Конспект урока математики
Класс: 2.
Тема: Взаимное расположение фигур на плоскости.
Тип урока: формирования новых знаний и умений.
Цели: дать понятие о пересекающихся и непересекающихся фигурах через решение практических задач.
Задачи: - развивать пространственные представления, математическую речь, внимание, логическое мышление;
-активизировать стремление учащихся самостоятельно получать новые знания;
-формировать умение учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Оборудование: мультимедийный проектор (презентация), карточки для индивидуальной работы, раздаточный материал для учащихся (геометрические фигуры).
Ход урока
1.Организационный момент.
-Проверка готовности к уроку.
-Детям предлагается отгадать загадки о геометрических фигурах, назвать известные им другие геометрические фигуры.
2. Подготовка к усвоению нового материала.
-Детям предлагается сравнить два рисунка с геометрическими фигурами (Сходство: одни и те же геометрические фигуры, одинаковое количество фигур, все фигуры являются многоугольниками. Отличие: разное расположение фигур - на одном рисунке фигуры пересекаются, на другом нет).
-Дети делают вывод, что фигуры могут располагаться по разному относительно друг друга.
3. Определение темы, цели и задач урока.
-Дети читают на слайде тему урока, определяют, что им уже известно в теме (понятие «геометрические фигуры»), что новое (взаимное положение).
-Взаимное положение фигур может быть разным. -Ставится основная цель урока: понять, как могут располагаться фигуры относительно друг друга .
-Предлагается составить план достижения цели урок по опорным словам:
провести наблюдение…, сконструировать…, сделать вывод о…
-Определить, какие знания пригодятся для достижения цели (знания о геометрических фигурах).
-Предлагается оформить знания в виде схемы (заготовка схемы на слайде).
4.Первичное усвоение новых знаний.
-Учитель предлагает детям с помощью прозрачных пластиковых фигурок показать различные пересечения фигур.
Чтобы общей частью фигур была точка.
Чтобы общей частью был отрезок.
Чтобы общей частью была другая фигура.
-Дети делают вывод, что при пересечении фигур общей частью может быть точка, отрезок или другая фигура.
- Сравнение вывода в учебнике с тем, который сделали дети, корректирование формулировки.
- Выполнение заданий учебника (определение общей части при пересечении фигур).
- Предлагается подумать, для чего эти знания могут пригодиться в жизни (в помощь детям показываются слайды :художественная мозаика, работа столяра, работа закройщика, пазлы).
-Дети делают вывод, что новые знания пригодятся и в работе, и в искусстве, и в игре.
5.Первичное закрепление новых знаний.
- Работа в группах: выкладывание предложенных на слайдах рисунков из геометрических фигур (проанализировать, какая общая часть получается при пересечении фигур).
- Работа в парах: выполнение заданий в рабочей тетради, сравнение и обсуждение результатов. Дети, выполнившие правильно задания, становятся «консультантами» для остальных. Запрос помощи «консультанта» осуществляется сигнальной карточкой.
-Подтвердила ли практическая работа ранее сделанный вывод?
6.Подведение итогов урока, рефлексия.
- оформление теоретического материала в виде схемы (дети вставляют слова, напечатанные на карточках, в пустые окошечки схемы).
Взаимное расположение фигур
Общая часть Общая часть
есть нет
Тока
Отрезок
Фигура
- Составление вывода по схеме.
- Добились ли поставленной цели? Что было интересно на уроке? Что помогло в работе?
- Коллективная работа. Составление на доске из геометрических фигур панно «Елочка». (каждый ребенок прикрепляет одну фигуру и делает вывод о взаимном расположении своей фигуры относительно других, работа занимает по времени 4-5 минут)
-Предлагается прикрепить на елку цветные шарики в зависимости от настроения учащихся после занятия (степень удовлетворенности от работы на уроке).
Примечание: в ходе урока предусмотрено 2 динамические паузы, домашнее задание детям не было предложено, так как урок проводился перед выходным днем.