СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки в 5 классе "О доблестях, о подвигах, о славе..."

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока музыки в 5 классе по теме «О подвигах, о доблести, о славе…» в рамках преподавания по УМК «Музыка. 5-7 классы» под редакцией Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной c применением ИКТ. Здесь раскрываются формы, средства и методы знакомства учащихся с образом защитника Отечества через различные виды искусств на уроке музыки в 5 классе. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки в 5 классе "О доблестях, о подвигах, о славе..."»

Учитель музыки МБОУ Тюлячинской СОШ Хабирова С.П.


Урок музыки в 5 классе, 4 четверть.

Тема урока: «О подвигах, о доблести, о славе…»

Цель урока: развитие исторической памяти подростков на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины.

Тип урока: формирование новых знаний.

Задачи урока:

- актуализировать знания о музыкальных произведениях, посвященных теме защитников Родины; проанализировать, как музыка, изобразительное искусство и литература разными путями идут к созданию образа защитника Отечества; исследовать, что вдохновляет художников, композиторов, исполнителей обращаться к героическим образам и сюжетам прошлого;

- сформировать умение давать эмоционально-образную оценку произведениям искусства и явлениям жизни;

- воспитать нравственно-эстетические чувства; пробудить любовь к Родине, желание быть её защитником.

- развить интонационный слух и творческие способности; совершенствовать вокально-хоровые навыки; развить умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развить коммуникативные навыки, сформировать навыки самооценки и рефлексии.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, исследовательский.

Формы организации обучения: индивидуальна, групповая, фронтальная.

Предметные умения:

Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством как различными способами художественного познания мира.

Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения.

Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.


Необходимое оборудование и материалы:

Компьютер, проектор, экран, аудиозаписи, презентация, музыкальный инструмент.

Музыкальный материал:

Д. Кабалевский «Реквием» «Наши дети» (Часть II №8), «Помните!» (Часть III №11)

Художественный материал:

«Реквием» Р. Рождественский, репродукции гравюр из цикла «Вечно живые» С.Красаускаса.

Ход урока:

1.Орг. момент. Здравствуйте ребята. Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с литературного и музыкального эпиграфов.


2.Актуализация знаний.

На школьной доске написаны эпиграфы:

«О тех, кто уже не придет никогда, - помните!»


«Памяти павших будьте достойны»

(Р.Рождественский)

Звучит « Реквием» Моцарта (Лакримозе)


Учитель: Ребята, вы узнали эту музыку?

Дети: Да, мы ее слушали несколько уроков назад (во 2-й четверти). Это музыка Моцарта.

Учитель: Кто может сказать, как называется это произведение?

Дети: Реквием.

Учитель: Скажите, что это за музыкальный жанр?

Дети: Реквием - произведение траурного характера, исполняемое в честь умершего человека.

Реквием – это пьеса, посвященная памяти усопших.

Учитель: А как вы думаете, почему и зачем композиторы писали подобную музыку?

Дети: Чтобы выразить свои чувства – боль утраты близких людей; осознать потери, найти силы жить дальше; чтобы сохранить память об ушедших.

Учитель: Об этом же говорят и эти литературные эпиграфы.

3. Постановка учебной задачи.

Учитель: Как выдумаете, ребята. чему будет посвящен наш с вами урок?

Дети: Погибшим на войне, о солдатах, о героях.

Учитель: Совершенно верно. Тема сегодняшнего урока: “О подвигах, о доблести, о славе…».

Запишите ее в тетрадь.

Чем мы будем заниматься?

(Сегодня я познакомлюсь с произведениями искусства, которые рассказывают о подвигах людей).

Попробуйте сформулировать проблемный вопрос сегодняшнего урока.

Ответы уч-ся: Как произведения разных видов искусств раскрывают тему защиты Родины.


Учитель: О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества создано немало произведений.

До наших дней дошли древнейшие былины, воспевающие мужество богатырей, солдатские песни, вселявшие в воинов уверенность в своих силах, надежду на успех в сражениях, произведения великих композиторов.

- Почему? С чем это связано?

Ответы уч-ся: (Это оттого, что с древних времен со всех концов на нашу страну наступали враги, пытались завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ).


