СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Народные праздники - ТРОИЦА"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Святая Троица – одно из основных понятий христианского вероучения, поэтому праздник Троицы в христианском мире стоит в одном ряду с такими важными праздниками, как Пасха и Рождество. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Народные праздники - ТРОИЦА"»

Цели занятия:

- познакомить детей с мордовскими народными традициями;

- развивать внимание, наблюдательность, память.

- воспитывать детей в духе уважения к мордовскому

народу, его истории, традициям и культуре.

- пробудить интерес и стремление к общению на мокшанском языке


Оборудование: оформление доски, слайды, ветки березы, трава.


Ход занятия.

1. Орг. момент

а. Приветствие.

- Шумбратада, шабат.

- Шумбрат, Валентина Ивановна.

- Посмотрите какая я сегодня красивая, какие вы красивые, а посмотрите сколько у нас гостей. Скажите, почему мы сегодня так красиво нарядились? Почему у нас много гостей?

- Потому что у нас сегодня урок необычный, праздничный..

б. Речевая разминка

- Шабат, кодама тячи шись?

(Тячи шись мани, валда, весяла)

- А ковсь кодама?

( ковсь панжиков).

- Кодама пингсь моли?

(Моли тундась)

- Правильно, молодцы. Весной, ребята все расцветает, зеленеет. Вот и мы как будто расцвели навстречу весне, мы такие красивые, веселые. Весну, ребята, воспевают песнями, очень много стихов написано о весне, много нарисовано картин.

Как бы вы выразили свое отношение к весне? ( песнями стихами)

-Кие азонды тундать колга. Кто расскажет о весне? А еще кто?

- Эрька Даша…, Виолетта…, Ваня.(Сезьганова, Ивлиева, Палаев)

Менельсь одкстомсь, мазомсь,

Шамац шить крфай.

Перьфпяльть сетьмоц лазовсь,

Шады ляйсь шумнай.


Морхт псьмархне ушедсть,

Занцихть ундонять,

Лисендсть иттне ушу,

Персихть шудерькскат! (слайд №1)

- Стихи вы очень хорошо рассказываете и дальше мне бы хотелось послушать всех вас, как вы можете говорить на своем национальном мокшанском языке.

- Шабат, кодама валса можна няфтемс, азондомс тундать мазышинц?

-Сянгяря нарня, пиже лопат, валда ши, весла шудерькст, нармонень морама.

- А кодама нармотть сашендыхть ширезонк тунда?(соловей, скворец, грач, ласточка, жаворонок : включаем тихую музыку с пением птиц )

2. Проверка усвоения изученных слов

- А теперь проверим как вы знаете птиц и посмотрим на кроссворд.

-Тяни минь мархтононтт лятфтасайнек етаф валхнень и содасаськ кроссвордть.( названия птиц) ( крассворд на слайде 2)

- Молодецт! Ванода, шабат, кодама вал лувови вярде алу ваномок. ( сверху вниз какое слово получилось?) (праздник).

-Правильно! Кода арьсетяда, мезень колга карматама корхтама тячи урокса? О чем будем говорить на уроке?

( о праздниках мордовского народа)

-А кодама прздникт – илат тинь содатада?( какие народные праздники вы знаете?)

(рождество-роштувась, пасха- очижись, масленица- маслась, троица- тройцясь)

- Правильно, молодецтада.

- А тяни азонттама стихотвореният праздникнень колга и содасайнек, кодама праздниконь колга азондоме?

(дети рассказывают стихи о праздниках: рождество-Ермакович, калядки –Мурзаев, Канайкина, масленица- Захаркина, Нестеров, Орехов, пасха – Сарайкина, ) (слайды 3,4,5,6)

( После стиха про Рождество) - Наши дедушки и бабушки очень любят праздник - Рождество Христово. Называют его еще зимние святки. Святки - это от слова «святой». В этот праздник славили, хвалили, прославляли Христа. А еще ходили группами и колядовали. . (Прочтение наизусть колядок детьми – Мурзаев, Канайкина).


