Цели занятия:
- познакомить детей с мордовскими народными традициями;
- развивать внимание, наблюдательность, память.
- воспитывать детей в духе уважения к мордовскому
народу, его истории, традициям и культуре.
- пробудить интерес и стремление к общению на мокшанском языке
Оборудование: оформление доски, слайды, ветки березы, трава.
Ход занятия.
1. Орг. момент
а. Приветствие.
- Шумбратада, шабат.
- Шумбрат, Валентина Ивановна.
- Посмотрите какая я сегодня красивая, какие вы красивые, а посмотрите сколько у нас гостей. Скажите, почему мы сегодня так красиво нарядились? Почему у нас много гостей?
- Потому что у нас сегодня урок необычный, праздничный..
б. Речевая разминка
- Шабат, кодама тячи шись?
(Тячи шись мани, валда, весяла)
- А ковсь кодама?
( ковсь панжиков).
- Кодама пингсь моли?
(Моли тундась)
- Правильно, молодцы. Весной, ребята все расцветает, зеленеет. Вот и мы как будто расцвели навстречу весне, мы такие красивые, веселые. Весну, ребята, воспевают песнями, очень много стихов написано о весне, много нарисовано картин.
Как бы вы выразили свое отношение к весне? ( песнями стихами)
-Кие азонды тундать колга. Кто расскажет о весне? А еще кто?
- Эрька Даша…, Виолетта…, Ваня.(Сезьганова, Ивлиева, Палаев)
Менельсь одкстомсь, мазомсь,
Шамац шить крфай.
Перьфпяльть сетьмоц лазовсь,
Шады ляйсь шумнай.
Морхт псьмархне ушедсть,
Занцихть ундонять,
Лисендсть иттне ушу,
Персихть шудерькскат! (слайд №1)
- Стихи вы очень хорошо рассказываете и дальше мне бы хотелось послушать всех вас, как вы можете говорить на своем национальном мокшанском языке.
- Шабат, кодама валса можна няфтемс, азондомс тундать мазышинц?
-Сянгяря нарня, пиже лопат, валда ши, весла шудерькст, нармонень морама.
- А кодама нармотть сашендыхть ширезонк тунда?(соловей, скворец, грач, ласточка, жаворонок : включаем тихую музыку с пением птиц )
2. Проверка усвоения изученных слов
- А теперь проверим как вы знаете птиц и посмотрим на кроссворд.
-Тяни минь мархтононтт лятфтасайнек етаф валхнень и содасаськ кроссвордть.( названия птиц) ( крассворд на слайде 2)
- Молодецт! Ванода, шабат, кодама вал лувови вярде алу ваномок. ( сверху вниз какое слово получилось?) (праздник).
-Правильно! Кода арьсетяда, мезень колга карматама корхтама тячи урокса? О чем будем говорить на уроке?
( о праздниках мордовского народа)
-А кодама прздникт – илат тинь содатада?( какие народные праздники вы знаете?)
(рождество-роштувась, пасха- очижись, масленица- маслась, троица- тройцясь)
- Правильно, молодецтада.
- А тяни азонттама стихотвореният праздникнень колга и содасайнек, кодама праздниконь колга азондоме?
(дети рассказывают стихи о праздниках: рождество-Ермакович, калядки –Мурзаев, Канайкина, масленица- Захаркина, Нестеров, Орехов, пасха – Сарайкина, ) (слайды 3,4,5,6)
( После стиха про Рождество) - Наши дедушки и бабушки очень любят праздник - Рождество Христово. Называют его еще зимние святки. Святки - это от слова «святой». В этот праздник славили, хвалили, прославляли Христа. А еще ходили группами и колядовали. . (Прочтение наизусть колядок детьми – Мурзаев, Канайкина).
-Следующай праздниксь Маслянцясь. ( Захаркина, Нестеров, Орехов)
- Масленица. Праздник Масленицы - один из самых любимых и веселых праздников на Руси. Пришел он к нам из далеких времен, когда Новый год начинался не 1 января, а 1 Марта. Поэтому праздник Масленицы - это не только проводы зимы, но и встреча Нового года.
- А сейчас лятфтасаськ инь оцю, мазы праздникть. Кодама?(Пасха).
- Конечно же Пасха. На Руси издавна Пасха была не только самым главным, но и самым любимым праздником. ( Сарайкина)
- А давайте еще раз назовем те праздники, которые представили нам ребята: Рождество, Масленица, пасха.
– А почему именно в таком порядке называем их? ( в таком порядке они идут по календарю)
- Мы продолжаем разговор о традициях и праздниках русского народа, о народном христианском календаре. Хотите узнать о еще об одном старинном русском празднике?
- Чтобы узнать о празднике надо выполнить задание из учебника.
3. Объяснение нового материала
- А тяни панжиентть учебникнень 125 страницаса, и ванцаськ 4 упражнениять.( откройте учебники на странице 125, упр.4)
- Что мы там видим? Мезе няйхтяма?( сянгяря тише, ляй, венки плывут по реке, девушки в национальных костюмах)
- Кода арьсетяда кодама праздник – ила рисаваф рисункаса? (тройцясь).- Какой праздник изображен на рисунке? (троица)
- На Руси с давних времён существует обычай праздновать день Троицы- Пятидесятницы, такое название этот праздник получил, потому что приходиться он на 50-й день после Пасхи. Святая Троица – одно из основных понятий христианского вероучения, поэтому праздник Троицы в христианском мире стоит в одном ряду с такими важными праздниками, как Пасха и Рождество. Отмечается он с 381 года — с того момента, когда на Константинопольском церковном соборе было утверждено учение о трех ипостасях Бога: Отце, Сыне и Святом Духе.
