СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Мелодия - душа музыки"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен конспект урока и презентация (без музыкальных произведений).

Просмотр содержимого документа
«Мелодия - душа музыки»

Тема урока: "Мелодия- душа музыки".

Цель деятельности: помочь учащимся понять, каким целям служат звуки мелодии;

 чем объясняется воздействие мелодии на самые сокровенные человеческие чувства

Тип урока: расширение и углубление новых знаний

Планируемые результаты:

Личностные: воспитать понимание музыки через ритм;

  1. Метапредметные: Развивать способность к сопереживанию.

  2. Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения классической музыки.

  1. Предметные: Научить определять мажорный и минорный лад.

Учить проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений.

Оборудование: компьютер, колонки, проектор.

Музыкальный материал: слушание Ф.Шуберт «Серенада»; В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада»; Реквием «Lacrimosa»,  П.И.Чайковский, Па-де-де из балета «Щелкунчик»; разучивание «Прекрасное далёко», музыка Е.Крылова, слова Ю. Энтина,

Презентация «Мелодия - душа музыки».

Ход урока

Этап урока. Методы и приемы.

Хрон.

(мин)

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Орг. момент

2

Здравствуйте, ребята!

(Учащиеся читают стихотворение)

Стихия музыки – могучая стихия,

Она чем непонятней, тем сильней.

Глаза мои, бездонные, сухие,

Слезами наполняются при ней.

Она и не видна, и невесома,

И мы ее в крови своей несем.

Мелодия всемирная истома,

Как соль в воде, растворена во всем…

                             Евгений Винокуров


Ребята, а каких композиторов вы знаете?

Читают стихотворение с экрана.









Отвечают на вопрос.

Коммуникативные

Регулятивные

Подготовка к изучению новой темы

3

Ребята, для того чтобы понять, о чём мы сегодня будем говорить, я предлагаю вам разгадать ребус. (мелодия)

А теперь предлагаю вам подумать и сказать с чем ассоциируется у вас слово МЕЛОДИЯ

Записываю на доске (кластер)


Заглянем в словарик и узнаем, что же такое мелодия?

Мелодия (греч. μελωδία , от μελος— напев, песня и ωδή— песня, пение) - основная мысль музыкального произведения, выраженная одноголосным напевом, важнейшее средство музыкальной выразительности.

Разгадывают ребус


Называют ассоциации


3.

Раскрытие темы

Слушание

Ф.Шуберт. «Серенада»

В.А.Моцарт. «Маленькая ночная серенада»

В.А.Моцарт. Реквием. «Lacrimosa»

П.И.Чайковский Па-де-де из балета «Щелкунчик».

25

Ш. Гуно писал: «Мелодия всегда будет самым чистым выражением человеческой мысли»

Как это понимать?

Итак, кто может предположить тему сегодняшнего урока?


Дело в том, что именно с мелодией мы связываем все, что кажется нам наиболее прекрасным в окружающем мире, - это первая мелодия маминой колыбельной песни, пение птиц, звуки набегающей волны, внутренняя мелодия души (когда душа поет!). Именно мелодия становится музыкой в жизни человека. Не случайно П.И.Чайковский говорил: «Мелодия – душа музыки».

Сегодня мы попробуем разобраться, каким целям служат звуки мелодии.

Тема нашего урока: Мелодия – душа музыки

Мелодия - основная мысль музыкального произведения, выраженная одноголосным напевом, важнейшее средство музыкальной выразительности.


Как вы думаете, от чего зависит характер мелодии?

- Какой бывает мелодия?

Грустная-весёлая (лад мажор-минор)

Спокойная-резкая, импульсивная (ритм)

Тихая-громкая (динамика)

Высокая-низкая (регистр)

Быстрая-медленная (темп)

Инструментальная – чел.голос (тембр)

В отличие от музыкального ритма, способного все вокруг приводить в движение, мелодия воздействует совсем иначе. Иногда слушая волнующую мелодию, хочется даже закрыть глаза. Чем объясняется воздействие мелодии? Может быть тем, что задолго до создания музыкальных инструментов, она принадлежала человеческому голосу, пением выражавшему то, что бессильны были выразить слова?


