СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему: «Наша дружба» с элементами тренинга.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока идёт  формирование представлений у учащихся о понятии "дружба" и "настоящем друге", присвоение их нравственной ценности и раскрытие значения в жизни каждого человека.

Урок призван помочь учащимся понять необходимость и ценность понятия "дружба", знакомит  с истинным толкованием слова "дружба", "друг", учить слушать, понимать и помогать друг другу

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: «Наша дружба» с элементами тренинга.»

Конспект урока на тему:

«Наша дружба» с элементами тренинга.


Дата проведения: 23.03.2017г.

Участники: обучающиеся 1Г, 5 человек из группы «малышок».

Пояснительная записка.

В ходе урока идёт  формирование представлений у учащихся о понятии "дружба" и "настоящем друге", присвоение их нравственной ценности и раскрытие значения в жизни каждого человека.

Урок призван помочь учащимся понять необходимость и ценность понятия "дружба", знакомит  с истинным толкованием слова "дружба", "друг", учить слушать, понимать и помогать друг другу; формирует добрые взаимоотношения между детьми в классе, воспитывать уважение к одноклассникам, учит анализировать свои поступки и окружающих людей.

В результате знакомства с примерами, у учащихся должны сформироваться чёткие определения, осознание, что взаимопомощь, взаимовыручка, доброе отношение и уважение друг к другу, очень важны, что дружба - человеческое богатство. В ходе урока идёт формирование у учащихся навыков работы в парах.

Цели: 

  • создание положительного эмоционального климата в коллективе; знакомство участников занятия друг с другом.

  • формировать стремление к самопознанию, возможности распознавать личностные качества и качества окружающих, стремление к взаимодействию с другими людьми.

  • предоставление учащимся рекомендации для установления, сохранения и поддержания дружеских взаимоотношений.

  • осмысление понятия «друг», «дружба», совершенствование навыков общения.

  • помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе


Задачи:

  • - научить индивидуальным приемам межличностного взаимодействия;

  • - формировать адекватную самооценку учащихся;

  • - создавать условия для самоанализа учащихся

Оборудование:

- учительская доска.

-бумажные вырезанные ладошки.

-интерактивная доска.

- напечатанные на отдельных листах бумаги пословицы

I. Организационный момент. Приветствие.

– Добрый день, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас и надеюсь, что наше с вами занятие будет увлекательным и полезным.

Звучит песенка о дружбе 1 (эмоциональный настрой).

Психолог: О чем эта песенка?

(Учащиеся отвечают) о дружбе.

Психолог: Верно! И тема сегодняшнего занятия звучит так: «Наша дружба Дружба утверждает в человеке добро, гуманность, вселяет силу духа, дает радость жизни.

Известный зарубежный психолог Дейл Карнеги советовал людям использовать секреты общения, которые очень помогают им лучше понимать друг друга. Первый из них – называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же. Дейл Карнеги говорил, что собственное имя – самое дорогое слово для человека.

Психолог: «А сейчас давайте познакомимся с теми ребятами, чьих имен мы не знаем».

Дети становятся в круг.

Упражнение знакомство: «Как тебя зовут?».

Дети, стоят в кругу, бросают друг другу мяч, называя имя, и то чем они любят заниматься (рисовать, лепить ит.д.) Выбор произвольный. Условие – мяч должен побывать у всех.

Психолог: «Теперь мы с вами познакомились и немного узнали друг о друге, об интересах друг друга».

Все рассаживаются за парты.

II часть основная - работа с понятиями.


Психолог: Ребята, я думаю вы знаете, что дружба основана на общении. Дружба бывает разной. Когда дружат между собой два человека – такую дружбу мы можем назвать - личная дружба.


Психолог: (слайд 2)

Настоящий друг везде
Верен в счастье и в беде
Грусть твоя его тревожит
Ты не спишь – он спать не может,
и во всем без лишних слов
Он помочь тебе готов.

Упражнение «круг дружбы».

Психолог: «У нас есть «круг дружбы», но ему не хватает участников, сейчас На ладошках из листочков бумаги напишите, что для вас означает настоящий друг, с каким человеком вы хотели бы подружиться, опишите его качества «Друг должен быть… (прилагательные, продолжите это  предложение и    постарайтесь определить как можно больше качеств настоящего друга ). И свои ладошки поместите  «в круг дружбы».

(На заготовленных заранее листах ладошек дети пишут, что для них означает дружба, друг, и оформленную бумажную ладошку крепят к доске на «круг дружбы»).

Рефлексия

  • Какие чувства вы испытывали когда рисовали?

