СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Н.А. Заболоцкий. Лирика. Философский характер лирики поэта. Тема гармонии с природой, любви и смерти."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для проведения урока в 9 классе по произведениям Н.Заболоцкого

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Н.А. Заболоцкий. Лирика. Философский характер лирики поэта. Тема гармонии с природой, любви и смерти."»

Тема: Н.А. Заболоцкий. Лирика. Философский характер лирики поэта. Тема гармонии с природой, любви и смерти.

Цель: познакомить учащихся с творчеством Н.А.Заболоцкого, научить вдумчивому чтению поэтических текстов, привить навыки анализа, интерпретации и осмысливания стихотворных произведений, повторить и закрепить умения находить изобразительно-выразительные и стилистические средства, раскрыть философское толкование поэтом взаимоотношений природы и человека, обучение восприятию красоты, гармонии звучания поэтического произведения Заболоцкого, вызвать эмоциональный отклик на стихи замечательного поэта.

Нет в мире ничего прекрасней бытия.

Безмолвный мрак могил – томление пустое

Я жизнь мою прожил, я не видал покоя.

Покоя в мире нет. Повсюду жизнь и я.

Н.Заболоцкий

Ход урока

1.Организационный момент

2. Вступительное слово

«Блок чёрного мрамора венчает его могилу. На камне рисунок: пернатое существо, падающее в волны. Ломаные линии камыша, крыльев, шеи. Это вожак стаи из его стихотворения «Журавли». Опрокинутое в бездну небесное создание, не утратившее и в последний миг своего "дивного величья"».

- Сегодня мы поговорим о творчестве поэта, который долгое время оставался недопонятым и недолюбленным – это

Николай Алексеевич Заболоцкий (07.05.1903 – 14.10.1958)

Цитата: “На протяжении всей жизни Н. Заболоцкий пользовался авторитетом человека рассудительного и предельно рационального, в 50-е годы, в зрелом возрасте, он имел внешность чиновника средней руки, непроницаемого и высокомерного для малознакомых людей. Но созданные им произведения свидетельствуют о том, каким тонкочувствующим и отзывчивым сердцем он обладал, как умел любить и как страдал, каким требовательным был к себе и какие величайшие бури страстей и мыслей находили утешение в его способности творить прекрасное – мир поэзии”, - пишет А.Ф. Авдеева(43,156).

Его практически никто не принимал за поэта, даже знакомые говорили, что он больше похож на бухгалтера, причем главного или даже на ревизора.

Н.Заболоцкий был абсолютно уверен, что человек только тогда станет личностью, когда он будет без устали бороться с самим собой, со своими слабостями и пороками. Эпиграфом к урокам по лирике Н. Заболоцкого могут стать слова из стихотворения опубликованного в "Новом мире" (1958, №12) почти сразу же после смерти поэта:

Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил... "На закате", ("Новый мир" (1958, №   12)

  • Какой же мир творил в своей душе Н.   Заболоцкий?

  • Какой его "образ мирозданья"?

Поэт был убежден, что самая большая ценность для человека в том, что он человек. Это давало ему силы жить. В статье Заболоцкого "Почему я не пессимист" читаем: "То, что ты привык видеть ежедневно, то, по чему ты скользишь равнодушным и привычным взором,  - на самом деле не буднично, но полно неизъяснимой прелести, большого внутреннего содержания, и в этом смысле таинственно. Вот я снимаю пленку с твоих глаз: смотри на мир, работай в нем и радуйся, что ты  - человек! Вот почему я не пессимист".

(1. Запись на схеме: Я - Человек).

Почему Заболоцкий считает, что нельзя изменять себе самому? Как вы это понимаете? (Поэт считает, что человек  - это тот, кто постоянно заставляет свою душу трудиться, кто в ладу со своей совестью, кто никогда не изменит себе самому и верен высоким нравственным ценностям).

(2. Запись на схеме: Верность себе самому).

