СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Международные отношения в XVI – XVIII веках" 7 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Международные отношения в XVI – XVIII веках Цели урока: создать на уроке условия для

- изучения учащимися таких понятий: международные конфликты, причины, предпосылки и ход войн; рассмотрения на конкретных  исторических примерах причин и сути религиозных  и международных конфликтов и пути их разрешения

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Международные отношения в XVI – XVIII веках" 7 класс»

Конспект открытого урока истории

Автор - Огиенко Яна Викторовна

ГОУ ЛНР Семейкинская СОШ – ДС № 31

[email protected]

7 класс

Тема:  Международные отношения в XVI – XVIII веках

Цели урока: создать на уроке условия для

- изучения учащимися таких понятий: международные конфликты, причины, предпосылки и ход войн; рассмотрения на конкретных исторических примерах причин и сути религиозных и международных конфликтов и пути их разрешения;

 - развития умения анализировать ситуации и факты, выражать собственную позицию по проблеме, а так же умения формулировать причины и предпосылки Тридцатилетней войны и ее последствия

 – воспитания уважительного отношения к людям другой национальности и вероисповедания, в тоже время патриотических чувств к своей Родине.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок-практикум.

Новые понятия: Итальянские войны, Тридцатилетняя война, Вестфальский мир.



Ход урока

ПЕРВЫЙ ЭТАП УРОКА Организационная часть: приветствие, позитивный настрой на работу на уроке.

Проверка домашнего задания, коррекция и актуализация опорных знаний. Учитель: Дома вы изучали параграф «Английская революция. Путь к парламентской монархии»

1.Расскажите о движениях протеста в годы английской революции. Назовите общее во взглядах левеллеров и диггеров?

2. Почему Англия стала называться парламентской монархией?

Актуализация ранее изученного материала

  • Ответить на вопросы, которые находятся на стр. 160

  • 1.Кто такие протестанты?

  • 2.На какие уступки борцам Реформации за церковь вынужден был пойти император Карл V?

  • Почему Англию назвали «владычицей морей»? 

Вопросы в начале параграфа

Вопрос 1. Какими причинами были вызваны конфликты между Испанией и Англией, Испанией и Нидерландами?

Предполагаемый ответ учащихся: Конфликты между Испанией и Англией, Испанией и Нидерландами были вызваны религиозными причинам (противостояние католиков и протестантов), а также политическим (стремлением Испании доминировать в Европе).

Вопрос 2. На какие уступки борцам за реформацию церкви в Германии был вынужден пойти император Карл V?

Предполагаемый ответ учащихся: Карл V был вынужден заключить Аугсбургский религиозный мир, который закрепил лютеранство официальной религией и установил право князей на выбор вероисповедания для своих княжеств.

ВТОРОЙ ЭТАП УРОКА

Сообщение темы, цели урока, мотивация деятельности учащихся.

Рассказ учителя: В XVI веке в Европе начали быстрыми темпами развиваться международные связи, как политические, так и экономические. Этому во многом способствовали Великие географические открытия, которые расширили связи между государствами.

В ходе урока вам предстоит узнать о причинах международных конфликтов и Тридцатилетней войне.

На карте Европы в XVI веке были такие государства, как Испания, Франция, Англия, Португалия, Дания, Швеция, Священная Римская империя.

Организация работы с исторической картой.

Ознакомление с планом изучения нового материала:

  1. Причины международных конфликтов

  2. Итальянские войны

  3. Причины и предпосылки Тридцатилетней войны

  4. Тридцатилетняя война

  5. Вестфальский мир

  1. Причины международных конфликтов

Что же становилось причинами конфликтов между этими государствами? Одним из первых противоречий было стремление к созданию национальных государств с одной стороны и желание сделать Европу единой империей – с другой. К созданию единого государства во главе с императором-католиком стремился Карл V Габсбург. Габсбурги расширяли свои владения за счет династических браков, потом эти территории передавались по наследству. В состав Священной Римской империи входили самые разные этнические области, управление которыми осложнялось в силу непохожести их культур. Объектами конфликтов становились и пограничные области из-за неопределенности их границ.