Слушание и анализ музыкальных произведений.

  • Ф.Шуберт. «Вечерняя серенада»

Вопросы:

  • Для какого исполнителя (инструменталиста, вокалиста) создана эта проникновенная лирическая мелодия (Для голоса в сопровождении фортепиано)

 Какие чувства вы в ней угадываете? (Нежную грусть, томление, надежду на скорую встречу)

Что же заключено в мелодии? Если бы не было слов, о чем бы вам рассказала мелодия? (В мелодии заключено главное: как много печали даже в самой счастливой любви, как может быть печален человек даже в своей радости)

Какой лад: мажорный или минорный? (минор)

  • В.А.Моцарт. «Маленькая ночная серенада»

 Серенада. Тишина, ушла дневная жара, наступает ясный теплый вечер…

«Серно» - так называли теплую вечернюю погоду. Вот в такой вечер и раздавались «серенады» - вечерние песни влюбленных кавалеров, которые они приносили под окна своим возлюбленным. Исполнялись серенады, на открытом воздухе небольшими оркестрами.

Серенада [(франц. serenade, от итал. serenata (sereno– ясная погода, ночная прохлада)] – первоначально музыкальное произведение, которое исполняли в вечернее или ночное время перед домом какого-нибудь лица в знак почитания и любви (песня в честь возлюбленной).

Послушайте «Маленькую ночную серенаду» Моцарта, и вы поймете, что это за музыка.

Вопросы:

Чем наполнена мелодия? (Прелестная и грациозная мелодия полна света и обаяния праздничной ночи)

 Чем пленяет нас мелодия серенады? (Тонкостью и изяществом, чудесным пением, игрой на скрипке)

Какой лад: мажорный или минорный? (мажор)


- Давайте сравним обе серенады.

  • Какие общие черты?

  • Какие различия?

Физкультминутка


  • В.А.Моцарт. Реквием. «Lacrimosa»

Умирающий композитор Вольфганг Амадей последние месяцы своей жизни посвятил созданию одного из самых скорбных во всем мировом  искусстве сочинений – Реквием, «Lacrimosa» - «Слезный день» - это последняя мелодия, которую он смог написать. Однажды вечером его навестил незнакомец, одетый во все черное. Он заказал Реквием — заупокойную мессу. Заказчик оставлял гонорар и срок выполнения заказа на усмотрение композитора, предложил хороший задаток, но имени своего не сообщил. Моцарт согласился: измотанный постоянным безденежьем, крайне непрактичный в житейских вопросах, он не мог отказаться. Сразу началась работа. Но композитор не мог избавиться от мысли, что заупокойную мессу он пишет для самого себя. Сохранилось его письмо, в котором болезненное состояние отражено с трагической силой: «В моей голове хаос, лишь с трудом собираюсь с мыслями. Образ незнакомца не хочет исчезнуть с глаз моих. Я беспрерывно вижу его. Он просит, он настаивает и требует работы от меня. Я продолжаю писать, ибо сочинение музыки утомляет меня меньше, нежели бездействие. Больше мне нечего бояться. Чувствую — мое состояние подсказывает мне это, — мой час пробил. Я должен умереть. Я чувствую это с такой уверенностью, что мне не требуется доказательств. Я перестаю радоваться своему таланту. А как прекрасна была жизнь! Ее начало сулило великолепные перспективы. Но никому не дано изменить предначертанного судьбой. Надо послушно склониться перед волей Провидения. Итак, я заканчиваю свою погребальную песнь. Я не вправе оставить ее незавершенной. Вена, 7 сентября 1791 года».

Непонятная болезнь с каждым днем усиливалась. Несмотря на это, Моцарт работал крайне напряженно. Страдания становились все сильнее. Когда силы совершенно оставляли композитора, он диктовал своему ученику Францу Зюсмайеру, жившему в его доме. В первых числах декабря была написана Lacrimosa. Вечером 4 декабря собравшиеся у постели больного друзья спели ее. Моцарт исполнял партию альта, но разрыдался и не смог продолжать. На следующий день его не стало.