-Следующай праздниксь Маслянцясь. ( Захаркина, Нестеров, Орехов)

- Масленица. Праздник Масленицы - один из самых любимых и веселых праздников на Руси. Пришел он к нам из далеких времен, когда Новый год начинался не 1 января, а 1 Марта. Поэтому праздник Масленицы - это не только проводы зимы, но и встреча Нового года.

- А сейчас лятфтасаськ инь оцю, мазы праздникть. Кодама?(Пасха).

- Конечно же Пасха. На Руси издавна Пасха была не только самым главным, но и самым любимым праздником.  ( Сарайкина)

- А давайте еще раз назовем те праздники, которые представили нам ребята: Рождество, Масленица, пасха.

– А почему именно в таком порядке называем их? ( в таком порядке они идут по календарю)

- Мы продолжаем разговор о традициях и праздниках русского народа, о народном христианском  календаре. Хотите узнать о еще об одном старинном русском празднике?

- Чтобы узнать о празднике надо выполнить задание из учебника.

3. Объяснение нового материала

- А тяни панжиентть учебникнень 125 страницаса, и ванцаськ 4 упражнениять.( откройте учебники на странице 125, упр.4)

- Что мы там видим? Мезе няйхтяма?( сянгяря тише, ляй, венки плывут по реке, девушки в национальных костюмах)

- Кода арьсетяда кодама праздник – ила рисаваф рисункаса? (тройцясь).- Какой праздник изображен на рисунке? (троица)

- На Руси с давних времён существует обычай праздновать день Троицы- Пятидесятницы, такое название этот праздник получил, потому что приходиться он на 50-й день после Пасхи. Святая Троица – одно из основных понятий христианского вероучения, поэтому праздник Троицы в христианском мире стоит в одном ряду с такими важными праздниками, как Пасха и Рождество. Отмечается он с 381 года — с того момента, когда на Константинопольском церковном соборе было утверждено учение о трех ипостасях Бога: Отце, Сыне и Святом Духе.

- Не случайно мы обратились именно к этому рисунку в учебнике. На сегодняшнем уроке мы будем говорить о празднике «Троица». -Тячиень урокста минь карматама содафтома инь мазы кизонь илать мархта – тройцять. ( Кирдяшкин Максим рассказывает стих)

- Открыли тетради, записываем число, класснай тевсь и тему урока.

- А кто помнит символ этого праздника?

- Берёза. ( келунясь) слайд 9

- Правильно, наша красавица берёза. Люди украшали жилища зеленью, ветками берез, цветами, посыпали полы душистой травой. (слайд 10)

А давайте, и мы встретим этот праздник, как это делалось на Руси, и скажем как одевались девушки и парни на праздник?

- Красиво, нарядно. ( мазыста, парста)

- Правильно, ребята, они одевали нарядно-вышитую одежду, девушки надевали бусы, на голову венки, и пойдем водить хоровод вокруг березки.

(Дети повязывают друг другу яркие венки, исполняют песню и танец «Во поле береза стояла»).( слайд11-12)

- Такие хороводы водили в русских селах на Троицу, а в мордовском селе славили березку мордовской песней «Луганяса келунясь». А, ну – ка, мордовские ребята, покажите, как это было?( « Луганяса келунясь»)

- Понравилась вам мордовская песня?

- А чем понравилась?( мелодия напевная и веселая. Хочется танцевать под эту мелодию. Еще эта песня похожа на песню «Во поле…»)

- А что еще делали на Троицу, кроме как хороводы водили и песни пели?

- Об этом мы сейчас узнаем из учебник из нашего уже знакомого рисунка.

4. Работа по учебнику

- Посмотрите, ребята, что делают девушки ? (мезе тиихть стирхне?)

- Они на берегу речки плетут венки и пускают их в воду. (Слайд 13)

- Правильно. Березу, символ праздника, называли «кумушкой» или «венком». На Троицу девушки плели венки из цветов и зелени на голову.