К созданию национальных государств стремились Англия и Франция. Различие интересов этих крупных государств в значительной степени делало обстановку в Европе напряженной.

Второй причиной конфликтов можно назвать экономические разногласия. Благодаря Великим географическим открытиям для европейских стран стали доступны новые рынки сбыта товаров. Началось отстаивание колониальных интересов. В течение долгого времени Испания и Португалия боролись за сферы влияния в колониях.

За монополию в торговле в Атлантике сражались Испания и Англия. Частыми были нападения английских пиратов на испанские корабли. Свое преимущество в этой борьбе доказала Англия после того, как ей удалось разгромить Непобедимую испанскую армаду.

Северные государства боролись за торговые интересы на Балтике. Здесь основными соперниками были Дания и Швеция.

Большое беспокойство у Европы вызывал восточный вопрос. Он касался усиливающегося могущества Османской империи. После захвата Константинополя империя начала распространять свое влияние и на европейские земли, контролировала морские и сухопутные торговые пути между Азией и Европой.

Третьей причиной обострения отношений между европейскими государствами стала борьба католиков и протестантов. Центром конфликта были религиозные разногласия между Испанией и Англией.

Таким образом, XVI век стал временем непрекращающихся войн между крупными государствами. Однако правители старались сохранять равновесие, не допуская преобладания какой-то одной страны.

  1. Итальянские войны

Самым крупным военным конфликтом XVI века стали Итальянские войны 1494 – 1559 годов. В ходе войн столкнулись интересы Франции и Испании в вопросе обладания итальянскими землями. Причиной конфликтастало желание Франции подчинить себе эти территории по династическому праву. Король Франции Карл VIII был родственником правителей Неаполитанского королевства. Войны длились на протяжении 65 лет, а битвы попеременно приносили успех всем участникам.

В 1559 году был заключен Като́-Камбрези́йский мир, по которому Франция отказывалась от претензий на итальянские земли. А Испания утвердилась на этой территории и превратилась в одно из ведущих государств. В то же время за эти годы было разорено хозяйство Италии, и она перестала участвовать в политической жизни Европы.

  1. Причины Тридцатилетней войны

Первым общеевропейским конфликтом стала Тридцатилетняя война, которая длилась с 1618 по 1648 годы. В нее были втянуты почти все крупные государства Европы. Ход войны можно разделить на четыре периода:

·        Богемский;

·        Датский;

·        Шведский;

·        Франко-Шведский.

Узнаем, что привело к военным событиям. Одной из главных причин стало нарастание противоречий между католиками и протестантами. Острым стал конфликт в Германских землях. Здесь часть княжеств в 1608 году объединилась в Евангели́ческую унию, возглавил которую Фри́дрих IV Пфа́льцский. В 1609 году в ответ на это была образована Католическая лига, главой которой стал Максимиллиа́н Бава́ррский. Противостояние между ними могло привести к вооруженному столкновению. Поэтому Евангелическая уния попросила поддержки Англии и Голландии. Англия согласилась, так как она была протестантским государством. А у Голландии заканчивался срок 12-летнего перемирия с Испанией, и стране была также необходима поддержка. К ним присоединились протестантские Дания и Швеция.

В это же время началось сближение между Габсбургами, которые правили в Испании и Австрии. Они выступали на стороне католической церкви и поддержали германских князей Католической лиги.

Напряжение нарастало.

  1. Тридцатилетняя война

Поводом к началу войны стало восстание в Боге́мии1618 года. Королевство Богемия входило в состав Священной Римской империи, но было протестантским. Из-за этого его жители постоянно испытывали притеснения. В 1617 году королем Богемии был объявлен Фердинанд II, ярый сторонник католичества, как и все Габсбурги. Это возмутило жителей Богемии. 23 мая 1618 года дворяне-протестанты выкинули из окон Чешской канцелярии королевских наместников. Этим фактически была объявлена война Австрии.