Изменил ли Заболоцкий себе? Об этом мы узнаем, познакомившись с его жизнью, с этапами его творческой биографии.

Детство поэта прошло в селе Сернур Уржумского уезда Вятской губернии, отец мальчика работал там ученым агрономом. Здесь родились первые впечатления от общения с природой.

Учеба в уржумской гимназии, в Московском университете (1920 г.) и в Петроградском педагогическом институте им. А. Герцена (1921 г.)

Создание литературной группы ОБЕРИУ. Особенности обериутской поэзии: поиски нового поэтического языка, очеловечивание природы, неприятие бездуховного буржуазного мира. Можно прочитать фрагменты из стихотворения "Вечерний бар", в котором выявляются позиции эстетики обериутов  - "поэт голых конкретных фигур, вплотную придвинутых к глазам зрителя". Итог обериутского периода творчества  - сборник "Столбцы" (1929   г.)

Для выявления характерных особенностей обериутской лирики можно проанализировать стихотворение "Движение" (1926 г.):

Сидит извозчик, как на троне,
Из ваты сделана броня,
И борода, как на иконе,
Лежит, монетами звеня.

А бедный конь руками машет,
То вытянется, как налим,
То снова восемь ног сверкают
В его блестящем животе.

  • В чем разница в изображении явлений в первой и во второй строфах?

  • Охарактеризуйте главные образы стихотворения?

  • Какие предметные реалии подчеркивают, что извозчик неподвижен, статичен?

  • Какие детали показывают, что конь динамичен, подвижен? В чем аллегорический смысл этого образа?

Почему в первой строфе есть рифма, а во второй нет? Что это дает для понимания текста?

(3. Запись на схеме: Неприятие мещанского мира)

В 30-е годы в лирике Н. Заболоцкого зарождается его любимая тема, тема природы. Он относится к ней с благоговением, верит в ее великую мощь, убежден, что человек  - часть природы, сын ее, а не хозяин. Поэтому и не должен действовать на нее силой. В его лирике появляются натурфилософские стихи (можно прочитать стихотворение "Метаморфозы" или "Вчера, о смерти размышляя..."), где поэт рассуждает о жизни, о взаимоотношениях человека и природы, о смерти и бессмертии. Он верит, что природа величественна и сильна, но необузданна и порой несправедлива, а человек  - ум и мысль ее. В годы коллективизации Заболоцкий пишет стихи и поэмы, где утверждает, что животные и растения по-своему могут "мыслить" и, как и люди, должны быть освобождены, раскрепощены, и подтверждает свои убеждения цитатой из Велемира Хлебникова:

Я вижу конские свободы

И равноправие коров...

За это он подвержен нападкам критиков, которые обвиняли его чуть ли не в подрыве коллективизации. В 1937 году вышел из печати его новый сборник стихов "Вторая книга", где торжествует поэзия мысли.

(4. Запись на схеме: Природа. Человек  - ум и мысль ее)

В 1938 году по ложному обвинению Н.   Заболоцкий был репрессирован. Были арестованы и его друзья. В тюрьме его подвергали бесконечным и унизительным допросам и пытались сломать его духовно. Приговор  - 5 лет исправительных работ. С 1938 по 1944 год - лагеря: Дальний Восток, Магадан, Алтай, Казахстан, лесоповал, строительство железных дорог, взрывные работы. Только деятельность в качестве чертежника в конструкторском бюро, куда он чудом попал, спасла ему жизнь. В годы тюрем и ссылки он написал всего 2 стихотворения о природе: "Соловей" и "Лесное озеро". В послевоенное время, когда закончился период лагерей, он как бы заново родился. Появляются стихи, полные восторга и радости жизни, счастья свободного поэтического творчества. Таково стихотворение "Гроза" (1946 г.).

Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница,
Тень от тучи легла, и слилась, и смешалась с травой.
Все труднее дышать, в небе облачный вал шевелится,
Низко стелется птица, пролетев над моей головой.

