3. | Раскрытие темы Слушание Ф.Шуберт. «Серенада» В.А.Моцарт. «Маленькая ночная серенада» В.А.Моцарт. Реквием. «Lacrimosa» П.И.Чайковский Па-де-де из балета «Щелкунчик». | 25 | Ш. Гуно писал: «Мелодия всегда будет самым чистым выражением человеческой мысли» Как это понимать? Итак, кто может предположить тему сегодняшнего урока? Дело в том, что именно с мелодией мы связываем все, что кажется нам наиболее прекрасным в окружающем мире, - это первая мелодия маминой колыбельной песни, пение птиц, звуки набегающей волны, внутренняя мелодия души (когда душа поет!). Именно мелодия становится музыкой в жизни человека. Не случайно П.И.Чайковский говорил: «Мелодия – душа музыки». Сегодня мы попробуем разобраться, каким целям служат звуки мелодии. Тема нашего урока: Мелодия – душа музыки Мелодия - основная мысль музыкального произведения, выраженная одноголосным напевом, важнейшее средство музыкальной выразительности. Как вы думаете, от чего зависит характер мелодии? - Какой бывает мелодия? Грустная-весёлая (лад мажор-минор) Спокойная-резкая, импульсивная (ритм) Тихая-громкая (динамика) Высокая-низкая (регистр) Быстрая-медленная (темп) Инструментальная – чел.голос (тембр) В отличие от музыкального ритма, способного все вокруг приводить в движение, мелодия воздействует совсем иначе. Иногда слушая волнующую мелодию, хочется даже закрыть глаза. Чем объясняется воздействие мелодии? Может быть тем, что задолго до создания музыкальных инструментов, она принадлежала человеческому голосу, пением выражавшему то, что бессильны были выразить слова? Слушание и анализ музыкальных произведений. Вопросы: Какие чувства вы в ней угадываете? (Нежную грусть, томление, надежду на скорую встречу) Что же заключено в мелодии? Если бы не было слов, о чем бы вам рассказала мелодия? (В мелодии заключено главное: как много печали даже в самой счастливой любви, как может быть печален человек даже в своей радости) Какой лад: мажорный или минорный? (минор) Серенада. Тишина, ушла дневная жара, наступает ясный теплый вечер… «Серно» - так называли теплую вечернюю погоду. Вот в такой вечер и раздавались «серенады» - вечерние песни влюбленных кавалеров, которые они приносили под окна своим возлюбленным. Исполнялись серенады, на открытом воздухе небольшими оркестрами. Серенада [(франц. serenade, от итал. serenata (sereno– ясная погода, ночная прохлада)] – первоначально музыкальное произведение, которое исполняли в вечернее или ночное время перед домом какого-нибудь лица в знак почитания и любви (песня в честь возлюбленной). Послушайте «Маленькую ночную серенаду» Моцарта, и вы поймете, что это за музыка. Вопросы: Чем наполнена мелодия? (Прелестная и грациозная мелодия полна света и обаяния праздничной ночи) Чем пленяет нас мелодия серенады? (Тонкостью и изяществом, чудесным пением, игрой на скрипке) Какой лад: мажорный или минорный? (мажор) - Давайте сравним обе серенады. Какие общие черты? Какие различия? Физкультминутка Умирающий композитор Вольфганг Амадей последние месяцы своей жизни посвятил созданию одного из самых скорбных во всем мировом искусстве сочинений – Реквием, «Lacrimosa» - «Слезный день» - это последняя мелодия, которую он смог написать. Однажды вечером его навестил незнакомец, одетый во все черное. Он заказал Реквием — заупокойную мессу. Заказчик оставлял гонорар и срок выполнения заказа на усмотрение композитора, предложил хороший задаток, но имени своего не сообщил. Моцарт согласился: измотанный постоянным безденежьем, крайне непрактичный в житейских вопросах, он не мог отказаться. Сразу началась работа. Но композитор не мог избавиться от мысли, что заупокойную мессу он пишет для самого себя. Сохранилось его письмо, в котором