СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему природные источники углеводородов

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке в 9 классе на тему природные источники углеводородов используется ИКТ, краеведческий материал. Использование краеведческого материала способствует более глубокому изучениею своего родного края

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему природные источники углеводородов»

Дата18.04.17

Класс9

Урок № 58.

Ф.И.О. и место работы


Предмет: химия

Класс: 9

Тема урока:

Природные источники углеводородов.

ЛО№8 «Ознакомление с нефтепродуктами».


Дата:

Цель:


Знать: источники углеводородов.

Понимать: отличия состава от месторождений.

Уметь: давать краткую характеристику источникам.


Ожидаемый результат:


Все знают природные источники углеводородов.

Большинство могут правильно распознавать углеводороды по их физическим и химическим свойствам.

Некоторые могут доказать важность углеводородов в жизни человека.

Критерии успеха:

Я знаю природные источники углеводородов.

Я понимаю, как отличать состав углеводородов от месторождений

Я могу давать краткую характеристику источникам, доказать важность углеводородов в жизни человека.

Ключевые идеи/подход:

активизировать познавательную деятельность учащихся, умение работать в группе с дополнительными источниками информации, навыки исследовательской работы; развитие умений выступать перед одноклассниками, т. е. коммуникационная компетентность

Оборудование

мультимедийные средства обучения: компьютер, презентация урока в программе Microsoft Power Point, образцы нефти и угля, колбы, древесные опилки, пенопласт.


Тип урока:

изучение нового материала.

Форма проведения:

урок-конференция

Ход урока.

  1. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку (2 мин).

Проверка готовности учащихся к уроку. Объявление последовательность урока.

Всем раздаются значки с географическими символами: нефти, природного газа и каменного угля



Все взялись за руки и сказали друг другу «Ты мне нравишься». Выбрали соответствующий символ и определился в группе.

  1. Актуализация знаний

Вопрос:  Почему мы говорим: … «углерод ненасытен»?

Ответ: Углерод  как никакой другой, “ненасытен”: он так и стремится образовывать то цепи, прямые и разветвлённые, то кольца, то сетки из множества своих атомов. Отсюда множество соединений из атомов углерода и водорода.

Вопрос: Как вы понимаете слово углеводороды?

Ответ: Углеводороды – это и природный газ – метан, и другой бытовой горючий газ, которым наполняют баллоны – пропан С3Н8. Углеводороды – это и нефть, и бензин, и керосин. А ещё – органический растворитель С6Н6, парафин, из которого сделаны новогодние свечи, вазелин из аптеки и даже полиэтиленовый пакет для упаковки продуктов.

Вопрос: Назовите природные источники углеводородов

Ответ: Важнейшими природными источниками углеводородов являются полезные ископаемые – каменный уголь, нефть, газ.

Учитель: Углеводороды – вещества, состоящие из углерода и водорода, – являются основой органического синтеза, а органическую химию определяют как химию углеводородов и их производных. Наша страна занимает одно из ведущих мест в мире по запасам, добыче, экспорту и переработке углеводородного сырья. Природные источники углеводородов являются связующим звеном межгосударственных отношений в политической и экономической области.

– Что вы знаете о природных источниках углеводородов, что хотели бы узнать и что вы узнаете сегодня на уроке, мы увидим по заполнению таблицы:

Знаю

Хочу узнать

Узнал




Сегодня на уроке вы- деловые люди, которые занимаются разработкой месторождений природных источников углеводородов, их переработкой, экспортом, а так же ищите наиболее актуальные пути решения экологических проблем, возникающих на ваших производствах. 
Задача каждой группы: 
Рассказать о своей отрасли, познакомить с переработкой сырья, значении отрасли для экономики Казахстана, а так же с экологическими проблемами, которые возникают при добыче и переработке углеводородов. 
Первая группа представляет - Нефть

Вторая группа представляет - Природный газ
Третья группа представляет - Каменный уголь

План изучения новой темы:

  1. Информация о природных источниках углеводородов.

  2. Изучение природных источников углеводородов (3 группы)

  3. Оценивание работ различных групп

Ход урока.
У каждого из вас в группе будут свои специалисты: геолог, экономист, менеджер, эколог
(Учащиеся выбирают специалистов, каждому выдаётся бейджик
Сейчас каждый специалист получит задание. В течение 10 минут вы будете готовить своё выступление. 
Регламент выступления всей группы 7 минут. Ваши сообщения, должны быть кратким, чёткими, понятными.