Я люблю этот сумрак восторга, эту краткую ночь вдохновенья,
Человеческий шорох травы, вещий холод на темной руке,
Эту молнию мысли и медлительное появленье
Первых дальних громов - первых слов на родном языке.

Так из темной воды появляется в мир светлоокая дева,
И стекает по телу, замирая в восторге, вода,
Травы падают в обморок, и направо бегут и налево
Увидавшие небо стада.

А она над водой, над просторами круга земного,
Удивленная, смотрит в дивном блеске своей наготы.
И, играя громами, в белом облаке катится слово,
И сияющий дождь на счастливые рвется цветы.

  • О чем это стихотворение? Какое настроение оно вызывает?

  • Каков аллегорический смысл грозы?

  • Найдите художественные образы, интегрирующие человека и природу? Какова их художественная роль и как вы понимаете эти метафорические выражения?

  • Какова композиция стихотворения? Сколько в нем частей?

  • Сколько глаголов в первой строфе? А во второй? Какой смысл при этом проявляется?

  • Какой мифологический образ появляется во второй части текста? Что он символизирует?

  • Каков цвет первой части? А второй? Что это дает для понимания текста?

  • Выявите пространственные отношения в стихотворении. Определите направление движения в пространстве в первой и во второй части. Каково оно в последнем стихе?

  • Почему в стихотворении такая длинная строка? Что это дает? Почему двенадцатый стих короче всех остальных?

  • Какие еще ритмические, фонологические, лексические, синтаксические особенности текста вы заметили?

  • Что дает подобный анализ для понимания поэтического смысла стихотворения?

(5. Запись на схеме Творчество. Слово  - высшая сила природы.)

Но радость поэта преждевременна. Он бывший "враг народа". Его стихи не печатают. Он живет переводами. Среди его многочисленных переводов "Слово о полку Игореве", "Витязь в тигровой шкуре" Шота Руставели, стихи грузинских, украинских, сербских, венгерских, немецких, итальянских поэтов. Пишет автобиографическую прозу "Ранние годы". В альманахе "День поэзии" за 1956 год было напечатано всего одно стихотворение Н.   Заболоцкого "Прощание с друзьями":

  • Какое настроение вызывает это стихотворение?

  • К какому жанру его можно отнести ?

  • Какова композиция стихотворения? Сколько в нем частей? Какой поэтический смысл приобретает его кольцевая композиция?

  • Каким изображается загробный мир? Почему он миниатюрен, раздроблен, разъят? Гармоничен ли он?

  • Каково движение в поэтическом пространстве текста? Что символизируют у Заболоцкого понятия "верх" и "низ"?

  • Какой смысл приобретают в стихотворении его лексические и синтаксические особенности?

  • Почему в загробном мире нужно забыть человеческий язык?

  • Почему лирический герой считает, что "ему еще не место в тех краях"?

  • О чем это стихотворение?

Автор уверен, что хаос небытия преодолевается человеческой памятью. Смерть  - это распад на мельчайшие частицы вещества, на его атомы, когда материя становится элементарной, теряет структуру. А признак живого организма  - это слово, язык. Заболоцкий убежден, что человек не умирает совсем, а распадается на мельчайшие частицы, которые потом могут соединиться в новом организме, и человек в своем новом рождении может стать цветком, деревом, солнечным светом, водой в реке. Можно прочитать и обсудить стихотворение "Завещание" (1948), которое сейчас предлагается для изучения в 9 классе. Оно подтверждает философские убеждения поэта о человеческом бессмертии:

Я не умру, мой друг. Дыханием цветов
Себя я в этом мире обнаружу.
Многовековый дуб мою живую душу
Корнями обовьет, печален и суров.
В его больших листах я дам приют уму,
Я с помощью ветвей свои взлелею мысли,
Чтоб над тобой они из тьмы лесов повисли
И ты причастен был к сознанью моему...