Реквием состоит из 12 частей, содержание их — мольба о даровании покоя, спасении души и картины Страшного Суда.

Для ее слушания, конечно, нужна особая атмосфера, особое состояние души. Но давайте проникнемся тогдашним душевным состоянием Моцарта и окунемся в эту непостижимую, казалось бы, глубину и силу мелодии.

Вопросы:

На чем основана интонация мелодии «Lacrimosa»? (На интонации вздоха, плача, это образец глубокой искренности и благородной сдержанности чувств)

 Каким своеобразием отличается мелодия? (Возвышенная лирическая скорбь, овеянная дыханием вечности, умиротворенности, спокойствия высокого и благородного)

Какой лад: мажорный или минорный? (минор)


  • П.И.Чайковский Па-де-де из балета «Щелкунчик».

У Чайковского, как подлинно русского музыканта, нет неодухотворенных пейзажей, как и нет танцевальных мелодий, лишенных живого и яркого чувства. Одна из таких мелодий Па-де-де из 2-годействия  балета «Щелкунчик». Эта мелодия, возникающая после неторопливого вступления, начинается сразу с высшей точки. Такой тип начала получил название «вершина-источник»: он подобно водопаду, зарождается на высоте, и затем уж мелодия движется только вниз, «растворяясь» в пассажах аккомпанемента. Слушая мелодию Па-де-де из балета «Щелкунчик», удивляешься, как много в музыке от живой человеческой речи! Наверное, в этом ее свойстве снова и снова обнаруживает себя происхождение мелодии от интонации человеческого голоса. Ей доступны мельчайшие оттенки – и вопрос, и восклицание,  и даже многоточие.

Вслушайтесь в интонационное развитие этого фрагмента – и вы убедитесь, что в нем  присутствует все многообразие эмоционального высказывания. Но есть в ней и то, о чём великий романтик Г. Гейне сказал: «Где кончаются слова, там начинается музыка».

Какой лад: мажорный или минорный? (мажор)

Высказывают свои размышления.


Высказывают свои предположения.









Записывают тему в тетрадь.

Записывают определение понятия МЕЛОДИЯ.

Отвечают на вопросы.























Записывают композитора и название музыкального произведения.

Слушают муз. произведение.

Отвечают на вопросы.




Записывают композитора и название музыкального произведения.




Записывают определения понятия СЕРЕНАДА.

Слушают муз. произведение.


Отвечают на вопросы.






Высказывают свои мнения.




Записывают композитора и название музыкального произведения.










































Слушают муз. произведение.


Отвечают на вопросы.







Записывают композитора и название музыкального произведения.


Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

4.

Пение.

«Прекрасное Далеко»

5

III. Разучивание песни «Прекрасное далеко» (музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина»

Песня, которую мы с вами выучим, совершенна в мелодическом отношении, она тоже о красоте – красоте нашей веры в добро, светлое будущее. Написали ее композитор Е. Крылатов и поэт  Ю. Энтин. Называется она «Прекрасное далёко».


Последов. Раб.

Цели. Задачи

Вокально-хоровые тр.

1.разучивание произведения по фразам

1.Удержание мелодии на одном звуке

2. Пропевание мелодии legato

3.Скачок на сексту



4. Соблюдение в припеве данного ритма


1. Пение мелодии на одном звуке


2. Петь не stakatto


3. Соблюдение скачков выше чем на квинту

4. Ритм с шестнадцатыми вместе с восьмыми


Знакомятся с произведением.


Записывают название и авторов.



Приобретают навыки хорового пения

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

5.

Итоги урока.

2

 Итак, наш урок подходит к концу. Я хочу подвести некоторые итоги, а вы исправьте неточности:

- Мелодия – второстепенное средство выразительности музыки

- Характер мелодии определяется сам по себе, независимо от настроений композитора

- Человек не может выразить в музыке свои эмоции и чувства

- Музыка не способна разбудить душу и заставить ее работать.