Восставшие предложили занять королевский трон главе Евангелической унии Фридриху V Пфальцскому. В ответ на это в Прагу направил свои войска Фердинанд II, объединившийся с Католической лигой.

 

 

8 ноября 1620 года богемская и австрийская армии столкнулись неподалеку от Праги у Белой горы. В битве абсолютную победу одержала католическая армия. Над жителями Богемии была устроена настоящая расправа, начались суровые преследования протестантов. В городах устраивались показательные казни. Некогда процветающее королевство пришло в полный упадок. Этим закончился первый этап Тридцатилетней войны.

В 1621 году возобновились военные действия между Испанией и Голландией. Чтобы не допустить усиления Испании, в конфликт вмешалась Англия, а затем Дания.

Армия Фердинанда II во время битв лишилась части армии, а на восстановление численности военных требовались большие деньги. Тогда свою помощь предложил талантливый полководец А́льбрехт Ва́лленштейн. Он собрал армию из наемников, которыми стали безработные ремесленники и крестьяне. Важной особенностью армии было то, что она сама себя содержала. Войска получили официальное разрешение императора на разграбление тех территорий, где они останавливаются. Это стало настоящей бедой для жителей германских земель.

В 1626 году армии императора удалось нанести полное поражение Дании. Были заняты территории северогерманских государств, где немедленно началось восстановление католичества.

В 1629 году Дания заключила мир, а император подписал «Реституционный эди́кт», по которому отбирались земли у протестантских князей. Наибольшее влияние эдикта было в северо-восточных землях Германии. Туда с целью контроля были назначены императорские администраторы. Это все вызывало бурное негодование со стороны князей-протестантов.

Третий период войны начался в 1630 году, когда шведские войска под командованием короля Густава II Адольфавысадились в Помера́нии. Вообще, вступление Швеции в войну произошло по инициативе Франции. Кардинал Ришельё не мог допустить усиления Габсбургов и Германии в Европе, поэтому предложил занять императорский трон главе Католической лиги Максимиллиану Баваррскому, однако получил отказ.

Тогда он обратился к протестантскому королю Швеции ГуставуII Адольфу. Густав понимал, что в скором времени война против протестантов может переместиться на шведские земли, этого он допустить не мог. Под предлогом защиты протестантских земель Германии 4 июня 1630 года он высадил свои войска в Померании.

Армия Густава Адольфа разительно отличалась от католической и императорской армий. Это были не наемники-грабители, а простые крестьяне, призванные на службу и верные своему государству. Армии оказывали поддержку Франция и Россия.

В 1631 году армии Густава Адольфа и императорского полководца Ти́лли встретились под Ле́йпцигом, где шведы одержали уверенную победу.

К этому времени они уже заняли Баварию. Во время битвы в 1632 году Тилли погиб, и его место занял вернувшийся Валленштейн, набравший армию, стремившуюся к получению наживы с занятых земель.

Действия шведского короля в Германии встревожили Францию. Густав Адольф решил укрепиться в этих землях и объединить их. Этого Ришельё допустить не мог, так как раздробленность германских земель была выгодна Франции. Поэтому поддержка шведов Францией стала ослабляться.

16 ноября 1632 года состоялось сражение у Лю́тцена. Победу в нем одержали шведы, однако был убит их король ГуставII Адольф.

Швеция продолжила войну, командующим армией был назначен А́ксель О́ксеншерна. А Валленштейн укрепился в Богемии и разорял ее жителей постоянными армейскими грабежами. Со временем он начал заключать союзнические договоры с бывшими врагами. Это вызвало недовольство императора, и в 1634 году Валленштейн был убит.

С осени 1634 года шведы потерпели череду поражений, многие германские князья перешли на сторону императора.