1 группа - Нефть. 
Геолог группы.

Важнейшее стратегическое сырьё. Нефтяная промышленность занимает ведущее место среди топливной промышленности. Нефтяная промышленность в Казахстане зародилась в конце ХІХ ВЕКА. Промышленную добычу начали в 1911 году на месторождении Доссор в Урало-Эмбенском нефтегазоносном бассейне. В середине 1960-х годов был открыт второй бассейн –Мангыстауский.К концу 1907-х годов были разведаны все неглубокие нефтяные месторождения.А также были разработаны нефтяные гиганты- Тенгиз и Карачаганак. В начале 1980-х гг. появился третий нефтегазоносный бассейн-Южно-Торгайский. А в начале 1990-х гг. Компания «Казахстан Каспийшельф» обнаружила на шельфе Каспийского моря гигантское месторождение нефти –Кашаган. Это месторождение занимает третье место в мире по запасам нефти. 
Экономист группы.
По запасам нефти Казахстан занимает 12 место в мире (4 млрд. тонн) 
Годовая добыча составляет 51 млн. тонн в год, из них 50 млн. тонн экспортируется, что выгодно для экономики Казахстана. 4млн. тон импортируется. В итоге в Казахстане перерабатывается в год 5 млн. тонн нефти. 
Менеджер группы.
Состав нефти разных месторождений различен. В Эмбинской нефти мало серы, парафинов и других примесей, поэтому её используют для получения высококачественного бензина. В составе Мангыстауской нефти много высокомолекулярных углеводородов, поэтому её сложнее экспортировать по трубопроводам. Нефть маслянистая от светло-бурого до чёрного цвета жидкость. 
Так как нефть –смесь различных углеводородов её используют для получения различных веществ путём перегонки. Перегонка- разделение смеси веществ на фракции путём нагревания до определённой температуры. Перегонку нефти осуществляют в ректификационной колонне. Углеводороды с большой молярной массой подвергают крекингу- расщеплению на молекулы с небольшой молярной массой. Путём переработки нефти получают автомобильное топливо, смазочные масла, гудрон, а так же получают вещества, необходимые для получения синтетического каучука, волокон, СМС, удобрения, красители и многое другое. 
Эколог группы.
При добыче и транспортировке нефти возникают экологические проблемы, которые очень трудно устранить. Так как нефтяные скважины в основном находятся в Каспийском море, в Казахстане стоит проблема очистки Каспийского моря. Нефтяные пятна, растекаясь по поверхности, нарушают круговорот кислорода в Каспийском море. Эта проблема может привести к исчезновению многих водных обитателей. Переработка нефти также является причиной загрязнения атмосферы, так как происходит утечка газообразных веществ. 
2 группа - Природный и попутные газы
Примерное выступление групп: 
Геолог группы. Презентация .

Газовая промышленность - молодая, в РК начала развиваться во второй половине 60-годов ХХ века с началом освоения Мангыстауского нефтегазового месторождения. 
Газ- высококалорийное, дешевое, удобное для траспортировки топливо. На территории Казахстана около ста газовых месторождений.2/5 всех ресурсов состредоточены на Карачаганак. Другие крупные местрождения- Кашаган, Имашевское, Жанажол. На юге Страны осваивается Шу-Сарысуский бассейн. 
Эти месторождения связаны с попутными нефтяными газами. Месторождения природного газа сосредоточены в Западно-Казахстанской области. ( Все месторождения показываются на карте). 
Экономист группы.
Размеры добычи газа в нашей стране превышают объёмы его потребления. На территории РК запасы природного и попутных газов составляет 3 триллиона м3 ( 10 место в мире). 
Годовая добыча составляет 17 млрд м3,11 млрд м3 идёт на экспорт . Внутреннее газоснабжение развито слабо, только 9 областей получают казахстанский газ, в остальные области подаётся импортируемы газ,(импорт составляет 9 млрд м3). Для экономики Казахстана это не выгодно, поэтому необходимо создание единой газопроводной системы страны. 
Менеджер группы. 
Основу природного газа составляет метан (80-97%). Природный газ используется в основном в виде топлива. Почти половина природного газа используется в быту, остальная часть используется для выработки электроэнергии, а так же в промышленности. природный и попутные нефтяные газы –ценное химическое сырье. Из газа получают сажу, водород, этилен и ацетилен, которые являются сырьём для получения этанола, уксусной кислоты, резины, медикаментов и много другого. 
Эколог группы.