 

Откройте дневники, запишите домашнее задание: написать эссе на тему «Мелодия – душа музыки»

Анализируют пройденный урок












Записывают домашнее задание

Личностные

Коммуникативные

6.

Рефлексия

3

- В заключение нашей встречи мы создадим мелодию нашего настроения: оценим его по 7 бальной системе (по кол-ву нот)

(нарисовать нотный стан на доске и написать ноты).

Вот что у нас поучилось…….. учитель наигрывает мелодию из предложенных нот.

Урок окончен. До свидания.

Дети рисуют у себя в тетради нотный стан и создают своё настроение.




Просмотр содержимого презентации
«Мелодия - душа музыки»

Стихия музыки – могучая стихия, Она чем непонятней, тем сильней. Глаза мои, бездонные, сухие, Слезами наполняются при ней. Она и не видна, и невесома, И мы её в крови своей несём. Мелодия всемирная истома, Как соль в воде, растворена во всём…                               Евгений Винокуров

Стихия музыки – могучая стихия,

Она чем непонятней, тем сильней.

Глаза мои, бездонные, сухие,

Слезами наполняются при ней.

Она и не видна, и невесома,

И мы её в крови своей несём.

Мелодия всемирная истома,

Как соль в воде, растворена во всём…

                             

Евгений Винокуров

И=Е Я=О О=И 1 МЕЛОДИЯ

И=Е

Я=О

О=И

1

МЕЛОДИЯ

МЕЛОДИЯ

МЕЛОДИЯ

Мелодия  (греч. μελωδία , от μελος— напев, песня и ωδή— песня, пение) - основная мысль музыкального произведения, выраженная одноголосным напевом, важнейшее средство музыкальной выразительности.

Мелодия

(греч. μελωδία , от μελος— напев, песня и ωδή— песня, пение) - основная мысль музыкального произведения, выраженная одноголосным напевом, важнейшее средство музыкальной выразительности.

Мелодия – душа музыки

Мелодия – душа музыки

Мелодия  (греч. μελωδία , от μελος— напев, песня и ωδή— песня, пение) - основная мысль музыкального произведения, выраженная одноголосным напевом, важнейшее средство музыкальной выразительности.

Мелодия

(греч. μελωδία , от μελος— напев, песня и ωδή— песня, пение) - основная мысль музыкального произведения, выраженная одноголосным напевом, важнейшее средство музыкальной выразительности.

- Как вы думаете, от чего зависит характер мелодии? - Какой бывает мелодия? Грустная-весёлая (лад мажор-минор) Спокойная-резкая, импульсивная (ритм) Тихая-громкая (динамика) Высокая-низкая (регистр) Быстрая-медленная (темп) Инструментальная – чел.голос (тембр)

- Как вы думаете, от чего зависит характер мелодии?

- Какой бывает мелодия?

Грустная-весёлая (лад мажор-минор)

Спокойная-резкая, импульсивная (ритм)

Тихая-громкая (динамика)

Высокая-низкая (регистр)

Быстрая-медленная (темп)

Инструментальная – чел.голос (тембр)

ВОПРОСЫ

ВОПРОСЫ

  • Для какого исполнителя (инструменталиста, вокалиста) создана эта проникновенная лирическая мелодия
  •   Какие чувства вы в ней угадываете?
  •   Что же заключено в мелодии? Если бы не было слов, о чем бы вам рассказала мелодия?
Серенада [(франц. serenade, от итал. serenata (sereno– ясная погода, ночная прохлада)] – первоначально музыкальное произведение, которое исполняли в вечернее или ночное время перед домом какого-нибудь лица в знак почитания и любви (песня в честь возлюбленной).

Серенада [(франц. serenade, от итал. serenata (sereno– ясная погода, ночная прохлада)] – первоначально музыкальное произведение, которое исполняли в вечернее или ночное время перед домом какого-нибудь лица в знак почитания и любви (песня в честь возлюбленной).