(6. Запись на схеме Дружба. Хаос небытия преодолевается человеческой памятью.)

Но, несмотря на смерть близких, поэт всегда был предельно внимателен к людям, он любит людей с большими и ясными душами, он ценит их за внутреннюю, душевную красоту. Об этом он рассуждает в стихотворениях "Слепой", "Старая актриса", "Смерть врача", "Некрасивая девочка", "О красоте человеческих лиц".

(7. Запись на схеме Люди. Это те, кто не утерял "души естественной своей").

В последние годы жизни Заболоцкий много болел, подолгу жил в Тарусе на Оке. В 1957 году он пишет стихотворение "Гроза идет", где в аллегорической форме итожит прожитую жизнь. В стихах этих лет с особой пронзительностью зазвучала тема последней любви. Вершиной лирического цикла "Последняя любовь" стало стихотворение "Можжевеловый куст". (Можно предложить учащимся попытаться самим составить вопросы для обсуждения этого стихотворения или предложить задания, составленные учителем:

  • Какое настроение вызывает это стихотворение? Меняется ли оно по ходу текста?

  • Сколько частей в этом стихотворении? Какая из них самая динамичная? Самая неподвижная? Какой смысл при этом выявляется?

  • Какие два мира рисует автор? Как они взаимосвязаны?

  • Какие краски, звуки, запахи вы заметили? Какие образы создаются с их помощью?

  • Проанализируйте глагольную лексику. Какой смысл подчеркивается отсутствием глаголов в третьей строфе?

  • Каково движение в поэтическом пространстве текста? Что это дает для его понимания?

(8. Запись на схеме Любовь. "И любовь, и песни до конца").

Самобытность поэта отличала его от единомышленников – обэриутов.

Первая книга его стихотворений “Столбцы” получила одобрительные отзывы.

В 30-е годы, после опубликования поэмы “Творчество земледелия”, Н. Заболоцкий по сфабрикованному обвинению был причислен к врагам народа и арестован. Его творчество предали забвению. Но лишения и тяготы не сломили поэта, и поэт после освобождения (это было послевоенное время) возвращается к поэзии, занимается переводами. После опубликования “Слова о полку Игореве” в печати не появляется ни одного слова о труде поэта. Ругать мешали явные достоинства перевода, а хвалить не решались. Так и был Н.А. Заболоцкий долгие годы полупризнанным поэтом.

По-настоящему Заболоцкий пришел к читателю только в 1980-е годы. В это время несколько раз были переизданы его стихотворения. Как правило, издания сопровождались портретом автора, вступительными статьями. Появились первые работы литературоведов, посвященные творчеству Заболоцкого.

В стихотворениях 1940–50-х почти невозможно угадать интонации прежнего, молодого Заболоцкого, который будто сознательно запутывал читателя, не позволял разобраться в сюжете, нагромождая одну на другую тяжелые глыбы малопонятных слов. Теперь его тексты стали, напротив, образцом ясности. Подробны и точны, как великолепные фотографии, его пейзажи, понятны и последовательны рассуждения.



«Журавли» - чтение, анализ и заполнение таблицы

Картинный план

Движение чувств

Художественные средства

1-2 строфы. “Вёл вожак свой... народ”


Радость возвращения, восхищение красотой птиц.

Эпитет “отеческой”, метафора “утопая в небе”, эпитет “серебряные”, крылья — светлые, как серебро, прочные, как металл.

3. “Чёрное зияющее дуло...”


Тревога, страх, напряжение.

Антитеза: озеро, прозрачное насквозь — чёрное зияющее дуло; роль эпитета. Зиять — быть раскрытым, обнаруживая глубину, провал. Предложить угадать слово из примера толкового словаря: зияющая... (бездна).

4. “Луч огня ударил...”


Гнев, боль, отчаяние.