болезненное состояние отражено с трагической силой: «В моей голове хаос, лишь с трудом собираюсь с мыслями. Образ незнакомца не хочет исчезнуть с глаз моих. Я беспрерывно вижу его. Он просит, он настаивает и требует работы от меня. Я продолжаю писать, ибо сочинение музыки утомляет меня меньше, нежели бездействие. Больше мне нечего бояться. Чувствую — мое состояние подсказывает мне это, — мой час пробил. Я должен умереть. Я чувствую это с такой уверенностью, что мне не требуется доказательств. Я перестаю радоваться своему таланту. А как прекрасна была жизнь! Ее начало сулило великолепные перспективы. Но никому не дано изменить предначертанного судьбой. Надо послушно склониться перед волей Провидения. Итак, я заканчиваю свою погребальную песнь. Я не вправе оставить ее незавершенной. Вена, 7 сентября 1791 года». Непонятная болезнь с каждым днем усиливалась. Несмотря на это, Моцарт работал крайне напряженно. Страдания становились все сильнее. Когда силы совершенно оставляли композитора, он диктовал своему ученику Францу Зюсмайеру, жившему в его доме. В первых числах декабря была написана Lacrimosa. Вечером 4 декабря собравшиеся у постели больного друзья спели ее. Моцарт исполнял партию альта, но разрыдался и не смог продолжать. На следующий день его не стало. Реквием состоит из 12 частей, содержание их — мольба о даровании покоя, спасении души и картины Страшного Суда. Для ее слушания, конечно, нужна особая атмосфера, особое состояние души. Но давайте проникнемся тогдашним душевным состоянием Моцарта и окунемся в эту непостижимую, казалось бы, глубину и силу мелодии. Вопросы: На чем основана интонация мелодии «Lacrimosa»? (На интонации вздоха, плача, это образец глубокой искренности и благородной сдержанности чувств) Каким своеобразием отличается мелодия? (Возвышенная лирическая скорбь, овеянная дыханием вечности, умиротворенности, спокойствия высокого и благородного) Какой лад: мажорный или минорный? (минор) У Чайковского, как подлинно русского музыканта, нет неодухотворенных пейзажей, как и нет танцевальных мелодий, лишенных живого и яркого чувства. Одна из таких мелодий Па-де-де из 2-годействия балета «Щелкунчик». Эта мелодия, возникающая после неторопливого вступления, начинается сразу с высшей точки. Такой тип начала получил название «вершина-источник»: он подобно водопаду, зарождается на высоте, и затем уж мелодия движется только вниз, «растворяясь» в пассажах аккомпанемента. Слушая мелодию Па-де-де из балета «Щелкунчик», удивляешься, как много в музыке от живой человеческой речи! Наверное, в этом ее свойстве снова и снова обнаруживает себя происхождение мелодии от интонации человеческого голоса. Ей доступны мельчайшие оттенки – и вопрос, и восклицание, и даже многоточие. Вслушайтесь в интонационное развитие этого фрагмента – и вы убедитесь, что в нем присутствует все многообразие эмоционального высказывания. Но есть в ней и то, о чём великий романтик Г. Гейне сказал: «Где кончаются слова, там начинается музыка». Какой лад: мажорный или минорный? (мажор) | Высказывают свои размышления. Высказывают свои предположения. Записывают тему в тетрадь. Записывают определение понятия МЕЛОДИЯ. Отвечают на вопросы. Записывают композитора и название музыкального произведения. Слушают муз. произведение. Отвечают на вопросы. Записывают композитора и название музыкального произведения. Записывают определения понятия СЕРЕНАДА. Слушают муз. произведение. Отвечают на вопросы. Высказывают свои мнения. Записывают композитора и название музыкального произведения. Слушают муз. произведение. Отвечают на вопросы. Записывают композитора и название музыкального произведения. | Личностные Коммуникативные Регулятивные |