ВОПРОСЫ

ВОПРОСЫ

  • Чем наполнена мелодия?
  •   Чем пленяет нас мелодия серенады?
Сравнение обеих серенад Общие черты  Различия

Сравнение обеих серенад

Общие черты

Различия

  • Австрийские композиторы
  • Образ любви, ночи
  • в первом яркость, во втором неторопливость,
  • разные по качеству элементов музыкальной выразительности
  • По жанру: первый – инструментальный, второй - вокальный
ВОПРОСЫ

ВОПРОСЫ

  • На чем основана интонация мелодии «Lacrimosa»?
  •   Каким своеобразием отличается мелодия ?
Прекрасное далёко  композитор Е. Крылатов, поэт  Ю. Энтин 1. Слышу голос из Прекрасного Далека    Голос утренний в серебряной росе    Слышу голос и манящая дорога    Кружит голову как в детстве карусель Пр-в:  Прекрасное Далеко, не будь ко мне жестоко, Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь! От чистого истока  в Прекрасное Далеко, В Прекрасное Далеко я начинаю путь

Прекрасное далёко композитор Е. Крылатов, поэт  Ю. Энтин

1. Слышу голос из Прекрасного Далека

   Голос утренний в серебряной росе

   Слышу голос и манящая дорога

   Кружит голову как в детстве карусель

Пр-в:  Прекрасное Далеко, не будь ко мне жестоко,

Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь!

От чистого истока  в Прекрасное Далеко,

В Прекрасное Далеко я начинаю путь

2. Слышу голос из Прекрасного Далека    Он зовет меня в чудесные края.    Слышу голос – голос спрашивает строго,    А сегодня что для завтра сделал я? Пр-в:  Прекрасное Далеко, не будь ко мне жестоко, Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь! От чистого истока  в Прекрасное Далеко, В Прекрасное Далеко я начинаю путь

2. Слышу голос из Прекрасного Далека

   Он зовет меня в чудесные края.

   Слышу голос – голос спрашивает строго,

   А сегодня что для завтра сделал я?

Пр-в:  Прекрасное Далеко, не будь ко мне жестоко,

Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь!

От чистого истока  в Прекрасное Далеко,

В Прекрасное Далеко я начинаю путь

                                   3. Я клянусь, что стану чище и добрее   И в беде не брошу друга никогда. Слышу голос –и спешу на зов скорее По дороге, на которой нет следа Пр-в:  Прекрасное Далеко, не будь ко мне жестоко, Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь! От чистого истока  в Прекрасное Далеко, В Прекрасное Далеко я начинаю путь

                                  

3. Я клянусь, что стану чище и добрее

  И в беде не брошу друга никогда.

Слышу голос –и спешу на зов скорее

По дороге, на которой нет следа

Пр-в:  Прекрасное Далеко, не будь ко мне жестоко,

Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь!

От чистого истока  в Прекрасное Далеко,

В Прекрасное Далеко я начинаю путь

Подведение итогов Мелодия – второстепенное средство выразительности музыки Характер мелодии определяется сам по себе, независимо от настроений композитора Человек не может выразить в музыке свои эмоции и чувства Музыка не способна разбудить душу и заставить ее работать.

Подведение итогов

Мелодия – второстепенное средство выразительности музыки

Характер мелодии определяется сам по себе, независимо от настроений композитора

Человек не может выразить в музыке свои эмоции и чувства

Музыка не способна разбудить душу и заставить ее работать.

Домашнее задание: написать эссе на тему «Мелодия – душа музыки»

Домашнее задание:

написать эссе на тему «Мелодия – душа музыки»

До  – хотелось поскорее уйти с урока Ре  – было очень трудно, многие моменты были непонятны Ми  – понравилось исполнение трех знаменитых оперных певцов Фа  – не успели устать, всё время что-то узнавали Соль  – было интересно, а что же дальше Ля  – мне понравилось на уроке Си  – всё было интересно на уроке

До – хотелось поскорее уйти с урока

Ре – было очень трудно, многие моменты были непонятны

Ми – понравилось исполнение трех знаменитых оперных певцов

Фа – не успели устать, всё время что-то узнавали

Соль – было интересно, а что же дальше

Ля – мне понравилось на уроке

Си – всё было интересно на уроке


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!