Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Салаватская коррекционная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
КОНСПЕКТ
урока по музыке в 3 классе на тему:
«Музыкальные киты»
Разработала: учитель музыки
Латыпова Роза Руфатовна
Салават 2016
Цель: Дать понятия об основных жанрах в музыке: песня, марш, танец.
Задачи:
- развитие вербальной памяти;
- развитие способностей и желания вслушиваться в музыку и размышлять о ней;
- развитие чувства ритма, певческих навыков, творческой фантазии;
- коррекция психомоторной сферы.
В беседе с детьми используется вопросительная форма изложения – что поможет натолкнуть их на размышление, побудит их к мыслительной работе.
Оборудование к занятию:
- карточки «шаги в музыке»: марш - 1,2,3,4; вальс – 1,2,3; песня – 1,2;
- детские музыкальные инструменты: бубен, молоточек, треугольник, деревянные ложки, погремушки, колокольчики;
- конверты с карточками «Киты» и цветными буквами для составления слов;
- мультимедийное оборудование.
Ход урока.
Организационный момент
Учитель: - Здравствуйте, ребята! (квинтовый ход вниз)
Ответ детей: - Здравствуйте! (мажорное трезвучие)
Учитель: Внимание! Внимание! Чудеса!
Внимание! Внимание! Тишина!
К нам идёт, к нам идёт музыка!
Да здравствует, музыка!
Почему гремит гром? Почему идет дождь? Почему наступает день?.. Много, много почему.
Давным-давно люди не знали, что наша земля круглая и вращается вокруг Солнца. Вот они и придумывали разные легенды, что Земля – это огромная тарелка посреди океана, а чтобы она не утонула, держали её на своих спинах три огромных кита.
Слайд «Киты выдуманные»
А причём здесь музыка? Все дело в том, что в ней тоже есть свои «три кита». И эти киты существуют по-настоящему, потому что на них держится вся наша музыка.
Что такое музыка?
Ответы детей: Это наш хороший друг. С ней приятно отдыхать. Она поднимает настроение.
Учитель: А сегодня мы с вами узнаем, что за «киты», почему их три и как они связаны с музыкой.
Звучит фрагмент «Марша» С Прокофьева.
Это произведение вам уже знакомо, назовите его? Какие шаги можно здесь отметить? Простучите их. Шаги бодрые и четкие. Что же это за музыка? Да – это МАРШ.
Такая музыка известна давно, она помогает сопровождать движения людей и на параде и, на спортивных соревнованиях, и даже утром, когда вы делаете зарядку.
Слайд «Кит с флажком»
Левой-правой! Левой-правой!
Генерал шагает бравый.
Не беда, что генералу
Лет пока что очень мало.
Генерал ведёт отряд
На прогулку в летний сад.
(Закрепление понятия «Марш» с помощью инструментов. Работа с карточкой «Шаги»)
А теперь послушаем ещё одно произведение, при этом вы закроете глаза и пофантазируете, что же здесь изобразил композитор
Звучит «Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковского.1-й раз – ассоциация, 2-й раз – работа с инструментами, ритмическое сопровождение. После проигрывания выяснить у детей, что они услышали. И так, мы определили, что первый кит – это… Марш. Найдите в своих конвертиках соответствующую карточку и покажите её.
Следующего Кита вы сможете назвать сами, когда послушаете музыкальный фрагмент:
Легко на сердце от песни веселой,
Она скучать не даёт никогда.
И любят песню деревни и сёла,
И любят песню большие города.
Нам песня строить и жить помогает,
Она, как друг и зовёт, и ведёт.
И тот, кто с песней по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадёт.
Слайд «Кит с микрофоном»
Песня – самый популярный вид музыки. Появился на свет маленький человек, и сразу же над его кроваткой звучит колыбельная, которую поёт его мама. Не понимает малыш, что звучит над ним ПЕСНЯ с простой и нежной мелодией, но он успокаивается и засыпает.
Слушание «Колыбельная медведицы» муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.
Постепенно одна за другой в жизнь входят всё новые и новые песни: грустные и веселые, шуточные и серьёзные, плясовые и лирические. Одну из таких мы сейчас споём. Слайд
Исполнение «Родная песенка» муз. Ю. Чичкова сл. П. Синявского.
Итак, второй Кит – это… ПЕСНЯ. (Закрепление понятия «Песня» с помощью инструментов и карточки):
х х 1 2 |
Кроме песен на любом празднике звучит музыка, под которую мы отдыхаем и развлекаемся. Это танцевальная музыка. Для вас она началась с хоровода вокруг новогодней елки, с именинного Каравая. На смену одним танцам приходят другие: полька, барыня, хоровод, гопак, вальс.
Вальс, и полька, и гопак.
Веселиться каждый рад!
Хороши танцоры наши,
Вместе с ними мы попляшем.
Сейчас мы прослушаем «Польку» русского композитора П. И. Чайковского. Какое настроение в этом произведении? Опишите танец, который можно станцевать под эту музыку.
Все правильно это веселая, озорная, легкая Полька, но есть и другие танцы. Они более спокойны, неторопливы.
Жил-был один удивительный слон
Вальс танцевал изумительно он.
Не знаю, поверите мне или нет:
Его пригласили в балет.
Прослушивание «Вальс» из «Детского альбома» П.И. Чайковского.
Запомните в ВАЛЬСЕ – три основных шага. Найдите карточку в вашем конверте и проиграйте их на своих инструментах.
Теперь мы с вами можем назвать и третьего кита – это… ТАНЕЦ.
Слайд «Кит с платочком»
Слайд (со всеми «Китами»). Ну, вот все «Киты» собрались вместе. Посмотрите еще раз на карточки и повторите названия: «Кит-Марш», «Кит-Песня», «Кит-танец». (Дети называют и показывают)
Итог урока. МАРШ, ПЕСНЯ, ТАНЕЦ – словно выстроились в ряд, чтобы ответить на вопрос:
- Почему же на них держится прекрасное здание, имя которого МУЗЫКА? (Ответы детей)
Да, они входят в нашу жизнь, сливаются и становятся такими обычными и необходимыми.
Мы с вами просто Поём, просто Танцуем, просто Маршируем.
А чтобы запомнить этих Китов, вам нужно выполнить задание - собрать из букв слова.
(Перед детьми раскладываются буквы, из которых они должны составить слова – МАРШ, ПЕСНЯ, ТАНЕЦ).
Рефлексия.
Урок я хотела бы закончить стихотворением собственного сочинения: Музыкальная страна!
Что за чудо - чудеса!
Здесь живут три умных брата –
Развесёлых три Кита.
Первый Кит всегда поёт,
А второй – в поход ведёт,
Третий любит танцевать,
Веселиться и играть.
Друг без друга жить не могут –
Музыкальные киты.
Вам всегда они помогут,
Их запомни, братец, ты!
На этом наш урок окончен.
7