СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Насекомые"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока  для 7 класса "Насекомые"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Насекомые"»

План - конспект урока  биологии в 7 классе «Класс Насекомые»

Цель:  Изучить особенности строения и жизнедеятельности насекомых и

выявить признаки, подтверждающие принадлежность класса насекомых к типу Членистоногих.

Задачи урока:

  1. Образовательная: познакомить учащихся с  особенностями внешнего и внутреннего строения и процессом жизнедеятельности насекомых в связи со средой  их обитания.

  2. Развивающая:  формирование у учащихся умения анализировать, сравнивать и обобщать изученный материал, способствовать развитию интереса кбиологии

  3. Воспитывающая:  эстетическое и экологическое воспитание учащихся


Тип урока:  изучение нового материала.

Оборудование:   учебник, компьютер, картинки с изображением насекомых, коллекции насекомых.

Формы урока:  рассказ с элементами беседы, индивидуальные ответы учащихся,  демонстрация, групповая работа учащихся, самостоятельная индивидуальная работа с  заданиями.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

  2. Актуализация  знаний по изученным ранее темам.

Показ слайдов с насекомыми подсказывает тему урока.


  1. Изучение нового материала.


Тип Членистоногие. Класс Насекомые.

На планете их более 1 миллиона видов, поэтому на  каждого  человека  на нашей  планете  приходится  по  250  насекомых.

Сегодня мы познакомимся с особенностями строения насекомых, о пользе, которую они приносят в природе и жизни человека и о вреде.

  1. Общая характеристика класса - Рассказ учителя.

  2. Задание 1 группы:  Используя текст учебника, коллекцию насекомых  изучите особенности  внешнего строения представителей класса Насекомые.

Три отдела тела: голова-5сегментов, грудь-3 сегмента, брюшко-11 сегментов.

На голове: 1пара усиков и три пары ротовых органов, пара фасеточных глаз.

Усики могут быть нитевидные, булавовидные, пильчатые, гребенчатые, перистые или пластинчатые. Типы ротовых аппаратов: грызущий (тараканы, жуки, кузнечики, осы, муравьи); колюще-сосущий (нижняя губа в трубку превратилась у клопов, тлей, нижняя губа как жёлоб у комаров); сосущий (за счёт вытягивания нижних челюстей в сосательный хоботок у бабочек); лижуще-грызущий (нижняя губа и нижняя челюсть вытягиваются в трубочку у шмелей и пчёл); лижущий (мухи).Тип ротового аппарата зависит от образа жизни и характера питания.

На груди: две пары крыльев (складки наружного хитинового покрова) и три пары ходильных ног в зависимости от биологических особенностей, характера и степени специализации насекомого: бегательные, прыгательные, плавательные, хватательные, копательные.

На брюшке: сильно видоизменённые конечности (церки, яйцеклад, жало).

  1. Задание 2 группы. Составить таблицу по теме «внутреннее строение насекомого», используя текст учебника.

Система органов

Строение органов

Функция

Нервная система

дополнить

Узловой тип, выделен головной мозг

(11 узлов:2 в голове,3 грудных, 6-брюшных)

Связь с внешним миром, более сложное поведение.

Пищеварительная система

Рот- слюнные железы-глотка-пищевод-зоб-желудок с зубцами-кишка (средняя и задняя) – анальное отверстие

Питание, переваривание, удаление не переварившихся остатков.

Дыхательная система

Трахеи с дыхальцами

Доставка кислорода и удаление углекислого газа.

Выделительная система

Мальпигиевые сосуды, жировое тело (не выводится)

Выделение жидкостей продуктов обмена.

Кровеносная система незамкнутая

Сердце многокамерное-сосуды-,гемолимфа

Транспорт БЖУ

Репродуктивная система

дополнить

Раздельнополые: у самок яичники, у самцов семенники; оплодотворение внутреннее.

Продолжение рода.




Дополнения: Особо нужно обратить внимание на органы чувств насекомых, что доказывает их прогрессивность. Органы чувств: зрение, обоняние (на расстоянии 3-11км); вкус (на челюстях, щупиках, на конечностях, чувствительность в 2000 раз выше человеческой), слух (чувствительность от15000-175000Гц, кроме того имеются осязание, химическое чувство, чувство температуры (с точностью до 1 градуса), скорости, направления полёта и т.д.

Репродуктивная система. Отряды с неполным развитием: Стрекозы, Таракановые, Прямокрылые, Полужесткокрылые или Клопы, Вши, Термиты, Богомолы;

Отряды с полным метаморфозом: Жёсткокрылые или Жуки, Чешуекрылые или Бабочки, Перепончатокрылые, Двукрылые или Мухи, Комары, Блохи.

Физкультминутка.

Лабораторные работы: об особенностях строения насекомых и о разнообразии представителей класса Насекомые с использованием интерактивной доски.

  1. Задание 3 группы:  Используя текст учебника,  рассказать о насекомых, приносящих пользу и вред растениям, животным и человеку.

От каждой группы 1-2 представителя должны представить отчет о выполненной работе. Учащиеся делают записи в тетрадях.

  1. Закрепление полученных знаний по вопросам:

    1. Особенности внешнего строения насекомых.

    2. Особенности внутреннего строения.

    3. Каких удивительных представителей этого класса вы знаете?

Об этом подготовить сообщение на следующий урок. Задание на дом.

  1. Подведение итогов. Выставление оценок.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!