СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Накануне отмены крепостного права"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала.Сформировать представление о причинах кризиса феодально-крепостнической системы и выявить цивилизационную закономерность падения крепостного права в России.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Накануне отмены крепостного права"»

8


Тема урока: «Накануне отмены крепостного права».



Цели урока:

Сформировать представление о причинах кризиса феодально-крепостнической системы и выявить цивилизационную закономерность падения крепостного права в России.

Планируемые результаты работы ученика:

  1. Предметные: характеризовать предпосылки и причины отмены крепостного права.

  2. Метапредметные:анализировать исторические источники, обобщать факты, выделятьпричинно-следственные связи по проблеме отмены крепостного права.

  3. Личностные: воспитывать уважение к истории России, формировать коммуникативную культуру.



Эпиграф урока.

Увижу ль я, друзья, народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя;

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

А.С. Пушкин

План урока:

  1. Личность Александра II.

  2. Предпосылки отмены крепостного права.

  3. Причины отмены крепостного права.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, рабочие листы, тесты.

Предварительная подготовка:

  • Повторение темы «Социально – экономическое развитие России в первой половине XIX века.

  • Повторение темы «Крымская война».

• Информационный проект «Александр II – сын царя, воспитанник поэта»..







  1. Повторение пройденного материала . Беседа по вопросам


- Кто из русских писателей привлек внимание к тяжелому положению крепостных крестьян?

- В каком произведении?

18 век – А.Н.Радищев « Путешествие из Петербурга в Москву».

- Кто и когда впервые ограничил барщину?

1797 г.- Указ Павла I о трёхдневной барщине.

- Какие шаги по решению крестьянского вопроса предпринимались Александром – I ?

1803 г.- Указ о «вольных хлебопашцах».

1816-1819 гг.- Закон об отмене крепостного права в Прибалтике.

- Что было сделано Николаем I ?

1842 г.- Закон Николая I об «обязанных крестьянах»

1847 г.- право выкупа на свободу в случае продажи имения их владельца.

- Кто улучшил положение государственных крестьян?

1837-1841 гг. - реформа П.Д. Киселёва

- Кто и на каких условиях предлагал освободить крестьян?

Декабристы: П.Пестель – бесплатно обеспечить крестьян достаточным количеством земли, за счет помещичьих и государственных.

Н. Муравьев – дать крестьянам по 2 десятины земли

- Кто из правительственных чиновников составлял проект крестьянской реформы? В чем его суть?

Выкупать выставляемые на торги именья и освобождать крестьян, давая им по 2 десятины земли на душу

- Почему этот проект не был реализован?

Не было денег в казне

- Как долго шел бы процесс постепенного освобождения?

Около 50 лет

ВЫВОДЫ: попытки решить крестьянский вопрос предпринимались с начала ХIХ века;

Александр – I и Николай – I пытались проводить реформы по улучшению положения крестьян, НО отменить крепостное право им не удалось.

Причины отмены крепостного права.

ВОПРОС: Почему вопрос об отмене крепостного права остро встал после Крымской войны? Что показала Крымская война?

- Военное и техническое отставание России;

- Поражение в Крымской войне;

- Социально – экономическая отсталость России в сравнении с Европой;

- Массовое крестьянское движение;

- Общественное мнение.






Цели урока.

Учитель подчёркивает значение этого урока в понимании дальнейшего хода развития России: этот урок поможет нам понять – почему и как было отменено крепостное право.

  1. Личность Александра II.

В феврале 1855 г. умирает Николай I, на престол вступает его сын Александр Николаевич.

Портрет Александра II. Годы жизни и правления.(презентация подготовленная детьми)

Вопрос к презентации:

Как воспитание Александра II повлияло на формирование его личности?

Презентация учащихся «Александр II – сын царя, воспитанник поэта».

Ответ на вопрос к презентации. (Александр II воспитывался в духе либеральных идей, но не надо забывать, что жил он в николаевской России. Новый император был милосердным – просил отца освободить декабристов, но в то же время, как человек военный, обладал жёсткостью характера).

Николай I умирает в самый разгар Крымской войны, при весьма загадочных обстоятельствах. Существует версия, что это было самоубийство человека, осознавшего, что страна находится на грани катастрофы, и своей смертью открывавшего путь новому поколению правителей.

Вопрос. Так какие же проблемы оставил Александру II его отец?

Ответ:

  • Проигранная Крымская война и достойный выход из неё.

  • Отмена крепостного права.

  • Необходимость проведения реформ в стране.

Промежуточный итог: т. о. назрел вопрос об отмене крепостного права.

Наша цель выяснить - сложились ли в стране предпосылки для его отмены.



  1. Предпосылки отмены крепостного права.

Вопрос об отмене крепостного права давно волновал российское общество. Посмотрим в документах «Какое было отношение к крепостному праву»?

Рабочий лист. Документы №1,2,3 и вопросы к ним. (Работа в парах).

Ответы учащихся.

Т.о. Александр I и Николай Iпобоялись решить эту проблему из-за позиции дворянства. Они только несколько ослабили власть помещиков над крестьянами. Это были первые шаги.