Метафора “луч огня”. Почему не использовано слово “выстрел”? “Обрушилось”. В чём особенность этого глагола?

5. “Журавли рванулись...”


Испуг, горе.

Метафора и сравнение, звукопись: Два крыла, как два огромных горя... обняли холодную волну (о-о-о-у).

6. “Им природа снова возвратила...” (это уже не картина).

Стойкость, мужество, гордость.

Метафора (“природа возвратила”, “смерть унесла”)

7-8 “Вожак... погружался...”


Печаль, гордость.

Звукопись:

А заря над ним образовала

Золотого зарево пятно.

«Некрасивая девочка» «Признание» «Лебедь в зоопарке» «О красоте человеческих лиц»

Стихотворение «Гроза идёт».

«Надо покорять жизнь! Надо бороться за самих себя. Сколько неудач ещё впереди, сколько разочарований, сомнений! Но если в такие минуты человек поколеблется – его песня спета. Вера и упорство. Труд и честность…» (Н.Заболоцкий.)

Поэт всё усерднее присматривается к людям. Вот, например, в стихотворении «О красоте человеческих лиц» перед нами целая галерея портретов. В другом произведении – «Некрасивая девочка» - поэт утверждает своё понимание истинной, духовной красоты. (Чтение наизусть и самостоятельный анализ учащимися)

Стихи Н.Заболоцкого очень лиричны и музыкальны, и некоторые из них стали песнями, как, например, «Признание». (Слушание романса «Признание» - «Очарована, околдована…»)

На исходе 50-х годов Н.Заболоцкий находится в расцвете творческих сил. Писатель Слуцкий вспоминает о последних месяцах жизни поэта: «Однажды он сказал мне, что находится в состоянии особого подъёма, когда всё начатое завершается и когда новые большие замыслы обступают со всех сторон». И, словно раскрывая секрет этого поразительного творческого подъёма, Н.Заболоцкий написал стихотворение, появившееся в печати вскоре после его смерти и прозвучавшее исповедью и завещанием художника – «Не позволяй душе лениться». (Чтение наизусть)

Стихотворение «Гроза идёт»

Гроза – одно из самых впечатляющих природных явлений. Она давно интересует многих поэтов и художников. К этой теме обращались художники, о ней писали и поэты: Тютчев, Фет, Некрасов. У Заболоцкого тоже есть стихи об этом грозном явлении: «Гроза», «Засуха». А одно из них называется «Гроза идёт». Читаем его:

Движется нахмуренная туча,

Обложив полнеба вдалеке,

Движется, огромна и тягуча,

С фонарём в приподнятой руке.

Сколько раз она меня ловила,

Сколько раз, сверкая серебром,

Сломанными молниями била,

Каменный выкатывала гром!

Сколько раз, её увидев в поле,

Замедлял я робкие шаги

И стоял, сливаясь поневоле

С белым блеском вольтовой дуги!

Вот он – кедр у нашего балкона.

Надвое громами расщеплён,

Он стоит, и мёртвая корона

Подпирает тёмный небосклон.

Сквозь живое сердце древесины

Пролегает рана от огня,

Иглы почерневшие с вершины

Осыпают звёздами меня.

Пой мне песню, дерево печали!

Я, как ты, ворвался в высоту,

Но меня лишь молнии встречали

И огнём сжигали на лету.

Почему же, надвое расколот,

Я, как ты, не умер у крыльца,

И в душе всё тот же лютый голод,

И любовь, и песни до конца!


- Какие чувства вы испытывали, когда читали и слушали это стихотворение?

Самые разноречивые: печаль, горечь, тревога, страх, жалость – в начале. А в конце – надежду, гордость, восхищение.

- Почему стихотворение называется «Гроза идёт»?

Во-первых, у него уже есть стихотворение «Гроза». Во-вторых, видимо, для поэта важно само действие, а не просто описание.

- Какова тема стихотворения?

Описание грозы и состояния человека.