- Давайте прочитаем текст под рисунком и переведем. ( читаем- переводим)

- Молодцы, ребята, с заданием справились хорошо.

- А теперь, из всего, что мы прочитали, выберем новые слова и познакомимся с ними. Послушаем, как правильно они произносятся.

5. Словарная работа (слайд №14)

( На слайдах записаны новые слова: троица, ветка, плести, венок, речка, пускать, солнце, береза).

(Учитель читает вслух слова и показывает их, затем дети по одному слову проговаривают вслух)

- А, тяни, шабат, панчсаськ словареньконь и сермадсайнек валхнень.

- И чтобы хорошо мы запомнили слова, выполним задания.


5. Закрепление нового материала

- Посмотрите ребята на доску, и поработаем устно. Читаем задание.

а. Соотнесите слова с переводом и картинками ( слайд №21)

Тройцясь Троица

Коняфкс венок

Кодамс плести

Тарад ветка

Пускать нолнемс

Праздник ила

Речка ляй

Береза келу

Солнце ши












- Работаем, ребята дальше. Следующее задание сделаем письменно. – Кие морафтьсы заданиять?( задание на слайде)

б. Расположить слова так, чтобы получилось предложение.(слайд 22)

  1. Луга, коняфкст, лангса, стирьхне, тисть. (Стирьхне луга лангса тисть коняфкст.

- какое новое слово в этом предложении? Подчеркнули.

  1. Щафт, мокшень, мазы, стирьхне, щамса.( Стирьхне щафт мазы мокшень щамса.

- какое новое слово в этом предложении? Подчкркнули.

  1. Илась, кизонь, Тройця, пси, ётаыневи, шиня.( Тройця илась ётафневи кизонь пси шиня).

- какое новое слово в этом предложении? Подчкркнули.

– Молодцы.

О чем мы говорили? ( о праздниках, традициях народа)

-А для чего нам надо знать и помнить обо всем этом?

- Чтобы мы не забывали историю и традиции наших дедушек и бабушек. Чтобы мы помнили о праздниках, и рассказывали о них из поколения в поколение.

- Ребята, у нас в школе есть музей национального быта, где мы часто с вами бываем. Когда заходим в музей, где мы оказываемся? (в избе)

-Правильно, в избе, где как раз и праздновались все праздники, где мы позволяем себе вспомнить и прикоснуться к прошлому.


6. Рефлексия.

- А теперь, ребята мы с вами повторим пройденный материал и пожелаем нашим гостям все самое лучшее. Ведь в праздник мы желаем всем только самое хорошее, доброе, светлое. А для этого будем передавать венок друг другу и называть по одному пожеланию.

(дети передают и называют пожелания: шумбраши, мани эряф. паваз, кельгома, сатфкст, сенем менель, войнафтома эряма, мазыши, кенярдема, лямбе шит, весяласта эрямс.

- Вы сегодня, какие молодцы, очень хорошо работали, как много вы знаете о праздниках на Руси, поэтому за работу на уроке всем поставлю ПЯТЬ (ветет)


7. Задание на дом

Выучить новые слова по теме « Праздники на Руси»





























Луганяса келунясь 
Луганяса келунясь 
Точк ночк кумандерон келунясь 
Вишке кума-кумандерон келунясь 


Келуть алоц такорне 
Келуть алоц такорне 
Точк ночк кумандерон такорне 
Вишке кума куман дерон такорне 

Такорняса скомняне 
Такорняса скомняне 
Точк ночк кумандерон скомнене 
Вишке кума-кумандерон скомнене 

Скомнясь штафке нардафке 
Скомнясь штафке нардафке 
Точк ночк кумандерон нардафке 
Вишке кума-кумандерон нардафке 

Скомнять лангса инжи стирь 
Скомнять лангса инжи стирь 
Точк ночк кумандерон инжи стирь 
Вишке кума-кумандерон инжи стирь 






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!