Психолог: Стихотворение Друзья

Как начну конфеты есть, у меня друзей не счесть.
А закончились конфеты, и друзей в помине нету.
За конфету каждый друг, так и рвет ее из рук.
Ну, зачем мне дружба эта? Я сама люблю конфеты.


Психолог: ребята как вы думаете,  жадиной быть плохо?

(Учащиеся отвечают) потому что их никто не любит, с ними не дружат, обзывают, и т.д.


Психолог: Ребята, а вы знаете, что есть коллективная дружба? - она основана на общем деле. А у вашего класса есть общее дело или дела? Какие?

(Учащиеся отвечают) занятия в кружках, учеба, совместный отдых, экскурсии, игры, увлечения.


Психолог: Значит дружбу нашего класса можно назвать коллективной?

(Учащиеся отвечают) да.

И это все вы делаете дружно? Или не всегда? А хотели бы быть самыми дружными ребятами?

- Как же добиться, чтобы вы всегда дружили и никогда не ссорились? Что для этого необходимо?


(Учащиеся отвечают): надо стремиться лучше узнать друг друга, знать и понимать характер и привычки друзей.


Психолог: «Прошу выйти всех ко мне и встать по парам. Задание называется «Карандаши»  Звучит музыка 3 (веселая полька). Встаньте друг на против друга на расстояние вытянутой руки. Ваша задача удержать карандаши прижав их концы подушечками указательных пальцев. Готовы? Поднимите руками вверх - вниз, вперед - назад. А теперь давайте усложним упражнение. Встаньте в круг и зажмите между подушечками указательных пальцев соседей.

Поднимите руки, опустить их.

2. Вытянуть руки вперед, отвести назад.

3. Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед (сужение и расширение круга).

5. Присесть, встать.


Описание упражнения. Суть упражнения состоит в удержании каранда­шей или авторучек, закрытых колпачками, зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют под­готовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напро­тив друга на расстоянии 70 - 90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх - вниз, вперед - назад.

После выполнения подготовительного задания группа встает в сво­бодный круг (расстояние между соседями 50 - 60 см), карандаши зажи­маются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания.

Необходимо строить свои движения с учетом движений партнера.

Обсуждение.

Если каждый участник будет думать только о своих движениях, как вы считаете выполнимо будет это упражнение?

Психолог: Можно ли выполнить это задание, действуя по принципу «каждый за себя»? Очевидно, нет.

Можно очень стараться, но ничего не получиться если не пытаться понять замысла соседа.

1.Какие действия должен выполнять каждый участник чтобы карандаши не падали? (ответы учащихся)

2.А на что следует ориентироваться при выполнении этих заданий?

(Учащиеся отвечают) постараться выполнять их слаженно.


Психолог: «А сейчас давайте посмотрим на нашу доску, здесь перемешались все пословицы, давайте это исправим». Слайд 4.

Игра «Составьте пословицу о дружбе»

«Молодцы, вы замечательно справились с заданием!»

Психолог: « Теперь давайте с вами подумаем, что же важно для дружбы, давайте с вами расставим в порядке значимости высказывания, которые вы видите на слайде». Слайд 5.

Упражнение “Что Важно для дружбы?”

8. Давать другу списывать домашнее задание.

4. Защищать друг друга от обидчиков.

10. Придумывать вместе интересные игры.

1. Помогать друг другу.

9. Угощать друг друга сладостями.

3. Уметь слушать друг друга и понимать.

5. Искренне радоваться успехам друг друга.

2. Не ссориться друг с другом по пустякам.

6. Уметь уступать друг другу.

7. Уметь слушать друг друга и понимать.

Психолог: «Послушайте стихотворение о том, как некоторые ребята дружат с детьми, и как вы поступите с таким другом?»

Такая дружба.



Я свою соседку Олю за косичку дернул в школе,
Эта Оля мне опять не дала ответ списать.
Ручкой больно ткнул я в спину одноклассницу Марину,
Нужно с ней вообще по строже, чтоб не строила мне рожи.
Я стиралкой кинул в Лену, ей же как горох об стену, 
А веселую Катюшку обозвал я хохотушкой.
В сумку ябеды Ларисы я с утра подкинул крысу,
Та устроит в сумке норку,
- Вот потеха будет скоро!
На весь класс одну Иришку уважаю, как мальчишку,
С Ирой я давно дружу - ей лишь кнопку подложу…

Психолог: Есть ребята, которые закрывают глаза на самые нехорошие поступки только потому, что их совершает его друг. Но так поступать неправильно. Что же нужно сделать для того чтоб исправить это?


(Учащиеся отвечают): его друг должен объяснить о том, что так не дружат с девочками и что их надо наоборот защищать и помогать им.

