Тема: Простые и составные числа.
Цели и задачи:
– знакомство с понятием “простые и составные числа”;
Ход урока
1.Орг. момент. Анализ домашней работы.
2. Повторение.
а) устная работа
б) работа у доски
1. Запишите все делители чисел.
25: 1,5,25.
17: 1,17.
36: 1,2,3,4,6,9,12,18,36.
19: 1,19.
13: 1,13.
30: 1,2,3,10,15,30.
2. Запишите три кратных для чисел 9,15,20
9,18,27,…
15,30,45,…
20,40,60…
3. Работа по карточкам.
3. Изучение нового материала.
Сегодня мы познакомимся с новым понятиями “простые и составные числа”.(Запись темы урока).
Цель урока: Дать ответ на важнейшую задачу всей арифметики “ Как отличать составные числа от простых?”
Для решения этой задачи обратимся к заданию 1).
Можно ли эти числа разбить на два вида? По какому признаку?
Определение:
1.Натуральное число называется простым числом, если оно имеет только два делителя; оно делится на 1 и на самого себя.
2. Натуральное число, которое имеет более двух делителей, называется составным.
Используя эти определения, выполним упражнение № 311
Число | делители | вывод |
51 | 1,3,17,51 | составное |
57 | 1,3,19,53 | составное |
75 | 1,3,5,15,25,75 | составное |
88 | 1,2,4,8,11,22,44,88 | простое |
Способ, выписывания делителей числа, не единственный. Интересный способ составления списка простых чисел придумал древнегреческий математик Эратосфен (III в до н.э.).
Рассмотрим этот метод для нахождения простых чисел от 1 до 50
Эратосфен писал на восковых табличках специальными палочками, а составные числа выкалывал острым концом, после чего табличка напоминала решето. С тех пор его способ называется решето Эратосфена.
Часто бывает сложно определить простое или составное число. Поэтому с древних времен математики составили таблицы простых чисел.
Истинным героем в составлении таблиц простых чисел является профессор чешского университета в Праге Якуб Кулик. Он составил таблицу делителей чисел первых ста миллионов и поместил ее в библиотеке Венской Академии наук.
(Знакомство с таблицей простых чисел). Устная работа по таблице на странице 233.
4. Физминутка
5.Рефлексия
Что узнали на этом уроке?
На какие группы делятся числа?
Итоги
Д.з. № 547, № 552, № 548.