
-Конечно, в своих поступках люди должны руководствоваться своей совестью, понимать, что хорошо, а что плохо. Именно поэтому, основными категориями морали являются добро и зло.
IV. Добро и зло.
1.Прием «мозговой штурм».
-Какие ассоциации у вас возникают к слову «добро»? «зло»? Назовите их.
-А теперь давайте обратимся к словарю В.Даля .
Слайд 7.
Физкультминутка-игра. (Слайд 10)
Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы определяете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой — закрываете лицо ладошками. Итак, начали: Баба Яга, доктор Айболит, Дюймовочка, Змей Горыныч, Вини Пух, Золотая рыбка, Смешарики
2.Работа в группах
ЗАДАНИЯ: . Постарайтесь определить те действия, которые осуждаются моралью, и те, которые не осуждаются. Объясните свой выбор:
курить в лесу; курить в общественном месте; курить в школьном возрасте;
срывать цветы на лугу; срывать цветы, выращенные в своем саду; срывать цветы в чужом саду;
ударить собаку; ударить человека; упасть и удариться;
позавидовать покупке новой автомашины и обозвать человека жуликом.
3.Портрет доброго человека.
- В виде какого предмета, явления можно изобразить добро?
-Давайте попробуем составить портрет доброго человека в виде солнца.
-Каждая группа получает по 2 «лучика», на каждом из которых нужно написать качество доброго человека, свойство доброты.
(Учитель прикрепляет к доске солнышко, дети на его лучах должна написать качества доброго человека, прикрепить к доске)
-Итак, у нас получился собирательный образ доброго человека. Каждый из нас должен помнить, что он всегда находится перед выбором и только сам человек решает, как поступить в той или иной ситуации, какую дорогу ему выбрать.
4,Домашнее задание
-Я предлагаю вам подумать вам над этим вопросом и дома, после изучения параграфа №5 учебника. Кто желает получить оценку «отлично», должен будет выполнить задание на выбор (за заданием подойти в конце урока).
Д/З на выбор:
Рефлексия
5.Притча о мудром Мастере.
-Послушайте притчу о мудром Мастере и объясните, в чем ее смысл.
Давно-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?». Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:
-Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в своих ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер сказал:
-Все в твоих руках.
Какой выбор был у человека? (или убить бабочку или отпустить)
– Как можно оценить убийство бабочки? (это плохо, это зло)
– А сохранение ее жизни? (это хорошо, это добро)
– Как вы понимаете смысл этой притчи?
– Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми?
VI.Подведение итогов.
-Наш урок подходит к концу. Что он вам дал?
-Какие выводы вы для себя сделали?
-Вы сегодня работали очень хорошо, аргументировано отвечали на поставленные вопросы и заслуживаете оценки «отлично». Но помните, что окончательную оценку вам поставит сама жизнь. Старайтесь всегда в любой ситуации руководствоваться «золотым правилом», которое гласит:
(хором)
Не делай другому того, чего себе не желаешь!
А в заключение давайте все вместе споем и пожелаем друг другу идти только дорогой добра.
Видео - клип «Делай добро»