- Не случайно мы обратились именно к этому рисунку в учебнике. На сегодняшнем уроке мы будем говорить о празднике «Троица». -Тячиень урокста минь карматама содафтома инь мазы кизонь илать мархта – тройцять. ( Кирдяшкин Максим рассказывает стих)
- Открыли тетради, записываем число, класснай тевсь и тему урока.
- А кто помнит символ этого праздника?
- Берёза. ( келунясь) слайд 9
- Правильно, наша красавица берёза. Люди украшали жилища зеленью, ветками берез, цветами, посыпали полы душистой травой. (слайд 10)
А давайте, и мы встретим этот праздник, как это делалось на Руси, и скажем как одевались девушки и парни на праздник?
- Красиво, нарядно. ( мазыста, парста)
- Правильно, ребята, они одевали нарядно-вышитую одежду, девушки надевали бусы, на голову венки, и пойдем водить хоровод вокруг березки.
(Дети повязывают друг другу яркие венки, исполняют песню и танец «Во поле береза стояла»).( слайд11-12)
- Такие хороводы водили в русских селах на Троицу, а в мордовском селе славили березку мордовской песней «Луганяса келунясь». А, ну – ка, мордовские ребята, покажите, как это было?( « Луганяса келунясь»)
- Понравилась вам мордовская песня?
- А чем понравилась?( мелодия напевная и веселая. Хочется танцевать под эту мелодию. Еще эта песня похожа на песню «Во поле…»)
- А что еще делали на Троицу, кроме как хороводы водили и песни пели?
- Об этом мы сейчас узнаем из учебник из нашего уже знакомого рисунка.
4. Работа по учебнику
- Посмотрите, ребята, что делают девушки ? (мезе тиихть стирхне?)
- Они на берегу речки плетут венки и пускают их в воду. (Слайд 13)
- Правильно. Березу, символ праздника, называли «кумушкой» или «венком». На Троицу девушки плели венки из цветов и зелени на голову.
- Давайте прочитаем текст под рисунком и переведем. ( читаем- переводим)
- Молодцы, ребята, с заданием справились хорошо.
- А теперь, из всего, что мы прочитали, выберем новые слова и познакомимся с ними. Послушаем, как правильно они произносятся.
5. Словарная работа (слайд №14)
( На слайдах записаны новые слова: троица, ветка, плести, венок, речка, пускать, солнце, береза).
(Учитель читает вслух слова и показывает их, затем дети по одному слову проговаривают вслух)
- А, тяни, шабат, панчсаськ словареньконь и сермадсайнек валхнень.
- И чтобы хорошо мы запомнили слова, выполним задания.
5. Закрепление нового материала
- Посмотрите ребята на доску, и поработаем устно. Читаем задание.
а. Соотнесите слова с переводом и картинками ( слайд №21)
Тройцясь Троица
Коняфкс венок
Кодамс плести
Тарад ветка
Пускать нолнемс
Праздник ила
Речка ляй
Береза келу
Солнце ши
- Работаем, ребята дальше. Следующее задание сделаем письменно. – Кие морафтьсы заданиять?( задание на слайде)
б. Расположить слова так, чтобы получилось предложение.(слайд 22)
Луга, коняфкст, лангса, стирьхне, тисть. (Стирьхне луга лангса тисть коняфкст.
- какое новое слово в этом предложении? Подчеркнули.
Щафт, мокшень, мазы, стирьхне, щамса.( Стирьхне щафт мазы мокшень щамса.
- какое новое слово в этом предложении? Подчкркнули.
Илась, кизонь, Тройця, пси, ётаыневи, шиня.( Тройця илась ётафневи кизонь пси шиня).
- какое новое слово в этом предложении? Подчкркнули.
– Молодцы.
О чем мы говорили? ( о праздниках, традициях народа)
-А для чего нам надо знать и помнить обо всем этом?
- Чтобы мы не забывали историю и традиции наших дедушек и бабушек. Чтобы мы помнили о праздниках, и рассказывали о них из поколения в поколение.
- Ребята, у нас в школе есть музей национального быта, где мы часто с вами бываем. Когда заходим в музей, где мы оказываемся? (в избе)
-Правильно, в избе, где как раз и праздновались все праздники, где мы позволяем себе вспомнить и прикоснуться к прошлому.
6. Рефлексия.
- А теперь, ребята мы с вами повторим пройденный материал и пожелаем нашим гостям все самое лучшее. Ведь в праздник мы желаем всем только самое хорошее, доброе, светлое. А для этого будем передавать венок друг другу и называть по одному пожеланию.
(дети передают и называют пожелания: шумбраши, мани эряф. паваз, кельгома, сатфкст, сенем менель, войнафтома эряма, мазыши, кенярдема, лямбе шит, весяласта эрямс.
- Вы сегодня, какие молодцы, очень хорошо работали, как много вы знаете о праздниках на Руси, поэтому за работу на уроке всем поставлю ПЯТЬ (ветет)
7. Задание на дом
Выучить новые слова по теме « Праздники на Руси»
Луганяса келунясь
Луганяса келунясь
Точк ночк кумандерон келунясь
Вишке кума-кумандерон келунясь
Келуть алоц такорне
Келуть алоц такорне
Точк ночк кумандерон такорне
Вишке кума куман дерон такорне
Такорняса скомняне
Такорняса скомняне
Точк ночк кумандерон скомнене
Вишке кума-кумандерон скомнене
Скомнясь штафке нардафке
Скомнясь штафке нардафке
Точк ночк кумандерон нардафке
Вишке кума-кумандерон нардафке
Скомнять лангса инжи стирь
Скомнять лангса инжи стирь
Точк ночк кумандерон инжи стирь
Вишке кума-кумандерон инжи стирь