Психолог: Известно, что друзьями могут быть постоянные или временные. Временных друзей мы называем приятелями. Слайд 6 приятель.

Приятель – это человек, с которым вы просто учитесь в одном классе, занимаетесь в кружке, здороваетесь во дворе.

Это человек, с которым вы время от времени обсуждаете какие-либо события.


Психолог: Чем приятели отличаются от друзей? Слайд 7 друг.

(Учащиеся отвечают).

«Приятель это тот человек с которым у вас сложились хорошие, простые ,но не совсем близкие отношения.» « Друг – близкий вам по духу, на которого можно во всем положиться.


Психолог: Сколько у человека может быть настоящих друзей?

(Учащиеся отвечают).

Проведённые социологические исследования показали, что люди, которые утверждали, что имеют много друзей, в сложной ситуации оставались либо сами с собой, либо с близкими родственниками. А люди, которые утверждали, что друзей у них мало (1-3 человека) всегда находили у них поддержку и понимание. Таким образом, можно сказать, что настоящих друзей всегда не так много. Но у любого человека обязательно должны быть не только друзья, но и приятели.

Психолог: А чтобы ещё лучше понимать друг друга мы должны хорошо знать сами себя и я хочу предложить вам ещё одно задание.

Инструкция к методике «Лесенка»

Ребята, возьмите карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз. А теперь оцените себя как друга. Повтор инструкции.

Психолог: Сегодня мы с вами много говорили о дружбе. А в дружбе есть правила.

Правила дружбы и товарищества  Слайд 8.

  • всегда говорить правду друг другу;

  • не сердиться на друга за ошибки и ненамеренно причиненные неприятности;

  • выручать друг друга в трудные минуты;

  • вставать на защиту друга;

  • Не зазнавайся.

  • Не перекладывай свою вину на другого.

  • Будь с другом не только в радости, но и в горе

Психолог:

«Мы ссорились, мирились и спорили порой,
Мы очень подружились за нашею игрой.
Игра игрой сменяется, кончается игра,
А дружба не кончается. Ура! Ура! Ура!»

Рефлексия.

Психолог: слайд 9.

«Давайте вспомним о чем мы говорили на занятии, и что нового узнали?

О том, что такое дружба, о личной и коллективной дружбе, о качествах характера, которыми должен обладать человек, который хочет найти настоящего друга, и о правилах дружбы».

Психолог: «Что такое дружба

(Учащиеся отвечают). Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов)

А кто такой друг?

(Учащиеся отвечают). Друг – это человек, который связан с кем - то дружбой).это человек, которому можно доверить все свои проблемы

III часть. Заключение.

Психолог: «Так давайте будем стремиться дружбой дорожить!

Нежно и заботливо относится к друзьям и товарищам. Беречь вашу дружбу с детства».


Используемая литература: Шарохина В.Л. «Психологический тренинг для будущих первоклассников» Селевко Г.К. Познай себя. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий 2006. – с. 96.

Педагог-психолог Соснина О.П..

































Сейчас вы прослушали песню и просмотрели презентацию, Скажите мне, пожалуйста, какая тема нашего классного часа: « Дружба»

Конечно, дружба! (Слайд1) Ведь у каждого из нас близкие и есть друзья. (слайд2) Ребята!

 Давайте еще раз посмотрим друг другу в глаза и улыбнёмся.

 Давайте улыбнёмся нашим гостям.

 Давайте дружно скажем всем «добрый день!»

И сегодня ребята мы с вами собрались здесь для того(слайд3), чтобы поговорить о том, что такое дружба , что значит дружить, узнать, какими качествами должен обладать настоящий друг, кто может быть другом; будет учиться замечать и ценить положительное в окружающих людях, друзьях и в конце мероприятия мы должны будем вывести законы дружбы.

Также на протяжении всего классного часа мы с вами будем строить дом как символ дружбы нашего класса, а в конце подведем итог для чего это было нужно. (это будете делать вы сами, выходя к доске когда будете отвечать с помощью кубиков).

Теперь когда мы с вами поставили перед собой цели и задачи, можем начинать. (слайд4)

первое задание называется «Карандаши» Прошу выйти всех ко мне и встать по парам.

Описание упражнения. Суть упражнения состоит в удержании каранда­шей или авторучек, закрытых колпачками, зажатыми между пальцами стоящих рядом участников (рис. 2). Сначала участники выполняют под­готовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напро­тив друга на расстоянии 70 - 90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх - вниз, вперед - назад.

После выполнения подготовительного задания группа встает в сво­бодный круг (расстояние между соседями 50 - 60 см), карандаши зажи­маются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания.

1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.

2. Вытянуть руки вперед, отвести назад.

3. Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед (сужение и расширение круга).

5. Присесть, встать.

Психологический смысл упражнения. При выполнении упражнения от участников требуется четкая координация совместных действий на основе невербального восприятия друг друга. Если каждый участник будет думать только о своих действиях, то упражнение практически невыполнимо. Необходимо строить свои действия с учетом движений партнеров.

Обсуждение. Какие действия должен выполнять каждый из участ­ников, чтобы карандаши в кругу не падали? А на что ориентироваться при выполнении этих действий? Как установить с окружающими не­обходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать» дру­гого человека?

От этого обсуждения делается переход к теме психологического тре­нинга, на который пришли участники. Тренинг направлен на то, чтобы в игровой форме развивать необходимые для этого умения — например, координировать совместные действия, устанавливать взаимопонима­ние с окружающими, «чувствовать» человека, который находится ря­дом. А такие умения необходимы для достижения успеха в очень мно­гих жизненных ситуациях (примеры ситуаций пусть приведут сами подростки).

Молодцы справились.

Следующее задание(слайд5) Игра

«Найди конец пословицы»

Не имей сто рублей, а имей…  (друзьями).

Человек без друзей, что дерево… (не найдешь).

Друга ищи, а найдешь… (новое).

Дерево живет корнями, а человек… (сто друзей).

Дружба не гриб, в лесу… (без корней).

Друг лучше старый, а платье… (береги).

С этим заданием вы тоже справились, я очень рада!

Слайд6

Следующее Упражнение «Пять добрых слов»

Каждый участник команды на листе картона обводит ладошку и в центре пишет своё имя. Затем передает рисунок соседу справа, а сам получает рисунок от соседа слева. В одном из “пальчиков” полученного чуждого рисунка каждый пишет какое - нибудь привлекательное качество, которое хотелось бы пожелать его обладателю (например, “ты - добрый”, “ты - веселый”, “ты - остроумный” и т. д. ). Рисунки ходят по кругу. Таким образом, все “пальчики” оказываются заполненными. Если пальчиков не хватит, можно писать и на самой ладошке вокруг имени участника. В конце упражнения ладошки возвращаются к своим хозяевам, и вы можете прочитать то, что вам пожелали ваши товарищи и оставить ладошку себе на память (наши ладошки превратились в лучики весёлого солнышка)

СЕЙЧАС Я ВАМ ХОЧУ РАССКАЗАТЬ ПРИТЧУ О ДРУЖБЕ, ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАЙТЕ. (СЛАЙД7, 8) Объясните смысл этой притчи.

Я вас очень всех люблю, уважаю и хочу тоже дружить с вами. И в честь нашего праздника дружбы решила подарить вам необыкновенные цветы, но сильным порывом ветра у меня унесло все цветы и остался только один, но я хочу чтобы частичка моей любви и дружбы досталась каждому, поэтому предлагаю оторвать каждому по лепестку. Но цветок остался не простой , на каждом лепестке есть вопрос. Давайте по очереди, но не забываем, что нам еще нужно построить дом.

1. Что такое дружба? - 9, 10

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов

2. А кто такой друг? - 11, 12

Друг – это человек, который связан с кем - то дружбой.

3. Слово ДРУГ иногда заменяют близкими по значению словами - синонимами - назови такие слова?

 (приятель, товарищ)

4. Какую пословицу о дружбе вы знаете? - 13

Друг познаётся в беде.

5. Кого можно назвать другом? - 14, 15, 16, 17, 18.

Маму, книгу и т. д.

6. А кто такой настоящий друг?19, 20

Настоящий друг – это человек, которому можно доверить все свои проблемы. Настоящий друг становится тебе близким родственником. У меня есть подруги. Мы часто говорим, что вместе мы – сила!

7. Как вы понимаете дружный класс?

 Например, у нас дружный класс. Потому что мы помогаем, поддерживаем, не обижаем друг друга. Не ссоримся и защищаем друг друга.

8. Без чего не может существовать дружба?

Без уважения.

Уважение –это почтительное отношение, вежливое обращение к человеку. Умение признавать достоинства другого человека.

Вот и у каждого есть теперь часть цветка – лепесток, а вместе они часть целого, как и мы с вами.

Теперь нам с вами нужно вывести Законы дружбы(слайд21, 22)

Мы с вами строили дом, я попрошу, чтобы один из вас вышел и вытащил кубик.

Почему же дом рухнул. Так и наша дружба: очень хрупкая и легко может сломаться. Выстраивать отношения очень долго, а разрушить можно за одно мгновение. Поэтому берегите дружбу и своих друзей.

Весь материал - смотрите документ.




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!