СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока обществознания по теме " МОРАЛЬ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный поурочный план направлен на формирование иразвитие позновательного интереса учащихся, содержит разнообразные формы работы включая групповую .

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обществознания по теме " МОРАЛЬ"»

Урок обществознания в 8 классе.


Тема урока: Мораль


Цель: сформировать представление учащихся о морали как общепринятой норме поведения¸ не закрепленной в законах, добре и зле как этических категориях морали.

Задачи.

Образовательные:

  • познакомить учащихся с понятием «мораль»;

  • дать представление об основных категориях морали: «добре» и «зле».

Развивающие:

  • развивать умения анализировать различные ситуации с позиций норм морали, проводить анализ сходных явлений;

  • развивать умение работать с документами, сравнивать различные точки зрения по проблеме.

Воспитательные:

  • воспитывать толерантность, уважительное отношение к другим людям;

  • сформировать понимание ценности собственных жизненных целей и задач при уважении целей и задач других людей.

  • Тип урока:

  • урок изучения нового учебного материала с использованием компьютерных технологий.

  • Оборудование: Мультимедийная установка.

  • Формируемые УУД:

  • Предметные – знать нормы морали, уметь давать им характеристику, приводить примеры из повседневной жизни.

  • Регулятивные - определение последовательности промежуточных задач с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

  • Познавательные – на примерах показать значимость морали и нравственности.

  • Коммуникативные - умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.

  • Личностные - умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе, личностный моральный выбор.


Ход урока


План урока.

  1. Мораль, нравственность.

  2. Добро и зло.


Эпиграф урока:

«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло»

В.О.Ключевский.

Я спешу сказать вам – здравствуйте!

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Я спешу сказать вам – благости!

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Я спешу сказать вам – Радости!

Удач, успехов и везенья!

Чтоб пожелать всем на уроке

Прекраснейшего настроения.


I. Проверка домашнего задания.

-Какую тему изучали на прошлом уроке? (Сфера духовной жизни)

-Какие еще сферы общественной жизни вы знаете? (Политическая, экономическая, социальная).

-Дома вы должны были совместно с родителями заполнить таблицу о жизненных интересах вашей семьи.

(Проверка заполнения таблицы)


Виды интересов

Примеры

Духовные

Музыка, чтение книг, посещение театра

Материальные

Красиво одеться, купить машину

Сиюминутные

Посмотреть фильм

Кратковременные

Ремонт квартиры

Долгосрочные

Дружба, счастье, любовь

-Какой из этих видов интересов присущ только человеку, отличает человека от других живых существ? (духовные интересы)

-Существуют ли нормы, закрепленные в законах, которые бы регулировали нравственные поступки людей? (Нет)

-Но все же есть правила, нормы, которые не закреплены письменно, но, тем не менее, регулируют жизнедеятельность людей.

Просмотр мультфильма (Смешарики- Мораль)

-Может быть кто-то догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?



II.Объявление темы и целей урока.

-Тема нашего сегодняшнего урока: «Мораль»


Слайд 1,2.


-Сегодня на уроке мы познакомимся с таким понятиями как «мораль» и его основными категориями: «добром» и «злом», узнаем, чем отличаются понятия «мораль» и «нравственность», поговорим о том, как понимали добро философы в разные времена.


(В тетради записать дату и тему урока)



III. Знакомство с новым материалом.


Мораль - правила поведения человека в обществе, не закрепленные в законных. (Записать в тетради)

-Обратимся к словарю. Мораль – это….

Слайд 3

-Термин «мораль» впервые встречается во 2 веке в трудах древнеримского юриста, политика и философа Цицерона. Но определенные правила поведения существовали задолго до появления самого термина «мораль».



Еще в VI веке до н.э. Конфуцием было сформулировано «золотое правило», которое гласит:

Не делай другому того, чего себе не желаешь.

Слайд 4.


2.Мораль, нравственность.