- Какие образы мы выделяем в произведении?

Гроза, кедр и «я» - лирический герой.

- К этому уроку вы нарисовали рисунки к стихотворению. Расскажите, что именно вы изобразили и какие чувства вы испытывали, когда рисовали их.

- В стихотворении я вижу два мира: мир земной и мир небесный. Что мы отнесём к небесному миру?
Небо, тучу, молнии..

- Каков этот мир? (Записываем)

Суров: «нахмуренная туча», «огромна и тягуча», «молниями била», «каменный гром».

- Что или кто соединяет небесный мир и мир земной?

Кедр – дерево, держащееся корнями за землю и упирающееся «короной» в небо.

- Каков кедр? Выпишем словосочетания:

«Надвое громами расщеплен», «Он стоит, и мёртвая корона подпирает тёмный небосклон» и т.д.

- За что он наказан? За то, что посмел подняться так высоко, что хотел, быть
может, достигнуть неба.. Хоть на нём «корона» (теперь уже «мёртвая»), а иглы сравниваются со звёздами, но он принадлежит земле, как и человек.

- А человек – это земной мир. Как описан человек? Какие чувства он испытывает? (Записываем словосочетания)

Он тоже боится грозы. «Замедлял я робкие шаги». Ему кажется, что туча преследует его «с фонарём в приподнятой руке», ловит его, бьёт «сломанными молниями».

- За что он терпит? За что он наказан? За то, что и он, как кедр, «ворвался в высоту», и он захотел познать недосягаемое, возвыситься, подняться до неба.

- Как его встречало там небо? «…его лишь молнии встречали и огнём сжигали на лету».

- Каким вышел из этого испытания человек, в отличие от «дерева печали»?

В отличие от «дерева печали», человек не умер, и в его душе не погасло это стремление подняться в высь небесную, и его Любовь не исчезла, и песни он собирается петь до конца!

- Так и человек: как бы ни были удары судьбы, как бы внешне ни казалось, что он сломлен, уничтожен, но душу его, сердце его не спалить молнией, не запугать громами.

Вот и узнали мы, какова основная мысль стихотворения. Как можно связать данное произведение с биографией поэта? Когда оно могло быть написано?
После лагерей. Ничто не сломило Н.Заболоцкого, он по-прежнему готов к борьбе с ударами судьбы.
- Поговорим о языке и строфике стихотворения. Как красив и звучен, как метафоричен и выразителен его язык! Какие изобразительно-выразительные средства использует Заболоцкий при описании, например, тучи, кедра?
Олицетворения: туча «нахмуренная», «с фонарём в приподнятой руке»…
Метафоры: «дерево печали», «живое сердце древесины»…
Эпитеты: «огромна и тягуча» (туча), «каменный» (гром)…

- Какие стилистические средства использует автор?

Анафору: «Сколько раз…» - мы чувствуем, как растёт ужас у героя перед страшной грозой.

Антитезу: «белый блеск» - «тёмный небосклон», «живое – « умер», «иглы почерневшие» - «осыпают звёздами».

- Философские раздумья переданы и через ритм стихотворения. Запишем первую строчку:

Движется нахмуренная туча…

(_ _) (_ _) (_ _) (_ _) (_ _)

- Определим размер.
Хорей с пиррихиями.

- В первой строфе в каждой строке только три ударных слога – 3 ударные стопы, 2 – безударные . Запишем 1-ую строчку второй строфы:

Сколько раз она меня ловила…

(_ _) (_ _) (_ _) (_ _) (_ _)

- Поэт недаром выбрал чередование частоударных и редкоударных стоп. В первой строфе – движение замедленное, во второй – ускоренное. Как сердцебиение человека – то быстрое, то медленное. Об этом, кстати, говорит и чередование мужской и женской рифмы:

Движется нахмуренная туча, (женская)

Обложив полнеба вдалеке. (мужская)

Это придаёт стихотворению торжественность. Она выражена и через риторические обращения и знаки препинания. Мы можем сказать, что стихотворение Заболоцкого философично и торжественно.


