V. Формирование новых знаний - Даже животные знают волшебные слова, а людям их знать нужно? - Давайте посмотрим и внимательно послушаем историю одного мальчика из рассказа Валентины Осеевой «Волшебное слово». - Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь в этом рассказе? (выслушиваются ответы детей) а) Просмотр мультфильма по рассказу Валентины Осеевой «Волшебное слово». б) Беседа: – Пока мы с вами смотрели мультфильм, к нам пришло электронное письмо из прошлого. «Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила: – Понравился тебе рассказ? Я ответила: – Не знаю. Я о нём не думала. Мама очень огорчилась. – Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она. С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать». – Кто прислал нам письмо? Попробуйте догадаться. (автор рассказа «Волшебное слово» - Валентина Александровна Осеева. - А сейчас ребята, которым было дано дополнительное задание, расскажут нам о биографии Валентины Александровны. в) Знакомство с биографией автора. 1 учащийся Валентина Александровна Осеева родилась в городе Киеве в 1902 году. В юные годы она мечтала стать актрисой, но её мечта не сбылась и она стала педагогом. Работала в детских домах и колониях. ІІ учащийся Своим творчеством и личным примером писательница учила детей быть добрыми, честными и благородными ІІІ учащийся Она хотела, чтобы у ребят было радостное детство, и придумывала для них разные истории, сказки, стихи, игры. В своих книгах она рассказывала детям о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Многие рассказы Осеевой о дружбе, о том, как важно быть верным, добрым, отзывчивым человеком. Как должен поступать настоящий друг и о том, как иногда друзья бывают жадными, невнимательными, трусливыми. г) Чтение с остановками: 1 остановка после слов: подвиньтесь – сказал ему Павлик и присел на край. Как произнес эти слова Павлик? Какое было у него настроение? Что произойдет дальше? 2 остановка после слов: С тобой что-то случилось? Почему дедушка заинтересовался поведением мальчика? 3 остановка после слов: Старик наклонился к самому уху мальчика. Какое волшебное слово произнёс старик? - Напомните мне, как нужно произносить это волшебное слово? - Давайте попробуем произнести это слово! - Повернитесь друг к другу – произнесите это слово друг другу! VІ. Физминутка: Ну, вот и настало время отдохнуть. Вышли из-за парт. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Пожалуйста». Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста», если вы не услышите это слово, то выполнять действие не нужно. Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза! Руки на пояс! Пожалуйста, руки на пояс! Выполняем приседания! Приседаем 2 раза, пожалуйста! Прыгаем, как зайчики! Пожалуйста, сделали вдох и выдох! Пожалуйста, садимся на свои места! Вывод: Молодцы! Вы очень внимательны. Мы хорошо отдохнули и можем продолжить нашу работу! VІI. Применение полученных знаний: ( 10 мин) а) Ответь на вопросы к иллюстрациям 1- группа 2 – группа 3 – группа 4 – группа Всем ученикам - Что хотел сказать Павлик старику, когда он прибежал в сквер? б) Работа в тетради Запиши «рецепт» старичка в тетрадь. Но помни: говорить его надо ……………….. голосом, глядя ………………..……… , тому, с кем говоришь. Запиши и выучи пословицу: «Доброе слово человеку, что дождь в засуху». Как ты её понимаешь? в) Составление причинно-следственных связей (технология «Кластер»): Как изменяется герой под влиянием мудрого совета старика? – Какие изменения произошли в отношениях Павлика с родными? – Какое волшебное слово говорил Павлик? - Что чувствовал Павлик, когда говорил волшебное слово? Как нужно говорить слово «пожалуйста», чтобы оно стало волшебным? - Что чувствовали люди, к которым обращался Павлик с волшебным словом. Почему они выполняли его просьбы? - Как вы думаете, каким человеком станет Павлик? Назовите его новые черты. -Какими словами можно охарактеризовать Павлика после того, как он последовал совету старика? - Как слово может действовать на поведение человека? |