Вывод. Сложились ли в стране предпосылки отмены крепостного права?

Нам необходимо выяснить не только сложившиеся предпосылки, но и причины отмены крепостного права. Ведь аграрный вопрос к середине века стал самой острой и болезненной проблемой в российском обществе. Россия оставалась единственной страной в Европе, где сохранилось крепостное право.



  1. Причины отмены крепостного права.



  1. Выясним, о какой причине говорится в документе.

Рабочий лист. Документ №4 (в паре). Вопросы к документу:

  1. Какое отношение у крестьян к барщине?

  2. Объясните такое отношение (крестьяне не заинтересованы в результатах своего труда, весь урожай с барщинной запашки принадлежал помещику).

  3. Какая будет производительность подневольного труда (низкая).

  4. К чему это приводит? (крепостное право тормозило развитие с/х).

  1. Мы говорили, что крепостное право тормозило развитие не только с/х, но и других отраслей экономики.

Каких? (промышленность).

Почему? (нехватка наёмных рабочих).

  1. Почему торговля не могла быстро развиваться?

(Бедность крестьян ---- низкая покупательная способность ----узость внутреннего рынка----- тормоз в развитии торговли).

Т.о. крепостное право тормозило экономическое развитие.

Проанализируйте диаграмму и отчёт III отделения. Какой вывод можно сделать?



  1. Вспомните причины поражения России в Крымской войне.

Главная из них? (экономическая и военно-техническая отсталость России от европейских государств).

К чему могло привести это отставание? (Россия могла потерять статус великой державы, стать второстепенным государством).



Подведём итог- выводы.

Сравним взгляды двух императоров на отмену крепостного права(общее – против отмены крепостного права, отличие – позиция АII).

Почему Александр II в отличие от своего отца решается на проведение крестьянской реформы? (медлить больше нельзя, необходимость развития капитализма).

Вывод – что мы узнали сегодня на уроке?

На следующем уроке поговорим о том, как готовилась реформа отмены крепостного права, каково её содержание, итоги и последствия.

Закрепление изученного: тест, взаимопроверка.



































Рабочий лист к уроку «Накануне отмены крепостного права».



1. Отношение дворянства и власти к отмене крепостного права.


1. Определите отношение дворянства и власти к отмене крепостного права.

2. Какие аргументы выдвигались против отмены крепостного права?


Документ 1

Из выступления Николая I на заседании Государственного совета, 1842 г.

Император Александр I, в намерениях коего в начале его царствования было даровать свободу крепостным людям, впоследствии сам отклонился от сей мысли как еще со-вершенно преждевременной и невозможной в исполнении. Я так же на сие никогда не ре-шусь: если время, когда можно будет к тому приступить, вообще еще далеко, то в настоящую эпоху всякий помысел о сем был бы лишь преступным посягательством на общественное спокойствие и благо государства. Пугачевский бунт доказал, до чего мо-жет достигнуть буйство черни…

Документ 2

"Издание закона об освобождении крестьян может произвесть превратные толки, и многие помещики, пораженные слухами, усмотрят в нем первое потрясение их собствен-ности, а крестьяне возмечтают о неограниченной свободе..."

Из журналов Непременного совета.

Документ 3

"Что значит освободить у нас крестьян? Дать им волю жить где угодно, отнять у господ всю власть над ними, подчинить их одной власти правительства. Хорошо. Но сии земледельцы не будут иметь земли, которая есть собственность дворянская. Они оста-нутся у помещиков с условием платить им оброк, обрабатывать господские поля, до-ставлять хлеб куда надобно, одним словом, на них работать, как и прежде. Тогда господа не предпишут ли им самых тягостных условий. А буде крестьянин ныне здесь, а завтра там, казна не потерпит ли убытка в сборе подушных денег и других податей? Не оста-нутся ли многие поля необработанными, многие житницы пустыми? Не вольные земле-дельцы, а дворяне наиболее снабжают у нас рынки хлебом. Иное зло: уж не завися от суда помещиков, крестьяне начнут ссориться между собою, станут пьянствовать, злодей-ствовать - как худо для нравов и государственной безопасности! "

Н. М. Карамзин. Из "Записки о древней и новой России".


2. Отношение крестьян к подневольному труду.


1. Какое отношение у крестьян к барщине?

2. Объясни такое отношение к труду.

3. Какая будет производительность подневольного труда?

4. К чему это приводит?


Документ 4

Из статьи помещика А. И. Кошелева 1847 г.

...Взглянем на барщинскую работу. Придет крестьянин сколь возможно позже, осматривается и оглядывается сколь возможно чаще и дольше, а работает сколь воз-можно меньше, - ему не дело делать, а день убить. На господина работает он три дня и на себя также три дня. В свои дни он обрабатывает земли больше, справляет все свои домашние дела и еще имеет много свободного времени. Господские работы, особенно те, которые не могут быть урочными, приводят усердного надсмотрщика или в отчаяние, или в ярость...




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!