В 1635 году начался заключительный этап войны, который длился 13 лет и стал самым сложным и разрушительным. К военным действиям напрямую подключилась Франция. Людовик XIII под влиянием Ришельё объявил войну Испании, так как силы Габсбургов увеличивались, а допустить этого Франция не могла. Теперь войну нельзя было назвать религиозной. Французы были католиками, а выступали на стороне протестантов. Стало очевидным, что военные действия носят исключительно политическую окраску.

У обеих армий практически не оставалось средств. Усилились грабежи населения. Многие города были разорены. Перевес в войне оказывался то на одной, то на другой стороне.

В 1637 году императором Священной Римской империи стал Фердинанд III. Уже в 1643 году он начал переговоры между воюющими сторонами, так как было очевидно, что окончание войны затягивается, а ни одна из сторон так и не получила значительного перевеса.

  1. Вестфальский мир

В 1648 году был заключен Вестфа́льский мир, который включил в себя два соглашения: Оснабрю́кское и Мю́нстерское.

Согласно положениям мира:

·        Франция получала часть Эльза́са, Мец, Туль, Ве́рден;

·        Швеция получала Померанию, остров Рю́ген, Бременское епископство. Однако самым важным для нее стало получение контроля над устьями рек Одер и Эльба, через которые вели внешнюю торговлю германские князья;

·        Швейцария и Нидерланды были признаны независимыми государствами;

·        на германских землях было признано равноправие католической и протестантской религий;

·        германские князья получили право заключать между собой и с иностранными государствами союзы. Это еще больше укрепило политическую раздробленность германских земель.

Таким образом, в ходе Тридцатилетней войны:

·        были разорены германские города;

·        Габсбурги потеряли свое прошлое влияние, а Испания отошла на второй план в европейской политике;

·        усилилось влияние Франции;

·        Швеция получила ведущее место на Балтике;

·        закончились религиозные войны, порожденные реформацией.

Первичная проверка правильности восприятия новых знаний:

Вопросы в конце параграфа

Вопрос 1. Назовите разные точки зрения на политическое устройство Европы, существовавшие в XVII в. Какая из них больше соответствовала эпохе Нового времени?

Предполагаемый ответ учащихся: С начала XVI в. в международной жизни Европы существовали две разные точки зрения на то, каким должно быть её политическое устройство. Первая точка зрения принадлежала правившим в Священной Римской империи австрийским Габсбургам, считавшим, что должна существовать единая империя, объединяющая большинство европейских стран, а в будущем и всю Западную Европу. Во главе такой империи должен стоять поддерживаемый папой римским католический император (без сомнения, из династии Габсбургов), а все государства – члены империи являются его вассалами. Вторая точка зрения – Англии и Франции: в Европе должны существовать самостоятельные национальные государства.

Вопрос 2. Тридцати летнюю войну называют первой общеевропейской войной. Объясните почему.

Предполагаемый ответ учащихся: Тридцатилетнюю войну (1618-1648) историки называют общеевропейской поскольку она была войной не двух-трёх держав, а почти всех стран Европы, объединённых в две мощные коалиции

Вопрос 3. Расскажите о тех изменениях в организации войска и вооружения, благодаря которым шведская армия стала могущественной.

Предполагаемый ответ учащихся: Шведский король, талантливый полководец Густав II Адольф привёл в Германию небольшую, но хорошо организованную, регулярную и профессиональную армию, состоявшую из трёх родов войск, которыми командовали кадровые офицеры. Главной боевой силой короля были стремительные атаки его кавалерии, кроме того, он искусно пользовался лёгкой и подвижной полевой артиллерией. Густав II Адольф усовершенствовал тактику пехотного боя: его солдаты делали три выстрела в то время, когда противник делал один. Он первым в Европе привёл на поля сражений армию, более половины которой состояло из крестьян, призванных в войска на основе воинской повинности (остальные солдаты были наёмниками). Обучение личного состава в армии было непрерывным, часто проводились учения, нарушения воинского устава строго карались, и шведские солдаты славились примерным поведением, не характерным для войск того времени.

