План - конспект урока биологии в 7 классе «Класс Насекомые»
Цель: Изучить особенности строения и жизнедеятельности насекомых и
выявить признаки, подтверждающие принадлежность класса насекомых к типу Членистоногих.
Задачи урока:
Образовательная: познакомить учащихся с особенностями внешнего и внутреннего строения и процессом жизнедеятельности насекомых в связи со средой их обитания.
Развивающая: формирование у учащихся умения анализировать, сравнивать и обобщать изученный материал, способствовать развитию интереса кбиологии
Воспитывающая: эстетическое и экологическое воспитание учащихся
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник, компьютер, картинки с изображением насекомых, коллекции насекомых.
Формы урока: рассказ с элементами беседы, индивидуальные ответы учащихся, демонстрация, групповая работа учащихся, самостоятельная индивидуальная работа с заданиями.
Ход урока:
Орг. момент.
Актуализация знаний по изученным ранее темам.
Показ слайдов с насекомыми подсказывает тему урока.
Изучение нового материала.
Тип Членистоногие. Класс Насекомые.
На планете их более 1 миллиона видов, поэтому на каждого человека на нашей планете приходится по 250 насекомых.
Сегодня мы познакомимся с особенностями строения насекомых, о пользе, которую они приносят в природе и жизни человека и о вреде.
Общая характеристика класса - Рассказ учителя.
Задание 1 группы: Используя текст учебника, коллекцию насекомых изучите особенности внешнего строения представителей класса Насекомые.
Три отдела тела: голова-5сегментов, грудь-3 сегмента, брюшко-11 сегментов.
На голове: 1пара усиков и три пары ротовых органов, пара фасеточных глаз.
Усики могут быть нитевидные, булавовидные, пильчатые, гребенчатые, перистые или пластинчатые. Типы ротовых аппаратов: грызущий (тараканы, жуки, кузнечики, осы, муравьи); колюще-сосущий (нижняя губа в трубку превратилась у клопов, тлей, нижняя губа как жёлоб у комаров); сосущий (за счёт вытягивания нижних челюстей в сосательный хоботок у бабочек); лижуще-грызущий (нижняя губа и нижняя челюсть вытягиваются в трубочку у шмелей и пчёл); лижущий (мухи).Тип ротового аппарата зависит от образа жизни и характера питания.
На груди: две пары крыльев (складки наружного хитинового покрова) и три пары ходильных ног в зависимости от биологических особенностей, характера и степени специализации насекомого: бегательные, прыгательные, плавательные, хватательные, копательные.
На брюшке: сильно видоизменённые конечности (церки, яйцеклад, жало).
Задание 2 группы. Составить таблицу по теме «внутреннее строение насекомого», используя текст учебника.
Система органов | Строение органов | Функция |
Нервная система дополнить | Узловой тип, выделен головной мозг (11 узлов:2 в голове,3 грудных, 6-брюшных) | Связь с внешним миром, более сложное поведение. |
Пищеварительная система | Рот- слюнные железы-глотка-пищевод-зоб-желудок с зубцами-кишка (средняя и задняя) – анальное отверстие | Питание, переваривание, удаление не переварившихся остатков. |
Дыхательная система | Трахеи с дыхальцами | Доставка кислорода и удаление углекислого газа. |
Выделительная система | Мальпигиевые сосуды, жировое тело (не выводится) | Выделение жидкостей продуктов обмена. |
Кровеносная система незамкнутая | Сердце многокамерное-сосуды-,гемолимфа | Транспорт БЖУ |
Репродуктивная система дополнить | Раздельнополые: у самок яичники, у самцов семенники; оплодотворение внутреннее. | Продолжение рода. |
| | |
Дополнения: Особо нужно обратить внимание на органы чувств насекомых, что доказывает их прогрессивность. Органы чувств: зрение, обоняние (на расстоянии 3-11км); вкус (на челюстях, щупиках, на конечностях, чувствительность в 2000 раз выше человеческой), слух (чувствительность от15000-175000Гц, кроме того имеются осязание, химическое чувство, чувство температуры (с точностью до 1 градуса), скорости, направления полёта и т.д.
Репродуктивная система. Отряды с неполным развитием: Стрекозы, Таракановые, Прямокрылые, Полужесткокрылые или Клопы, Вши, Термиты, Богомолы;
Отряды с полным метаморфозом: Жёсткокрылые или Жуки, Чешуекрылые или Бабочки, Перепончатокрылые, Двукрылые или Мухи, Комары, Блохи.
Физкультминутка.
Лабораторные работы: об особенностях строения насекомых и о разнообразии представителей класса Насекомые с использованием интерактивной доски.
Задание 3 группы: Используя текст учебника, рассказать о насекомых, приносящих пользу и вред растениям, животным и человеку.
От каждой группы 1-2 представителя должны представить отчет о выполненной работе. Учащиеся делают записи в тетрадях.
Закрепление полученных знаний по вопросам:
Особенности внешнего строения насекомых.
Особенности внутреннего строения.
Каких удивительных представителей этого класса вы знаете?
Об этом подготовить сообщение на следующий урок. Задание на дом.
Подведение итогов. Выставление оценок.