При добыче и переработке природного и попутных газов возникают экологические проблемы: 
1.Загрязняется атмосфера. 
2. Происходит выброс угарного газа, летучих углеводородов. 
3.Загазованность атмосферы сопровождается парниковым эффектом, образование озоновых «дыр», смога над промышленными городами, выпадением «кислотных дождей». 
(выступление сопровождается показом слайдов). 

3 группа- Представляет - Каменный уголь. 
Геолог группы.
Угольная промышленность в Казахстане возникла в середине ХІХ века. Сначала уголь начали добывать в Караганде, затем в Экибастузе и на востоке Казахстана. В 1930-хгг. Карагандинский угольный бассейн занимал третье место в СССР. В середине 1950-хгг. Началась разработка Экибастузского угольного бассейна. В 1980-х гг. началась разработка месторождений угля Майкубен, Шубарколь, Борлы, а после закрытия Семипалатинского полигона- в Каражыре. 
Всего на территории Казахстана эксплуатируется 15 угольных месторождений и бассейнов. 
Экономисты группы.
На территории Казахстана добывают каменный и бурый уголь. По запасам угля Казахстан занимает 9 место в мире (34 млрд. тонн). Годовая добыча бурого угля составляет 4 млн. тонн, каменного угля- 81 млн. тонн в год. Роль угольных бассейнов в экономике Казахстана различна. Это зависит от качества угля, условий залегания, запасов, возможности транспортировки. 
Карагандинский бассейн имеет выгодное центральное положение, большие запасы высококалорийного, низкозольного, коксующего угля. Его используют как энергетический и для получения кокса. 
Экибастузский бассейн связан железными дорогами со всеми районами страны. Качество экибастузского угля низкое, поэтому его используют только как энергетический. 
Майкубенский бассейн бурого угля, находится южнее Экибастуза. Этот уголь малозольный, легко обогащается, содержит мало серы, долго хранится. Его используют в коммунально-бытовом хозяйстве как топливо. Добыча угля в этом бассейне ведётся открытым способом, что выгодно для экономики страны. 
Менеджеры группы.
Уголь- природный источник углеводородов растительного происхождения. В Казахстане уголь используется в основном как топливо. Из угля получают кокс, необходимый в металлургии. Каменноугольная смола используется как сырьё для получения аммиака, удобрений, бензола, фенола, красителей, пластмасс и много другого. 
Экологи группы:

Добыча угля и его переработка также являются источником загрязнения окружающей среды. При добыче угля шахтным способом стоит не только вопрос о загрязнении природы, но и проблема здоровья шахтёров, так опасность для жизни представляет не только угольная пыль, но и метан, который накапливается в шахтах. При добыче угля открытым способом, угольная пыль попадает в атмосферу, оседает на растениях, попадает в почву. Поэтому при добыче и переработке угля следует соблюдать технологию производства, внедрять безотходное производство, устанавливать воздушные, при необходимости водяные фильтры. 

  1. Закрепление.

Лабораторного опыта №8.

Тема: Ознакомление с нефтепродуктами.

Цель – ознакомить учащихся с коллекцией нефтепродуктов.

Задание. Посмотрев коллекцию, заполните таблицу.

Заполнить таблицу.

название

применение







Вывод:

Мы заслушали выступление всех групп. 
У вас на столах лежат листочки с вопросами. Я предлагаю вам ответить на данные вопросы, что бы вы ещё раз вспомнили, о чём говорили вы сегодня на уроке. 

«Мозговой штурм»
1.Природные источники углеводородов…( газ, нефть, уголь) 
2.Виды топлива…( газообразное, жидкое, твёрдое
3.Самое крупное месторождение нефти в Республике Казахстан…( Кашаган) 
4.Термическое разложение нефти на фракции…( перегонка) 
5.Химическое сырьё, получаемое из угля…(кокс) 
6.Пути защиты окружающей среды от загрязнения…( соблюдение технологии переработки сырья, установка очистительных фильтров, использование альтернативных источников энергии (воды, ветра, атома, Солнца). 

