СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему "Линзы". Физика 8 класс.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока-исследования на тему "Линзы" в 8 классе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Линзы". Физика 8 класс.»

.

План-конспект урока физики в 8 классе

Тема: Линзы.

Методические цели:

Образовательные: вызвать объективную необходимость изучения нового материала; способствовать овладению знаниями по теме «Линзы».

Развивающие: содействовать развитию речи, мышления, познавательных и общетрудовых умений; содействовать овладению методами научного исследования: анализа и синтеза.

Воспитательные: формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Форма проведения: Исследовательская работа.

План занятия:

I. Организационный этап - 1 мин.

II. Этап постановки целей и задач урока - 3 мин.

III. Этап получения новых знаний. - 10 мин.

IV. Этап исследовательской работы учащихся - 15 мин.

V .Этап обобщения и закрепления нового материала .- 12 мин.

VI. Рефлексия. - 2 мин.

VII. Заключительный этап. - 2 мин.

Ход урока:

I. Организационный этап.

Учитель: Здравствуйте. Садитесь. Сегодня у нас обычный урок, но с довольно необычными формами работы. Я попрошу от вас внимания, внимания и еще раз внимания. Готовы? Прекрасно! Тогда давайте приступим к работе.

II. Этап постановки целей и задач урока.

Учитель: На прошлых занятиях мы с вами изучили отражение и преломление света. Каждый день мы сталкиваемся с этими явлениями: обратите внимание хотя бы на такие примеры: зеркало, глаз, фотоаппарат, телескоп, подзорная труба, бинокль, перископ и т.д. Скажите в большинстве перечисленных приборов что является основной частью?

Ученик: Линзы.

Учитель: А что нам дает линза? Выслушиваются различные варианты ответов и пояснения к ним.

Учитель: А как вы думаете, имеет ли при получении изображения значение форма линзы и ее положение в том или ином физическом приборе? На практике, я думаю, вы не раз пробовали смотреть сквозь линзу, например, очков. Одинаковое ли изображение мы получаем, наблюдая сквозь нее за окружающими предметами? Сможете ли вы изготовить телескоп, если вам дадут набор линз? Почему? Таким образом, чтобы изготовить какой-либо физический прибор необходимо знать кое-что о линзах.

Цель, которую мы сегодня ставим перед собой – изучить линзы и их характеристики, а также научиться строить изображения в линзах.

III. Этап получения новых знаний.

Демонстрация презентации к уроку.

Изложение нового материала учителем.

Учитель: Что ж, мы ввели некоторые понятия, касающиеся линз, их характеристики, классификацию и т.д., выяснили, как ведут себя световые лучи при прохождении линзы. Давайте теперь исследуем, как зависит получаемое изображение от расположения исходного предмета относительно линзы.

IV. Этап исследовательской работы учащихся.

Учитель дает указания по проведению исследовательских работ.

Исследовательская работа №1

Нарисуйте в собирающей линзе изображение стрелки, стоящей на оптической оси между линзой и фокусом.

Исследовательская работа №2

Нарисуйте в собирающей линзе изображение стрелки, стоящей на оптической оси между фокусом и двойным фокусом

Исследовательская работа №3

Нарисуйте в собирающей линзе изображение стрелки, стоящей на оптической оси за двойным фокусом.

Исследовательская работа №4

Нарисуйте в рассеивающей линзе изображение стрелки, стоящей на оптической оси между линзой и фокусом.

Исследовательская работа №5

Нарисуйте в рассеивающей линзе изображение стрелки, стоящей на оптической оси между фокусом и двойным фокусом.

Исследовательская работа №6

Нарисуйте в рассеивающей линзе изображение стрелки, стоящей на оптической оси за двойным фокусом.

Учащиеся выполняют исследовательскую работу, делают вывод по ней, после чего делают доклад о проделанной работе и ее результатах. Учитель проводит консультационную индивидуальную работу.

V.Этап обобщения и закрепления нового материала.

Учитель: Итак, напрашивается один очень важный вывод:  С помощью рассеивающих линз можно получить только мнимое уменьшенное изображение.