Вопрос 4. Составьте в тетради план ответа по теме «Вестфальский мир».

Предполагаемый ответ учащихся:

  1. Вестфальский мир положил конец вражде католиков и протестантов.

  2. Католическая и протестантская церкви признаны равноправными

  3. Упразднён принцип: «Чья земля, того и вера».

  4. Запрещались захваты церковного имущества.

  5. Закреплена политическая раздробленность Священной Римской империи. Германские князья стали независимыми правителями.

  6. Равновесие сил в Европе держалось на усилении Франции Людовика XIV и ослаблении Габсбургов.

Вопрос 5. Перечислите войны в Европе XVIII в. В каких из этих войн принимала участие Россия? Каковы были итоги этих войн для Российского государства?

Предполагаемый ответ учащихся: Северная война (1700-1721), Война за испанское наследство (1701-1714), Война за польское наследство (1733-1735), Война за австрийское наследство (1740-1748), Семилетняя война (1756-1763), русско-шведские война (1741-1743, 1788-1790), русско-турецкие войны (1768-1774, 1787-1792). Россия участвовала почти во всех война (кроме войн за испанское и наследство).

Итогом участия в этих войнах стало не только территориальное приращение (устье Невы и Прибалтика, Малороссия и Крым), но также рост международного авторитета России и степени ее влияния на европейские дела. Россия в XVIII веке входит в число великих держав.

Вопрос 6. Объясните понятие «Восточный вопрос».

Предполагаемый ответ учащихся: Восточный вопрос - соперничеством великих держав (России, Австрии, Великобритании, Франции) за раздел территорий слабеющей Османской империи.5.

Задания к параграфу

Вопрос 2. Подумайте, на чём держалось европейское равновесие после Вестфальского мира.

Предполагаемый ответ учащихся: Равновесие сил в Европе держалось на усилении Франции Людовика XIV и ослаблении Габсбургов.

Вопрос 3. Каковы последствия европейских войн XVIII в. для Великобритании, Австрии, Голландии и Франции?

Предполагаемый ответ учащихся: По итогам войн XVIII в. Англия и Франция стали крупнейшими державами в Европе которые вели борьбу за торговое и колониальное преобладание. Австрия и Голландия утратили свое прежнее могущество и влияние.

Вопрос 4. Выскажите своё мнение о войне как способе разрешения противоречий между государствами.

Предполагаемый ответ учащихся: Война это самое крайнее средство решения противоречий между государствами, которое используется лишь тогда, когда дипломатия не дате результатов. Необходимо все конфликты решить дипломатическим путем, не прибегая к войне.

Вопросы к документу

Вопрос. Чем вы можете объяснить, что грабежи и жестокое отношение к мирному населению не пресекались военным командованием?

Почему именно крестьянское имущество становилось лёгкой добычей солдат – своих и чужих?

Как вы думаете, существовала ли связь между войной, голодом и эпидемиями?

Предполагаемый ответ учащихся: Грабежи и жестокое отношение к мирному населению не пресекались военным командованием потому что, таким способом снабжалась армия Валленштейна, а также военные действия велись на территории протестантских княжеств, поэтому католики закрывали глаза на убийство еретиков.

Потому что крестьяне не имели права носить оружия и не могли защитить себя против солдат.

Да, существовала война губила урожаи, убивало работников, солдаты отбирали пищу, обрекая крестьянские семьи на голод. Голод ослаблял организм ,что способствовало распространению эпидемий.



ТРЕТИЙ ЭТАП УРОКА

Подведение учителем итогов работы на уроке.

Сообщение и комментирование домашнего задания:

Прочитать параграф, заучить характеристику этапов Тридцатилетней войны, выполнить задание на контурной карте «Вестфальский мир»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!