Беседа: как влияет деятельность человека на окружающую среду и последствия экологических катастроф, а также различные отрасли исследования природных богатств.

  1. Рефлексия.

(Успех роста)

1. Как я усвоил материал?

А) Получил прочные знания;

Б) Усвоил учебный материал частично;

В) Мало что понял, надо поработать еще.

2. Как я работал?

А) Сам справился со всеми заданиями;

Б) Допускал ошибки;

В) Сделал много ошибок.

3. Как работала группа?

А) Дружно, совместно разбирали задания;

Б) Не все активно участвовали в обсуждении;

В) работа неинтересная, много ошибок.

4. Сформулируйте ваше мнение, ваши пожелания.


  1. Оценивание.


Имя ученика

Работа в группе

тест

итог


















  1. Домашнее задание.

Составление кластера «Природные источники углеводородов» и творческое задание рекламный буклет «Использование природных источников углеводородов».
















































































































































Оценивание.


Имя ученика

Работа в группе

тест

итог




















Оценивание.


Имя ученика

Работа в группе

тест

итог


















Оценивание.


Имя ученика

Работа в группе

тест

итог




















Оценивание.


Имя ученика

Работа в группе

тест

итог




















Оценивание.


Имя ученика

Работа в группе

тест

итог




















1 группа - Нефть. 
Геолог группы.

Важнейшее стратегическое сырьё. Нефтяная промышленность занимает ведущее место среди топливной промышленности. Нефтяная промышленность в Казахстане зародилась в конце ХІХ ВЕКА. Промышленную добычу начали в 1911 году на месторождении Доссор в Урало-Эмбенском нефтегазоносном бассейне. В середине 1960-х годов был открыт второй бассейн –Мангыстауский.К концу 1907-х годов были разведаны все неглубокие нефтяные месторождения.А также были разработаны нефтяные гиганты- Тенгиз и Карачаганак. В начале 1980-х гг. появился третий нефтегазоносный бассейн-Южно-Торгайский. А в начале 1990-х гг. Компания «Казахстан Каспийшельф» обнаружила на шельфе Каспийского моря гигантское месторождение нефти –Кашаган. Это месторождение занимает третье место в мире по запасам нефти. 
Экономист группы.
По запасам нефти Казахстан занимает 12 место в мире (4 млрд. тонн) 
Годовая добыча составляет 51 млн. тонн в год, из них 50 млн. тонн экспортируется, что выгодно для экономики Казахстана. 4млн. тон импортируется. В итоге в Казахстане перерабатывается в год 5 млн. тонн нефти. 
Менеджер группы.
Состав нефти разных месторождений различен. В Эмбинской нефти мало серы, парафинов и других примесей, поэтому её используют для получения высококачественного бензина. В составе Мангыстауской нефти много высокомолекулярных углеводородов, поэтому её сложнее экспортировать по трубопроводам. Нефть маслянистая от светло-бурого до чёрного цвета жидкость. 
Так как нефть –смесь различных углеводородов её используют для получения различных веществ путём перегонки. Перегонка- разделение смеси веществ на фракции путём нагревания до определённой температуры. Перегонку нефти осуществляют в ректификационной колонне. Углеводороды с большой молярной массой подвергают крекингу- расщеплению на молекулы с небольшой молярной массой. Путём переработки нефти получают автомобильное топливо, смазочные масла, гудрон, а так же получают вещества, необходимые для получения синтетического каучука, волокон, СМС, удобрения, красители и многое другое. 
Эколог группы.
При добыче и транспортировке нефти возникают экологические проблемы, которые очень трудно устранить. Так как нефтяные скважины в основном находятся в Каспийском море, в Казахстане стоит проблема очистки Каспийского моря. Нефтяные пятна, растекаясь по поверхности, нарушают круговорот кислорода в Каспийском море. Эта проблема может привести к исчезновению многих водных обитателей. Переработка нефти также является причиной загрязнения атмосферы, так как происходит утечка газообразных веществ. 



















2 группа - Природный и попутные газы
Примерное выступление групп: 
Геолог группы. Презентация .