Выводы: Какие бы катаклизмы ни происходили в жизни, настоящий человек найдёт в себе силы противостоять им. Человек не должен терять уверенности в завтрашнем дне, должен верить в себя, в свой талант. Он должен сохранить «в душе всё тот же лютый голод, и любовь, и песни до конца!»

Заболоцкий – один из немногих поэтов, слова которого не расходились с делом. И он прав, говоря: «Надо покорять жизнь! Надо бороться за самих себя. Сколько неудач ещё впереди, сколько разочарований, сомнений! Но если в такие минуты человек поколеблется – его песня спета. Вера и упорство. Труд и честность». Возьмите и вы эти слова, сделайте девизом своей будущей жизни, своим жизненным кредо.












































Этапы жизни и творчества.

1.Ранние детские годы. Казань. 1903 – 1910 .

2.Сернурская начальная школа, Уржумский уезд. 1910 – 1914 .

3.Уржумское реальное училище. 1914 – 1921 .

4.Петроградский Педагогический институт имени Герцена. 1921 – 1925 .

5.1927 год. «Объединение реального искусства» (Обэриу).

6.1929 год. Сборник стихотворений «Столбцы».

7.Арест и лагерь. 1938 – 1946 .

8.Творческий подъём в 1946 – 1948 годы.

9.Трудный период в жизни. 1949 - 1952 .

10.Расцвет творческих сил. 1953 – 1958 .


Доклад ученика «Биография Н.Заболоцкого»

Родился 24 апреля (7 мая н.с.) под Казанью в семье агронома. Детские годы прошли в селе Сернур Вятской губернии, недалеко от города Уржума. По окончании реального училища в Уржуме в 1920 едет в Москву продолжать образование.


Поступает в Московский университет сразу на два факультета — филологический и медицинский. Литературная и театральная жизнь Москвы захватила Заболоцкого: выступления Маяковского, Есенина, футуристов, имажинистов. Начав писать стихи еще в школе, теперь увлекся подражанием то Блоку, то Есенину.


В 1921 переехал в Ленинград и поступил в Педагогический институт им. Герцена, включился в занятия литературного кружка, но еще "собственного голоса не находил". В 1925 окончил институт.


В эти годы он сближается с группой молодых поэтов, называвших себя "обэриутами" ("Объединение реального искусства"). Их редко и мало печатали, но они часто выступали с чтением своих стихов. Участие в этой группе помогло поэту найти свой путь. В 1926 — 1927 служил в армии. По окончании службы получил место в отделе детской книги ОГИЗа, активно сотрудничал в детской литературе, в журналах для детей "Еж" и "Чиж". Выходят его детские книжки в стихах и прозе "Змеиное молоко", "Резиновые головы" и др. В 1929 вышел сборник стихов "Столбцы", в 1937 — "Вторая книга".


В 1938 был незаконно репрессирован и приговорен к 5 годам лагерного заключения, затем с 1944 по 1946 отбывал ссылку, работая строителем на Дальнем Востоке, в Алтайском крае и Караганде. В 1946 вернулся в Москву. В 1930 — 40-е написаны: "Метаморфозы", "Лесное озеро", "Утро", "Я не ищу гармонии в природе" и др.


Последнее десятилетие много работал над переводами грузинских поэтов-классиков и современников, посещал Грузию.


В 1950-е такие стихи Заболоцкого, как "Некрасивая девочка", "Старая актриса", "Противостояние Марса" и др., сделали его имя известным широкому читателю. Последние два года жизни он провел в Тарусе на Оке. Тяжело болел, перенес инфаркт. Здесь были написаны многие лирические стихотворения, поэма "Рубрук в Монголии". В 1957 он побывал в Италии.


14 октября 1958 Заболоцкий скончался от второго инфаркта.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!