3. Этап освоения нового материала

Учитель: Памяти павших за Родину в годы Великой Отечественной войны посвящены три реквиема: поэта Р. Рождественского, композитора Д. Кабалевского, художника-графика Стасиса Красаускаса.


Учитель: - Прочитайте на с. 145 учебника два отрывка из «Реквиема» Рождественского (чтение). Сопоставьте их между собой. В чем отличие между ними? (В первом звучит призыв к современному человеку; во втором отражается надежда на светлые солнечные дни, вера в будущее без войн.)

Как стоит прочитать первый отрывок, что бы подчеркнуть его драматизм? (Чеканный, упругий ритм, ярко, динамично, отрывисто, громко, маршево.)

Как стоит прочитать второй отрывок, что бы подчеркнуть его лиризм? (Плавно, мягко, светло, тепло, приподнято.)

Учитель: Совершенно верно. «Реквием» написан о погибших, но посвящен живым, рассказывает о смерти, но воспевает жизнь, рожден войной, но всем своим существом устремлен к миру.


Советский композитор ХХ века Д. Б. Кабалевский на слова Рождественского написал реквием. Давайте послушаем и продирижируем фрагмент из «Реквиема» Кабалевского «Наши дети»


Слушание хора «Наши дети». (работа в группах по 4 человека). Задание:

1)2) - найти контрасты в музыке, 3)4) – составить синквейн, 5)6) – сформулировать идею реквиемов Рождественского и Кабалевского.


(Детский хор. Происходит чередование разных интонаций – прием контрастов. Светлая песенная звучность вступления словно перебивается грозными интонациями, ритмами ударных.

В звучании детского хора также чередуются эпизоды лирические мажорные («Это песня о солнечном свете») с драматическими минорными («Именем солнца, именем Родины клятву даем»)

Завершается часть уверенными интонациями и ритмами оркестра.)


( Идея реквиемов- идея мирной жизни).


Учитель: Правильно. Как и Р. Рождественский, Д.Б.Кабалевский проклинает войну, призывает к борьбе за мир, за светлое будущее детей.



Настало время обратиться к творчеству литовского художника Стасиса Красаускаса. Мы рассмотрим репродукции гравюр из циклов «Реквием» и «Вечно живые».) (учебник стр.144,146,147)

- Какую идею воплотил в гравюрах художник через эти два цвета? (Жизнь и смерть)

- Проанализируйте композиции гравюр.

Ответы уч-ся: Выделяются два горизонтальных плана: на нижнем изображен погибший солдат, на верхнем – эпизоды из жизни людей. Работы выполнены в черно-белом цвете как воплощение идеи жизни и смерти.

Идея- Безграничная вера в торжество жизни над смертью. Лежащий в земле погибший солдат, будто не умер, а уснул. И над ним - тревожные и прекрасные видения - его сны, его земная жизнь, его неосуществленные мечты...

Учитель: Не обедняет ли отсутствие цвета восприятие гравюр?

Дети: Нет, наоборот художник обращает внимание не на красоту картин, а на глубокий смысл, который он хотел передать.


5. Обобщение.

Учитель: Литература, музыка, графика – каждое искусство по-своему раскрывает отношение художников к подвигу солдат. Реквиемы написаны таким ярким языком, который можно сравнить с языком плаката, идею, которого можно выразить словами Рождественского «Памяти павших будьте достойны!»


6. Завершающий этап урока.

Исполнение песни «Солдатушки, бравы ребятушки»


7. Рефлексия.

Учитель: Вам понравился урок? Все ли вам удавалось легко? Что нового для себя вы узнали? Какое произведение искусства на вас произвело наиболее яркое впечатление? Какой вывод вы сделали для себя сегодня на уроке? (Ответы обучающихся – чтить память героев, ценить мир)


Оценивание своей деятельности с помощью цветных кружков:

зеленый цвет – доволен своей работой;

желтый цвет – мог бы поработать получше;

красный цвет – допущено много ошибок, работой не доволен.

8. Домашнее задание.

Сделать рисунок к музыке Д.Б.Кабалевского или найти пословицы, поговорки, стихи о смелости и храбрости или сочинить свои.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!