Газовая промышленность - молодая, в РК начала развиваться во второй половине 60-годов ХХ века с началом освоения Мангыстауского нефтегазового месторождения. 
Газ- высококалорийное, дешевое, удобное для траспортировки топливо. На территории Казахстана около ста газовых месторождений.2/5 всех ресурсов состредоточены на Карачаганак. Другие крупные местрождения- Кашаган, Имашевское, Жанажол. На юге Страны осваивается Шу-Сарысуский бассейн. 
Эти месторождения связаны с попутными нефтяными газами. Месторождения природного газа сосредоточены в Западно-Казахстанской области. ( Все месторождения показываются на карте). 
Экономист группы.
Размеры добычи газа в нашей стране превышают объёмы его потребления. На территории РК запасы природного и попутных газов составляет 3 триллиона м3 ( 10 место в мире). 
Годовая добыча составляет 17 млрд м3,11 млрд м3 идёт на экспорт . Внутреннее газоснабжение развито слабо, только 9 областей получают казахстанский газ, в остальные области подаётся импортируемы газ,(импорт составляет 9 млрд м3). Для экономики Казахстана это не выгодно, поэтому необходимо создание единой газопроводной системы страны. 
Менеджер группы. 
Основу природного газа составляет метан (80-97%). Природный газ используется в основном в виде топлива. Почти половина природного газа используется в быту, остальная часть используется для выработки электроэнергии, а так же в промышленности. природный и попутные нефтяные газы –ценное химическое сырье. Из газа получают сажу, водород, этилен и ацетилен, которые являются сырьём для получения этанола, уксусной кислоты, резины, медикаментов и много другого. 
Эколог группы.

При добыче и переработке природного и попутных газов возникают экологические проблемы: 
1.Загрязняется атмосфера. 
2. Происходит выброс угарного газа, летучих углеводородов. 
3.Загазованность атмосферы сопровождается парниковым эффектом, образование озоновых «дыр», смога над промышленными городами, выпадением «кислотных дождей». 
(выступление сопровождается показом слайдов). 




























3 группа- Представляет - Каменный уголь. 
Геолог группы.
Угольная промышленность в Казахстане возникла в середине ХІХ века. Сначала уголь начали добывать в Караганде, затем в Экибастузе и на востоке Казахстана. В 1930-хгг. Карагандинский угольный бассейн занимал третье место в СССР. В середине 1950-хгг. Началась разработка Экибастузского угольного бассейна. В 1980-х гг. началась разработка месторождений угля Майкубен, Шубарколь, Борлы, а после закрытия Семипалатинского полигона- в Каражыре. 
Всего на территории Казахстана эксплуатируется 15 угольных месторождений и бассейнов. 
Экономисты группы.
На территории Казахстана добывают каменный и бурый уголь. По запасам угля Казахстан занимает 9 место в мире (34 млрд. тонн). Годовая добыча бурого угля составляет 4 млн. тонн, каменного угля- 81 млн. тонн в год. Роль угольных бассейнов в экономике Казахстана различна. Это зависит от качества угля, условий залегания, запасов, возможности транспортировки. 
Карагандинский бассейн имеет выгодное центральное положение, большие запасы высококалорийного, низкозольного, коксующего угля. Его используют как энергетический и для получения кокса. 
Экибастузский бассейн связан железными дорогами со всеми районами страны. Качество экибастузского угля низкое, поэтому его используют только как энергетический. 
Майкубенский бассейн бурого угля, находится южнее Экибастуза. Этот уголь малозольный, легко обогащается, содержит мало серы, долго хранится. Его используют в коммунально-бытовом хозяйстве как топливо. Добыча угля в этом бассейне ведётся открытым способом, что выгодно для экономики страны. 
Менеджеры группы.
Уголь- природный источник углеводородов растительного происхождения. В Казахстане уголь используется в основном как топливо. Из угля получают кокс, необходимый в металлургии. Каменноугольная смола используется как сырьё для получения аммиака, удобрений, бензола, фенола, красителей, пластмасс и много другого. 
Экологи группы:

Добыча угля и его переработка также являются источником загрязнения окружающей среды. При добыче угля шахтным способом стоит не только вопрос о загрязнении природы, но и проблема здоровья шахтёров, так опасность для жизни представляет не только угольная пыль, но и метан, который накапливается в шахтах. При добыче угля открытым способом, угольная пыль попадает в атмосферу, оседает на растениях, попадает в почву. Поэтому при добыче и переработке угля следует соблюдать технологию производства, внедрять безотходное производство, устанавливать воздушные, при необходимости водяные фильтры. 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!