-Некоторые ученые считают, что между понятиями «мораль» и «нравственность» можно поставить знак =, а кто-то утверждает, что это - не одно и то же.

-А как считаете вы? Обоснуйте свою позицию.

Слайд 5.

Мораль


Нравственность

правила поведения

(как надо поступать) Что должно быть, к чему человек должен стремиться


практические поступки людей

Реально практикуемые нормы, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни



-У людей есть образец поведения, но все ли следуют нормам морали?



3.Стимулы нравственного поведения.

Слайд 6.

-Что, по вашему мнению, в большей степени стимулирует нравственное поведение людей? Выберите вариант ответа:

  • Боязнь общественного осуждения

  • Совесть, чувство долга

  • Одобрение окружающих

  • Желание делать, как все

  • Боязнь наказания

-Конечно, в своих поступках люди должны руководствоваться своей совестью, понимать, что хорошо, а что плохо. Именно поэтому, основными категориями морали являются добро и зло.


IV. Добро и зло.


1.Прием «мозговой штурм».

-Какие ассоциации у вас возникают к слову «добро»? «зло»? Назовите их.


-А теперь давайте обратимся к словарю В.Даля .

Слайд 7.

Физкультминутка-игра. (Слайд 10)

Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы определяете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой — закрываете лицо ладошками. Итак, начали: Баба Яга, доктор Айболит, Дюймовочка, Змей Горыныч, Вини Пух, Золотая рыбка, Смешарики



2.Работа в группах


ЗАДАНИЯ: . Постарайтесь определить те действия, ко­торые осуждаются моралью, и те, которые не осуждаются. Объясните свой выбор:


  • курить в лесу; курить в общественном месте; курить в школьном возрасте;


  • срывать цветы на лугу; срывать цветы, выращенные в своем саду; срывать цветы в чужом саду;


  • ударить собаку; ударить человека; упасть и удариться;


  • позавидовать покупке новой автомашины и обозвать человека жуликом.


3.Портрет доброго человека.

- В виде какого предмета, явления можно изобразить добро?

-Давайте попробуем составить портрет доброго человека в виде солнца.



-Каждая группа получает по 2 «лучика», на каждом из которых нужно написать качество доброго человека, свойство доброты.

(Учитель прикрепляет к доске солнышко, дети на его лучах должна написать качества доброго человека, прикрепить к доске)


-Итак, у нас получился собирательный образ доброго человека. Каждый из нас должен помнить, что он всегда находится перед выбором и только сам человек решает, как поступить в той или иной ситуации, какую дорогу ему выбрать.

4,Домашнее задание

-Я предлагаю вам подумать вам над этим вопросом и дома, после изучения параграфа №5 учебника. Кто желает получить оценку «отлично», должен будет выполнить задание на выбор (за заданием подойти в конце урока).

Д/З на выбор:


  • написать эссе на тему: «Приходилось ли тебе когда-нибудь делать выбор между добром и злом?»


Рефлексия

5.Притча о мудром Мастере.

-Послушайте притчу о мудром Мастере и объясните, в чем ее смысл.

Давно-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?». Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:

-Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в своих ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер сказал:

-Все в твоих руках.

Какой выбор был у человека? (или убить бабочку или отпустить)

– Как можно оценить убийство бабочки? (это плохо, это зло)

– А сохранение ее жизни? (это хорошо, это добро)

– Как вы понимаете смысл этой притчи?

– Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми?


VI.Подведение итогов.


-Наш урок подходит к концу. Что он вам дал?

-Какие выводы вы для себя сделали?

-Вы сегодня работали очень хорошо, аргументировано отвечали на поставленные вопросы и заслуживаете оценки «отлично». Но помните, что окончательную оценку вам поставит сама жизнь. Старайтесь всегда в любой ситуации руководствоваться «золотым правилом», которое гласит:

(хором)

Не делай другому того, чего себе не желаешь!


А в заключение давайте все вместе споем и пожелаем друг другу идти только дорогой добра.


Видео - клип «Делай добро»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!