Задание 1.Постройте в собирающей линзе изображение вектора, находящегося между фокусом и двойным фокусом.

Задание 2. Постройте в рассеивающей линзе изображение вектора, находящегося за двойным фокусом.

Задание 3.Постройте в собирающей линзе изображение треугольника, находящегося между линзой и фокусом.

VI. Рефлексия.

Учитель: Что ж, наш урок подходит к завершению. В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке, каждый из вас, все вместе как класс, и понравилось ли вам то дело, которым мы с вами сегодня занимались.

Перед каждым из вас находится рисунок, на котором вы должны отметить уровень вашего настроения к концу урока. А еще хотелось бы услышать ваши отзывы о сегодняшнем уроке: что вам понравилось, что не понравилось, чем бы хотелось заняться еще.

VII. Заключительный этап.

Учитель: Решать загадки можно вечно.

Вселенная ведь бесконечна.

Спасибо всем нам за урок,

А главное, чтоб был он впрок!

Мне очень понравилось с вами работать. А теперь давайте подведем итоги вашей работы на сегодняшнем уроке. Перед вами лежат оценочные бланки, поставьте пожалуйста оценки тем своим товарищам, которые по вашему мнению сегодня их заслуживают.

Домашнее задание: 65-67, ответить на вопросы после параграфа. Упр. № 33.

Дополнительное задание: Имеются две линзы с оптической силой +2 и +4 дптр. постройте изображение стрелки, касающейся нижней своей частью главной оптической оси, и находящейся между фокусом и двойным фокусом первой линзы. Расстояние между линзами – 3 см.

Методика. Знакомство с учебником физики для 7 класса

Запомнить все невозможно, да и не надо. А значит, надо научить детей умению быстро находить необходимую информацию в справочной литературе. Заданий, нацеленных на это, в учебниках физики крайне мало. Вспоминается всего одно: «Найдите в учебнике оглавление, определите на каких страницах учебника находятся описание лабораторных работ, ответы к упражнениям и задачам для повторения, на каких страницах изложен параграф №5 «Физика, техника, природа». (Физика 7, Авторы А. В. и Н. А. Родина).

Поэтому предлагаю вашему вниманию методическую разработку игры «Знаешь ли ты учебник?». Класс делится на 3 команды.

Конкурс №1.

Цель: научить работать с оглавлением.

Командам задают вопросы. Победит тот, кто быстрее найдет на них ответы в учебнике.

•  Какие разделы физики мы будем изучать в этом году?

•  Сколько лабораторных работ нам предстоит выполнить?

•  На какой странице находятся ответы к упражнениям?

Конкурс №2.

Цель: научить пользоваться предметно-именным указателем.

Задание: за ограниченное время найти в учебнике все термины на указанную учителем букву.

Команды по очереди называют слова из своего списка. Победит тот, кто назовет его последним. Очевидно, что успех придет к тому, кто догадается воспользоваться предметно-именным указателем, а не будет листать страницы учебника.

Конкурс №3.

Цель: научить работать с таблицами на форзацах учебника.

Задание: найти соответствия.

1. ускорение

1. Дж

2. жесткость

2. Н/м

3. импульс

3. м/с 2

4. частота периодического процесса

4. Вт

5. работа, энергия

5. (кг*м)/с

6. мощность

6. Гц

Коды ответов: 1-3, 2-2, 3-5, 4-6, 5-1, 6-4.

Играйте на уроках или включайте эти конкурсы во внеклассные мероприятия.

Лауреаты Нобелевской премии (конференция учащихся)

В 2000 году лауреатом Нобелевской премии в области физики стал российский ученый Жорес Иванович Алферов, а 10 декабря 2001 года человечество отметит 100-летие вручения первой награды. Эти события подсказали мне идею провести конференцию, посвященную лауреатам Нобелевской премии в области физики.
За месяц до урока учащиеся 10 класса получили задание собрать материал о физиках - лауреатах премии. Ребята проявили большой интерес, поэтому была собрана обширная информация по теме, позволившая создать журнал "Лауреаты Нобелевской премии в области физики", со статьями из которого учащиеся выступили на конференции.
План проведения конференции:


I. Доклады учащихся:
- из истории самой престижной научной награды
- завещание Альфреда Нобеля
- Вильгельм рентген - первый лауреат Нобелевской премии
- Альберт Энштейн
- Эрнест Резерфорд и его ученики П.Л. Капица, Л.Д. Ландау.
- Мария Склодовская-Кюри - дважды лауреат премии
- Ж.и, Алферев - лауреат 2000 года.
II. Игра "Пойми меня"
Определите, о ком идет речь:
А.(Альберт Эйнштейн)
1. Один из ученых сказал ему: "Из Вас никогда ничего путного не выйдет". Но уже в это время он становится первым учеником по точным наукам.
2. В 1933 году он выходит из состава Берлинской государственной академии наук. В этом же году перед зданием Берлинской оперы запылали костры из книг, среди которых были и его. Нацисты за его голову обещали награду в 50000 марок.
3. Однажды в гостях 18-летняя девушка спросила его: "А кто Вы, собственно говоря, по специальности?" - "Я посвятил себя изучению физики" - ответил седовласый ученый. "Как, в таком возрасте Вы еще изучаете физику? - удивленно воскликнула девушка. - Я и то разделалась с ней больше года назад"
4. На вопрос почему именно он стал создателем теории относительности?" он отвечал: "Нормальный взрослый человек едва ли станет размышлять о проблемах пространства и времени. Он полагает, что разобрался в этом еще в детстве. Я же, наоборот, развивался интеллектуально так медленно, что, только став взрослым, начал размышлять о пространстве и времени. Понятно, что я вникал в эти проблемы глубже, чем люди, нормально развивающиеся в детстве."
5. "Общая теория относительности"
Теория броуновского движения
Квантовая теория света
Квантовая теория теплоемкости
Любой из этих работ было бы достаточно, чтобы обессмертить имя автора.
Б. (Вильгельм Рентген)
1. Долгое время он не верил в существование электрона, и даже запретил в своем физическом институте упоминать это слово.
2. В 1901 году он стал первым нобелевским лауреатом в области физики. Из-за своей застенчивости отказался от доклада, обязательного при вручении премии.
3. В 1896 году не было газеты, которая бы не напечатала снимок кисти его жены с обручальным кольцом на пальце.
4. 20 января 1896 г. американские врачи с помощью его лучей впервые увидели перелом руки человека. С тех пор его открытие вошло в арсенал медицины.



В. (Эрнест Резерфорд)
1. Однажды он не явился на заседание Британского комитета борьбы с подводными лодками ( это было в конце II мировой войны). Когда его упрекнули в этом, он в резкой форме ответил: "Я был занят экспериментами, из которых следует, что атом можно искусственно разделить. А такая перспектива значительно важнее, чем война!"
2. За научные достижения был удостоен звания "лорд Нельсон"
3. Великий учитель, воспитавший многих ученых, ставших позже Нобелевскими лауреатами.
4. Автор планетарной модели атома.

* Хочу заметить, что учащиеся, внимательно слушавшие выступления своих товарищей, отгадывают фамилии физиков с первой или второй попытки.
III. Отгадывание кроссворда
1. Женщина-физик, дважды лауреат Нобелевской премии, 84 элемент таблицы Менделеева Полоний назван в ее честь ее родины - Польши.
2. Российский физик, лауреат премии 2000г.
3. Создатель советской школы теоретической физики.
4. Создатель планетарной системы атома.
5. Лучи, названные в его честь, широко используются в медицине при диагностике переломов.
6. Об его открытии Энштейн сказал: "Открытие … стало основой всех исследований в физике ХХ века."
7. Автор общей теории относительности.




с

к

л

о

д

о

в

с

к

а

я






а

л

ф

е

р

о

в



л

а

н

д

а

у










р

е

з

е

р

ф

о

р

д









р

е

н

т

г

е

н







п

л

а

н

к








э

й

н

ш

т

е

й

н







IV. Домашнее задание: написать отзыв о конференции, в котором высказать мнение о выступлениях и предложить тему следующей конференции.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!